Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Методическое пособие Диагностика, коррекция и возможности саморазвития внимания.
[ Скачать с сервера (438.0 Kb) ] 2014-01-18, 10:30 AM
Качирский район, Осьмерыжская ООШ

Методическое пособие
Диагностика, коррекция
и возможности саморазвития внимания.

Составил: педагог-психолог
Попп Ирина Александровна


Павлодар,2013
Пояснительная записка.
Данное пособие предназначено для психологов и педагогов средних общеобразовательных учреждений для работы с детьми младшего школьного возраста и первоклассниками в период адаптации в школе.
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство у педагогов, у родителей, и психологов, работающих с детьми.
Чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание учеников на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её, принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным.
Актуальность введения этой темы в традиционный учебный процесс диагностики, развивающих занятий по психологии, начиная с первого класса начальной школы обусловлена тем, что в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства, практически каждый пятый ребёнок приходит в школу психически и соматически ослабленным, социально запущенным, с риском школьной и социальной дезадаптации.
В пособие вошли занятия, разработанные на основе развивающих упражнений. Они помогут детям шагать по ступенькам создания собственного внутреннего состояния, с алгоритмом мыслительных процессов, помогут расширить кругозор.
Предлагаемые задания и игры рекомендуется использовать как в коллективной работе с учащимися в целях профилактики невнимательности и повышения уровня развития внимания, так и на индивидуальных занятиях с отдельными учащимися, относящихся к категории гиперактивных.
Занятия позволят реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
В ходе развивающих заданий по развитию внимания в процессе непрямого воздействия на ребенка, то есть, исключая наставления, создаются ситуации, требующие проявления интеллектуальной и нравственной активности, и в процессе динамики и стилей общения возникают желаемые изменения в поведении и отношении к миру.

Введение
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов внимания. Жалобы на недостаток внимания и неусидчивости у младших школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Внимание как познавательный процесс является обязательным компонентом в структуре любого психического процесса.
Внимание можно и нужно развивать! Самому ребёнку это сделать трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённом объекте и явлениях.
Вовремя выявить опасность в дефиците внимания и принять необходимые меры -это первая задача педагога.
Эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми.
Синдром дефицита внимания, сочетается, как правило, с гиперактивностью. В учебной деятельности, гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. В большинстве случаев они испытывают трудности в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. В семье эти дети часто страдают от сравнения их с теми, у кого поведение и учёба на более высоком уровне. Из-за недисциплинированности, непослушания, из-за того, они не реагируют на замечания, родители раздражаются, а это часто приводит к наказаниям, которые зачастую не приносят желаемых результатов. А дети, видя агрессивность родителей, чаще сами прибегают к ассоциативным действиям. Нарушения поведения таких детей не только влияют на успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими.
Проблема невнимательности особо остро стоит в младшем школьном возрасте. Это обусловлено возрастными особенностями детей, в этот период происходит становление произвольного внимания.
Наиболее характерны признаки внимания первоклассника -невнимательность, несобранность, отвлекаемость. Их внимание еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.
Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.
Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями.
В 3-4 классах продолжает формироваться произвольное внимание
Увеличивается объем, устойчивость, появляются элементы произвольного внимания. становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий, постепенно овладевает своими психическими процессами, учатся управлять вниманием.
Для повышения уровня внимания необходимо:
Два раза в год в каждом классе начальной школы проводить фронтальное обследование внимания. Результаты анализировать и использовать для предупреждения и коррекции трудностей в обучении.
В процессе этих исследований, необходимо превратить ученика из пассивного в заинтересованного участника, понимающего причины своих трудностей и готового к их преодолению. Поскольку внимание осуществляет функцию контроля деятельности, оно тесно связано с развитием самоконтроля. Поэтому необходимо, не только регулярно проводить тестирование, но и коррекционную работу.

Цель занятий - создать психолого-педагогические условия для изучения и развития внимания школьника.

Задачи:
-развивать познавательные процессы, необходимые для успешного усвоения
программы начальной школы;
-воспитывать желание сотрудничать, учитывать и уважать интересы других.
-формировать коммуникативные действия, необходимые для установления
межличностных отношений.

Формы и методы работы:
-развивающие задания
-элементы тренинга
Формы теку¬щего контроля знаний и умений:
-вводная диагностика
-беседа, наблюдение
-диагностика на конец года.

Количество и периодичность занятий: Занятия предназначены для учащихся первых, вторых, третьих и четвертых классов. Количество занятий: в 1 классе – 6 занятий, во 2 классе – 6 занятий, в 3 классе – 6 занятий, в 4 классе – 6 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, начиная с октября, для 1 класса после адаптационного периода. Длительность каждого занятия: в 1 классе - 25 - 35 минут; 2-4 классы - 40-50 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.
Структура каждого занятия включает приветствие, разминку, основное содержание занятия, рефлексию, прощание. В данных занятиях использован комплексный подход. В ходе работы дети знакомятся также с навыками релаксации и саморегуляции, снятие эмоционального напряжения и негативных эмоций, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Разнообразие и длительность занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания, позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие части:
1.Вводная часть:
● Приветствие, разминка. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало занятия, имея психологический настрой.
2. Основная часть:
● Релаксационный блок, эмоциональный блок, коммуникативный блок: Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только диагностические задания, но и развивающие, коррекционные упражнения, которые помогают развивать внимание и логику.
Диагностические задания проводятся по методикам изучения процессов внимания.
3.Заключительная часть:
● Рефлексия, прощание. Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, развитие внимания к другому, чувства общности и сопричастности.
На протяжении всего курса занятий проходят групповые и индивидуальные консультации для учителей и родителей. На первичной консультации родители заполняют анкету и диагностическую таблицу для получения дополнительных данных о ребенке. Сведения о выявленных результатах диагностических обследований родители получают в ходе индивидуальных консультаций; родителям даются рекомендации, как вести себя с ребенком и закреплять в домашних условиях сформированные на занятиях умения и навыки. Для учителя специально разрабатывается психологическая карта класса, в которой виден результат обследования, расписываются рекомендации по работе с классом (группой) в целом и с каждым ребенком в отдельности.

Основная часть
Учебно-тематическое планирование занятий.
Тема Цели Содержание
Учащиеся 6-7лет 1 класс
Занятий №1
«Определения устойчивости и распределения внимания « (адаптация Е.В. Доценко)


- Снятие психического напряжения.
- Освоение приемов саморасслабления.
- Определение продуктивности и устойчивости внимания.
- Развитие чувства близости с другими людьми, принятия детьми друг друга.
- Формирование способности осознавать и понимать собственное эмоциональное состояние.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Общий круг»;
● разминка: игра «Поймай последнего»
Основная часть
● релаксационный блок: парная игра «Зоопарк» - «Канон»;
• Тест «найди и вычеркни»
● эмоциональный блок: игра «Мое настроение»
● коммуникативный блок: игра «Интересная походка»
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Нарисуй облако своего настроения», «Понравилось – не понравилось»;
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»

Занятие №2
«Логические задачи»
-Развитие активизации внимания, логического мышления.
- Формирование способности осознавать и понимать собственное эмоциональное состояние, правильно оценивать отношение к себе других людей.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Здравствуйте», игра «Ток»;
● разминка: игра «Сороконожка»
Основная часть
● релаксационный блок: упражнения «Ива - тополь», «Пылинки»;
• Работа в тетради. «Логические задачи.»Лучик внимания, обучение счёту.
● эмоциональный блок: игра «Какое у меня сегодня настроение»;
● коммуникативный блок: игра «Летел лебедь»
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения
"Спасибо за приятное занятие"
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»

Занятие №3
«Исследование степени концентрации и устойчивости внимания».

-Снятие эмоционального напряжения.
- Определение степени концентрации и устойчивости внимания.
-Формирование навыков позитивного общения.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Доброе слово», игра «Подарки»;
● разминка: игра «Иголка и нитка»
Основная часть: Работа в тетради
Корректурная проба (Тест Бурдона) Занимательные упражнения. Заключительная часть ● рефлексия: упражнение – « Я работал на занятии».
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»

Занятие№4
»Коррекционно-развивающее занятие на развитие внимания». - Развитие сосредоточенности внимания, словесно-логического мышления.
- Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить свое.
- Формирование навыков позитивного общения.
- Закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Снежный ком», игра «Связующая нить»;
● разминка: игра «Змейка»
Основная часть
● релаксационный блок: упражнения «Солнышко и тучка», игра «Запретное движение»;
● эмоциональный блок: упражнение «Колечко»;
● коммуникативный блок: упражнение «Волшебники», игра «Радио»
Работа в тетради. Занимательные упражнения.
» Прятки», «найди различия»
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Поездок».
● прощание: упражнение – прощание «До встречи»
Занятие № 5 «Диагностика скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания».

- Развитие умения правильно выражать свое эмоциональное состояние.
-Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.
- Формирование навыков позитивного общения. Вводная часть
● приветствие: Игра «Я хотел бы быть таким, как ты»;
● разминка: игра «Зеркало»
Основная часть
Работа в тетради. Методика «Таблицы Шульте»
● эмоциональный блок: игра «Тренируем эмоции»;
●коммуникативный блок: упражнение «По грибы»
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения
«Графическая рефлексия»
● прощание: упражнение – прощание «до встречи»
Занятие№6
«Коррекционно-развивающие упражнения». - Формирование навыков позитивного общения.
- Развитие концентрации внимания.
- Развитие доверия друг к другу; развитие чувства безопасности по отношению к другим людям.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Здравствуйте», игра «Доброе слово;
● разминка: игра «Комплементы»
Основная часть
● релаксационный блок: упражнения «После дождя», «Цветок»;
● эмоциональный блок: упражнение «Колокол»;
● коммуникативный блок: упражнение «Молекула», игра «Сосед, подними руку»
Работа в тетради. Упражнение. Выполни по образцу (тренировка концентрации внимания) . Игра "Маленький жук".
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Украсить торт».;
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»
Для учащихся 7-9 лет (2 класс).
Занятие №1
«Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания»
- Обучение элементам техники выразительных движений.
-Определение уровня утомляемости, истощаемости, продуктивности, точности, концентрации, устойчивости внимания
- Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его.
- Формирование навыков совместной деятельности. Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Назови себя», игра «Ток»;
● разминка: упражнение «Конкурс хвастунов»
Основная часть
● релаксационный блок: этюд «Качели», «Танец огня»; ● эмоциональный блок: упражнение «Колечко»;
● коммуникативный блок: игра «Строим цифры»
Работа в тетради. Тест Бурдона
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Оценочная лесенка»;
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»
Занятие № 2
« Коррекционно-развивающее занятие на развитие внимания». - Снятие эмоционального напряжения.
- Формирование способности «видеть» сверстника и позитивно воспринимать его; понимать его эмоциональное состояние.
-Развитие концентрации внимания.
- Развитие навыков совместной деятельности, умения договариваться, соотносить свои замыслы с замыслами других детей. Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Поздороваться с соседом справа», игра «Подарок»;
● разминка: игра «Флажок»
Основная часть
● релаксационный блок: игра «Запретный номер», «Пожалуйста»;
● эмоциональный блок: упражнение «Пингвины», «Танец морских волн»
●коммуникативный блок: игра «Жучок»
Работа в тетради. Упражнение на развитие внимания.
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Дерево успеха», « Каким было общение на уроке?»
● прощание: упражнение – прощание «До свидания».

Занятие №3 « Диагностика распределения внимания школьника«.

- Освоение и закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.
-Изучение распределения внимания школьника.
- Развитие навыков совместной деятельности: развитие умения сотрудничать со сверстниками; умения договариваться, соотносить свои замыслы с замыслами других детей.
- Формирование навыков позитивного общения.

Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Расставить посты», игра «Сороконожка»;
● разминка: игра «Поймай последнего»
Основная часть
● релаксационный блок: упражнения «Огонь и лед», «Танец огня»;
● эмоциональный блок: игра «Колечко»;
●коммуникативный блок: игры «Строим ответы», «Тень»
Работа в тетради .Диагностика распределения внимания школьника
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Радостный мишка».

Занятие № 4
«Коррекционно-развивающее занятие на развитие внимания». - Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.
- Развитие произвольного внимания; развитие пространственной ориентации;
развитие логического мышления.
Умения выделять признаки предметов и явлений, их детали.
- закреплять навыки зрительного восприятия и памяти.
- Формирование навыков позитивного общения.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Общий круг»;
● разминка: игра «Подарки»
Основная часть
● релаксационный блок: упражнения «Игра с песком», игра «Противоположные движения»;
● эмоциональный блок: игра «Тренируем эмоции»;
●коммуникативный блок: игра «Мостик»
Работа в тетради. Тест цветоразличия, упражнение «Заичьи дорожки», Упражнение на логику, найди 5 отличий, рисунок по точкам. Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Лесенка успеха»;
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»
Занятие №5
«Диагностика оценки переключения и произвольности внимания»
- Закрепление приемов саморасслабления
для сброса психоэмоционального напряжения.
-Определение переключения и произвольности внимания.
- Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе и окружающим.

Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Здравствуйте», игра «доброе слово»;
● разминка: упражнение «Поздороваться с соседом слева»
Основная часть
Работа в тетради Диагностика внимания. 1.Тест на внимание."Расстановка чисел" 2.Отыскивание чисел по таблицам Шульте
• релаксационный блок: упражнения «Игра Зоопарк»
● эмоциональный блок: игра «Инсценировка»;
● коммуникативный блок: игра «Выбери партнера»
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Дружеские объятия»;
● прощание: упражнение – прощание «Спасибо за прекрасный урок»
Занятие №6
«Развитие произвольного внимания»
- Снятие напряжения, мышечных зажимов.
-Развитие произвольного внимания,
мелкой моторики пальцев рук.
Развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Воспитание коллективизма, уважения друг к другу. Вводная часть
● приветствие: игра - приветствие «Снежный ком».
● разминка: игра «Расставить посты».
Основная часть
● релаксационный блок: упражнения «Запретный номер».
● эмоциональный блок: игра «Мое настроение».
●коммуникативный блок: упражнение «Жучок».
Работа в тетради. "Дорожка», «Пальчиковая гимнастика» упражнение «Цифры», «Квадрат», Минута релаксации «Котенок спит». Упражнение «Найди отличия»
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Солнышко»;
● прощание: упражнение – «Спасибо за приятное занятие»

Для учащихся (9-10лет) 3 класс
Занятие №1
«Диагностика переключения и распределения внимания». - Освоение приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.
- Изучение переключения и распределения внимания школьников.
- Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его.
- Формирование навыков позитивного общения.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Здравствуйте»;
● разминка: игра «Снежный ком»
Основная часть
● релаксационный блок: упражнение «Надувная кукла», этюд «Дискотека кузнечиков».
● эмоциональный блок: игра «Загадочный стук»;
●коммуникативный блок: упражнение «Живая скульптура», «Гусеница»
Работа в тетради. Диагностика методика Горбова.
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения « Я работал на занятии»;
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»

Занятие№2
"В гостях у психолога".

- Освоение и закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.
- Развитие произвольного внимания, образного мышления, воображения.
- Формирование навыков позитивного общения.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «
«Связующая нить», игра «Ток»;
● разминка: игра «Поймай последнего»
Основная часть
● релаксационный блок: упражнения «Огонь и лед», «Танец огня»;
● эмоциональный блок: игра «Колечко»;
●коммуникативный блок: игры «Путанка»
Работа в тетради.
Дорисуй сказочного героя, найди отличия и т.д
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «На какой я ступеньке?»;
● прощание: упражнение – прощание «До встречи»
Занятие № 3
«Методика изучения уровня внимания и самоконтроля школьников».(П.Я.Гальперин и С.Л.Кабылицкая) - Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов.
-Изучение уровня внимания и самоконтроля у школьников.
- Формирование навыков позитивного общения.

Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Общий круг»;
● разминка: игра «Иголка и нитка»
Основная часть
● релаксационный блок: Игра «Замри», «Солнышко и тучка»;
● эмоциональный блок: игра «Мимика в рисунках»;
●коммуникативный блок: упражнение «По грибы»
Работа в тетради. Изучение уровня внимания и самоконтроля школьников Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Поляна»; ● прощание: упражнение – прощание «»Нарисуй облачко своего настроения».
Занятие № 4
« Наше внимание»
- Снятие эмоционального напряжения.
-Развитие концентрации, произвольности, увеличения объема внимания.
- Формирование навыков позитивного общения.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Доброе слово».
● разминка: игра «Сороконожка»
Основная часть
● релаксационный блок: парная игра «Зоопарк» - «Канон»;
● эмоциональный блок: игра «Загадочный стук»;
●коммуникативный блок: игра «Зеркало»
Работа в тетради. Упражнение «Перевёртыши»
Упражнение «Четвертый лишний».Упражнение «Спрятанное послание». Упражнение «Склеенные слова».
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения »Урок-игра»
● прощание: упражнение – прощание «До новых встреч»
Занятие № 5
« Диагностика интеллектуальной лабильности».

- Освоение приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.
-Изучение переключения внимания.
- Формирование навыков позитивного общения.
- Развитие доверия друг к другу; развитие чувства безопасности по отношению к другим людям.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Комплементы»;
● разминка: игра «Змейка - 2»
Основная часть
● релаксационный блок: игра «Четыре стихии», этюд «Потянулись-сломались».
Работа в тетради. Диагностика переключения внимания.
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Нарисуй облако своего настроения», «Понравилось – не понравилось»;
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»

Занятие № 6
«Будем внимательными».
- Развитие коммуникативных способностей детей.
-Развитие внимания, на основе выполнения упражнений
- Формировать снижение агрессии посредствам привития норм поведения принятых в современном обществе. Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие Упражнение «Поздороваться с соседом слева».
● разминка: игра «Расставить посты».
Основная часть
● релаксационный блок: упражнения «Игра с песком».
● эмоциональный блок: игра «Мое настроение».
●коммуникативный блок: упражнение «Жучок».
Работа в тетради. "Рисуем музыку», Игра «Приветствие», «Задачки логические». «Графический диктант». « Зашифрованное слово».
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Каким было общение на уроке?»;
● прощание: упражнение – «Цветограмма», «До свидания»

Для учащихся(10-11лет) 4 класс
Занятие №1 «Оценки объема распределения и переключения внимания». - Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе и окружающим.
- Развитие чувства близости с другими людьми, принятия детьми друг друга.
- Исследование объёма внимания.
-Формирование способности осознавать и понимать собственное эмоциональное состояние. Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Общий круг»;
● разминка: упражнение «Комплементы»
Основная часть
● релаксационный блок: парная игра « Противоположные движения»
● эмоциональный блок: игра «Передай настроение»
●коммуникативный блок: игра «Интересная походка»
Работа в тетради. Диагностика внимания.
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения »Спасибо за прекрасный урок» ;
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»
Занятие № 2
« Развитие свойств внимания».


- Развитие коммуникативных способностей детей, образного мышления.
- Развитие произвольного внимания; развитие пространственной ориентации, умение удерживать внимание на определенном предмете.
- Закреплять навыки зрительного восприятия и памяти.
- Формировать навыков позитивного общения.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Поздороваться с соседом слева».
● разминка: игра «Расставить посты».
Основная часть
● релаксационный блок: упражнения «Цветок», игра «Четыре стихии»
● эмоциональный блок: игра «Тренируй эмоции».
●коммуникативный блок: упражнение «Молекула».
Работа в тетради. Искусство шрифта, тренировка зрения.
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Украсить торт»;
● прощание: упражнение – прощание «Связующая нить»,«До свидания»

Занятие № 3
« Диагностика распределения внимания школьника «
- Развитие доверия друг к другу; развитие чувства безопасности по отношению к другим людям.
-Изучение распределения внимания.
- Формирование навыков позитивного общения.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Поздороваться различными способами»;
● разминка: игра «Подарки»
Основная часть
● релаксационный блок: этюд «Качели », игра «Стоп »;
● эмоциональный блок: игра «Колокол»;
●коммуникативный блок: упражнение «Молекула», игра «Хлопки»
Работа в тетради. Диагностика распределения внимания школьника
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Радостный мишка»;
● прощание: упражнение – «прощание «До свидания»
Занятие №4
«Тренировка произвольного внимания». - Обучение элементам техники выразительных движений.
- Развитие чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга.
- Развитие и тренирововка внимания.
- Формирование навыков позитивного общения.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Доброе слово»;
● разминка: игра «Пианино »
Основная часть
● релаксационный блок: этюд «Потянулись - сломались», упражнения «Ожерелье»;
● эмоциональный блок: игра «На что похоже настроение»;
● коммуникативный блок: этюд «Согласованные действия».
Работа в тетради. Упражнение « Рисуем музыку», « приветствие « Игра “Список чувств”. Рисунок или комбинация силуэтов? Упражнение «Самый внимательный»
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Спасибо за приятное занятие»;
● прощание: упражнение – прощание «Космическая зарядка», «До свидания»
Занятие № 5
«Изучение особенностей концентрации и переключения
внимания».


- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.
- Изучение особенности колебания внимания, а также влияние волевого усилия на его периодичность.
- Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его.
- Формирование навыков позитивного общения.
Вводная часть
● приветствие: Круг радости «Снежный ком», игра «Сороконожка»
● разминка: Упражнение «Скажи без слов».
Основная часть
● релаксационный блок: упражнение «Надувная кукла», этюд «Дискотека кузнечиков».
Работа в тетради.
Диагностика изучения
особенности колебания внимания
● эмоциональный блок: игра «Что и когда я чувствую»;
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Солнышко»;
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»

Занятие № 6
«Коррекция внимания».


-Развитие произвольного внимания (помехоустойчивости ин¬теллектуальных процессов).
Развитие мелкой моторики пальцев рук
- Формирование уважительного и тактичного отношения обучающихся к личности другого человека.

Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Друг к дружке»;
● разминка: игра «Танец морских волн»
Основная часть
● релаксационный блок: парная игра «Зоопарк» - «Канон»;
● эмоциональный блок: игра «Глаза в глаза»;
●коммуникативный блок: игра «Чей голос»
Работа в тетради. Упражнение
«Найди смысл», «Перенеси фигуры» Упражнения на поиск и дорисовку недостающих деталей. Дыхательная гимнастика Упражнение «Повтори и продолжи»
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Каким было общение на уроке?», «Понравилось – не понравилось»;
● прощание: упражнение – прощание «Передай ,другому радость»

Диагностика по отслеживанию уровня развития внимания
Ф.И.учени(ка/цы)___________________________________
Классы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Начало
года Конец года Начало года Конец
года Начало года Конец года Начало года Конец года
Внимание




Рекомендации для учителей
Следует помнить, что ребенку до 7 лет в принципе тяжело неподвижно сидеть и заниматься монотонным делом более 10–15 минут — ему необходима физическая активность, количество которой снижается на 60–40% при поступлении в школу.
30-минутный урок шестилеток должен состоять из разнообразных типов деятельности (например, работа в прописи, потом обсуждение, чтение вслух и т.д.) и прерываться физкультминуткой.
Легко отвлекающихся детей, склонных летать в облаках, лучше сажать поближе к доске, время от времени обращаться к ним с вопросом. Если ребенок не может сразу включиться в работу, то, давая учащимся задание, следует специально обращаться к этому ученику (например: «Все читают упражнение, и Коля тоже»).
Подбадривания и поощрения даже минимальных достижений позволяют повысить заинтересованность учащегося в успешном выполнении задания, а следовательно, улучшить качество его внимания.
Нарушения внимания могут быть связаны с особенностями развития ребенка (имеются в виду различные органические нарушения). В таком случае ребенок физически не способен долго пребывать в состоянии сосредоточенности — его мозг просто «отключается» на время, не в силах справиться с напряжением. Такие дети часто жалуются на головные боли, им требуется щадящий режим, свежий воздух и спокойная обстановка. В этом случае необходимо рекомендовать консультацию психолога или невропатолога.
Советы родителям:
В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:
проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.
Рекомендации для родителей
Ребенок, привыкший, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Поэтому приучать ребенка к самостоятельности нужно с раннего возраста. Пусть он помогает вам по хозяйству — постепенно у него появится домашняя обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом — выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни). Он должен учиться сам себя обслуживать: убирать за собой игрушки, одеваться, а затем и собирать портфель в школу.
6–7-летний ребенок редко умеет самостоятельно организовать свою деятельность — ему нужен график работы и список предстоящих дел, письменные и устные напоминания. С частыми отвлечениями поможет справиться составление расписания и развитие у ребенка чувства времени. Для начала понаблюдайте за стилем работы своего ребенка: быстро ли он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т.д.), какие учебные предметы ему наиболее интересны. Затем, учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, вместе с ним составьте план выполнения уроков на каждый день.
Если ребенок хочет посмотреть телевизионную передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе с ним рассчитать время так, чтобы все успеть. Предположите, сколько времени займет у него выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только задание, сделанное полностью, с соблюдением всех требований. Творческий подход к процессу увлечет ребенка, выполнение уроков перестанет восприниматься как скучная обязанность.
Составляя план работы, помните, что 6–7-летние дети еще физиологически не способны долго усидеть на месте, выполняя монотонную работу, поэтому обязательно обеспечьте возможность частой смены деятельности.
Постепенно ребенок приучится рассчитывать свое время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата.
Легко утомляемому ребенку рекомендуется работать, разделив одно задание на два-три по 10–15 минут каждое, сделать небольшой перерыв между ними, во время которого можно подвигаться. Если ребенок не может быстро включиться в задание, начинайте с более легких и интересных, а сложное оставляйте на потом.
Настроиться на успешное и быстрое выполнение домашней работы ребенку поможет тот вид деятельности, который ему более интересен и лучше получается.
Чувство времени у ребенка можно развивать, предлагая ему оценить, сколько времени займет то или иное действие (например, сколько длится определенная фраза, сколько поезд едет от станции до станции и т.д.)

Список использованной литературы:

1.«12 – летнее образование» Казахстанский республиканский научно-методический информационно-аналитический журнал, №8,2010.

2.Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2000.
3. Вопросы психологии: журнал. Москва: Российская Академия образования, 2008, № 2.
4.Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

5.«Воспитание школьника оқушы тәрбиесі» № 8-9 2008 1-40. Алматы.

6.Как преодолеть трудности в обучении детей. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. –М: Издательство «Ось - 89», 2003.

7.Справочник психолога средней школы/ О.Н.Истратова,
Т.В.Эксакусто.-Ростов н/Д:Феникс, 2006.

8 Источник из интернета .А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm
Категория: Психология | Добавил: психолог4502
Просмотров: 1408 | Загрузок: 110 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 11:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru