Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

«Супружеский конфликт: лекарство или яд?»
2013-07-09, 3:59 PM
«Супружеский конфликт: лекарство или яд?»
Караленя О.А., методист -психолог ОО г. Караганды
«Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза!»

Всем нам хорошо известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми формируется психическое развитие, происходит социализация и адаптация личности к тем или иным условиям, усвоение им определённой системы ценностей, норм национальной и общечеловеческой культуры.
И семья, традиционно, считалась и считается главным институтом воспитания. Потому что именно в ней закладываются основы личности ребёнка, именно семья выступает в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Никто кроме самых близких людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится о нём, как сами родители. И одной любви и заботы не достаточно на бытовом уровне, т.к. параллельно родители обязаны, согласно нормам законодательных документов РК, выполнять функции образования и воспитания своих детей. Все выше перечисленное можно отнести к положительному воздействию, как на личность ребенка, так и на комфортное и гармоничное формирование семьи, ее духовных и нравственно-правовых ценностей.
Но будем честны и откровенны: не каждая семья способна выполнить, в достаточной мере, родительские функции в виде источника эмоционального тепла и поддержки; образца и примеров для подражания; быть в роли друзей и советчиков. Известно, что многие трудности, с которыми сталкиваются дети в повседневной жизни и деятельности, представляют собой особого рода проекции и модели поведения, существую¬щих в семейных отношений. И довольно частая модель, которую копируют дети - это отношение, уважение и доверие взрослых друг к другу. Только зачастую родители забывают о том, что рядом находится их плод любви, который впитывает, как губка поведенческие паттерны.
Конфликт, как мы знаем, это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей. Конфликты социально обусловлены и опосредствованы индивидуальными особенностями психики людей. Они связаны с острыми эмоциональными переживаниями – аффектами, с действием познавательных стереотипов – способов интерпретации конфликтной ситуации, и одновременно с гибкостью и «изобретательностью» личности в поисках и выборе путей конфликтного, т.е. ведущего к усилению конфликта, поведения.
Участники супружеских конфликтов, скорее всего жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неправильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя. Супружеские конфликты связаны с особенностями поведения людей и неадекватностью поведения. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Например, за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью – эмоциональный разрыв, хронический конфликт, иногда и ненависть. Любой конфликт становится реальностью только после осознания противоречий, так как только восприятие ситуации как конфликтной порождает соответствующее поведение. Переход к конфликтному поведению в супружестве направлен, прежде всего, на достижение своих целей, и блокирование достижения цели противоположной стороной ее стремлений и намерений.
Супружеские конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера. Причин для этого много (Классификация В.А. Сысенко, 1983,1989). Это и различные взгляды на семейную жизнь, и нереализованные ожидания и потребности, грубость, неуважительное отношение, супружеская неверность, финансовые трудности и т.д.
«Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза!» Ядом могут стать довольно опасные конфликтные ситуации: разногласия из-за того, что один из супругов должен, по мнению другого, изменить линию поведения, к примеру, по отношению к родственникам, отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры, приемы воспитания и т.п., то есть проблема, которая требует разрешения дилеммы: уступать или нет. А передозировка «яда» может стать особо опасной, приводящая к разводу. Эликсиром же или лекарством могут стать конфликтные ситуации, возникающие при наличии объективных трудностей, усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва»; внезапно начавшийся конфликт быстро и правильно завершенным. Про такие конфликты часто говорят: «К утру все пройдет»!
В благополучной семье всегда есть ощущение сегодняшней и завтрашней радости. Для того чтобы сохранить его, супругам необходимо оставлять плохое настроение и неприятности за порогом дома, а приходя домой, приносить с собой атмосферу приподнятости, радости и оптимизма. Если один из супругов находится в плохом настроении, другому необходимо помочь ему избавиться от угнетенного психического состояния, поддержать его. В каждой тревожной и печальной ситуации нужно попытаться уловить юмористические нотки, посмотреть на себя со стороны; в доме следует культивировать юмор и шутки. Если наваливаются неприятности, не пугаться, а спокойно сесть и последовательно разобраться в их причинах.
«Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза!» Любой конфликт превращается в невыносимый горький вкус, разочарование и боль, убивающий и разрушающий личность каждого члена семьи и каждое разрешение его – эликсир наслаждения и новый этап, новая стадия развития личности и семейных отношений….Берегите себя и своих близких…
Категория: Психология | Добавил: Аппетитная
Просмотров: 1700 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-11, 8:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru