Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Мастер-класс Общие принципы организации «Уроков понимания инвалидности».
[ Скачать с сервера (38.6Kb) ] 2014-01-16, 5:38 PM
Областная конференция
«Развитие инклюзивного образования в общеобразовательных школах Акмолинской области: проблемы, опыт, перспективы»

Мастер-класс
Общие принципы организации
«Уроков понимания инвалидности».

педагог-психолог Т. Верхорубова

СШ №7 им Ю.А. Гагарина
г.Степногорск
2013 год
Общие принципы организации «Уроков понимания инвалидности».
Принципы толерантности и социального равенства используются на школьных уроках по пониманию инвалидности, которые получили название Уроки понимания инвалидности или Уроки Доброты. Они разработаны на основе занятий по пониманию инвалидности, проводимые в калифорнийских школах организацией «KIDS» («KeystoIntroducingDisabilitytoSocietyProject») в 1998 г. Их задача – сформировать у школьников адекватное отношение к людям с инвалидностью, без страха и жалости. Ведь сегодняшние дети через несколько лет будут составлять наше общество, поэтому важно, чтобы они с раннего возраста научились их понимать и жить рядом с ними.
Уроки понимания инвалидности - это серия из нескольких уроков в одном классе. Ознакомительный единственный урок недостаточен для того, чтобы сформировать у детей не то что стойкое доброжелательное отношение к людям с инвалидностью, но даже оставить в памяти понятие "люди с особыми потребностями". Уроки Доброты проводятся для школьников всех возрастов - от 7 до 17 лет. И хотя тематика занятий одинакова, но в зависимости от возраста ребят по-разному подается этот материал и по-разному строится работа с ними. В целом на этих занятиях говорится о существующих физических, социальных и психологических барьерах, которые мешают людям с инвалидностью быть полностью включенными в наше общество.
Перед занятиями целесообразно провести анкетирование, чтобы определить, что дети знают об инвалидах и их трудностях, о причинах инвалидности, общественных организациях инвалидов, потребностях и досуге инвалидов, социальных стереотипах про инвалидов.

На Уроках Доброты поднимаются следующие темы, касающиеся людей с инвалидностью:

• Стереотипы по отношению к людям с инвалидностью.
• Подходы к пониманию проблем инвалидности (традиционный/социальный).
• Доступная архитектурная среда для людей с инвалидностью.
• Язык и этикет в общении с людьми с инвалидностью.
• Возможности людей с инвалидностью.
• Инклюзивное образование (совместное обучение детей с инвалидностью и без инвалидности).
При подборе историй для детей надо исходить из того, что они должны дать возможность обсуждать различные аспекты инвалидности на доступном для учеников уровне. Предлагаемые к обсуждению ситуации должны создавать атмосферу, располагающую к откровенному разговору, свободному выражению мыслей и взглядов. Не эффективно использование душераздирающих историй, которые, вызывая чувство сострадания, тем не менее, не оставляют места для рассуждений.
Уроки обязательно должны проходить в форме дискуссии. Монолог ведущего урок, даже очень содержательный и информативный, недопустим. Желательно полученную детьми информацию закрепить при помощи видео сюжетов. По завершении урока учащимся можно дать домашнее задание: письменно изложить свои впечатления о занятии и мысли о целесообразности подобных уроков. Выполнение этого задания добровольно, но оно так же помогает закрепить полученную информацию. В качестве дидактического материала наглядно использовать выдержки из сочинений детей-инвалидов с рассказом о себе и своей жизни. Подготовка сочинений может стать самостоятельным видом работы в объединениях родителей-детей инвалидов, в школах-интернатах, в первичных организациях. (В то же время допустимо импровизировать сочинение организаторам урока.)
Один из уроков можно проводить в виде круглого стола с участием представителей различных общественных организаций инвалидов, государственных структур, работающих по проблемам людей с ограниченными возможностями, ассоциаций родителей детей-инвалидов. И на одном из уроков обязательно должны быть инвалиды, желательно взрослые, имеющие какие-либо достижения. Их задача рассказать о том, как они решают свои проблемы, какие ставят перед собой задачи, чем живут и чему радуются. Все выступления не должны быть более 10-15 минут. Необходимо оставить время для ответов на вопросы.
Заключительный урок - это любое совместное мероприятие детей-инвалидов и учащихся того класса, в котором проводились Уроки понимания.



Примерное занятие из серии «Уроки доброты».
Тема: « Инвалидность не приговор…».
Цель занятия: Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.
Задачи:
1. Формировать толерантное отношение к людямс особенностями в развитии.
2. Познакомить с биографиями известных людей-инвалидов.
3. Развивать знания о способах общения и обучения людей с ограниченными возможностями: Азбука Брайля, жестовый язык.

Вступление: Здравствуйте, ребята. Мы все живем в обществе. Вокруг нас тысячи, нет даже миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?!
Есть категория людей – инвалиды. Инвалид - это слово оставляет у нас ощущение "выключенности" человека из повседневной жизни с ее радостями и огорчениями, словно человек оказался по ту сторону зеркала, где все как всегда, но как бы ненастоящее.
Вы видите, что в конце фразы «Инвалидность – не приговор…» у нас стоит многоточие. Это не случайно. Каждый из вас в конце нашего занятия должен сам поставить знак: у кого-то это будет многоточие, у кого знак восклицания, а кто-то продолжит фразу каким-нибудь высказыванием…
Прошу ответьте на вопрос: Кто такие люди-инвалиды?
(ответы учащихся)
ИНВАЛИД (от лат. invalidus - слабый, немощный) лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность...
 Более одного миллиарда человек имеют какую-либо форму инвалидности.
 Это соответствует примерно 15% населения мира.
 От 110 до 190 миллионов человек имеют очень значительные трудности в функционировании.
 Показатели инвалидности растут в связи со старением населения и глобальным ростом заболеваемости хроническими болезнями.
 Во всем мире слово “инвалид” считается неполиткорректным.
 Общественные организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию: «люди с особыми нуждами», «люди с особыми потребностями», «слабовидящие», «незрячие», «слабослышащие», «человек, использующий в передвижении коляску».
 Задумайтесь вот над такими фактами. Многие становятся инвалидами в течение жизни. Более того, это может случиться с каждым. Большинство людей, которые ломают себе спины, занимаясь экстремальными видами спорта – это «молодняк» от 15 до 25 лет, а в результате дорожно-транспортных происшествий в инвалидных колясках оказывается 30-40 тысяч (!) человек в год (!).

Вы все знаете о Конвенции о правах ребёнка. Есть документ, в котором закреплены права людей с особыми нуждами - это Конвенция о правах инвалидов. Конвенция принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года (на тридцатый день после присоединения или ратификации двадцатью государствами). Одновременно с Конвенцией принят и вступил в силу Факультативный протокол к ней. По состоянию на июнь 2013 года 132 государства и Евросоюз участвуют в Конвенции, 77 государства — в Факультативном протоколе.
Со вступлением в силу Конвенции был учрежден Комитет по правам инвалидов (изначально — в составе 12 экспертов, в связи с достижением числом стран-участниц отметки 80 расширен до 18 человек) — орган надзора за исполнением Конвенции, уполномоченный рассматривать доклады государств-участников Конвенции, выносить по ним предложения и общие рекомендации, а также рассматривать сообщения о нарушениях Конвенции государствами-участниками Протокола.Казахстан подписал конвенцию 11 декабря 2008 г.
Упражнение «Узнай на ощупь». Его смысл в том, что ребенок сам оказывается в роли человека с инвалидностью. Ученику завязывают глаза и дают задание, которое он должен выполнить. К примеру, «Угадай на ощупь». Это позволяет детям почувствовать на себе трудности, с которыми сталкивается человек, лишенный такой важной функции, как зрение, и понять, что он при этом ощущает. Этот наглядный пример становится поводом для обсуждения всем классом положения людей с инвалидностью, их трудностей, и того, как их можно преодолеть.
Рефлексия. Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?
Для нас всех это обыкновенное упражнение и при желании мы можем открыть глаза. И проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что незрячие и слабовидящие люди себе такого позволить не могут. А как же незрячие люди могут читать и писать? Для этого был придуман специальный язык – азбука Брайля. (Можно продемонстрировать учащимся книги написанные языком Брайля, специальный Брайлевский прибор, грифель и т.д.)
Шрифт Брайля — рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми. Разработан в 1824 году французом Луи Брайлем (фр. Louis Braille), сыном сапожника. Луи в возрасте трёх лет потерял зрение, в результате воспаления глаз, начавшегося от того, что мальчик поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца. В возрасте 15 лет он создал свой рельефно-точечный шрифт.
Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом. Одной из особенностей шрифта Брайля является то, что пишется текст справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо. При письме прокалываются точки, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. В этом заключается одна из сложностей при обучении этому шрифту.Наличие или отсутствие точек (проколов) в ячейке дает определенный символ. Высоты точки в 0,5 мм достаточно для её распознавания на ощупь. Расстояние между точками занимает около 2,5 мм, расстояние между ячейками — 3,75 мм по горизонтали и 5 мм по вертикали.
Европейский союз законодательно обязывает внедрять надписи для незрячих с использованием шрифта Брайля во всех пассажирских лифтах, а также маркировать им всю производимую фармацевтическую продукцию.

Упражнение «Передай информацию». Ученик жестами должен передать информацию, которая написана на листе бумаги, всем участникам.
Рефлексия.
Что испытывали, при выполнении, этого задания? Как вы думаете, как общаются люди, которые не могут слышать и разговаривать? Для этого существует жестовый язык.

Язык жестов - это невербальный способ коммуникации глухих и слабослышащих с помощью комбинаций жестов рук, а также сочетания мимики лица, формы глаз, губ и телодвижений. Но для чего нам, слышащим, язык глухих? Всю жизнь глухие люди чувствуют себя отрезанными от мира, как за стеклянной стеной. Хоть на минутку представьте себе - Вы видите человека, но не можете понять что он говорит, ответить ему, полноценно общаться - кроме как на жестах. А если это что-то жизненно важное, а никто вокруг не понимает вашей жестикуляции? В такие моменты глухим приходит горькое чувство отверженности. Вы же, просто начав говорить на языке жестов, уже их заверите, что они нужны людям! (В качестве наглядной информации можно показать видеоролики со сказками на жестовом языке или научить некоторым словам-жестам.)

Мы привыкли к тому, что в средствах массовой информации появляются печальные истории о людях с ограниченными возможностями, которым нужна помощь. Но, оказывается, есть и другие истории… Их герои смогли не только преодолеть свою болезнь, но и добиться больших успехов.Примеров много как у нас в стране, так и во всём мире. Чаще всего бытует мнение, что это несчастные, убогие, нуждающиеся в посторонней помощи, вызывающие чувство жалости и сострадания люди.
«Мозговой штурм»: Назовите известных людей с ограниченными возможностями?
(ответы детей)
Рассказ о некоторых людях, которые победили свой недуг.
(просмотр слайдов прзентации )
ОЛЕГ АККУРАТОВ – талантливый музыкант из г. Ейска. Родился 21 октября1989. Матери на момент его рождения было пятнадцать лет, и родители участия в жизни ребёнка практически не принимали, оставив на воспитание дедушке и бабушке. В четыре года Олег проявил свои музыкальные способности, наигрывая на фортепиано услышанные мелодии. В это время состоялось его первое прослушивание педагогами Армавирской специализированной музыкальной школы для слепых и слабовидящих детей. В шесть лет он был принят в музыкальную школу и переехал в интернат, при котором она существовала. В школе Олега научили читать ноты по Системе Брайля.
Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов.Олег обладает выдающимися музыкальными способностями: абсолютным слухом, феноменальной музыкальной памятью, исключительным чувством ритма. Его игру отличают высокое исполнительское мастерство и эмоциональность.
ЖЕНЯ ШИРКИНА - Женя рисует правой ноГой, потому что родилась без рук. Начала рисовать с двух с половиной лет. Сначала бабушка вкладывала в Женины пальчики ног карандаши и шариковые ручки, чтобы разрабатывать их, но однажды судьба привела их в художественную студию дома детского творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья «Маленький Принц» в Крылатском. Бабушка учила Женю многому – как самой умываться и чистить зубы, кушать ложкой и вилкой самостоятельно, убирать за собой игрушки, зашивать одежду, доставать с полки нужную вещь и многое, многое другое, что постигалось иногда с болью для обеих.
Не сразу Женя научилась полностью себя обслуживать сама. Это был долгий и трудный путь ежедневных упражнений… в любви и терпении. Бабушка каждый день, каждый час, каждую минуту отдавала себя.
Эта удивительная девочка лепит из глины, рисует красками по ткани, пишет гуашью, акварелью, масляной пастелью, акриловыми красками, занимается фотографией, участвует в конкурсах и фотосессиях.
ЭЙМИ МАЛЛИНЗ - Сложно представить красивую, успешную и вполне счастливую девушку-инвалида. Но такая девушка есть. Хоть ее физические возможности и ограничены, духовным силам девушки позавидуют и вполне здоровые люди. Эйми Маллинз — супермодель, а также двукратный чемпион мира по бегу и прыжкам в длину. Она снимается в кино, а самые модные журналы мира, такие как Vogue или Elle – ведут на нее настоящую охоту, пытаясь заполучить ее фотосессии для своих страниц.
Природа одарила Эйми необычайно красивой внешностью. Она входит в топ-50 наиболее красивых девушек мира! С детства у девушки отсутствуют ноги. Но она не отчаивалась и нарисовала эскизы искусственных ног, по которым ей изготовили ноги для разнообразных жизненных ситуаций. Интересно, что искусственные ноги имеют регулирующуюся длину, что позволяет Эйми менять свой рост. На светских приемах многие посетители и не догадываются, что Эйми ходит с помощью протезов — настолько настоящими они кажутся. Протезы изготовлены с высочайшей точностью — на них даже видны вены.
Удивительная сила воли позволила этой девушке добиться в жизни такого, о чем даже не мечтают и здоровые люди. На своем примере Эйми показала всему человечеству, что инвалидность — это не приговор, и инвалиды могут быть успешными, счастливыми людьми, ведущими самый активный образ жизни.
ШАРИПОВА ШОЛПАН - родилась 7 января 1968 года в с. Агдынгек Жарминского района Семипалатинской области. В 16 лет, вследствие прогрессирования заболевания «Мышечная дистрофия - миопатия», получила 1 группу инвалидности.
С 1993 года проживает в г.Степногорск. С 1993 года работала методистом ДК «Мирас», а так же ведущей солисткой Фольклорного ансамбля народных инструментов ДК «Мирас». В 1996 году обладательница Гран-при в областном конкурсе « Молода волна Акмола-96». В 1999 году лауреат первой степени в номинации «Эстрадная песня» на Международном фестивале молодых исполнителей «Шабыт-Миллениум».В 2000 году участвовала в конкурсе «Жас канат- 2000» получила главный приз в номинации зрительских симпатий, награждена главным призом акимаг.Алматы. В 2002 году принимала участие в фестивале «Настоящая женщина» Ассоциации деловых женщин Казахстана, приз в номинации «Сила духа». С 2003 года «Почетный гражданин города Степногорска». В 2005 году признана «Человеком года».
За последние 15 лет, в областных и городских газетах опубликованы около 60 статей ШолпанШариповой (очерки, рассказы). Награждена многочисленными почетными грамотами, дипломами.
Вся жизнь Шолпан Шариповой это пример мужества и силы духа, пример служения обществу. В 2005году с мужем Габитом взяли на попечение двух детей-сирот. Шолпан проводит благотворительные концерты, часть средств перечисляется детским домам. Замечательный голос Шолпан, уже много лет приносит людям радость и вдохновение, ее талант, преданность своему призванию, снискали почет и уважение среди инвалидов.
Шарипова Шолпан Габбасовна награждена медалью Международного общественного движения инвалидов «Доброта спасет мир».
Рефлексия: Какой же знак вы поставите в конце слов «Инвалидность не приговор…»? Может кто-то из вас сможет продолжить эту фразу?
(ответы детей)
Заключение. Человек не должен быть изгоем общества только из-за того, что он отличается от других. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.
Прелесть современного мира именно в многообразии. Красота в том, что все мы – люди этой планеты.
Категория: Психология | Добавил: Кобра
Просмотров: 964 | Загрузок: 100 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 3:27 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru