Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Разработка урока по профориентации "Определяющий фактор выбора профессии-способности"
2012-11-03, 6:38 PM
Методическая разработка урока по курсу «Основы построения карьеры» для учащихся 10 класса

Тема урока: Определяющий фактор выбора профессии – способности.

Цели урока:
1.Способствовать формированию теоретических представлений о способностях и успешности в профессиональной деятельности.
2.Закрепить знания об интересах и склонностях и предрасположенности к профессиональной деятельности.
3.Сформировать у учащихся умения и навыки по анализу возможностей и определения соответствия способностей и профессии.
4.Развивать аналитическое мышление.
5.Воспитывать навыки сознательной дисциплины: чёткости выполнения заданий по инструкции.

Тип урока: комбинированный с элементами социально-психологического тренинга и диагностики профессиональной направленности

Методы урока: словесный, наглядный, практический.

Литература:
Смирнова Е.Е., «На пути к выбору профессии».
Шевченко М.Ф. «Профориентация для старшеклассников»
Реан А.А. «Психология 8-11 класс»
Михеева Е.В. «Информационные технологии»

Ход урока:
1.Организационный момент
Сообщение темы и цели урока.
Цитата дня: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их» Сенека-мл.

Тренинговое упражнение: «Цепочка»
Назвать профессии, характерные для одного учреждения или предприятия (например: больница)

2.Закрепление знаний в форме письменного опроса.
Аналитическая деятельность: дать рекомендации о предрасположенности к профессии, имея знания об интересах и склонностях.

Вывод: знание человеком своих интересов и склонностей – является необходимым условием психологической готовности к выбору профессии.

3.Сообщение новых знаний.
От способностей зависит, чем человек сможет заниматься, кем он станет по профессии, будет ли он удовлетворён своей жизнью и материальным положением. Понятие «способности» употребляется нами очень часто в повседневной жизни, особенно тогда, когда мы пытаемся объяснить успехи или неудачи других людей и свои.
Для учеников старших классов этот вопрос наиболее актуален, так как для выбора правильного жизненного пути, а точнее профессионального, необходимо определить свои способности, расценить их адекватно предстоящей деятельности. Поэтому необходимо знать, что такое способности.
У понятия «способности» есть три основных признака. Их выделил психолог Теплов Б.М.
1)Психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2)Индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.
3)Способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям, которые уже не выработаны у человека.
Таким образом, способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту освоения этой деятельности.
Способности проявляются, развиваются, формируются только в деятельности.
Способности человека являются некой возможностью для приобретения знаний и умений (пример: из зерна, брошенного в почву, может вырасти колос, но при условии…).
Условия для развития способностей человека – трудолюбие и соответствующая им деятельность (какое условие наиболее важное?).

Происхождение способностей
Что является ведущим в развитии способностей – воспитание или наследственность?
У каждого человека имеются анатомо-физиологические основы способностей, называемых задатками. Для того, чтобы иметь задатки, человеку никаких усилий прилагать не нужно, они, безусловно, даны нам с рождения (или возникают в процессе развития организма). Способности же без активного участия человека, без его усилий в тех или иных видах деятельности не развиваются.
Задатки психологически многозначны: при наличии одних и тех же задатков могут сформироваться различные способности. Например, при хорошем слухе и чувстве ритма один человек может стать дирижёром, другой – композитором, третий, музыкальным критиком, четвёртый – исполнителем, пятый – учителем музыки. Задатки необходимы, но недостаточны для становления способностей. Перерастут ля задатки в способности, зависит от самого человека, от его активности и настойчивости.

Виды способностей
Общими называют способности, необходимые для достижения успеха в любом виде деятельности или области знаний (волевой самоконтроль, внимание, креативность, дисциплинированность).
Специальные – это способности, необходимые для достижения высоких результатов в определённых, специфических видах деятельности или области знаний (литературные, художественные, математические и т.д.).

Ведущие свойства специальных способностей

Литературные - особенности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языка.
Технические - интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т.п.
Организаторские - умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца
Математические - умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, лёгкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление
Педагогические - педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность к передаче знаний
Художественные - особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность

Степени развития способностей
Одарённым называют человека, у которого с рождения замечают множество задатков к развитию разнообразных способностей. Наиболее частое проявление одарённости – это ранняя речь и большой словарный запас, а также необычайная внимательность, ненасытное любопытство, отличная память, быстрота мыслительных процессов и неуёмная потребность трудиться. Одарённость, проявляясь в разносторонних способностях, граничит с талантом.
Талантливым называют человека, который достиг значительных успехов в каком-либо виде деятельности. Талантливый человек ленивым не бывает, если ленив – уже не талантлив, так как для проявления таланта, кроме определённого набора способностей, у человека должна присутствовать и способность реализовывать свой талант
Flash-тренинг «Зарыть талант в землю».
Гениальным называют человека, чья успешная деятельность имеет выдающееся значение для общества. Гений, образно говоря, создаёт новую эпоху в своей сфере деятельности. Такого успеха за всю историю человечества достигли едва ли более 500 человек (Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносов).
Одарённость, талант и гениальность можно сравнить с пирамидой, вершину которой покорить удаётся лишь при условии максимальной концентрации личностной энергии на решении поставленных задач. Талант располагается в центре этой пирамиды, одарённость – в основании. Свои таланты и гении могут быть в любой области общественно-полезной деятельности при условии совпадения профессии и призвания.

Профессиональное самоопределение
Как найти своё призвание? Проблема профессионального самоопределения стоит перед каждым старшеклассником. Как определить ту профессию, которая позволит раскрыть способности?
Верно ли, что ответ на извечный вопрос «кем быть?» известен психологам и профконсультантам, которые могут выявить предпосылки к определённому виду деятельности, где человек непременно добьётся успеха?
Определить, каких профессиональных успехов вы достигнете в будущем, основываясь на нынешнем уровне развития ваших способностей, довольно сложно. В арсенале психологов есть множество специальных методик, помогающих выявлять способности быстро и в широком диапазоне. Но методик недостаточно, потому что не все области человеческой деятельности настолько просты, чтобы к ним можно было разработать и применить единую систему требований и критериев.

Профессиональное самоопределение происходит всю жизнь человека, так как в мире всё меняется: профессии, ценности, условия труда, экономическая система и сам человек. Оно может быть у кого-то ранним, у кого-то поздним. Например, великий учёный врач Сеченов после гимназии готовился в сапёры, а Генри Форду было 40 лет, когда он нашёл своё призвание – автомобилестроение.
(Билл Гейтс, Поль Гоген, Врубель, Аксаков, Мэри Кэй)

Диагностический материал
Опросник профессиональных предпочтений. Автор Л.Н.Кабардова
Смирнова Е.Е., «На пути к выбору профессии», с.84

Известны случаи, когда люди испытывают сложности в профессиональном самоопределении, поскольку «душа ни к чему не лежит». Здесь на помощь приходит такое свойство нашей психики, как компенсация, или восполнение.
Возможность компенсации одних способностей при помощи развития других существенно развивает внутренний потенциал каждого человека, открывает новые пути к выбору профессии и совершенствования в ней.

4.Закрепление новых знаний
Дать рекомендации о профессиональной принадлежности, используя материалы карты профессиональных предпочтений.

5.Сообщение о домашнем задании.
Конспект, подготовить сообщение о гениях.
Категория: Психология | Добавил: Tess | Теги: профориентация, 10 класс, психология
Просмотров: 5327 | Загрузок: 0 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-04-28, 8:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru