Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

" Наши права и обязанности"
[ Скачать с сервера (531.0Kb) ] 2014-01-16, 7:55 PM
«Наши права и обязанности»

Тема занятия: «Наши права и обязанности» одна из тем цикла внеклассных занятий по правовому воспитанию школьников. Правильное воспитание подростков формирует культуру поведения, умение выполнять правила общежития. Нравственное развитие происходит благодаря целенаправленному воспитанию, ознакомлению воспитанника с нормами поведения в общественной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками и усвоение их. Для нравственного формирования личности важны самостоятельные действия учащегося. В воспитательном процессе предусматриваются ситуации, в которых каждый воспитанник получает возможность сделать самостоятельный выбор. Он должен научиться правильно поступать, когда за ним не наблюдают, не требуют отчёта.
Форма занятия: круглый стол.
Тип занятия: комбинированный.
Дидактическая цель: Добиться осознания и осмысления новой информации, применить её, проверить уровень усвоения.
Цель:
• Обобщить знания воспитанников об основных правах ребёнка;
• Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
• Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.
Оборудование:
• Карточки с ситуациями и заданиями.
• Компьютер, интерактивная доска.
• Кроссворд.
Песни для прослушивания: "Чему учат в школе" (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского). (3)
"В траве сидел кузнечик" (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова). (2)
"Песенка Мамонтенка" (муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящей). (1)
"Песенка о лете" (муз. Е. Крыла - това, сл. Ю. Энтина). (4)
Анкета для закрепления материала.
Просмотр видео ролика «Права детей», презентация «Мои обязанности»

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребёнка; познакомить учащихся с международными документами о правах человека и закреплёнными в них правами детей; воспитывать правовую культуру школьников, вырабатывать ценностные установки о необходимости соблюдения прав человека; содействовать личностному росту школьника как гражданина своей страны, развитию умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека; воспитывать уважение к правам других людей.
Оборудование: записи детских песен, иллюстрация «20 ноября - Всемирный день прав ребёнка»; таблицы по хронологии возникновения документов о правах ребёнка; сюжетные картинки сказочных героев; плакат «Права ребёнка»; веер цифр; рисунки.
Ход занятия
1. Приветствие (все встают в круг):
Психолог: Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом! Я предлагаю поздороваться всем тем,
- кто родился зимой, летом, весной, осенью,
- кто пришел с хорошим настроением.
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы всем –
Станет радостнее всем!
Психолог: Мы собрались, здесь, за круглым столом для серьезного разговора. Ребята, кто знает, что такое круглый стол?
1. Тему разговора обсуждают все присутствующие
2. Отвечают на вопросы, не перебивая друг друга.
3. Каждый высказывает своё мнение по данной теме.

2. Целеполагание:
(рассказывают два ученика)
ученик 1
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Ученик 2.:
Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,
Но главней, нужней, важней для страны - ребенок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!!!
Психолог: Как вы понимаете последние слова?
Ученики: Каждый ребёнок может надеяться на то, что будет иметь права.
Психолог: Сейчас мы с вами заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности (кроссворд на интерактивной доске):
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Ученики: п о р я д о ч н о с т ь
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим.
Ученики: с п р а в е д л и в о с т ь
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.
Ученики : р а з у м н о с т ь
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.
Ученики: в о с п и т а н н о с т ь
5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……
ученики: о б я з а н н о с т и

1.П
2. Р
3.А
4.В
5.О

Дөңгелек үстеліміздің тақырыбы:
«Сендердің және басқалардың құқықтары». Ол өте маңызды күнмен бойланысты. 20 қараша күні жыл сайын Балалар құқықтарының дүниежүзілік күні аталып өтеді, бұл маңызды құжат-Балалар құқықтарының конвенциясының қабылдауына байланысты. Соңдықтан біз тек сендердің құқықтарынды айтып қоймай, балалардың құқықтары туралы халықаралық құжаттармен таныстырамыз.
Сегодня наше воспитательное занятие мы посвятим теме «Права ребенка» и пройдёт оно под названием «Ваши права и права других». Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа - Конвенции о правах ребенка. Поэтому мы не только уточним ваши представления о правах детей, но и познакомимся с международными документами по правам ребёнка.
II. Основная часть
1. Мы под защитой взрослых.
- Что вы знаете о правах ребёнка?
- Имеют ли дети такие же права, как взрослые?
- Может ли ребёнок сам себя защитить?

Ребёнком считается человек до 18 лет. От взрослого он отличается тем, что не имеет больших возможностей, чтобы защитить себя, ему требуется помощь, поддержка, защита, он зависит от взрослых. Поэтому человечество должно ему дать те права, в которых он нуждается.
В прошлом веке произошли страшные войны, их потом назвали - Первая мировая и Вторая мировая. В этих войнах погибло огромное количество людей, в том числе детей. В результате Второй мировой войны погибло боле 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права - права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем
Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Когда, наконец, настал мир, люди со всех уголков Земли с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, собрались вместе. Они хотели сделать так, чтобы никогда больше не было войн, чтобы люди не знали нужды, не боялись наказаний без вины. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – Организацию Объединённых Наций (ООН), которая была создана в 1945 году.
3.Международные документы о правах человека.
Негізгі бөлім
- Балалар құқықтары туралы не білесіңдер?
- Балалардың үлкен адамдардағыдай құқықтары бар ма?
- Бала өзін өзі қорғай ага ма?
1945ж, БҰҰ құрылды, екі соғыстан кейін. 2 дүниежүрлік – 50мен адам қазататты.
Адамдардың ең басты құқығы-өмір суру құқығы.
БҰҰ адамдар құқықтары туралы негізгі халықаралық құжаттар қабылданды.
1948 ж БҰҰкіретін барлық мемлекеттер адам құқығының жалпы конвенциясын қабылдады.
1959ж БҰҰ 10 ұстанымнан тұратын балалар құқығы туралы конвенцияны қабылдады.
Өмір сүру құқығы
Туған күні есім алу
Мед көмек құқығы
Білім алу құқ.
Бос уақыт пен демалыс құқығы.
Жеке мүлікке іл белу.
Өз айын еркін білдіру.
Чтобы достичь своих целей, а именно поддерживать и укреплять мир, развивать сотрудничество между странами, обеспечить равные права всем жителям планеты, ООН были приняты основные международные документы о правах человека.
В 1948 году все государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав человека, в которой пообещали друг другу и своим народам сделать все, чтобы никто не мог нарушить их прав. В декларации сказано о правах всех людей: мужчин и женщин, богатых и бедных, верующих и неверующих, любой национальности и цвета кожи.
В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, основанную на 10-ти принципах. Это специальный документ, в котором записаны права всех детей; даны рекомендации и советы взрослым о том, как нужно обращаться с маленькими людьми, заботиться о них.
В 1989 году 20 ноября ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. 10 лет разрабатывался этот документ, а принят был за одну минуту. В Республике Казахстан Конвенция о правах ребенка вступила в силу в 1992 году. Конвенция содержит 54 статьи, которые отражают основные моменты жизнедеятельности детей. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Давайте познакомимся с некоторыми из них. (Учитель вывешивает на доске плакаты с надписями прав ребенка.)

Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право па образование.
Право па отдых и досуг.
Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
11 декабря 1993 года парламентом Республики Казахстан принят закон "О правах ребенка". В этом законе определены принципы государства по отношению к ребенку, его важнейшие права и обязанности. Особое внимание обращается на больных детей, сирот и тех, кто оказался в тяжелой ситуации.
Выясняется значение слов декларация, конвенция, закон. Ученики работают в группах с толковыми словарями, находят значение определений и поясняют остальным учащимся.
Декларация – белгілі бір ұстанымдар жарық көретін халықаралық- құқықтық құжат. Оның міндетті күні жоқ, тек ұсыныстық мәні бар.
Конвенция –белгімі бір сұрақ (мәселе) бойынша халықаралық келісім,оған қол қойған мемлекеттер үшін міндетті.
Заң- мемлекет азаматтарының барлығы, яғни осы мемлекетте туратын адамдар бағынатын ереже.
Декларация — международно - правовой документ, в котором провозглашаются какие-либо принципы. Этот документ не имеет обязательной силы, носит только рекомендательный характер.
Конвенция — международное соглашение по какому-то специальному вопросу, обязательное для тех государств, которые его подписали.
Закон — правило, которому должны подчиняться все граждане страны, т. е. люди, живущие в этом государстве.
3. Турнир знатоков.
Тур "Сказочный".
На доске размещены сюжетные картинки, героями которых являются Колобок, Муха - Цокотуха, Красная Шапочка, заяц из русской народной сказки "Лиса, заяц и петух", Малыш из сказки «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», три поросенка, петушок из р. н. с. «Петушок и бобовое зёрнышко», Буратино.
Права каких сказочных героев нарушены?
• Право на неприкосновенность жилища (зайца, трех поросят);
• право на жизнь (Колобка, Красной Шапочки, трех поросят, Мухи - Цокотухи);
• право на охрану и укрепление здоровья (Петушок);
• право иметь имущество (Буратино);
• право на уважение человеческого достоинства (Малыш).
Тур "Песня о правах".
Прослушав песню, дети должны определить, о каких правах в ней идет речь, и показать карточку с номером правильного ответа.
Запись на доске:
1. Право на проживание в семье.
2. Право на неприкосновенность личности.
3. Право на образование.
4. Право на отдых.
Звучат песни:
"Чему учат в школе" (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского). (3)
"В траве сидел кузнечик" (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова). (2)
"Песенка Мамонтенка" (муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящей). (1)
"Песенка о лете" (муз. Е. Крыла - това, сл. Ю. Энтина). (4)
Тур Разбор ситуаций «Права и обязанности»
- Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам послушать несколько ситуаций и дать оценку поведению героев.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Ситуация 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
С ы н. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
- Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
______________________________________________________________________________
Ситуация 2
У ч и т е л ь. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
О л я. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
- Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
_______________________________________________________________
Ситуация 3
У ч и т е л ь. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!
И в а н о в. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
- Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
_________________________________________________________________

Ситуация 4
М а м а. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
С ы н. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!
- Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?
- Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок? (Конвенцию «О правах ребенка».)
Ситуация 2
Мұғалім: Оля сен бүгін кезекшісін,тақтаны сүртіп, гүлдерге су құйшы.
Оля: Сіз мені кезекшілік етуге мәжбүрлей алмайсыз, ол конвенциямен тыйым салынады.
- Оляның қатесін түсіндіріңдер.
Қорытынды: Оляның қуқықтарынан баска міндеттері де бар-кезекешілік ету.
Сонымен қатар,сыныптағы тазалық басқа адамдардың қуқықтарын құрметтеу міндеті де бар. Оның құқықтары басқалардың қуқықтары бұзылмағанда ғана жүрге асады.
№ 1 Құқықтар айтылған сөйлемді таңдап алыңдар.
- Мектептің әр оқушысы мектеп кітапханасынан кітап ала алады.
- Әр балада есімі, тегі, әкесінің есімі болу керек.
- Әр Жексенбі сайын Сережа өз бөлмесін жинайды.
- Оқушылар 9сынып бітірген соң, олар білім оқуларын жалғастырады.
- Әр сабақтан соң мектеп оқушылары үзілісте демала алады.

- А чего они совершенно не знают? (Они не знают, что обязаны уважать права других людей.)
- Как же примирить свои права с правами других людей? ( Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать. Нельзя ставить права свои выше прав других людей.)
Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.

Просмотр видеоролика «Права ребенка»
III. Обобщение.
- В каких международных документах закреплены права ребенка?
- Когда отмечается Всемирный день прав ребенка?
- Каковы основные права ребенка? Закрепим ваши знания стихотворением.
Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.
Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с мамой жить и с папой
Пользуйтесь везде ребята.
Есть еще такое право
Помнить, думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить.
Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон.
Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться
На родимом языке.
Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.
Я могу свой детский праздник
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь -
Пищу вправе получать.
Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным все равно
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано.
- Каким правом пользуетесь вы сейчас, сидя за партами?
А закончим мы наше занятие игрой «Разрешается - запрещается».
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить-
Это … разрешается.
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел - лечиться.
Это … разрешается.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить ребёнка всем на свете
Строго … запрещается.
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить-
Это … разрешается.
Психолог . Права ребёнка надо знать,
Не только знать, но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

АНКЕТА

Фамилия, имя_______________________
1. Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?
А) Да, существуют.
Б) Затрудняюсь ответить.
В) Не существуют.
2. Разрешено ли нам нарушать права других людей?
А) Да, конечно разрешено.
Б) Разрешено только в редких случаях.
В) Абсолютно запрещено.
3. Кем были созданы права человека?
А) Народом.
Б) Государственной властью.
В) Сотрудниками милиции.
4. Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?
А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.
Б) Это право доступно для каждого ребенка.
В) Ни один ребенок не имеет такого права.
5. Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе – это …
А) Право учащихся.
Б) Обязанность учащихся.
В) Ни то и не другое.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Устав школы.
2. Конституция Российской Федерации. ООО «Издательство «Айрис – пресс»», 113184, Москва, ул. Б.Полянка, д. 50,
3. Конвенция по правам ребёнка.
4. 2012 издательский дом «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок». Festival@1september.ru
Категория: Психология | Добавил: Июль
Просмотров: 1342 | Загрузок: 126 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 3:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru