Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Развитие компетентности учителя-предметника в условиях современного информационного общества
2017-05-21, 6:20 AM
Развитие компетентности учителя-предметника в условиях современного информационного общества

Кокош И.Н.

район Шал акына, г. Сергеевка, школа-гимназия им.Е.А.Букетова

Образование-это мир человека,
и он должен быть достойным его,
чтобы, находясь в нем,
человек мог улучшать и мир,
и себя в нем.
А.М.Новиков, академик РАО

Реформирование системы образования в Республике Казахстан направлено не только на повышение качества образования, но и на приведение его в соответствие с современными общеевропейскими требованиями.
Смысл современного образования-в развитии способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности. Смысл организации образовательного процесса – в создании условий для формирования у обучаемого опыта самостоятельного решения проблем (О.Е.Лебедев. Шк. технологии,2004,5)[I]
Приоритетными направлениями в образовательной политике многих государств, в том числе и Казахстана, стало стремление интегрироваться в европейское образовательное пространство.
В Европейской квалификационной системе определены восемь базовых компетенций:
• уметь общаться на родном языке;
• уметь общаться на иностранных языках;
• уметь проявлять навыки по элементарной математике и компетенции в науке и технологии;
• уметь проявлять компетенции в области цифровых технологий/информационные компетентности;
• уметь учиться;
• уметь проявлять межличностные, межкультурные, социальные и гражданские компетенции;
• уметь проявлять навыки предпринимательства;
• уметь формировать ценности на основе мировой и национальной культуры.
В формировании данных компетенций ведущая роль отводится учителю. Компетентностный подход « по-новому определяет уровень образованности в современных условиях как способность решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, действовать в ситуациях неопределенности. Акцент смещается в сторону развития способностей использовать полученные знания». [I] Решение проблемы требует изменений в структуре организации образовательного процесса и в его технологии.
Есть два пути решения проблемы: как простому учителю в короткий срок освоить компетентностный подход в образовании – через систему повышения квалификации и через самообразование.
В основе и первого, и второго пути должно быть заложено следующее:
- потребность и готовность учителя к переходу от традиционных методов обучения к современным;
- овладение педагогами новыми педтехнологиями;
- освоение технологии построения современного урока.
Реформа системы среднего образования предполагает разработку новой национальной модели школьного образования, которая будет отличаться от старой иной методической системы обучения.
В связи с этим, «в педагогической практике актуален поиск наиболее эффективных путей и способов организации учебно-воспитательного процесса, формирование познавательного интереса, мотивов учения школьников и воспитание общественно-активной личности»[II]. Овладение современными педагогическими технологиями-одна из важнейших задач, стоящих перед учительством страны.
Педагогические технологии должны обеспечить становление личности, успешной в профессиональной и семейной сферах, находящейся в согласии с другими людьми и самим собой. На сегодняшний день одними из самых современных и продуктивных являются информационные технологии. Они способствуют развитию ключевых компетенций, как учащихся, так и учителя. Известно, что учитель может научить только тому, чем сам владеет в совершенстве. Отсюда возникает проблема: не каждый учитель в совершенстве владеет ИКТ.
В условиях глобализации, когда происходит всемирная экономическая, политическая и культурная интеграция, необходимо овладевать информационными технологиями.
Информационные технологии «позволяют построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения; коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; охватить обучением одновременно значительное количество учащихся, обеспечив высокое качество подготовки; применять в практической деятельности приобретаемые знания и навыки по мере их освоения; последовательно отслеживать уровень знаний и приобретённых навыков».[IV]
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они
• позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
• способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
• позволяют индивидуализировать процесс обучения;
• повышают интерес к урокам;
• активизируют познавательную деятельность учащихся;
• развивают творческий потенциал учащихся;
• осовременивают урок;
• формируют иную, чем на традиционных уроках, культуру поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.
В условиях современного информационного общества, - общества основанного на знании, - образовательные технологии становятся все более ориентированными на пользователя, они должны уметь гибко адаптироваться к современным условиям, должны быть направлены на выработку устойчивой мотивации к учению.
Для этого нужно не просто повышать свою педагогическую квалификацию, а постепенно менять представление о системе преподавания в целом, отходить от традиционной системы, осваивать новый, компетентностный подход в образовании.
Образование стоит сегодня перед вызовом. Суть этого вызова «состоит в необходимости в изменении ориентации человека в мире, в необходимости формирования нового типа мышления, нового понимания человеком своего места в истории, обществе и мире».[III]
Современный учитель становится во все большей степени консультантом, наставником и посредником. Его задача - «помочь учащемуся самому сформировать свое образование и осознать свою личную ответственность за это». [III]. Следовательно, методы обучения должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться.
В книге Г.А.Рудик «Компетентностный подход в образовании» современный урок рассматривается в пяти проекциях:
1. На современном уроке следует отказаться от номиналистики предметного знания и стремиться закладывать фундамент универсального видения мира в координатах «природа-общество - человек».
2. На современном уроке следует отказаться от системы овладения буквой знаний и руководствоваться системой овладения духом знаний.
3. На современном уроке следует не «разжевывать» знания, а дать возможность ученику добывать знания в пределах своих потребностей.
4. На современном уроке следует не передавать знания, а формировать жизненно важные качества личности ученика; следует готовить не к поступлению в университет, а к жизни.
5. На современном уроке следует вести ученика не к накоплению знаний, а к социальной мудрости.
С точки зрения данных проекций нужно подходить к каждому уроку.
В заключение хотелось бы привести слова Данильченко В.М.,доцента кафедры общей педагогики Комсомольского-на-Амуре педагогического университета: «Человечество, озабоченное своим выживанием, всё больше обращается к проблемам образования, его развития и совершенствования, поскольку уже сейчас решается, каким будет новый век-просвещенным или невежественным, гуманным или агрессивным. В 21 веке и новом тысячелетии проблемы образования становятся приоритетными во всем мире, так как они определяют будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом. Перед нами стоит стратегическая задача, воспитания образованной и ответственной личности, способной обеспечить не только собственное жизнетворчество, но и разумную жизнедеятельность других людей».[V]
Список литературы
1.Сборник «Развитие творческого и интеллектуального потенциала личности в условиях специализированной школы для одаренных детей. - Петропавловск,2007
2.Менеджмент в образовании. Информационно-методический вестник РИПК СО. - Алматы,1999
3.Г.А.Рудик Компетентностный подход в образовании (вопросы и ответы). - Монреаль,2012
4. Энциклопедия педагогических технологий. - С.-П.:Каро,2002
5. Полемика: Электронный журнал, 2002 выпуск, 13
6. Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан, ГОСО РК 2.3.4.01-2010
Категория: Психология | Добавил: 28041974
Просмотров: 185 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-06-25, 6:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [178]
Педагогика [302]
Математика [823]
Физика [264]
История [360]
Классному руководителю [538]
Русский язык и литература [723]
Физическая культура [224]
Английский язык [433]
Искусство [195]
Родительский совет [17]
Биология [337]
Информатика [382]
Начальная школа [1949]
Мой Казахстан [250]
Технология [138]
Самопознание [180]
Технология труда [61]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [168]
Дошколенок [508]
География [138]
Школьная библиотека [54]
Казахский язык и литература [585]
Химия [41]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru