Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

"Вначале было чувство!". Интегрированное учебное занятие. Часть III
[ Скачать с сервера (1.30 Mb) ] 2012-04-22, 4:00 PM
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии

В.Г. Смелова

ВНАЧАЛЕ БЫЛО ЧУВСТВО
ИНТЕГРИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ О ЗНАЧЕНИИ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ЧАСТЬ III
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

История изучения эмоций с древнейших времен до работ Чарльза Дарвина

Периоду естественно-научного подхода к анализу эмоций предшествовало длительное осмысление их места в психической деятельности человека. Стоики рассматривали аффекты как «порчу разума» и считали, что человека следует «лечить» от них как от болезни. Только освобожденный от любых аффектов разум будет в состоянии руководить поведением.
Вместе с тем необходимо отметить некоторую противоречивость в идеях античных философов о негативной роли эмоций в мышлении. Например, рассуждая в диалоге «Ион» о сущности художественного творчества, Сократ говорит о его божественном происхождении. Он отмечает, что любой хороший поэт может творить лишь благодаря божественной силе в особом состоянии «вдохновения и одержимости», когда «не будет в нем более рассудка». Бог, лишая поэтов рассудка, «через них подает нам свой голос» В диалоге «Филеб» говорится об особом виде «истинных чистых удовольствий», которые возникают не только от созерцания прекрасных цветов и форм, слушания мелодий, но и от занятий науками. Эти истинные чистые удовольствия не смешиваются со страданиями, им присуща соразмерность. они являются почти «родственниками Разумения и Ума».
В III в. до н. э. Аристотель в своем трактате «О душе» высказал предположение, что люди и животные способны давать чувственные оценки (благодаря тому, что он называл vis estimativa) как хороших или плохих для них и что эти оценки вызывают эмоцию, удовольствие или неудовольствие.
Таким образом, философы античности выдвинули весьма важное положение, характеризующее взаимосвязь эмоций и мышления. Они впервые обратили внимание на особый вид эмоциональных переживаний, резко отличающихся от других как по характеру своих проявлений, так и по роли в процессе познания. Речь идет о так называемых «умственных наслаждениях», источником которых является сама познавательная деятельность. «Умственные удовольствия и страдания» по сравнению с другими видами эмоциональных переживаний человека рассматривались философами античности как некие высшие, «чистые» переживания, оторванные от повседневности, от более «низменных» потребностей и страстей тела. Особое место среди этих «чистых» и возвышенных чувств занимает удивление, которое не только не «загрязняет» разум, уводя его от познания истины, а, напротив, по мнению Аристотеля, является своеобразным побудителем познавательной деятельности.
В XYII в. Рене Декарт выдвинул положение, согласно которому под влиянием эмоции организм осуществляет полезные для его действия и уклоняется от совершения вредных. Декарт утверждал, что все эмоции вызываются непосредственно побуждением к действию «животных духов», или возбуждением врожденных рефлекторных актов, сопровождаемых необходимыми для выживания физиологическими изменениями.
В учении об аффектах, разработанном Спинозой (1632-1677), анализируется природа и происхождение аффектов. Большое внимание в этом учении уделяется роли и могуществу человеческого разума в борьбе с аффектами. Аффекты могут приносить не только вред, но и пользу, увеличивая способности тела. Однако все аффекты могут вводить человека в заблуждение, делая его игрушкой фортуны. Победа разума над аффектами ведет к человеческой свободе.
В работах философов XYIII – начала XIX в. большое место занимал вопрос о взаимоотношении аффективной сферы и телесных реакций. Высказывались предположения о зависимости эмоциональных состояний от органических изменений и о противоположных причинно-следственных отношениях. Важно отметить, что некоторые философы пришли к заключению о связи эмоций с конфликтом между представлениями (т.е. в соответствии с современной нам терминологией – рассогласованием).

Приложение 2
Работы Чарльза Дарвина
Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что первичные эмоции сформировались задолго до появления человека как чувственное выражение инстинктивной деятельности.
Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Чарльз Дарвин. Его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных» (в другом переводе «Происхождение выразительных движений человека),(1872). Им был приведен большой материал по сравнительному анализу мимики, пантомимики, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях у представителей разных отрядов млекопитающих и человека. Выразительные движения рассматривались Ч. Дарвином как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. Он предположил, что мимико-жестикуляционные реакции являются компонентами агрессивного, оборонительного или других форм поведения. Например, отражающие аффект гнева оскаливание зубов и угрожающие жесты пугают врага. Некоторые выражения аффективного состояния являются рудиментами. Так, в состоянии гнева человек сжимает кулаки и скалит зубы, показывая готовность к борьбе. Исследования привели Ч. Дарвина к убеждению, что многие проявления чувств в жестах и мимике – результат эволюционного процесса. Некоторые из эмоциональных выражений, свойственных лицу человека, очень сходны с теми, которые были свойственны нашим далеким обезьяньим предкам. Дарвин рассматривал эти способы выражения эмоций как сохранившиеся остатки действий, связанных с нападением и защитой.
Ч. Дарвин оценивал эмоциональные состояния в связи с побуждением к действию, не пытаясь анализировать их субъективную сторону. Подобный подход был полезен для подтверждения сходства в поведении животных и человека и обоснования происхождения человека от обезьяны. Однако при этом игнорировались качественные различия между психической сферой человека и животных. По мнению Л.С. Выготского «Дарвин, завершая большую и старую традицию биологии, в своей работе поставил в генеральную связь эмоции человека с соответствующими аффективными и инстинктивными реакциями, наблюдаемыми в животном мире. Дарвину в этюде об эволюции и происхождении человеческих выразительных движений, разумеется, была дорога его основная эволюционная идея. Ему было важно…показать, что чувства человека, которые считались внутренней «святая святых» человеческой души, имеют животное происхождение, как и весь человек в целом.»
Приложение 3
Работы Зигмунда Фрейда

Определенную лепту в изучение теории эмоций внес Зигмунд Фрейд. Он обучался неврологии, и его ранние работы были посвящены нервной системе. Ученый не был согласен с господствовавшим в его время представлением о мозге как комплексе локальных специализированных областей. В 1895 году в статье «Проект научной психологии» Фрейд высказал предположения о том, как действует нервная система. Его гипотезы удивительно точно предвосхитили последующие открытия.
Фрейд пытался объединить свои представления в теорию, объясняющую работу мозга и, в частности, роль эмоций в процессе мышления. Он полагал, что низкий уровень возбуждения нервных элементов в глубине головного мозга вызывает (подсознательное) чувство дискомфорта. Переданное в кору, это чувство может возбуждать потребность во взаимодействии с внешним миром, как это происходит, например, при еде или половом акте. Это взаимодействие в свою очередь ведет к уменьшению первоначального дискомфорта, поэтому вызывает чувство удовольствия. Удовольствие имеет тенденцию усиливаться, т.е. уменьшать сопротивление «контактных барьеров» между нервными элементами при последующей передаче сигналов. Повторяющиеся разряды в одном и том же проводящем пути все больше облегчают такую передачу – иными словами, происходит научение.
Подобное научение, или опыт, как полагал Фрейд, изменяет структуру «сердцевины» (глубинной области) головного мозга. От того, какие пути в этой области окажутся наиболее проторенными, будет зависеть структура человеческого «я», или личности. Эффективные проводящие пути становятся «мотивами». Когда кора воспринимает эти мотивы, они становятся «желаниями». «Эмоции, - говорил Фрейд, - это усиление или уменьшение чувства дискомфорта в глубине мозга. «Мысль представляет собой результат сравнения «желаний» с «восприятиями»; другими словами, мысль – это продукт несоответствия между тем, каковы вещи в действительности, и тем, какими мы хотели бы их видеть.»
Поскольку методы исследования мозга во времена Фрейда были еще весьма грубыми, он отказался от попытки связать свою теорию личности с физиологией. Тем не менее, в своей позднейшей теории психоанализа он выразил многое в форме метафорического описания физиологических процессов.
Приложение 4
Теория Джеймса – Ланге

В конце XIX века, за несколько лет до того, как была написана статья Фрейда, американец Уильям Джеймс предпринял попытку создания физиологической теории эмоций, вторичных, по его мнению, по отношению к вызванным различными стимулами телесным изменениям. Согласно «периферической теории» У. Джеймса, эмоция является осознанием изменений в работе внутренних органов и мышц.
Близкую позицию занял датчанин Карл Ланге, полагавший, что эмоциональное состояние отражает органические изменения, связанные преимущественно с кровообращением. Вопреки представлению о эмоции (психическом состоянии) как первопричине изменения деятельности различных физиологических систем было предложено считать эти изменения источником эмоций.
Таким образом была сформулирована концепция, которая сегодня известна как теория эмоций Джеймса-Ланге (рис. 1).
Согласно теории Джеймса-Ланге, человек, оцепеневший на мгновение после напугавшего его события, сначала замечает физиологические признаки испуга («сердце колотится, во рту пересохло»), а затем уже делает вывод о самом испуге («До чего же я испугался!»)


Рис. 1. Теория эмоций Джеймса-Ланге (по Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л., с.126)

В сущности, эта теория предполагает, что после восприятия, вызвавшего эмоцию, субъект переживает эту эмоцию, как ощущение физиологических изменений в собственном организме. Иными словами, физические ощущения и есть сама эмоция. По словам Джеймса, «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим» Хотя эта теория, подобно более поздней теории Фрейда, пыталась найти физиологические основы эмоций, Джеймс не смог подкрепить её фактическими данными. Как и Фрейд, Джеймс потерял интерес к физиологии. Позднее он оставил также и психологию, занявшись философией. Однако впоследствии были получены экспериментальные данные, в какой-то мере подтверждавшие его теорию.
Пытаясь проверить теорию Джеймса – Ланге в эксперименте, Ч. Шеррингтон перерезал у собак блуждающие нервы и спинной мозг, устраняя сигнализацию от внутренних органов. При этом эмоциональные реакции на действие внешних раздражителей не исчезали. В работах других физиологов было показано, что даже после полной изоляции головы (в условиях перекрестного кровообращения) у кошек или собак сохраняется гамма мимических проявлений эмоционального состояния.
Несмотря на то, что теория Джеймса – Ланге низводила эмоцию до остаточных эффектов органических изменений, она явилась толчком для многих физиологов к объективному исследованию этих изменений.

Приложение 5
Теория Кэннона-Барда

Американский физиолог Уолтер Кэннон, первоначально сочувственно относившийся к «периферической теории», в результате экспериментов на кошках пришел к заключению о центральном происхождении эмоций. Он показал, что после удаления симпатических ганглиев эмоциональные реакции сохраняются. Например, симпатэктомированная кошка, увидев собаку, издавала угрожающие звуки, оскаливала зубы, поднимала лапу с выпущен-ными когтями.
В 1929 году физиолог Кэннон пришел к поразительному выводу, что в теории Джеймса-Ланге ошибочно само исходное предположение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой единственный набор физиологических изменений. Исследования Кэннона показали, что одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций. Например, мурашки появляются у вас и тогда, когда вы слушаете прекрасную музыку, и тогда, когда наблюдаете вскрытие трупа. Таким образом, эмоция – это нечто большее, чем ощущение, связанное с вегетативной реакцией. Современные данные, пожалуй, свидетельствуют в пользу точки зрения Кэннона. Состояния возбуждения при сильных эмоциональных реакциях действительно кажутся одинаковыми, и они доходят до сознания сравнительно медленно.
Теория Кэннона, которая впоследствии была модифицирована Филиппом Бардом, утверждала, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала проходят через таламус. (Первым предположил, что центром эмоций является таламус наш отечественный физиолог В.М.Бехтерев) Затем возбуждение как бы расщепляется: половина идет в кору больших полушарий, где порождает субъективное переживание страха, гнева или радости; другая половина идет в гипоталамус, который управляет физиологическими изменениями в организме. Согласно теории Кэннона-Барда, психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно (Работа с рис. 2)
Таким образом, согласно теории Кэннона-Барда, эмоционально окрашенное восприятие определяется первоначальной активизацией таламических структур, вторично влияющих на кору больших полушарий.


Рис. 2. Теория эмоций Кэннона-Барда (по Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л., с.126)

Приложение 6
«Активационная теория» Д. Линдсли

Д. Линдсли развил основные положения теории Кэннона-Барда, включив в состав эмоциогенных систем мозга ретикулярную формацию мозга. Согласно «активационной теории» Д. Линдсли (1949), основанной на данных электроэнцефалографии, внешние и внутренние стимулы возбуждают ретикулярную формацию ствола мозга, откуда импульсы распространяются на гипоталамус, таламус, гиппокамп, кору больших полушарий. Активационная теория связывает воедино эмоции, кортикальную реакцию пробуждения, сон и бодрствование, некоторые формы патологического поведения.

Приложение 7
Круг Папеса

Теория Кэннона-Барда подчеркивала роль таламуса как «центра» эмоций. Джеймс У. Папес (Пейпз) (1937) выдвинул иную теорию эмоций, приписав главную роль в их формировании лимбической системе мозга: от гиппокампа импульсы распространяются через свод в мамиллярные тела, далее в поясную извилину, от неё – на другие области коры больших полушарий. Благодаря работам анатома Дж. Папеса и его продолжателей мы сегодня знаем, что эмоции – это не функция специфических центров мозга, а результат активности сложной сети – «круга Папеса» (рис.3). Структуры, объединенные в круг Папеса, составляют большую часть того, что сегодня называют лимбической системой.


Рис. 3. «Круг Папеса» (по Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л., с.127)

Папес назвал свою схему «потоком эмоций». Он также говорил о «потоке движения», который передает ощущения (т.е. сенсорные сигналы) через таламус к полосатому телу, и о «потоке мысли», который передает ощущения через таламус к главным отделам коры мозга. Папес утверждал, что при объединении этих потоков «сенсорные возбуждения…получают свою эмоциональную окраску». Вклад Папеса даже сегодня составляет основу того, что ученые знают о нейроанатомии эмоций.

Приложение 7
Лимбическая система и её роль в формировании эмоций
Задания:
1. Внимательно изучите предложенный текст (Мозг, разум, поведение, с.127). Рассмотрите рис. 4.
2. Представьте полученную информацию в виде таблицы:
Таблица 1
Лимбическая система и её роль в формировании эмоций
части лимбической системы описание роль в формировании эмоций
1. Гипоталамус
2. и т.д.
3. Сделайте сообщение по изученному вопросу.

Лимбическая система включает несколько связанных друг с другом образований (рис. 4). К ней относятся некоторые ядра передней области таламуса, а также расположенный ниже небольшой, но важный участок мозга – гипоталамус. Нейроны, специфически влияющие на активность вегетативной неврной системы (и тем самым – на ритм сердца, дызания и т.д.), по-вилимому, сосредоточены в определенных областях гипоталамуса, а именно эти области контролируют большинство физиологических изменений, сопровождающие сильные эмоции. Глубоко в боковой части среднего мозга лежит минадлина (миндалевидное ядро) – клеточное скопление величиной с орех. Эксперименты на животных показывают, что миндалина ответственна за агрессивное поведение или реакцию страха. По соседству с миндалиной находится гиппокамп. Роль его в создании эмоций все еще не очень ясна, но тесная связь с миндалиной позволяет предположить, что гиппокамп тоже участвует в этом процессе. Многие ученые полагают, что он играет определенную роль в интеграции различных форм сенсорной информации. Повреждение гиппокампа приводит к нарушению памяти – к неспособности запоминать новую информацию.
Гиппокамп и другие структуры лимбической системы окружает поясная извилина. Около не расположен свод – система волокон, идущих в обоих направлениях; он повторяет изгиб поясной извилины и соединяет гиппокамп с гипоталамусом. Еще одна структура – перегородка – получает входные сигналы через свод от гиппокампа и посылает входные сигналы в гипоталамус.


Рис. 4. Важнейшие части мозга, образующие лимбическую систему (из Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер, с. 128)
Приложение 8
Ствол мозга
Задания:
1. Внимательно изучите предложенный текст (Мозг, разум, поведение, с.127-129). Рассмотрите рис. 5.
2. Представьте полученную информацию в виде таблицы:
Таблица
Ретикулярная формация и её роль в формировании эмоций
части ретикулярной формации описание роль в формировании эмоций
1. Голубое пятно
2. «Черная субстанция»

3. Сделайте сообщение по изученному вопросу.

Важную роль в эмоциях играет ретикулярная формация – структура внутри моста и ствола головного мозга (рис. 5). Она получает сенсорные сигналы по различным путям и действует как своего рода фильтр, пропуская только ту информацию, которая является новой или необычной. Волокна от нейронов ретикулярной системы идут в различные области коры больших полушарий, некоторые через таламус. Считается, что большинство этих нейронов являются «неспецифическими». Это означает, что в отличие от нейронов первичных сенсорных путей, например зрительных или слуховых, реагирующих только на один вид раздражителей, нейроны ретикулярной формации могут реагировать на многие виды стимулов. Эти нейроны передают сигналы от глаз, кожи, внутренних органов, а также других органов и структур лимбической системе и коре.
Некоторые участки ретикулярной формации обладают более определенными функциями. Таково, например, голубое пятно – плотное скопление тел нейронов, отростки которых образуют дивергентные сети с одним входом, использующие в качестве медиатора норадреналин. Некоторые нервные пути идут вверх от голубого пятная к таламусу, гипоталамусу и многим областям коры. Другие направляются вниз к мозжечку и спинному мозгу. Медиатор этих специализированных нейронов – норадреналин (выделяемый также мозговым веществом надпочечников как гормон) – запускает эмоциональную реакцию. Было высказано предположение, что недостаток норадреналина в мозгу приводит к депрессии, а при длительном избыточном воздействии норадреналина возникают тяжелые стрессовые состояния. Возможно, норадреналин играет также роль в возникновении реакций, субъективно воспринимаемых как удовольствие.
Другой участок ретикулярной формации – «черная субстанция» - представляет собой скопление тел нейронов, опять-таки принадлежащих к дивергентным сетям с одним входом, но выделяющим медиатор дофамин. Помимо всего прочего дофамин, по-видимому, способствует возникновению некоторых приятных ощущений. Известно, что он участвует в создании эйфории, ради которой наркоманы употребляют кокаин или амфетамины. У больных, страдающих паркинсонизмомо, происходит дегенерация нейронов черной субстанции, что приводит к недостатку дофамина. L-ДОФА – лекарственный препарат, который дают этим больным, - способствует образованию дофамина, но может в то же время вызвать симптомы, сходные с шизофренией. Это наводит на мысль, что какую-то роль в развитии шизофремнии играет избыток дофамина.

Рис. 5. Структуры ствола мозга, играющие роль в эмоциях (из Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер, с. 129)
Приложение 9
Кора больших полушарий

1. Внимательно изучите предложенную информацию («Мозг, разум, поведение», с.с. 129,132, 133).
2. Представьте полученную информацию в виде таблицы:
Кора больших полушарий и ее роль в формировании эмоций
год, ученые объект эксперимента (исследования) полученные результаты

3. Сделайте сообщение.

Текст 1. Области коры, играющие наибольшую роль в эмоциях, - это лобные доли, к которым идут прямые нейронные связи от таламуса. Поскольку мышление и эмоции не являются раздельными процессами, в создании эмоций, вероятно, участвуют и височные доли, хотя до сих пор мало что известно о механизме взаимодействия мысли и эмоции.
Значение лобных долей мозга для формирования температента иличности было известно по крайней мере с 1848 года. В этом году в результате взрыва металлический стержень длиной около метра и весом более 5 кг пробил череп Финеаса Гейджа, 25-летнего мастера, работавшего на железнодорожной стройке. Благодаря этому несчастному случаю его левая лобная доля была удалена так чисто, как это можно было бы сделать только с помощью хирургической операции. Человек чудесным образом выжил, но его хараектер существенно изменился. До ранения Гейдж был симпатичным, надежным, трудолюбивым парнем. После выздоровления он стал беспокойным, крикливым, грубым и импульсивным. Наблюдавший его доктор описал Гейджа как человека, который «почти не проявляет уважения к своим товарищам, раздраженно реагирует на ограничения и советы, если они идут вразрез с его желаниями; он то невыносимо упрям, то капризен и нерешителен; строит многочисленные планы будущих действий, которые так и остаются неосуществленными» (Harlow, 1868).

Текст 2. Эксперименты с удалением тех или иных областей мозга тоже кое-что дали для понимания их роли в возникновении эмоций. Клювер и Бьюси (Klǜver, Busy, 1939) удаляли у обезьян обе височные доли вместе с миндалиной и гиппокампом. После операции у обезьян наблюдалось странное поведение. Например, они больше не боялись змей, хотя до операции при виде их приходили в ужас. У них не проявлялось больше нормальной агрессивности, которую они обычно используют для поддержания взаимоотношений в группе или же для самозащиты. Их сексуальная активность не только повысилась, но и стала неупорядоченной. Наконец, они брали в рот не только пищу, но и всевозможные предметы.

Текст 3. Описание больного с синдромом Клювера-Бьюси (поражение височных долей и лимбических структур вследствие менингоэнцефалита – тяжелой болезни мозговых оболочек).
Больной кажется неспособным узнавать самые обычные предметы. Он рассматривает каждый из предъявляемых ему предметов так, как будто видит его в первый раз, неоднократно его исследует и как будто не в состоянии понять его назначение. Все предметы, находящиеся в пределах досягаемости, он пробует взять в рот, сосать или жевать. Больной проглатывает практически все, что может достать, включая обертку от хлеба, пасту для чистки посуды, чернила. Он выглядит апатичным, безразличен к людям или ситуациям. Временами он становится игривым, бессмысленно улыбается и подражает поведению и жестам других людей. Больной неспособен различать уместные и неуместные действия, подходящие и неподходящие для чего-либо предметы. (Marlowe et al., 1975).

Текст 4. В 1923 году один врач, изучив двести больных, получивших в первую мировую войну ранения в области лобных долей мозга, обнаружил, что чаще всего у них наблюдаются изменения настроения – от эйфории до депрессии, а также своеобразная утрата ориентировки, выражающаяся в неспособности строить планы. Более современные обследования людей, полностью или частично лишившихся лобных долей в результате несчастного случая или операции подтверждают эти выводы. Иногда изменения психики напоминают депрессию; больной проявляет апатию, утрату инициативы, эмоциональную заторможенность, равнодушие к сексу. Иногда же изменения сходны с психопатическим поведением: утрачивается восприимчивость к социальным сигналам, появляется несдержанность в поведении или речи. Начатое поведение имеет тенденцию продолжаться даже тогда, когда изменения в окружающей обстановке требует иной реакции.
Приложение 10
Теория дифференциальных эмоций И. Изарда
Теория дифференциальных эмоций признает за эмоциями функции детерминант поведения в широчайшем диапазоне от насилия и неумышленного убийства, с одной стороны, и самопожертвования — с другой. Эмоции рассматриваются не только как основная мотивирующая система, но и как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию.
И. Изард выделяет шесть основных систем в организации личности: гомеостатическую, эмоциональную, перцептивную, когнитивную, моторную и систему побуждений. Каждая система имеет определенную степень автономности или независимости, но все они соотнесены между собой. Гомеостатические механизмы рассматриваются как вспомогатель-ные по отношению к эмоциональной системе, некоторые регуляторы метаболизма, такие, как гормоны, важны и для регуляции и для возникновения. Система побуждений (голод, жажда, секс, поиск комфорта и избегание боли) также рассматриваются автором в качестве вспомогательной. Побуждения важны как основа выживания, но при обычных обстоятельст-вах (после того как потребности выживания и комфорта удовлетворены) побуждения (за исключением секса и боли) психологически значимы лишь в той мере, в какой они влияют на эмоции.
Наиболее важными для функционирования личности и для социального взаимодействия автор считает системы: эмоциональную, перцептивную, когнитивную и моторную. Эти четыре системы совместно формируют основу уникального человеческого поведения. Продуктивность человека является производной гармоничного взаимодействия этих четырех систем. Неэффективное же поведение и дезадаптации — результат нарушения или неправильного осуществления системного взаимодействия.
Согласно теории дифференциальных эмоций шесть систем личности создают четыре основных вида мотивации: побуждения, эмоции, аффективно-когнитивное взаимодействие и аффективно-когнитивные структуры.
Побуждения являются результатом изменения в тканях, происходящего обычно циклично. Эмоции рассматриваются как переживательно - мотивационные феномены, имеющие адаптивные функции.
Аффективно-когнитивное взаимодействие — это мотивационное состояние, возникающее из-за взаимодействия между аффектом или комплексом аффектов и когнитивными процес-сами. Такие взаимодействия многочисленны и меняются в зависимости от конкретных отношений субъекта с окружающей средой.
Аффективно-когнитивные структуры являются результатом повторяющегося взаимодей-ствия отдельного аффекта или комплекса аффектов с некоторым набором или конфигура-цией знаний. Сложная аффективно-когнитивная структура может образовывать аффективно-когнитивную ориентацию, более глобальную личностную черту, комплекс черт или диспози-цию, например интроверсию. Любой из этих четырех основных типов мотивации может являться в течение некоторого времени основной детерминантой поведения. Таксономия аффектов и их взаимодействия представлена в Таблице А. Из этой таблицы можно видеть, что, когда есть взаимодействие аффектов и добавляются аффективно-когнитивные структуры и ориентации, схема человеческой мотивации и переживаемых феноменов становится максимально сложной.
В теории дифференциальных эмоций, а также в эмипирических исследованиях, ведущихся с позиций той теории, считается необходимым концептуально разграничить эмоции, побуждения и феномены, описываемые как аффективно-когнитивные структуры. Эти аффективно-когнитивные структуры состоят из динамических и относительно стабильных отношений между аффектом (эмоцией, побуждением, с одной стороны, и определенными когнитивными процессами, с другой).

Приложение 11 (см. файл)
Категория: Психология | Добавил: Тина
Просмотров: 2492 | Загрузок: 180 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-04-28, 7:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru