Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Роль школьного психолога в ходе организации инклюзивного образования в школе.
2013-06-28, 2:44 PM
Саутина И.В,

Атырауская область

Курмангазинский район

средняя школа имени М.Ауэзова,

психолог.

Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

 Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

 Каждый человек способен чувствовать и думать.

 Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

 Все люди нуждаются друг в друге.

 Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

 Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

 Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

 Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Включение в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования напрямую затрагивает школьного психолога. Его роль в данном процессе – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей.В нашем образовательном учреждении обучается и воспитывается в 2012-2013 учебном году семь детей, которые по состоянию своего психического или физического здоровья могут освоить государственные образовательные программы при создании особых условий – это дети и подростки с проблемами зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, дети с задержкой психического развития, а также со сложными недостатками развития – дети, находящиеся на надомном обучении. Шестеро из них они имеют статус инвалида, двое ограничены в свободе передвижения, соответственно и в социальной значимости. У них очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Кроме того, в школе 3 ребенка-инвалида обучаются в обычных классах по общеобразовательным программам.Инклюзивное обучение для детей с особыми потребностями организовано на основании справок медико-социально экспертной комиссии.Для каждого обучающегося была разработана образовательная программа с учетом их индивидуальных особенностей и уровня знаний, составлен учебный план. Заключены договора с родителями обучающихся. На сегодняшний день с детьми работают 17 педагогов. Они все прошли курсы и получили квалифицированную помощь областного института усовершенствования учителей. Дети и их окружение находятся в психологически сложной ситуации, поэтому каждому из ребят и их близким необходима психолого-педагогическая помощь.Для начала следует отметить, что работа школьного психолога на первых порах включения образовательного учреждения в инклюзивное пространство может быть чисто подготовительной - совместно с администрацией своего образовательного учреждения принять для себя решение о возможности организации инклюзивного образования – о том, что в школе могут обучаться дети с теми, или иными проблемами, согласовав это решение с педагогами. Без подобного согласования, обдумывания и обсуждения, методом простого насаждения реальная интеграция придти в школу не может.

Этапы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного обучения:

1. Психодиагностический этап.

2. Оформление документации. Для успешной работы педагогов с детьми, включенными в образовательное пространство, в школе предусмотрено ведение следующей документации:

 Список детей с описанием особенностей каждого ребенка.

 Рекомендации специалистов для работы с "особыми" детьми.

 Дневник наблюдений за "особым" ребенком.

3. проведение педагогического консилиума , на котором будут разработаны и утверждены индивидуальные программы обучения и развития детей с рекомендациями для педагогов и родителей, разработанных с участием различных специалистов.

4. Создание собственной учебно-методической и информационной базы.

5. Мониторинг результативности учебно-воспитательного процесса.

6. Выявление и прогнозирование возможных проблем.

7. Разработка путей коррекции возможных негативных последствий. В своей работе педагог-психолог использует следующие методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическую помощь, ролевые игры, тренинговые упражнения, группу психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей с ОВЗ, так и для членов их семей. С целью социальной адаптации таких детей в школе осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, городе, направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями: классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, участие в Фестивалях, научно-практических конференциях, олимпиадах, спортивных мероприятиях и др.Здесь, уже на стадии принятия решения необходимо не только оповещение учителей, скажем начального звена, о том, что в начальных классах будет учиться ребенок с конкретными особенностями развития, но и достаточно серьезная подготовка и, своего рода первоначальное обучение учителей – предоставление доступной для понимания информации о детях с различного рода особенностями (например с опорно-двигательными нарушениями, или снижением слуха и т.п.), описание типичных для таких детей в целом особенностей эмоциональной сферы, поведения, особенностей «взятия» образовательных программ. Понятно, что необходимо сослаться и на специальную, но понятную педагогам литературу. Эта часть работы обычно занимает у психолога немного времени, но требует деликатности и открытости. Вторым, не менее важным делом психолога и администрации является поиск «партнеров», а именно тех специалистов, без помощи которых одному школьному психологу не справится. Чаще всего этими партнерами становятся специалисты ПМППК. В такой связке со специалистами в области помощи как особым детям, так и семье в целом, начинать работу по организации обучения особых детей в массовой школе значительно проще. Тут имеет смысл вообще сказать о роли подобного центра в помощи как конкретному образовательному учреждению в организации инклюзивного обучения и воспитания, так и при разработке стратегии инклюзивного образования в целом.Хорошо если на этом этапе, назовем его начальным, психолог школы или центра смогут провести деловую игру или тренинг, где учителя, и специалисты школы, участвующие в инклюзивном проекте смогут в свободной, не регламентированной форме высказывать и свои опасения, и свои надежды, и свои заблуждения. Кроме того, после подобных совместных мероприятий уходит настороженность между педагогами школы и специалистами центра, отношения становятся более доверительными. После проведения подобных деловых игр, тренингов или семинаров-обсуждений выделяются педагоги, наиболее готовые к тому, чтобы особый ребенок, или дети учились именно в его классе. Помимо этого при разумной организации включения (инклюзии) особых детей в обычную школу необходимо заранее продумать и оптимальное количество особых детей в классе. По опыту наших коллег известно, например, что дети со сниженным слухом лучше себя чувствуют, если их в классе двое или трое, (это же относится и к детям с проблемами двигательного характера), а вот дети с проблемами аутистического спектра лучше себя чувствуют в среде более младших детей и детей с проблемами когнитивного плана. И таких детей в классе также не должно быть больше двух. Поскольку дети с расстройствами аутистического спектра достаточно легко «заражаются» чужим двигательным возбуждением, то хорошо, если в одном классе с таким ребенком не будет слишком много детей с двигательной расторможенностью. В то же время, если в классе будет учиться ребенок со сниженным физическим слухом, то педагог ни в коем случае не должен быть чрезмерно разговорчивым и с быстрой речью. Для нас очевидно, что задача грамотной комплектации детей в классе, в том числе и с учетом особенностей и стиля преподавания учителя – это задача именно психолога школы, совместно со специалистами медико-психологического кабинета , знающих об особенностях развития ребенка, его причудах, сильных и слабых сторонах. Именно к учету этих особенностей (если речь идет о первых классах, внутри которых будут обучаться особые дети) необходимо достаточно тщательно отнестись при комплектации, если речь идет о вновь комплектуемых классах. Именно эта ситуация наиболее приемлема , постольку, поскольку она видится нам наиболее естественной для задач организации инклюзивного класса – все дети новенькие, незнакомые друг с другом, все в равной позиции. Следующей задачей психолога в его связке с учителем или дефектологом МППК должно стать обоснованное (то есть опирающееся на знание типичных особенностей интегрируемых детей) прогнозирование трудностей детей именно в плане овладения программным материалом. Именно прогнозирование, поскольку с какими трудностями столкнется ребенок можно предполагать уже заранее. Понимание особенностей ребенка с тем или иным вариантом отклоняющегося развития и выбор на этой основе тех или иных специальных мер, помогут ребенку адаптироваться с наименьшими потерями, а учителю чувствовать себя компетентным в данной ситуации. Так, например, мы знаем, что для ребенка с ДЦП задача выполнения каллиграфических требований по письму невероятно трудна или практически недоступна, даже в том случае, если уровень познавательного развития ребенка вполне удовлетворительный. В этом случае вполне адекватным будет решение, что ребенок будет писать печатными буквами в тетради в крупную клетку, а основной каллиграфической целью будет то, что эти буквы будут читаемы, будут умещаться в клетках (пусть даже очень крупных) и между ними расстояние будет меньше, чем между словами. Принятие подобных стратегических решений совместно с учителем и завучем (как фигурой, ответственной за выполнение программных требований) с одной стороны снимет определенную ответственность непосредственно с учителя, а с другой стороны позволяет ребенку чувствовать себя менее уязвимым. В этом случае является логичным то, что оцениваться будет знание ребенком соответствующих орфограмм, правил правописания, умение писать под диктовку, списывать простые тексты и т.п.

Для детей с проблемами когнитивного развития важно, еще до начала обучения продумать (безусловно, совместно с другими специалистами) варианты адаптации программного материала, то есть составление индивидуального учебного плана, при том, что итоговые знания будут оцениваться с учетом индивидуальных вариантов подобной адаптации.Тут психолог может играть роль своеобразного эксперта – оценивать психологическую адекватность подобного учебного плана - его природосообразность и соотнесенность с задачами социальной адаптации конкретного ребенка. Понятно, что сами образовательные стандарты психолог изменить никак не может, но он может предложить варианты адаптации требований. Так, для детей с особыми образовательными потребностями, может быть предложена работа с разноуровневыми заданиями по одним и тем же темам, и соответствующие такому разноуровневому обучению и методические рекомендации. Еще до начала учебного года необходимо собственно знакомство с конкретными детьми, не только психолога так и педагогов, а ребенок в этой ситуации знакомится со школой. В этой ситуации психолог может выступать как «адаптор» ребенка. Этому часто предшествует углубленное обследование ребенка психологом. Уже с самого начала обучения ребенка в школе психолог наблюдает за классом, в котором учатся особые дети, самостоятельно или при помощи воспитателя группы продленного дня или социального педагога проводит игровые занятия со всеми детьми в классе, способствующие лучшей адаптации всех детей, их эмоциональному сплочению. Это особый пласт именно психологический работы, ведь мы понимаем, что одна из основных задач обучения особых детей в массовой школе – это задача социальной адаптации. Здесь также незаменимой может оказаться помощь психологов и педагогов ПМПК.

Психологически чрезвычайно важно, чтобы все педагоги школы старались спокойно и адекватно общаться с особыми детьми, по возможности не выделять их особенности перед другими детьми, не обсуждать без необходимости их проблем или негативные черты ни на уроке, ни во второй половине дня. Таким образом, на самых начальных этапах организации инклюзивного обучения и воспитания в школе, роль психолога может быть обозначена как организующая и координирующая, просветительская и обучающая.

Список литературы:

1.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1991.

2.Кобрина Л.М. Отечественная система специального образования — фундамент инклюзивного обучения и воспитания // Дефектология. — 2012. — № 3.

3.Мелехин А.И. Индивидуальный маршрут развития особого ребенка. — Справочник педагога-психолога (детский сад) — 2011. — № 04.

4.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилов

5.Психологи в «Новой школе» (интервью с В.В. Рубцовым) / Вестник практической психологии образования. — 2009. — № 4 — С. 9—12.



7.Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под науч. Ред. Л.М. Шипицыной — СПб.: «Речь», 2004.
Категория: Психология | Добавил: IrinaVl
Просмотров: 3780 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 7:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru