Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Роль практических занятий по регуляции психосоциологического состояния выпускников
[ Скачать с сервера (14.8 Kb) ] 2013-04-12, 1:21 PM
«Роль практических занятий по регуляции психоэмоционального состояния выпускников»
Единое национальное тестирование это, прежде всего для любого учащегося экзамен. Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Подготовка и сдача экзаменов связаны с чрезвычайно большим напряжением для учащихся. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания – все это приводит к перенапряжению нервной системы , отрицательно влияет на общее состояние растущего организма.
Экзаменационный стресс снижает не только работоспособность , но и сопротивляемость организма к различным болезням , провоцирует обострение уже имеющихся заболеваний.
Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников еще и потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен возможностям. Предэкзаменационный период важен не только с точки зрения подготовки проверки знаний, но может стать «тренингом» самостоятельности. Психологическая помощь подросткам в период подготовки к экзаменам позволяет им более полно реализовать возможности личностного роста .
Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны нервно-психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей (стрессоустойчивости) школьников.
Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
- сомнение в полноте и прочности знаний;
- сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания;
- психофизические и личностные особенности : тревожность, астеничность , неуверенность в себе ;
-стресс незнакомой ситуации;
- стресс ответственности перед родителями и школой.
Мною осуществляется работа по подготовке ЕНТ по программе «Путь к успеху». Газета «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября» , № 29\ 2003.
Цель данной программы: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзаменам; обучение навыкам самоорегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.
Методы: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники.
Задачи:
1 Повышение сопротивляемости стрессу.
2 Отработка навыков уверенного поведения.
3 Развитие эмоционально-волевой сферы.
4 Развитие чувства эмпатии, внимание к себе и доверия к окружающим.
5 Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
6 Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анамнезе своих установок.
7 Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
В план входят занятия на такие темы:
1 Как лучше подготовиться к экзаменам.
2 Поведение на экзамене
3 Способы снятия нервно-психического напряжения
4 Как бороться со стрессом.
5 Эмоции и поведение.
В занятии «Как готовиться к экзаменам» говориться, как подготовиться психологически: «Что делать, если устали глаза?», «Режим дня», «Питание», «Место для занятий», «Как развивать мышление, некоторые закономерности запоминания, условия поддержки работоспособности».
Также изучаем кинезиологические упражнения для стимуляции познавательных способностей, развитие координаций движений. В конце занятия упражнение « Итоги дня» цель которого получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинга.
Занятие «Поведение на экзамене» мы формируем модель уверенного поведения в момент стресса, проводиться тест «Умеете ли вы контролировать себя?», упражнение «Эксперимент» - научить самообладанию в стрессовых ситуациях, мини-лекция «Как вести себя во время экзаменов», упражнение «Я хвалю себя за то что..» на развитие эмпатии, повышение самооценки. В конце рефлексия занятия.
Занятие «Способы снятие нервно-психического напряжения» включает упражнение «Список черт» которое помогает выпускникам поверить в свои силы, глубже узнать себя, исправить те черты характера, которые мешают плодотворной деятельности, тест «Самочувствие» - дает возможность поразмышлять над собой, своими привычками, индивидуальными особенностями.Проводиться мини-лекция «Способы снятия нервно- психического напряжения», где мы учимся снимать напряжение приемлемым способом (игра «Стряхни», «Солнечная поляна»).
Следующие занятие «Как бороться со стрессом» в него входят упражнение «Откровенно говоря..», где дети продолжают фразы касающихся предстоящих экзаменов, «Стресс-тест» где проверяется, подвержен ли выпускник стрессу. Проводиться упражнение «Дождь в джунглях» -на снятие мышечных зажимов в области плеч, шеи, позвоночника расслабление и упражнение «Сердце нашей группы» на развитие чувства эмпатии, доверия, сплоченности.
Следующие занятие «Эмоции и поведение»: в него входят упражнение «Мои лица» - помочь обдумать свои чувства и научиться их обсуждать с другими, упражнение «Миллион алых роз» для создания в группе обстановки взаимной любви, а также дружеских отношений, тест «Эмоции» выявить предрасположенность к различным типам негативного поведения. Упражнение «Мои эмоции» активизация артистических способностей, достижение состояние раскованности и свободы, выработки умений выражать эмоции адекватно ситуации, мини-лекция «Как управлять своими эмоциями», упражнение «Испорченный телефон», упражнение «Декларация моей самоценности» Также провожу анкету «Степень удовлетворенности учащихся подготовки их к экзаменам», где учащиеся, отвечая на вопросы, дают оценку подготовки их к экзаменам, уже учителям и вносят свои предложения.
Оформлен стенд «Школьная психологическая служба» с информацией для учащихся, родителей и учителей как настроится психологически.
Экзамен (в строгом переводе с латыни-испытания) – это не просто «поставил наугад» и ушел. Это процесс многомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету, поэтому система работы педагога-психолога по психологической подготовки к экзамену не менее ценна, чем методическая.
Категория: Психология | Добавил: Annet | Теги: ЕНТ, психология, тренинги
Просмотров: 1108 | Загрузок: 181 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-04, 12:44 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru