Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Школьный буллинг как причина возникновения аутодеструктивного поведения несовершеннолетних. Профилак
[ Скачать с сервера (1.45Mb) ] 2014-01-15, 9:16 PM
Городское заседание методического объединения психологов

Семинарское занятие

Школьный буллинг
как причина возникновения аутодеструктивного поведения несовершеннолетних.
Профилактика насилия в школе.

Задачи:
• Формирование благоприятной психоэмоциональной среды учебного заведения, включающей систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса.

• Улучшение социального климата школы, формирование положительных социальных взаимоотношений между школьниками.

• Консультативно-образовательная работа с педагогами и родителями.

Психологи: Т. Верхорубова
Н. Карибуллина

г. Степногорск
СШ № 7 им. Ю.А. Гагарина
Ноябрь 2013 г.
Ход занятия

I. Введение в тему занятия.
Просмотр видео ролика (конфликтные ситуации в школе).
По данным исследования, проведенного Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и казахстанским учреждением уполномоченного по правам человека в 40 государственных школах в четырех регионах Казахстана 66 % казахстанских школьников в 2012 году сталкивались со школьным насилием. В анкетировании приняли участие порядка 3 тыс. учащихся 5-10-х классов, а также работники школ.
"Опрос показал, что каждые два из трех детей (66%) столкнулись со школьным насилием и дискриминацией в прошлом году", - сказала международный эксперт ЮНИСЕФ Робин Хаар представляя отчет о проведенном исследовании в апреле 2013 года.
По ее данным, 63% всех опрошенных были свидетелями насилия, 44% - жертвами, 24% - обидчиками.
При этом 36% свидетелей и 26% жертв насилия не сообщили никому о произошедших фактах, и только 12% свидетелей и 8% жертв рассказали об этом школьной администрации.
Трое из четырех (74%) учителей стали свидетелями таких фактов. 50% школьного персонала сообщили, что обидчики насилия никогда не наказываются.
Вместе с тем каждый четвертый ребенок (24%) сообщил, что учителя прибегали к методам насилия или дискриминации в их отношении.
Исследование показывает, что дети, которые занимались когда-то самовредительством и имели склонность к суицидальному поведению, также значительно чаще становились свидетелями (93,4%) и жертвами (83,1%) школьного насилия и дискриминации со стороны других детей. Они же почти в три раза чаще подвергались насилию и 5 раз чаще - дискриминации со стороны директоров и педагогов школы.
Согласно исследованию, 22% школьного персонала признались, что применяли насилие в отношении детей, каждый третий учитель стал свидетелем того, как другие педагоги применяли такие методы в целях поддержания дисциплины. В некоторых случаях учителя заставляли детей убираться в комнатах, туалетах, на игровых площадках.
Р.Хаар отметила, что под школьным насилием предполагается психологическое и физическое насилие, вымогательство, оскорбления, притеснения сексуального характера, кибер-буллинг и дискриминация.
Выводы исследования показывают, что насилие в школах является серьезной проблемой в Казахстане.
II. Основная часть

1) Актуализация понятийного аппарата.

a) Буллинг (bullying, от анг. Bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – достаточно новое понятие в жизни современного человека.
Рассмотрим, как понимают явление «буллинг» некоторые исследователи.
• Д. Лэйн ассоциирует буллинг со школьной травлей и соглашается с Роландом, что он представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации.
• Психотерапевт И. Бердышев определяет буллинг как «сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек».
• По мнению известного социолога И.Н. Кона, буллинг – это «запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

b) «Буллинг-структура» - социальная система, включающая в себя преследователей, их жертв, защитников, сторонних наблюдателей. Каждый участник системы имеет свое мнение по поводу происходящего.
• Агрессор – человек, который преследует и запугивает жертву.
• Жертва – человек, который подвергается агрессии.
• Защитник – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить ее от агрессии.
• Сторонник - человек, находящийся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
• Наблюдатель – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств и пр., но соблюдающий нейтралитет в нем.

c) «Мозговой штурм»

Что такое аутодеструктивное поведение? Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными?
Аутодеструктивное поведение - поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности: курение, токсикомания, наркомания, вскрытие вен, алкоголизм, суицид.
Причины возникновения аутодеструктивного поведения
• Конфликты в семье
• Несчастная любовь
• Результат употребления наркотиков, алкоголя
• Ощущение безысходности ситуации
• Школьные проблемы (отношения со сверстниками, проблемы связанные с учебой)
• Стремление дать понять окружающим, что человеку плохо
• Суицид шантажного толка

2) Школьный буллинг. Основные понятия.

Существует несколько подходов к рассмотрению буллинга. Одни исследователи сосредотачивают свое внимание на поиске и определении личностных свойств, характерных для личности булли и его жертвы. Другие пытаются рассмотреть буллинг как социально-психологический процесс. Причины буллинга сложны и разнообразны.
Мотивационные аспекты буллинга очень разнообразны. Мотивацией к буллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др., вплоть до удовлетворения садистических потребностей отдельных личностей.Хотя, как заметил один исследователь, только булли могут знать свои мотивы и только их жертвы могут оценить степень причиненного им вреда.
Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, байкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли чрезвычайно изобретательны. Новейшее их «достижение» - кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации.
Причины появления агрессивного поведения у детей
• Подражание взрослому.
• Современные социальные отношения
• Мода на «сильную личность».
• Механизм самозащиты.
• Стремление к преодолению чувства неполноценности.
• Неприятие детей родителями.
• Неуважение к личности ребенка.
• Запрет на физическую активность.
• Недовольство собой.
• Продукты питания.
• Шум, вибрация, теснота, температура воздуха.
• Телевидение, СМИ, Интернет.
• Социально-экономические факторы.

Большая склонность к насилию обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей:
– Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.
– Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».
– Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую «задавлены», а школа служит «каналом», куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.
– Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации – приказному, рявкающему и повышенному тону, – оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет видеть ничего особенного.
- Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей имеется разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. Дети с низкой толерантностью к стрессу предрасположены к насильственным действиям

Из вышесказанного можно сделать вывод, что некоторые видят в буллинге способ самореализации, другие горят желанием стать более популярным и казаться сильнее посредством буллинга, третьи хотят привлечь внимание или же запугать окружающих; четвертых притягивает зависть к жертве; пятые могли сами когда-то страдать от хулиганов в свое время, таким образом вымещая свою злобу на других; а некоторые просто не понимают всю неправильность своего поведения и как это может отразиться на жертвах
Система взаимоотношений в школе крайне важна для развития ребёнка, соответственно и насилие в школе (буллинг) требует самого пристального внимания, так как именно ситуация в школе во многом детерминирует формирование свойств личности. Особенно остро вопрос буллинга встает в подростковом возрасте, потому что, усвоив определенные паттерны поведения, например, поведение «жертвы», подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом негативно ситуация буллинга влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», так как если проявляемая агрессия оказывается эффективной, то она может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем.
Поэтому очень важно, чтобы у подрастающего человека были сформированы другие способы поведения в состоянии фрустрации. Это, прежде всего, умение считаться с чувствами другого человека, а также способность переоценить ситуацию, переключиться на другую цель, найти иные способы для достижения своей цели.

3) Профилактика насилия в школе. «Круглый стол»
Школа избрана местом для предупреждения аг¬рессивности и жестокости неслучайно по следующим причинам: легче предупредить аг¬рессивность и жестокость, чем пытаться преодолеть ее, и поэтому начинать надо с их профилактики.
Профилактика – система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий.

Первичная профилактика
• Изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания.
• Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
• Формирование здорового жизненного стиля, высоко функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов.
• Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.
• Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.
• Развитие высокоэффективных стратегий и навыков поведения.

Вторичная профилактика
• раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка.
• коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родителъских границ.
• наличие четких семейных ролей.
Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и её целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.
Система психолого-педагогических действий
• консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями
• консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению
• информационно-образовательная работа с детьми
• формирование психоэмоциональной среды учебного заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса

4) Выработка рекомендации родителям (работа в группах)

КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЁНКУ
НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА?
Посоветуйте вашему ребёнку, для того чтобы не попадать в группу риска по школьному буллингу:
• не задираться, не зазнаваться;
• не показывать своё превосходство над другими;
• не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода;
• не хвастаться - ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими родителями;
• не демонстрировать свою элитарность;
• не ябедничать, не подлизываться к учителям;
• не игнорировать решения класса, если они не противоречат его нравственным нормам (не плыть против течения своего коллектива); не давать повода для унижения чувства собственного достоинства;
• не демонстрировать свою физическую силу;
• не показывать свою слабость;
• не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами;
• даже самые неординарные способности человека-это не повод для зазнайства и ощущения своего превосходства над другими - своим даром, увлечениями надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать от себя;
• одарённость вашего ребёнка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе, а не завидовали ему (лучше защищать честь школы на соревнованиях различного уровня, а не отказываться от участия, мотивируя отказ постоянной занятостью).

III. Рефлексия
(просмотр видеоролика «бумеранг добра»)
Литература:

Оценка насилия в отношении детей в школах Казахстана, Астана, 2013 г.
Данное издание было подготовлено учреждением Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан и Представительством ЮНИСЕФ в Казахстане при поддержке Министерства иностранных дел Норвегии. Отчет подготовлен Др. Робин Н. Хаарр - Международный консультант ЮНИСЕФ. (электронный вариант)

Кравцова М.М.
К 771 Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. — (Психо¬лог в школе). — М.: Генезис, 2005. — 111 с.

КривцоваС.В.
Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных
Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию Федеральный институт развития образования Центр развития психологической службы. Москва 2011(электронный вариант)
Категория: Психология | Добавил: Кобра
Просмотров: 1727 | Загрузок: 97 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 1:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru