Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Беседа с классными руководителями Тема: «Психологическая подготовка старшеклассников к экзаменам».
2012-11-18, 6:49 PM
Беседа с классными руководителями
Тема: «Психологическая подготовка старшеклассников к экзаменам».

Цель: дать педагогам понятие об агрессии, характерных особенностях агрессивности учащихся, защитных реакциях.
Агрессия часто появляется у учащихся в предэкзаменационный и экзаменационный периоды как результат стрессогенной ситуации.
Психологи, педагоги, классные руководители и администрация школ не могут решить вопрос, каким образом можно снизить агрессивное поведение воспитанников. Подобрать психолого-педагогические и организационные мероприятия, которые помогут продуктивно решать спорные вопросы, конфликтные ситуации?
Агрессивное поведение явление - сложное. Причин, обусловливающих его, множество; выделяют социальные, психологические и биологические причины. В обществе бытует мнение, что в первую очередь дети попадают под отрицательное влияние сверстников, но практика доказала, что самое большое влияние оказывают именно взрослые, которые окружают детей.
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояния напряженности, подавленности, страха и т.п.).
Характерные особенности агрессивности детей
Можно выделить следующие характерологические особенности агрессивных детей:
- часто ребенок воспринимает ситуации как угрожающие (экзаменатор задает дополнительные вопросы, потому что хочет «завалить»);
- дети настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих («я экзаменатору сразу не понравился, поэтому он меня и завалил»);
- дети не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение;
- они всегда винят окружающих в своем деструктивном поведении;
- в случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и др.) отсутствует чувство вины, либо вина проявляется очень слабо;
- дети не склонны брать на себя ответственность;
- в отношениях проявляют низкий уровень эмпатии;
- слабо контролируют свои эмоции;
- имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабую оперативную память, неустойчивое запоминание (что отрицательно сказывается на результативности экзаменов);
- не умеют прогнозировать последствия своих действий;
- положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
В ответ на чувство страха, тревоги, вспышек агрессии ребенок уже с 6 лет учится пользоваться защитными реакциями, чтобы скрывать или маскировать свои чувства, и продолжает поступать так в подростковом возрасте. Такие механизмы помогают справиться нервной системе с возникшим эмоциональным напряжением, но не дают решение проблемы.
Защитные реакции
К защитным реакциям (внешне наблюдаемым в поведении) можно отнести:
1. Отказ (пассивный протест) – проявляется в отстранении от близких людей, отказе от пищи, в уходах из дома. Его наиболее яркие черты – заторможенность, неподвижность, неконтактность. У подростков пассивный протест обнаруживается в немотивированном отказе от выполнения требуемых действий. В редких случаях в качестве реакции на тяжелую, непереносимую обстановку подростки совершают попытки самоубийства (агрессия, направленная на себя).
2. Оппозиция – активный протест ребенка против норм и требований взрослых – наблюдается при утрате или снижении внимания со стороны близких. Обычно оппозиция провоцируется обидой, неудовлетворением капризов, просьб. Дети постарше на пике вспышки способны разрушить все, что попадается под руку, нападают на тех, кого считают виновниками своих переживаний. Иногда реакция активного протеста выражается отдельными враждебными поступками: повреждением вещей «обидчика», нанесением телесных повреждений или оскорблениями, наговорами, мучительством животных. Если эта защитная реакция сохраняется у подростков, то она может проявиться в непонятных кражах, интересе к алкоголю, наркотикам, суицидных демонстрациях.
3. Имитация – подражание определенному лицу, любимому герою. Чаще всего школьники имитируют поведение родителей, старших членов семьи, взрослых или подростков из ближайшего окружения.
4. Компенсация – это отвлечение от основной проблемы с помощью переключения на другие успехи. Например, ученик, слабо сдавший экзамен, успокаивает себя тем, что он «зато» побеждает в драках. Ребенок может стать враждебным, желая расплатиться с теми, кто его отвергал, или же стать сверхпослушным.
5. Эмансипация – это борьба детей за самоутверждение, самостоятельность и свободу. Такая защита появляется, когда взрослые предъявляют ребенку необоснованные претензии, чрезмерные требования, которые не соответствуют его возрасту или уровню развития. Родители часто предъявляют завышенные требования к своим детям в экзаменационный период, требуют от них или более высоких показателей, по крайней мере, рассчитывают на высокие баллы, даже если ребенок учился посредственно.
Категория: Психология | Добавил: Che
Просмотров: 1622 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-04-28, 3:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru