Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Школьный буллинг как причина возникновения аутодеструктивного поведения несовершеннолетних. Профилак
[ Скачать с сервера (1.45 Mb) ] 2014-01-15, 9:16 PM
Городское заседание методического объединения психологов

Семинарское занятие

Школьный буллинг
как причина возникновения аутодеструктивного поведения несовершеннолетних.
Профилактика насилия в школе.

Задачи:
• Формирование благоприятной психоэмоциональной среды учебного заведения, включающей систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса.

• Улучшение социального климата школы, формирование положительных социальных взаимоотношений между школьниками.

• Консультативно-образовательная работа с педагогами и родителями.

Психологи: Т. Верхорубова
Н. Карибуллина

г. Степногорск
СШ № 7 им. Ю.А. Гагарина
Ноябрь 2013 г.
Ход занятия

I. Введение в тему занятия.
Просмотр видео ролика (конфликтные ситуации в школе).
По данным исследования, проведенного Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и казахстанским учреждением уполномоченного по правам человека в 40 государственных школах в четырех регионах Казахстана 66 % казахстанских школьников в 2012 году сталкивались со школьным насилием. В анкетировании приняли участие порядка 3 тыс. учащихся 5-10-х классов, а также работники школ.
"Опрос показал, что каждые два из трех детей (66%) столкнулись со школьным насилием и дискриминацией в прошлом году", - сказала международный эксперт ЮНИСЕФ Робин Хаар представляя отчет о проведенном исследовании в апреле 2013 года.
По ее данным, 63% всех опрошенных были свидетелями насилия, 44% - жертвами, 24% - обидчиками.
При этом 36% свидетелей и 26% жертв насилия не сообщили никому о произошедших фактах, и только 12% свидетелей и 8% жертв рассказали об этом школьной администрации.
Трое из четырех (74%) учителей стали свидетелями таких фактов. 50% школьного персонала сообщили, что обидчики насилия никогда не наказываются.
Вместе с тем каждый четвертый ребенок (24%) сообщил, что учителя прибегали к методам насилия или дискриминации в их отношении.
Исследование показывает, что дети, которые занимались когда-то самовредительством и имели склонность к суицидальному поведению, также значительно чаще становились свидетелями (93,4%) и жертвами (83,1%) школьного насилия и дискриминации со стороны других детей. Они же почти в три раза чаще подвергались насилию и 5 раз чаще - дискриминации со стороны директоров и педагогов школы.
Согласно исследованию, 22% школьного персонала признались, что применяли насилие в отношении детей, каждый третий учитель стал свидетелем того, как другие педагоги применяли такие методы в целях поддержания дисциплины. В некоторых случаях учителя заставляли детей убираться в комнатах, туалетах, на игровых площадках.
Р.Хаар отметила, что под школьным насилием предполагается психологическое и физическое насилие, вымогательство, оскорбления, притеснения сексуального характера, кибер-буллинг и дискриминация.
Выводы исследования показывают, что насилие в школах является серьезной проблемой в Казахстане.
II. Основная часть

1) Актуализация понятийного аппарата.

a) Буллинг (bullying, от анг. Bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – достаточно новое понятие в жизни современного человека.
Рассмотрим, как понимают явление «буллинг» некоторые исследователи.
• Д. Лэйн ассоциирует буллинг со школьной травлей и соглашается с Роландом, что он представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации.
• Психотерапевт И. Бердышев определяет буллинг как «сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек».
• По мнению известного социолога И.Н. Кона, буллинг – это «запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

b) «Буллинг-структура» - социальная система, включающая в себя преследователей, их жертв, защитников, сторонних наблюдателей. Каждый участник системы имеет свое мнение по поводу происходящего.
• Агрессор – человек, который преследует и запугивает жертву.
• Жертва – человек, который подвергается агрессии.
• Защитник – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить ее от агрессии.
• Сторонник - человек, находящийся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
• Наблюдатель – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств и пр., но соблюдающий нейтралитет в нем.

c) «Мозговой штурм»

Что такое аутодеструктивное поведение? Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными?
Аутодеструктивное поведение - поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности: курение, токсикомания, наркомания, вскрытие вен, алкоголизм, суицид.
Причины возникновения аутодеструктивного поведения
• Конфликты в семье
• Несчастная любовь
• Результат употребления наркотиков, алкоголя
• Ощущение безысходности ситуации
• Школьные проблемы (отношения со сверстниками, проблемы связанные с учебой)
• Стремление дать понять окружающим, что человеку плохо
• Суицид шантажного толка

2) Школьный буллинг. Основные понятия.

Существует несколько подходов к рассмотрению буллинга. Одни исследователи сосредотачивают свое внимание на поиске и определении личностных свойств, характерных для личности булли и его жертвы. Другие пытаются рассмотреть буллинг как социально-психологический процесс. Причины буллинга сложны и разнообразны.
Мотивационные аспекты буллинга очень разнообразны. Мотивацией к буллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др., вплоть до удовлетворения садистических потребностей отдельных личностей.Хотя, как заметил один исследователь, только булли могут знать свои мотивы и только их жертвы могут оценить степень причиненного им вреда.
Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, байкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли чрезвычайно изобретательны. Новейшее их «достижение» - кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации.
Причины появления агрессивного поведения у детей
• Подражание взрослому.
• Современные социальные отношения
• Мода на «сильную личность».
• Механизм самозащиты.
• Стремление к преодолению чувства неполноценности.
• Неприятие детей родителями.
• Неуважение к личности ребенка.
• Запрет на физическую активность.
• Недовольство собой.
• Продукты питания.
• Шум, вибрация, теснота, температура воздуха.
• Телевидение, СМИ, Интернет.
• Социально-экономические факторы.

Большая склонность к насилию обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей:
– Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.
– Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».
– Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую «задавлены», а школа служит «каналом», куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.
– Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации – приказному, рявкающему и повышенному тону, – оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет видеть ничего особенного.
- Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей имеется разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. Дети с низкой толерантностью к стрессу предрасположены к насильственным действиям

Из вышесказанного можно сделать вывод, что некоторые видят в буллинге способ самореализации, другие горят желанием стать более популярным и казаться сильнее посредством буллинга, третьи хотят привлечь внимание или же запугать окружающих; четвертых притягивает зависть к жертве; пятые могли сами когда-то страдать от хулиганов в свое время, таким образом вымещая свою злобу на других; а некоторые просто не понимают всю неправильность своего поведения и как это может отразиться на жертвах
Система взаимоотношений в школе крайне важна для развития ребёнка, соответственно и насилие в школе (буллинг) требует самого пристального внимания, так как именно ситуация в школе во многом детерминирует формирование свойств личности. Особенно остро вопрос буллинга встает в подростковом возрасте, потому что, усвоив определенные паттерны поведения, например, поведение «жертвы», подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом негативно ситуация буллинга влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», так как если проявляемая агрессия оказывается эффективной, то она может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем.
Поэтому очень важно, чтобы у подрастающего человека были сформированы другие способы поведения в состоянии фрустрации. Это, прежде всего, умение считаться с чувствами другого человека, а также способность переоценить ситуацию, переключиться на другую цель, найти иные способы для достижения своей цели.

3) Профилактика насилия в школе. «Круглый стол»
Школа избрана местом для предупреждения аг¬рессивности и жестокости неслучайно по следующим причинам: легче предупредить аг¬рессивность и жестокость, чем пытаться преодолеть ее, и поэтому начинать надо с их профилактики.
Профилактика – система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий.

Первичная профилактика
• Изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания.
• Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
• Формирование здорового жизненного стиля, высоко функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов.
• Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.
• Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.
• Развитие высокоэффективных стратегий и навыков поведения.

Вторичная профилактика
• раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка.
• коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родителъских границ.
• наличие четких семейных ролей.
Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и её целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.
Система психолого-педагогических действий
• консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями
• консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению
• информационно-образовательная работа с детьми
• формирование психоэмоциональной среды учебного заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса

4) Выработка рекомендации родителям (работа в группах)

КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЁНКУ
НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА?
Посоветуйте вашему ребёнку, для того чтобы не попадать в группу риска по школьному буллингу:
• не задираться, не зазнаваться;
• не показывать своё превосходство над другими;
• не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода;
• не хвастаться - ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими родителями;
• не демонстрировать свою элитарность;
• не ябедничать, не подлизываться к учителям;
• не игнорировать решения класса, если они не противоречат его нравственным нормам (не плыть против течения своего коллектива); не давать повода для унижения чувства собственного достоинства;
• не демонстрировать свою физическую силу;
• не показывать свою слабость;
• не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами;
• даже самые неординарные способности человека-это не повод для зазнайства и ощущения своего превосходства над другими - своим даром, увлечениями надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать от себя;
• одарённость вашего ребёнка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе, а не завидовали ему (лучше защищать честь школы на соревнованиях различного уровня, а не отказываться от участия, мотивируя отказ постоянной занятостью).

III. Рефлексия
(просмотр видеоролика «бумеранг добра»)
Литература:

Оценка насилия в отношении детей в школах Казахстана, Астана, 2013 г.
Данное издание было подготовлено учреждением Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан и Представительством ЮНИСЕФ в Казахстане при поддержке Министерства иностранных дел Норвегии. Отчет подготовлен Др. Робин Н. Хаарр - Международный консультант ЮНИСЕФ. (электронный вариант)

Кравцова М.М.
К 771 Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. — (Психо¬лог в школе). — М.: Генезис, 2005. — 111 с.

КривцоваС.В.
Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных
Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию Федеральный институт развития образования Центр развития психологической службы. Москва 2011(электронный вариант)
Категория: Психология | Добавил: Кобра
Просмотров: 3181 | Загрузок: 123 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 1:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru