Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей
[ Скачать с сервера (33.6 Kb) ] 2013-04-12, 1:11 PM
«Психологическая коррекция агрессивного поведения детей»
(выступление на районной конференции)
Агрессия – (от латинского «нападение, приступ» )- это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее общественным нормам и правилам, носящее физический вред объектам нападения, а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.) (Психологический словарь,1997 год)
Проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в наши дни. Агрессивных детей становиться все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением.Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган»- такие ярлыки даются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.Наблюдая агрессивных детей можно сказать словами австралийского психотерапевта В. Оклендер: «Я воспринимаю ребенка. который обнаруживает деструктивное поведение, как человека , которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды, у него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует иным способом.Он чувствует, что это единственный путь, способствующий его выживанию».
Причины детской агрессивности
- "Семейные" причины
- "Личные" причины
- Ситуативные причины
- Тип темперамента и особенности характера
- Социально-биологические причины

Хотелось бы остановиться на"Семейных" причинах: Неприятие детей родителями
Это одна из базовых причин агрессивности, и кстати, не только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как "считывает" информацию с их жестов и интонации. Такие дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.
Безразличие или враждебность со стороны родителей
Очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним.
Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников. Первый это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечить его закрепление.
Во вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками и, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр.В третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических.В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.
Существуют два вида агрессии-«доброкачественная» и «злокачественная». Первая проявляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость, бывает спонтанной и связана со структурой личности.
Анализируя агрессивность, американские психологи вывели следующие критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени.
Диагностические критерии для детей дошкольного и младшего школьного возраста:
1.Чаще других теряют контроль над собой.
2.Спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
3.Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
4.Чаще винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
5.Завистливы и мнительны.
6.Часто сердятся и прибегают к дракам.
Диагностические критерии для детей среднего и старшего школьного возраста:
1. Угрожают другим людям .
2. Инициируют драки.
3. Используют в драке предметы, которые могут ранить.
4. Жестоки по отношению к людям и животным.
5. Намеренно портят имущество.
6. Шантажируют, вымогают.
7. Убегают из дома.
8. Пропускают уроки без причины.
Для выявления агрессивной и деленквентной направленности поведения подростков можно применить опросник АДП(агрессивнаядезадаптация подростков)Басса-Дарки.

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.
Для того чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходимо , чтобы коррекция носила не эпизодический , а системный характер.Иначе эффект от коррекционной работы будет неустойчивым.
Можно выделить шесть ключевых направлений коррекционной работы с такими детьми:
1.Консультационная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
2.Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемных ситуациях.
3. Обучение ребенка техника и способам управления собственным гневом и эмоциям.
4.Снижение уровня личностной тревожности. Развитие позитивной самооценки.
5.Развитие эмпатии.
6.Обучение ребенка выражению своего гнева способами безопасными для себя.
Работу с агрессивными детьми можно строить как в индивидуальном порядке, так и в группе. Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1-2 раза в неделю. Продолжительность не менее 40 минут.
Можно выделить следующие принципы , на которых строится взаимодействие психолога с ребенком в ходе совместной работы:
-контакт с ребенком
-уважительное отношение к личности ребенка
-положительное внимание к внутреннему миру ребенка
-безоценночное восприятие личности ребенка, принятие его в целом
-сотрудничество с ребенком-оказание помощи от реагирования проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.
Психологическая коррекция агрессивного поведения
Характерологические особенности ребенка Направления коррекционной работы Методы и техники воздействия
1Высокий уровень личностной тревожности. Восприятие большого числа ситуаций как угрожающих. Снижение уровня личностной тревожности. Релакционные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное дыхание под музыку.
2.Слабое осознание собственного эмоционального мира.Низкий уровень эмпатии. Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатий. 1.Работа с фотографиями, отражающими различнныеэмоциональные состояния.
2.Придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния.
3.Рисование, лепка эмоций.
4.Пластическое изображение эмоций.
5.Изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений.
3.Низкая самооценка.Настроенность на негативное восприятие себя со стороны окружающих Развитие позитивной самооценки. 1.Упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизация самосознания.
2.Разработка поощрений и наград за возможные успехи (альбом успехов, медали и т.д.)
3.Включение ребенка работу различных секций, кружков.
4.Эмоциональноезастревание на этой ситуации, которая происходит сейчас. Неумение предвидеть последствия своих действий. Обучение ребенка умению правильно реагировать и управлять своим гневом 1.Пластическое выражение гнева, отреагирование через движения.
2.Многократное повторение деструктивного действия безопасным для себя и окружающих способом.
3.Рисование гнева, лепка гнева, обсуждение ситуации гнева.
4. «Письма гнева»
5. «Галерея негативных портретов»
6.Использование приемов арт-терапии, гештальт-терапии в целях более полногоотреагирования чувств.
5.Демонстрация деструктивного поведения. Поведенческая терапия, направленная на расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятия деструктивных элементов в поведении. 1.Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (придумывание различных вариантов рассказов по картинке).
2.Разыгрывание сцен, отражающих конфликтные ситуации.
3.Использование игр, направленных на сотрудничество.
4.Разбор вместе с ребенком проблемных ситуаций, выбор позитивной поведенческой реакции и закрепление ее в игре.
6.Работа с родителями и педагогами. Консультативная и коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей. 1.Информирование педагогов об индивидуальных особенностях агрессивного ребенка.
2.Обучение учителей и родителей навыкам «ненасильственного» общения (активное слушание, методика «Я-сообщений», исключение угроз и приказов).
3.Помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания.
4.Отказ от наказания , переход к методам убеждения и поощрения.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
1.Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
- полное игнорирование реакций ребенка/подростка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»);
- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);
- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.
Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:
- констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
- констатирующий вопрос («ты злишься?»);
- раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
- апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией – уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, «чтение морали»,
- наказания или угрозы наказания;
- обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда…», «Ты никогда не…»;
- сравнение ребенка с другими детьми – не в его пользу;
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
5. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
6. Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него – публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
- публично минимизировать вину подростка («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка – демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма – бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать – так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно – иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);
- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также отреагирования ситуации в целом.
Можно выделить четырестадии отреагирования гнева:
Первая стадия- «предоставлять детям приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом».
Вторая стадия–помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев прямо «здесь и теперь». Можно прорисовать гнев красками или вылепить его из пластилина. Часто у детей образ гнева отождествляется обидчиком.
Третья стадия- дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно рассказать тому, кому следует.
Обычно, после того как дети полностью выскажутся (иногда они кричат и плачут при этом), после этого дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе.
Четвертая стадия-обсудить с детьми то, что вызывает их гнев, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как это они обнаруживают и как ведут себя в это время. Важно , чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев, правильно вести себя в ней.
Задачей психолога на стадии отреагирования гнева является помощь ребенку в плане высвобождения его истинных переживаний, которые часто прячутся за внешним проявлением гнева. Также необходимо помочь ребенку изменить ситуацию с травмирующей в более позитивную.

Заключение
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать особенности агрессивных детей:
-Отсутствие контроля над своим и эмоциями
-Ограниченный набор поведенческих реакции в проблемных ситуациях.
-Отсутствие эмпатии
-Высокий уровень личностной тревожности.
Коррекцию агрессивного поведения детей необходимо строить в следующих направлениях:
-снижение уровня личностной тревожности.
-обучение ребенка контролю над негативными эмоциями.
-обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева.
-развитие эмпатии и адекватной самооценки.
В период перестройки поведения ребенка необходимо психологическое сопровождение родителей. Психолог должен помочь родителям осознать, в связи с чем возникают трудности в поведении ребенка, и что конкретно нужно исправить.

Литература:
1.Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы.Ростов-на –Дону, «Феникс»,2002г
2.Кипнис М. Тренинг коммуникации. М, «ось-89», 2005г
3.Матвеева Л., Выбойщик И., Макушин Д. Практическая психология для родителей. М «Арт-пресс», 1999г
4.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996г
5. Смирнова Т.П. Агрессивное поведение детей ,2005г
6.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник.,1991г
7.Шевелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов.,2006г
Категория: Психология | Добавил: Annet | Теги: коррекция, психология, агрессия
Просмотров: 6023 | Загрузок: 294 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-04, 6:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru