Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Педагогический совет-семинар Психолого-педагогические технологии в работе с детьми, требующими ос
[ Скачать с сервера (236.7Kb) ] 2014-01-14, 4:36 PM
Педагогический совет-семинар

Психолого-педагогические технологии в работе с детьми, требующими особого педагогического внимания

Цель:
Формирование у педагогических работников методических приемов работы в рамках технологии конструктивного взаимодействия в работе с детьми, требующими особого внимания.
Задачи:
• Проанализировать эффективность работы с детьми, требующими особого внимания.
• Сформировать мотивацию педагогического коллектива на работу с детьми, требующими особого внимания.
• Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам для более качественного взаимодействия с детьми, требующими особого внимания.
• Выявить характерные личностные особенности различных групп детей, требующих особого внимания, для дифференциации методов взаимодействия с ними.

Психологи: Н. Карибуллина
Т. Верхорубова

г. Степногорск
СШ № 7 им. Ю.А. Гагарина
Январь 2014 г.
Ход педсовета

I. Введение в тему педсовета.
Просмотр видео роликов (конфликтные ситуации в школе).

II. Основная часть

1) Актуализация понятийного аппарата.

a) В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)».

b) Классификация современных психолого-педагогических технологий
• Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
• Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
• Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
• Частнопредметные педагогические технологии.
• Альтернативные технологии.
• Природосообразные технологии.
• Технологии развивающего обучения.
• Педагогические технологии авторских школ.
c) Дети, требующие особого педагогического внимания. Какие они?
«Мозговой штурм»
Каких детей мы относим к группе, требующего особого внимания?
Проблемы, возникающие в учебно-воспитательном процессе классифицируются по следующим направлениям:



2) Знакомство с психолого-педагогической технологией конструктивного взаимодействия.

а) Вступительное слово

В последние годы отношения между учителями и учениками стали значительно сложнее и напряженнее. Конфронтация с детьми, условия жизни которых, сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в печати на эту тему, информация различных СМИ. Поэтому повышенный интерес психологов, социологов, педагогов к проблеме конструктивного разрешения конфликтов в системе отношений «учитель-ученик» совершенно оправдан. И наш педсовет-семинар направлен на изучение стратегий и техник конструктивного общения в системе отношений «учитель-ученик».
Общение – многостороннее и многофункциональное явление, которое во многом определяет и само взаимодействие между учителем и учеником. Как писал А. А. Бодалев, «ситуация, когда один человек воздействует на другого, – это ситуация взаимодействия, а поэтому эффект воздействия, как правило, связан с характером соотношений особенностей, имеющихся и у одной, и у второй личности (учителя и ученика)». Отсюда система отношений «учитель-ученик» в общем виде характеризуется противоречивостью – гармоничностью, конфликтностью – бесконфликтностью, принятием – непринятием, открытостью – закрытостью.
«Конструктивный» означает плодотворный, который можно положить в основу чего-либо.
Конструктивное взаимодействие – это такое взаимодействие, которое приносит пользу всем его участникам.
Конструктивные взаимодействия это:
• сотрудничество,
• гуманные отношения,
• оптимальное взаимодействие (общение),
• продуктивное взаимодействие,
• субъект-субъектные отношения,
• конструктивное разрешение конфликтов,
• сотворчество и др.
Конструктивные взаимодействия, создавая благоприятный психоэмоциональный фон учебной деятельности, способствуют переходу на уровень осознанного понимания ситуации взаимодействия, своего участия в ней, реакций партнеров, а также выстраиванию дальнейших собственных действий.
Критериями организации конструктивных взаимодействий выступают:
когнитивно-личностный (представления об организации конструктивных взаимодействий, наличие рефлексивных умений, учет мнения другого, способность приходить к соглашению по спорным вопросам, потребность в саморазвитии, самоактуализации, познавательная активность на уроке, самостоятельность школьников, инициативность, взаимопонимание, проявление эмпатии, характер взаимоотношений с одноклассниками, учителем, взаимопонимание);
эмоционально-поведенческий (преимущественно положительные эмоциональные проявления, реакции, эмпатийный характер общения, взаимоподдержка, готовность принимать ребенка таким, какой он есть, опора на положительное в человеке, использование различного рода стимулирования, создание ситуаций успеха);
организационно-деятельностный (положительная установка на совместную творческую деятельность, активность участия в совместной деятельности, согласованность, координация действий, совместное планирование, анализ результатов деятельности, осознание ее цели и личностного смысла, продуктивность речевой деятельности педагога, определенная степень самостоятельности ребенка на уроке, контроль и оценка своих собственных действий, соотнесение своего прошлого опыта с содержанием учебного материала).
В основе данной технологии лежат такие понятия как: мотив, мотивация, базовые потребности.
Мотив – (от лат. movere – толкать, приводить в движении).
Мотивация – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.
Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. По мнения американского психолога А.Маслоу у каждого человека с самого рождения развиваются и сопровождают его по жизни потребности разных классов и уровней, причём пока не удовлетворены потребности более низкого уровня у него не возникает потребности в более сложных. Своеобразным «фундаментом» пирамиды потребностей являются физиологические потребности, связанные с жизненно необходимыми для поддержания жизни вещами, - голодом, жаждой. Следующая ступенька – потребность в безопасности, защищённости, покое. Далее – потребность в признательности и любви. Человеку присуща потребность, чтобы его любили. ценили, чтобы рядом были люди. Эта потребность на более высоком уровне превращается в потребность уважения, которая может быть удовлетворена в более зрелом возрасте, когда человек чего-то достиг, заслужил признание и авторитет. Ещё выше стоят познавательные потребности. И венчает пирамиду потребность в самоактуализации, желание оставить свой след в этой жизни.

Иерархическая модель мотивации
Пирамида Маслоу



В основе плохого поведения личности лежат 4 группы мотивов.


б) Упражнение «Чистый лист»
Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки:
«Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные, проблемные дети?
Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся.
Представим себе, что чистый лист это душа ребенка.
Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается.
Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже.
Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!
Когда он перестает верить в себя - еще кусочек души прочь!
Когда он никому не нужен, что происходит с его душой?
Душа ребенка становится сплошной черной дырой, испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния».

в) Работа в группах с печатным материалом

Сформированным группам учителей даётся печатный материал, содержащий информацию о стратегиях и техниках эффективного поведения педагога при взаимодействии с учениками, привлекающими внимание; учениками, мотивами конфликтного поведения которого является власть или месть, а, также, для преодоления поведения, направленного на избегание неудачи. Участники знакомятся с предложенным материалом. В течение 10 минутного обсуждения готовят выступление для остальных педагогов. Затем каждая группа представляет результат коллективной деятельности. Остальные участники обсуждают и дополняют их примерами из практики.
Методические рекомендации по проведению групповой работы.
1. Использование демократического стиля взаимодействия, основанного на равномерном партнёрстве. Доверительный стиль в общении.
2. Психологи должны избегать вмешательства в работу групп. Их роль организация процесса деятельности.
3. Недопустимость оценочных суждений.
4. Для работы в группах рекомендуется использовать элементы метода «Мозаика», который позволяет изучить большое количество информации в течение короткого отрезка времени
Правила работы.
1. Активно участвуйте в работе группы, каждый вносит свой посильный вклад .
2. Слушать и слышать!
3. Кратко, чётко, аргументировано, излагайте свои мысли.
г) Презентация групповой работы
Обобщение методических приемов при взаимодействии с учеником,
привлекающим внимание

Стратегии Техники
Минимизация внимания Игнорируйте демонстративное поведение.
Зрительный контакт
Становитесь рядом.
Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.
Посылайте секретный знак.
Посылайте письменные замечания.
Используйте «Я-высказывание».
Разрешающее поведение Стройте урок на основе вопиющего поведения.
Доведите до предела демонстративную выходку
Весь класс присоединяется к выходке.
«Разрешенная квота».
Неожиданное поведение Выключите свет.
Издайте музыкальный звук.
Говорите тихим голосом.
Измените голос.
Говорите со стеной (или с портретом).
Временно прекратите вести урок.
Отвлечение внимания ученика Задавайте прямые вопросы.
Попросите об одолжении.
Измените деятельность.
Обращение внимание класса на примеры хорошего поведения Благодарите учеников.
Пишите имена примерных учеников на доске.
Пересаживания учеников Меняйте учеников местами.
«Стул размышлений».

Обобщение методических приемов эффективного воздействия на ученика,
мотив поведения которого власть или месть

Стратегии Техники
Ищите «изящный уход» Признайте власть ученика
Уберите зрителей
Перенесите обсуждение вопроса
Назначьте специальное время для обсуждения вопроса
Соглашайтесь с учеником
Меняйте тему
Используйте удаление Удаление в пределах классной комнаты
Удаление в другой класс
Удаление в специальное помещение
Изоляция в кабинете школьной администрации
Удаление с применением силы
Устанавливайте санкции Лишение ученика права
свободно распоряжаться своим временем
Лишение права
пользования предметами
Лишение доступа в различные помещения школы
Встреча с администрацией школы
Информирование родителей
Возмещение учеником убытков:
Починка, ремонт предметов, вещей.

Формы организации учебно-воспитательного процесса
при взаимодействии с учениками,
избегающими неудачи

Стратегии Техники
Изменение методов объяснения

Коррекция требований Использование осязаемого материала и компьютерных программ для формирования навыков. Учить за раз чему-то одному.

Обучение в один момент времени чему-то одному

Введение дополнительных методов обучения Дополнительная помощь от учителя.
Помощь компетентных взрослых. Ученики-репетиторы. Классы коррекции.
Обучение умению позитивно рассказывать о себе и о своей деятельности Классные плакаты с «заклинаниями-девизами».
Высказывание двух «плюсов» на каждый «минус» ученика. Декларация «Я смогу» перед выполнением задания.
Отношение к ошибкам как к нормальным и нужным явлением Рассказы о типичных ошибках.
Демонстрация уважительного отношения к ошибкам как к попыткам. Минимизирование последствий от сделанных ошибок.
Формирование веры в успех Подчеркивание любых улучшений.
Выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность.
Умение видеть сильные стороны своих учеников и говорить им об этом.
Демонстрация веры в своих учеников.
Признание трудности ваших заданий.
Концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах
Воспоминания о прошлых успехах.
Помощь в «материализации» своего развития Наклейки «Я могу».
Альбомы достижений.
Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшним, завтрашнем.
Аплодисменты.
Награды и медали.
Выставки.
Самопризнание.

3) Выступление педагогов по работе с проблемными детьми (из опыта деятельности)

4) Выработка рекомендации педагогам и администрации по построению конструктивной коммуникации в конфликтных ситуациях

 Правило 1.Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении) ученика, а не на его личности.
Описывайте поведение ребенка безоценочно. Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля. Объясняя ребенку, почему его поступки так огорчают вас, избегайте таких слов, как «плохо», «неправильно», «глупо», «по-хамски». Субъективные, оценочные слова только вызывают раздражение ученика, «заводят» нас самих и, в итоге, уводят от решения проблемы.
Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Это — правило «здесь и сейчас». Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ экстренного вмешательства, говорите только о том, что произошло только что. Обращение к прошлому или к будущему ученика, наводит на мысль, что конкретный поступок — что-то неизбежное и неисправимое. Девиз «здесь и сейчас» — точка опоры для воспитателя!
Будьте твердым, но доброжелательным. Мы должны быть твердыми в отношении конкретного проступка, чтобы прекратить его. И в то же время мы должны быть доброжелательными в отношении ученика, совершившего проступок, чтобы у него не возникло желание защищаться и не пропал интерес к общению с нами. Это правило может быть выражено таким девизом: «То, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я все еще с симпатией отношусь к тебе!» Такая установка означает, что вы верите в своих учеников, считаете, что они могут вести себя в соответствии с правилами. Ваша вера в детей — самый мощный импульс измениться, ибо она повышает самоуважение.
 Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями
Когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы учеников потоки «благородного гнева», он дает классу очень много, а) он просто лишает властолюбца желаемой реакции и б) что еще важнее, готовит почву для успешного взаимодействия.
Ученики, как правило, понимают, что они поступают неправильно. При этом они ожидают от нас определенной реакции, забрасывают «крючок». Если мы ловим его, игра начинается. Мы начинаем злиться, а ведь ради этого игра и затевается, наш гнев — итог игры, победы ученика в этой партии. Но попробуйте отказаться от игры. Это не просто. Один из способов — контролируйте отрицательные эмоции.
Можно разряжаться в ванной комнате или в машине по дороге домой. Кричите все, что хотите, оценивайте, обвиняйте, можете использовать непечатные слова. Кричите как можно громче. Главное – чтобы вы имели возможность уединиться в отдельном помещении, где вас никто не будет смущать.
 Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации
Это правило тесно связано с предыдущими. Никогда не делайте и не говорите того, что может усилить напряжение ситуации. Это очень трудно — научиться не усиливать напряженность ситуации, а снижать ее. Перечисляем типичные ошибки в реагировании на выходки.
Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:
• повышаем голос,
• произносим фразу типа. «Учитель здесь пока еще я",
• оставляем последнее слово за собой,
• используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»,
• разговариваем с сарказмом,
• даем оценку характеру ученика,
• действуем с превосходством, используем физическую силу,
• втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,
• настаиваем на своей правоте,
• читаем морали,
• ставим учеников в угол,
• оправдываемся, защищаемся или «даем взятку»,
• формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,
• изображаем негодование,
• придираемся, изводим кого-то придирками,
• передразниваем учеников,
• сравниваем одного ученика с другим,
• командуем, требуем, давим,
• поощряем ученика, фактически награждая его за «плохое» поведение.
Некоторые из этих форм поведения могут остановить проступок — на короткое время. Но плата за столь короткое спокойствие оказывается слишком высокой. Отрицательный эффект от такого поведения учителя приносит куда больше неприятностей, чем сама его причина. Зачем же использовать столь рискованные методы , когда можно выбрать более эффективные?
 Правило 4. Обсуждайте проступок ученика позже
Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба — и учитель, и ученик — возбуждены, вам не удастся взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не услышит вас, так как вы оба будете взвинчены. Особенно, когда работают «сильные отрицательные эмоции» - при взаимодействии с властными и мстительными учениками.
Когда же проводить обсуждение? Возможно, через час, а может быть, завтра. Когда каждый успокоится и сможет разумно рассуждать, тогда можно обсудить инцидент с учеником. Когда учитель будет в состоянии дать описание нарушения поведения объективно, причем именно того, что произошло, а не того, кто виноват в этом, то есть описать действия, а не действующего.
Ученики будут уверены, что вы не попустительствуете выходкам их одноклассников, если вы время от времени организуете общие дискуссии о нарушениях поведения. На этих дискуссиях вы можете объяснить им, что является приемлемым, а что нет в определенных ситуациях. Кроме того, они будут знать, что вы всегда готовы вмешаться.
 Правило 5. Позволяйте ученику «сохранять лицо»
Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем они знают, что учитель сильнее и имеет свои «козыри», чтобы вынудить их поступить правильно. В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему.
Настаивая на полном подчинении, то есть на том, чтобы ученик не только делал то, что вы хотите, но и делал это так, как вы хотите, вы рискуете спровоцировать новый виток конфронтации, еще худший, чем первый. Недовольное ворчание — не единственная реакция в игре «По-своему». Ученики также используют другие «свои способы»:
• «тянут» несколько секунд, прежде чем согласиться,
• строят гримасы, выполняя вашу просьбу,
• демонстрируют вам какой-то жест, свидетельствующий о неуважении,
• еще раз-другой повторяют то, что вы просите прекратить делать, и только потом перестают,
• перед тем, как подчиниться, говорят что-то типа «не буду, не хочу», чтобы последнее слово осталось за ними.
Но они подчиняются после этого! Если вы позволите им исполнить эту безвредную игру «По-своему», инцидент будет исчерпан скорее. При этом вы как учитель получите то, что хотели, и не заденете чести и достоинства ученика. Оба — в выигрыше!
 Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения
Конфронтация выбивает из колеи обоих участников конфликта, эмоции легко выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижения, ругань — все это черты агрессивного общения.
Чаще всего подобная картина наблюдается при взаимодействии с мстительными учениками. Учитель всего лишь человек и имеет право быть агрессивным. Имеет право быть агрессивным, но... только в своем воображении. С учениками мы должны вести себя по-другому.
Даже если вы научились контролировать свои эмоции (например, с помощью аутотренинга), в момент конфликта они все же могут захлестнуть вас. Поэтому придерживайтесь следующих правил:
• отложите на потом дисциплинарные меры,
• примените в момент конфронтации одну из миротворческих, разряжающих атмосферу акций,
• воспитание учеников отложите на то время, когда вы будете абсолютно спокойны.
Наибольшая польза этих правил в том, что дети довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, то и они позволяют себе это.

Как строить отношения с учениками, которых мы не любим?

Мстительный тип поведения — самый тяжелый для учителя. Часто выходки учеников столь возмутительны, что педагогу просто не хватает самообладания, чтобы применить какую-то дисциплинарную технику. Мы не можем любить учеников с мстительным поведением, но мы можем научиться мирно сосуществовать с ними. Они имеют право, как и все остальные ученики, на то, чтобы с ними обходились достойно и уважительно. Описанные ниже стратегии помогут вам добиться этого.
Измените свое восприятие. Найти хоть что-то хорошее в мстительных учениках — все равно, что найти жемчужину в куче навоза. Один из способов облегчить эту трудную задачу — начать воспринимать слабости, как сильные стороны. Используйте для этого позитивный язык вместо негативного. С помощью позитивной терминологии мы сможем сами себе облегчить общение с мстительными учениками.
Оказывайте ученикам поддержку. Существует пять составляющих поддержки: принятием, вниманием, уважением (признанием), одобрением, теплыми чувствами. Ученики станут воспринимать вас по-другому, чувствовать благодарность от осознания своей принадлежности к тому, что происходит в классе, и, возможно, возникнет более подходящее поведение в вашем присутствии. И вы в ответ почувствуете к ним что-то новое и хорошее.

По возможности действуйте уверенно. Как собака нападает на того, кто ее боится, так и юные мстители атакуют тех, в ком они замечают какую-либо слабину или растерянность. Поэтому необходимо вести себя уверенно. Даже когда вы не чувствуете уверенности в себе, хотя бы делайте вид, что вы держите под контролем конфликтную ситуацию. Делая это постоянно, мы можем начать в какой-то момент действительно чувствовать уверенность.
Показывайте ученикам, что вы заботитесь о них. Мы не можем любить всех, но показать им всем, что нам не безразлично то, что с ними случается, мы можем. Забота — это действие, а не чувства. Действия, в отличие от чувств, можно контролировать, даже если мы испытываем в это время что-то несоответствующее. Мы можем демонстрировать нашу заботу, чтобы помочь мстительным учащимся почувствовать себя достойными участниками школьного процесса.
Учите учеников пользоваться и управлять эмоциями. Вы очень поможете ученикам-мстителям, если научите их выражать эмоции безопасным способом. Тогда их разрушительные выходки начнут сходить на нет. Говорите вслух о чувствах учеников. В ходе вспышки мстительного поведения спросите ученика, что он сейчас чувствует. Если он не хочет отвечать прямо, попробуйте угадать: «На мой взгляд, ты чувствуешь сегодня раздражение и злость. Не так ли?» Если мы находимся в ситуации, где обсуждение чувств не уместно, можно вспомнить о чувствах ученика позже, попросить его описать, что он тогда чувствовал.

Создавайте условия для физического проявления эмоций. Некоторым ученикам очень полезно научиться канализировать энергию эмоций в физические действия. Хорошо, когда в школе есть специальное место, где можно успокоиться, разминая руками глину или пластилин, или нанося серию ударов по боксерской груше.

Сколько поддержки нужно ученику?
Ни вниманием, ни принятием, ни утверждением, ни признанием, ни теплыми чувствами избаловать невозможно. Избаловать и испортить ребенка мы можем тремя способами.
Мы портим его когда:
— видим, что он нарушает правила поведения, и не реагируем подходящим образом,
— делаем для него слишком много того, что он сам мог бы сделать для себя,
— «вытаскиваем» его из неприятной ситуации, в которой он оказался по собственному выбору.

III. Рефлексия
(просмотр видеопрезентации «принципы успешных взаимодействий»)

1. Принцип приоритета
Прежде, чем судить о других следует обратить внимание на себя.
2. Принцип боли
Обиженный человек сам наносит обиды другим.
3. Принцип верхней дороги
Мы переходим на более высокий уровень, когда начинаем общаться с другими лучше, чем они обращаются с нами.
4. Принцип бумеранга
Когда мы помогаем другим, мы помогаем сами себе.
5. Принцип молотка
Никогда не используете молоток, чтобы убить комара на лбу собеседника.
6. Принцип обмена
Вместо того чтобы ставить других на место, мы должны поставить себя на их место.
7. Принцип обучения
Каждый человек, которого мы встречаем, потенциально способен нас чему-нибудь научить.
8. Принцип отражения
Люди проявляют интерес к человеку, который интересуется ими.
9. Принцип драгоценности
Вера в лучшие качества людей обычно заставляет их проявлять лучшие качества.
10. Принцип конфронтации
Сначала стоит позаботиться о людях и только потом вступать с ними в конфронтацию.
11. Принцип надёжности
Доверие – это фундамент любых взаимоотношений.
12. Принцип силы
Слова некоторых людей настолько сильны, что подпись под договором становится простой формальностью. Сколько силы в вашем слове?
13. Принцип ситуации
Никогда не допускайте, чтобы ситуация значила для вас больше, чем взаимоотношения.
14. Принцип Боба
Когда у Боба есть проблемы со всеми, главной проблемой обычно является сам Боб.
15. Принцип доступности
Лёгкость в отношениях с самим собой помогает чувствовать себя свободно с нами.
16. Принцип окопа
Когда готовишься к сражению, выкопай для себя такой окоп, чтобы в нём поместился друг.
17. Принцип земледелия
Все взаимоотношения надо культивировать.
18. Принцип 101 процента
Отыскать один процент, с которым мы согласны, и направить на него 100 процентов наших усилий.
19. Принцип терпения
Путешествовать вместе с другими всегда приходится медленнее, чем путешествовать одному
20. Принцип празднования
Подлинная проверка взаимоотношений заключается не только в том, насколько мы верны друзьям, когда они терпят неудачу, но и в том, как сильно мы радуемся, когда они добиваются успеха.
21. Принцип Буратино
Мы созданы на радость друг другу.
Категория: Психология | Добавил: Кобра
Просмотров: 2612 | Загрузок: 214 | Рейтинг: 4.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 6:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru