Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Стресс и наше здоровье
[ Скачать с сервера (216.4 Kb) ] 2013-03-01, 0:08 AM
Выступление
педагога-психолога КГУ «СОШ № 10», Фадеевой Т. В.

Педагогический совет: 21.01.2013 г.

Тема выступления: «Стресс и наше здоровье или учитесь властвовать собою!»

Учитесь управлять собой.
Во всем ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала,
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору
При быстром продвижении в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все уйдут:
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!

1.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами, стрессами.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Хроническая усталость лежит в основе многих психосоматических заболеваний, чье появление напрямую связано с душевным состоянием человека. «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Проблемы педагога – это проблемы всего современного общества.
В связи с этим необходимо регулярно отслеживать изменения в личности педагога.

2. Анкетирование.
Анкета
"Умеете ли вы справляться со стрессом?"

№ Утверждение Часто Редко Никогда
1. Я чувствую себя счастливым 0 0,5 1
2. Я сам могу сделать себя счастливым 0 0,5 1
3. Меня охватывает чувство безнадежности 1 0,5 0
4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к алкоголю или успокоительным таблеткам 0 0,5 1
5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно об-ратился за помощью к специалисту 1 0,5 0
6. Я склонен к грусти 1 0,5 0
7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим 1 0,5 0
8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте 1 0,5 0
9. Я легко расстраиваюсь 1 0,5 0
10. Итого: …баллов ________________уровень

Интерпретация.

0 - 3 очка: вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы.
4 -7 очков: ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам очень полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.
8 и больше очков: вам трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы не начнете использовать более эффективные методы борьбы со стрессом, у вас могут быть серьезные проблемы со здоровьем.

3. «Стресс и наше здоровье!»

Стресс – это не то, что
с вами случилось, а то, как
вы это воспринимаете.

Да жизнь гораздо интереснее, если богата событиями. Однако именно они и становятся главными факторами стресса - и полезного для здоровья, и разрушающего его.
В любой профессии, изобилующий стрессо-генными ситуациями, а именно к этому разряду профессий относится работа школьного учителя, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя "сбрасывать" напряжение, снимать внутренние "зажимы", расслабляться.
Вот почему так важно научиться правильно вести себя порой в непред-сказуемых ситуациях, извлекая из положительных эмоций максимум пользы, а вред отрицательных сводя на нет.
Хотя в медицинской науке учение о стрессе одно из самых молодых, слово "стресс", означающее нарушение психоэмоционального равновесия, душевного спокойствия и внутренней гармонии, уже вошло во все языки ми-ра. Автор теории стресса доктор Ганс Селье установил, что любые стрессовые факторы, как положительные (счастливые события - женитьба, желанная беременность, поступление или окончание учебного учреждения), так и отрицательные (неприятности - семейные неурядицы, конфликты с начальством, болезни, травмы, потеря работы, развод, смерть любимого человека), вызывают в организме человека одинаковые физиологические реакции, которые он назвал "общим адаптационным синдромом".
С помощью гормонов стресса - адреналина, кортизола и альдостерона - в экстраординарных ситуациях природа мобилизует скрытые физические и психологические ресурсы организма. Появляется неуемная энергия и поразительная работоспособность, улучшается память, обостряется зрительное и слуховое восприятие, повышается физическая выносливость и усиливается работа иммунной системы. Например, на пике стресса человек может отлично выспаться всего за пару часов, найти гениальное решение сложнейшей проблемы и не простудиться, даже стоя по колено в ледяной воде! Так что же, да здравствует стресс?
Увы, не все так просто! Конечно, положительные факторы стресса воз-действуют на организм тонизирующе и в определенном смысле полезны для здоровья. Но затянувшись во времени, могут вызвать прямо противополож-ный эффект. Продолжительные и хронические стрессы вызывают иммунный дефицит, нейроэндокринные сдвиги и как следствие появление заболеваний нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.
Кто же наиболее часто попадает в сети хронического стресса, расставленные жизнью на каждом шагу? В первую очередь, люди эмоциональные, с лабильной нервной системой, пессимисты и трудоголики, а также обладатели неуживчивых, гневливо-агрессивных характеров, неисправимые завистники и ревнивцы. А вот, к примеру, "искатели приключений", для которых риск - дело не только "благородное" но и привычное, для стресса практически неуязвимы.

Тревожные признаки.
Если в результате длительных физических и эмоциональных перегрузок естественные адаптационные механизмы защиты от стресса дали сбой, появляются следующие синдромы:
• бессонница;
• болевой синдром (боли в спине, груди, желудке, а также головные боли);
• повышенный аппетит или его отсутствие;
• всегда плохое настроение;
• постоянное чувство тревоги;
• подверженность инфекционным заболеваниям;
• снижение полового влечения;
• раздражительность и плаксивость;
• вегетативные расстройства (сердцебиение, головокружение, потли-вость, тошнота, поносы или запоры).

Выйти из непродолжительного стресса помогут несколько экспресс-методов:
1. Контроль за дыханием.
Так как в спокойном состоянии человек дышит медленно и глубоко, это метод вернет вам внутреннее спокойствие: на счет 1-4 - вдох, на счет 5-8 - выдох, на счет 9-12 - задержка дыхания. Повторите несколько раз.
2. Снятие напряжения с челюстных мышц.
Постучите кончиком языка по бугоркам верхнего неба.
3. Упражнение для мышц тела.
Поочередно напрягайте и расслабляйте группы мышц тела.
4. Отвлекающий маневр.
Посмотрите на окружающие вас предметы и назовите про себя поочередно их название, цвет, форму и назначение.
5. Звукотерапия.
Послушайте любимую музыку.
6. Вкусное лекарство.
Съешьте несколько кусочков темного шоколада, который является прекрасным антидепрессантом. Шоколад содержит некоторое количество химических соединений (фенилэтиламин), выступающий в роли "рычага уровня настроения". Это те же самые вещества, которые вырабатывает наш мозг, когда мы влюблены или счастливы.

Справиться с хроническим стрессом, конечно же, труднее, но избежать его разрушительного воздействия на здоровье вполне реально. Вот самые простые рекомендации:
1. Всем спать!
Обустройте себе удобное спальное место и спите не менее 8 часов.
2. О, спорт, ты - мир!
Регулярно занимайтесь физкультурой и сортом: плавайте, совершайте длительные пешие прогулки, катайтесь на велосипеде, участвуйте в ко-мандных спортивных играх.
3. На недельку до второго…
Регулярно выезжайте за город на отдых, пусть даже непродолжительный.
4. Шире круг!
Не замыкайтесь в себе, погрузившись с головой в пучину личных про-блем, а искренне и заинтересованно общайтесь с окружающими.
5. … быть приличным человеком!
Контролируйте свои собственные эмоции. Помните, что для здоровья наи-более опасны страх, зависть, угрызения совести, злоба и ревность.
6. Отпустив вожжи.
Освойте хотя бы один из способов расслабления (массаж, медитация, йо-га).



Попробуйте, например, вот такое упражнение на расслабление по системе хатха-йоги: лягте на пол, вытяните руки вверх, потянитесь, затем резко бросьте руки вдоль тела и закройте глаза. Сконцентрируйте все внимание на кончиках пальцев ног, затем на ступнях и далее, поднимаясь выше, на других частях тела и мышцах лица, представляя при этом, что они будто бы погружаются в теплую воду. Опустите веки и подвигайте глазами вверх и вниз. Думайте только о том, что ваше тело невесомо и свободно парит в воздушном пространстве. Спустя несколько минут медленно потянитесь, зевните, повернитесь сначала на правый бок, затем на левый, сядьте, зевая и потягиваясь, а потом медленно встаньте.
И еще великий Гиппократ говорил: «Человек носит врача в себе. Надо только помогать ему в этой «работе».
В заключение хотелось бы напомнить, что согласно теории вышеупомянутого доктора Г. Селье отличной профилактикой стрессогенных заболеваний являются дружелюбные отношения между людьми и доброжелательная атмосфера на работе и дома. И еще - почаще вспоминайте слова главного героя фильма "Тот самый Мюнхгаузен": "Я понял, в чем наша беда: мы слишком серьезны. Умное лицо еще не признак ума… все глупости на свете делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!"
Категория: Психология | Добавил: Talia
Просмотров: 877 | Загрузок: 179 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-04, 5:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru