Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Методическое пособие Диагностика, коррекция и возможности саморазвития внимания.
[ Скачать с сервера (438.0Kb) ] 2014-01-18, 10:30 AM
Качирский район, Осьмерыжская ООШ

Методическое пособие
Диагностика, коррекция
и возможности саморазвития внимания.

Составил: педагог-психолог
Попп Ирина Александровна


Павлодар,2013
Пояснительная записка.
Данное пособие предназначено для психологов и педагогов средних общеобразовательных учреждений для работы с детьми младшего школьного возраста и первоклассниками в период адаптации в школе.
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство у педагогов, у родителей, и психологов, работающих с детьми.
Чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание учеников на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её, принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным.
Актуальность введения этой темы в традиционный учебный процесс диагностики, развивающих занятий по психологии, начиная с первого класса начальной школы обусловлена тем, что в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства, практически каждый пятый ребёнок приходит в школу психически и соматически ослабленным, социально запущенным, с риском школьной и социальной дезадаптации.
В пособие вошли занятия, разработанные на основе развивающих упражнений. Они помогут детям шагать по ступенькам создания собственного внутреннего состояния, с алгоритмом мыслительных процессов, помогут расширить кругозор.
Предлагаемые задания и игры рекомендуется использовать как в коллективной работе с учащимися в целях профилактики невнимательности и повышения уровня развития внимания, так и на индивидуальных занятиях с отдельными учащимися, относящихся к категории гиперактивных.
Занятия позволят реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
В ходе развивающих заданий по развитию внимания в процессе непрямого воздействия на ребенка, то есть, исключая наставления, создаются ситуации, требующие проявления интеллектуальной и нравственной активности, и в процессе динамики и стилей общения возникают желаемые изменения в поведении и отношении к миру.

Введение
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов внимания. Жалобы на недостаток внимания и неусидчивости у младших школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей. Внимание как познавательный процесс является обязательным компонентом в структуре любого психического процесса.
Внимание можно и нужно развивать! Самому ребёнку это сделать трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённом объекте и явлениях.
Вовремя выявить опасность в дефиците внимания и принять необходимые меры -это первая задача педагога.
Эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми.
Синдром дефицита внимания, сочетается, как правило, с гиперактивностью. В учебной деятельности, гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. В большинстве случаев они испытывают трудности в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. В семье эти дети часто страдают от сравнения их с теми, у кого поведение и учёба на более высоком уровне. Из-за недисциплинированности, непослушания, из-за того, они не реагируют на замечания, родители раздражаются, а это часто приводит к наказаниям, которые зачастую не приносят желаемых результатов. А дети, видя агрессивность родителей, чаще сами прибегают к ассоциативным действиям. Нарушения поведения таких детей не только влияют на успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими.
Проблема невнимательности особо остро стоит в младшем школьном возрасте. Это обусловлено возрастными особенностями детей, в этот период происходит становление произвольного внимания.
Наиболее характерны признаки внимания первоклассника -невнимательность, несобранность, отвлекаемость. Их внимание еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.
Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.
Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями.
В 3-4 классах продолжает формироваться произвольное внимание
Увеличивается объем, устойчивость, появляются элементы произвольного внимания. становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий, постепенно овладевает своими психическими процессами, учатся управлять вниманием.
Для повышения уровня внимания необходимо:
Два раза в год в каждом классе начальной школы проводить фронтальное обследование внимания. Результаты анализировать и использовать для предупреждения и коррекции трудностей в обучении.
В процессе этих исследований, необходимо превратить ученика из пассивного в заинтересованного участника, понимающего причины своих трудностей и готового к их преодолению. Поскольку внимание осуществляет функцию контроля деятельности, оно тесно связано с развитием самоконтроля. Поэтому необходимо, не только регулярно проводить тестирование, но и коррекционную работу.

Цель занятий - создать психолого-педагогические условия для изучения и развития внимания школьника.

Задачи:
-развивать познавательные процессы, необходимые для успешного усвоения
программы начальной школы;
-воспитывать желание сотрудничать, учитывать и уважать интересы других.
-формировать коммуникативные действия, необходимые для установления
межличностных отношений.

Формы и методы работы:
-развивающие задания
-элементы тренинга
Формы теку¬щего контроля знаний и умений:
-вводная диагностика
-беседа, наблюдение
-диагностика на конец года.

Количество и периодичность занятий: Занятия предназначены для учащихся первых, вторых, третьих и четвертых классов. Количество занятий: в 1 классе – 6 занятий, во 2 классе – 6 занятий, в 3 классе – 6 занятий, в 4 классе – 6 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, начиная с октября, для 1 класса после адаптационного периода. Длительность каждого занятия: в 1 классе - 25 - 35 минут; 2-4 классы - 40-50 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.
Структура каждого занятия включает приветствие, разминку, основное содержание занятия, рефлексию, прощание. В данных занятиях использован комплексный подход. В ходе работы дети знакомятся также с навыками релаксации и саморегуляции, снятие эмоционального напряжения и негативных эмоций, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Разнообразие и длительность занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания, позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие части:
1.Вводная часть:
● Приветствие, разминка. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало занятия, имея психологический настрой.
2. Основная часть:
● Релаксационный блок, эмоциональный блок, коммуникативный блок: Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только диагностические задания, но и развивающие, коррекционные упражнения, которые помогают развивать внимание и логику.
Диагностические задания проводятся по методикам изучения процессов внимания.
3.Заключительная часть:
● Рефлексия, прощание. Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, развитие внимания к другому, чувства общности и сопричастности.
На протяжении всего курса занятий проходят групповые и индивидуальные консультации для учителей и родителей. На первичной консультации родители заполняют анкету и диагностическую таблицу для получения дополнительных данных о ребенке. Сведения о выявленных результатах диагностических обследований родители получают в ходе индивидуальных консультаций; родителям даются рекомендации, как вести себя с ребенком и закреплять в домашних условиях сформированные на занятиях умения и навыки. Для учителя специально разрабатывается психологическая карта класса, в которой виден результат обследования, расписываются рекомендации по работе с классом (группой) в целом и с каждым ребенком в отдельности.

Основная часть
Учебно-тематическое планирование занятий.
Тема Цели Содержание
Учащиеся 6-7лет 1 класс
Занятий №1
«Определения устойчивости и распределения внимания « (адаптация Е.В. Доценко)


- Снятие психического напряжения.
- Освоение приемов саморасслабления.
- Определение продуктивности и устойчивости внимания.
- Развитие чувства близости с другими людьми, принятия детьми друг друга.
- Формирование способности осознавать и понимать собственное эмоциональное состояние.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Общий круг»;
● разминка: игра «Поймай последнего»
Основная часть
● релаксационный блок: парная игра «Зоопарк» - «Канон»;
• Тест «найди и вычеркни»
● эмоциональный блок: игра «Мое настроение»
● коммуникативный блок: игра «Интересная походка»
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Нарисуй облако своего настроения», «Понравилось – не понравилось»;
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»

Занятие №2
«Логические задачи»
-Развитие активизации внимания, логического мышления.
- Формирование способности осознавать и понимать собственное эмоциональное состояние, правильно оценивать отношение к себе других людей.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Здравствуйте», игра «Ток»;
● разминка: игра «Сороконожка»
Основная часть
● релаксационный блок: упражнения «Ива - тополь», «Пылинки»;
• Работа в тетради. «Логические задачи.»Лучик внимания, обучение счёту.
● эмоциональный блок: игра «Какое у меня сегодня настроение»;
● коммуникативный блок: игра «Летел лебедь»
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения
"Спасибо за приятное занятие"
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»

Занятие №3
«Исследование степени концентрации и устойчивости внимания».

-Снятие эмоционального напряжения.
- Определение степени концентрации и устойчивости внимания.
-Формирование навыков позитивного общения.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Доброе слово», игра «Подарки»;
● разминка: игра «Иголка и нитка»
Основная часть: Работа в тетради
Корректурная проба (Тест Бурдона) Занимательные упражнения. Заключительная часть ● рефлексия: упражнение – « Я работал на занятии».
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»

Занятие№4
»Коррекционно-развивающее занятие на развитие внимания». - Развитие сосредоточенности внимания, словесно-логического мышления.
- Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить свое.
- Формирование навыков позитивного общения.
- Закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Снежный ком», игра «Связующая нить»;
● разминка: игра «Змейка»
Основная часть
● релаксационный блок: упражнения «Солнышко и тучка», игра «Запретное движение»;
● эмоциональный блок: упражнение «Колечко»;
● коммуникативный блок: упражнение «Волшебники», игра «Радио»
Работа в тетради. Занимательные упражнения.
» Прятки», «найди различия»
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Поездок».
● прощание: упражнение – прощание «До встречи»
Занятие № 5 «Диагностика скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания».

- Развитие умения правильно выражать свое эмоциональное состояние.
-Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.
- Формирование навыков позитивного общения. Вводная часть
● приветствие: Игра «Я хотел бы быть таким, как ты»;
● разминка: игра «Зеркало»
Основная часть
Работа в тетради. Методика «Таблицы Шульте»
● эмоциональный блок: игра «Тренируем эмоции»;
●коммуникативный блок: упражнение «По грибы»
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения
«Графическая рефлексия»
● прощание: упражнение – прощание «до встречи»
Занятие№6
«Коррекционно-развивающие упражнения». - Формирование навыков позитивного общения.
- Развитие концентрации внимания.
- Развитие доверия друг к другу; развитие чувства безопасности по отношению к другим людям.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Здравствуйте», игра «Доброе слово;
● разминка: игра «Комплементы»
Основная часть
● релаксационный блок: упражнения «После дождя», «Цветок»;
● эмоциональный блок: упражнение «Колокол»;
● коммуникативный блок: упражнение «Молекула», игра «Сосед, подними руку»
Работа в тетради. Упражнение. Выполни по образцу (тренировка концентрации внимания) . Игра "Маленький жук".
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Украсить торт».;
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»
Для учащихся 7-9 лет (2 класс).
Занятие №1
«Методика «Корректурная проба» (тест Бурдона) предназначена для изучения степени концентрации и устойчивости внимания»
- Обучение элементам техники выразительных движений.
-Определение уровня утомляемости, истощаемости, продуктивности, точности, концентрации, устойчивости внимания
- Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его.
- Формирование навыков совместной деятельности. Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Назови себя», игра «Ток»;
● разминка: упражнение «Конкурс хвастунов»
Основная часть
● релаксационный блок: этюд «Качели», «Танец огня»; ● эмоциональный блок: упражнение «Колечко»;
● коммуникативный блок: игра «Строим цифры»
Работа в тетради. Тест Бурдона
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Оценочная лесенка»;
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»
Занятие № 2
« Коррекционно-развивающее занятие на развитие внимания». - Снятие эмоционального напряжения.
- Формирование способности «видеть» сверстника и позитивно воспринимать его; понимать его эмоциональное состояние.
-Развитие концентрации внимания.
- Развитие навыков совместной деятельности, умения договариваться, соотносить свои замыслы с замыслами других детей. Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Поздороваться с соседом справа», игра «Подарок»;
● разминка: игра «Флажок»
Основная часть
● релаксационный блок: игра «Запретный номер», «Пожалуйста»;
● эмоциональный блок: упражнение «Пингвины», «Танец морских волн»
●коммуникативный блок: игра «Жучок»
Работа в тетради. Упражнение на развитие внимания.
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Дерево успеха», « Каким было общение на уроке?»
● прощание: упражнение – прощание «До свидания».

Занятие №3 « Диагностика распределения внимания школьника«.

- Освоение и закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.
-Изучение распределения внимания школьника.
- Развитие навыков совместной деятельности: развитие умения сотрудничать со сверстниками; умения договариваться, соотносить свои замыслы с замыслами других детей.
- Формирование навыков позитивного общения.

Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Расставить посты», игра «Сороконожка»;
● разминка: игра «Поймай последнего»
Основная часть
● релаксационный блок: упражнения «Огонь и лед», «Танец огня»;
● эмоциональный блок: игра «Колечко»;
●коммуникативный блок: игры «Строим ответы», «Тень»
Работа в тетради .Диагностика распределения внимания школьника
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Радостный мишка».

Занятие № 4
«Коррекционно-развивающее занятие на развитие внимания». - Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.
- Развитие произвольного внимания; развитие пространственной ориентации;
развитие логического мышления.
Умения выделять признаки предметов и явлений, их детали.
- закреплять навыки зрительного восприятия и памяти.
- Формирование навыков позитивного общения.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Общий круг»;
● разминка: игра «Подарки»
Основная часть
● релаксационный блок: упражнения «Игра с песком», игра «Противоположные движения»;
● эмоциональный блок: игра «Тренируем эмоции»;
●коммуникативный блок: игра «Мостик»
Работа в тетради. Тест цветоразличия, упражнение «Заичьи дорожки», Упражнение на логику, найди 5 отличий, рисунок по точкам. Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Лесенка успеха»;
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»
Занятие №5
«Диагностика оценки переключения и произвольности внимания»
- Закрепление приемов саморасслабления
для сброса психоэмоционального напряжения.
-Определение переключения и произвольности внимания.
- Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе и окружающим.

Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Здравствуйте», игра «доброе слово»;
● разминка: упражнение «Поздороваться с соседом слева»
Основная часть
Работа в тетради Диагностика внимания. 1.Тест на внимание."Расстановка чисел" 2.Отыскивание чисел по таблицам Шульте
• релаксационный блок: упражнения «Игра Зоопарк»
● эмоциональный блок: игра «Инсценировка»;
● коммуникативный блок: игра «Выбери партнера»
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Дружеские объятия»;
● прощание: упражнение – прощание «Спасибо за прекрасный урок»
Занятие №6
«Развитие произвольного внимания»
- Снятие напряжения, мышечных зажимов.
-Развитие произвольного внимания,
мелкой моторики пальцев рук.
Развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Воспитание коллективизма, уважения друг к другу. Вводная часть
● приветствие: игра - приветствие «Снежный ком».
● разминка: игра «Расставить посты».
Основная часть
● релаксационный блок: упражнения «Запретный номер».
● эмоциональный блок: игра «Мое настроение».
●коммуникативный блок: упражнение «Жучок».
Работа в тетради. "Дорожка», «Пальчиковая гимнастика» упражнение «Цифры», «Квадрат», Минута релаксации «Котенок спит». Упражнение «Найди отличия»
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Солнышко»;
● прощание: упражнение – «Спасибо за приятное занятие»

Для учащихся (9-10лет) 3 класс
Занятие №1
«Диагностика переключения и распределения внимания». - Освоение приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.
- Изучение переключения и распределения внимания школьников.
- Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его.
- Формирование навыков позитивного общения.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Здравствуйте»;
● разминка: игра «Снежный ком»
Основная часть
● релаксационный блок: упражнение «Надувная кукла», этюд «Дискотека кузнечиков».
● эмоциональный блок: игра «Загадочный стук»;
●коммуникативный блок: упражнение «Живая скульптура», «Гусеница»
Работа в тетради. Диагностика методика Горбова.
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения « Я работал на занятии»;
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»

Занятие№2
"В гостях у психолога".

- Освоение и закрепление приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.
- Развитие произвольного внимания, образного мышления, воображения.
- Формирование навыков позитивного общения.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «
«Связующая нить», игра «Ток»;
● разминка: игра «Поймай последнего»
Основная часть
● релаксационный блок: упражнения «Огонь и лед», «Танец огня»;
● эмоциональный блок: игра «Колечко»;
●коммуникативный блок: игры «Путанка»
Работа в тетради.
Дорисуй сказочного героя, найди отличия и т.д
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «На какой я ступеньке?»;
● прощание: упражнение – прощание «До встречи»
Занятие № 3
«Методика изучения уровня внимания и самоконтроля школьников».(П.Я.Гальперин и С.Л.Кабылицкая) - Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов.
-Изучение уровня внимания и самоконтроля у школьников.
- Формирование навыков позитивного общения.

Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Общий круг»;
● разминка: игра «Иголка и нитка»
Основная часть
● релаксационный блок: Игра «Замри», «Солнышко и тучка»;
● эмоциональный блок: игра «Мимика в рисунках»;
●коммуникативный блок: упражнение «По грибы»
Работа в тетради. Изучение уровня внимания и самоконтроля школьников Заключительная часть ● рефлексия: упражнения «Поляна»; ● прощание: упражнение – прощание «»Нарисуй облачко своего настроения».
Занятие № 4
« Наше внимание»
- Снятие эмоционального напряжения.
-Развитие концентрации, произвольности, увеличения объема внимания.
- Формирование навыков позитивного общения.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Доброе слово».
● разминка: игра «Сороконожка»
Основная часть
● релаксационный блок: парная игра «Зоопарк» - «Канон»;
● эмоциональный блок: игра «Загадочный стук»;
●коммуникативный блок: игра «Зеркало»
Работа в тетради. Упражнение «Перевёртыши»
Упражнение «Четвертый лишний».Упражнение «Спрятанное послание». Упражнение «Склеенные слова».
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения »Урок-игра»
● прощание: упражнение – прощание «До новых встреч»
Занятие № 5
« Диагностика интеллектуальной лабильности».

- Освоение приемов релаксации для сброса психоэмоционального напряжения.
-Изучение переключения внимания.
- Формирование навыков позитивного общения.
- Развитие доверия друг к другу; развитие чувства безопасности по отношению к другим людям.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Комплементы»;
● разминка: игра «Змейка - 2»
Основная часть
● релаксационный блок: игра «Четыре стихии», этюд «Потянулись-сломались».
Работа в тетради. Диагностика переключения внимания.
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Нарисуй облако своего настроения», «Понравилось – не понравилось»;
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»

Занятие № 6
«Будем внимательными».
- Развитие коммуникативных способностей детей.
-Развитие внимания, на основе выполнения упражнений
- Формировать снижение агрессии посредствам привития норм поведения принятых в современном обществе. Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие Упражнение «Поздороваться с соседом слева».
● разминка: игра «Расставить посты».
Основная часть
● релаксационный блок: упражнения «Игра с песком».
● эмоциональный блок: игра «Мое настроение».
●коммуникативный блок: упражнение «Жучок».
Работа в тетради. "Рисуем музыку», Игра «Приветствие», «Задачки логические». «Графический диктант». « Зашифрованное слово».
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Каким было общение на уроке?»;
● прощание: упражнение – «Цветограмма», «До свидания»

Для учащихся(10-11лет) 4 класс
Занятие №1 «Оценки объема распределения и переключения внимания». - Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе и окружающим.
- Развитие чувства близости с другими людьми, принятия детьми друг друга.
- Исследование объёма внимания.
-Формирование способности осознавать и понимать собственное эмоциональное состояние. Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Общий круг»;
● разминка: упражнение «Комплементы»
Основная часть
● релаксационный блок: парная игра « Противоположные движения»
● эмоциональный блок: игра «Передай настроение»
●коммуникативный блок: игра «Интересная походка»
Работа в тетради. Диагностика внимания.
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения »Спасибо за прекрасный урок» ;
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»
Занятие № 2
« Развитие свойств внимания».


- Развитие коммуникативных способностей детей, образного мышления.
- Развитие произвольного внимания; развитие пространственной ориентации, умение удерживать внимание на определенном предмете.
- Закреплять навыки зрительного восприятия и памяти.
- Формировать навыков позитивного общения.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Поздороваться с соседом слева».
● разминка: игра «Расставить посты».
Основная часть
● релаксационный блок: упражнения «Цветок», игра «Четыре стихии»
● эмоциональный блок: игра «Тренируй эмоции».
●коммуникативный блок: упражнение «Молекула».
Работа в тетради. Искусство шрифта, тренировка зрения.
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Украсить торт»;
● прощание: упражнение – прощание «Связующая нить»,«До свидания»

Занятие № 3
« Диагностика распределения внимания школьника «
- Развитие доверия друг к другу; развитие чувства безопасности по отношению к другим людям.
-Изучение распределения внимания.
- Формирование навыков позитивного общения.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Поздороваться различными способами»;
● разминка: игра «Подарки»
Основная часть
● релаксационный блок: этюд «Качели », игра «Стоп »;
● эмоциональный блок: игра «Колокол»;
●коммуникативный блок: упражнение «Молекула», игра «Хлопки»
Работа в тетради. Диагностика распределения внимания школьника
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Радостный мишка»;
● прощание: упражнение – «прощание «До свидания»
Занятие №4
«Тренировка произвольного внимания». - Обучение элементам техники выразительных движений.
- Развитие чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга.
- Развитие и тренирововка внимания.
- Формирование навыков позитивного общения.
Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Доброе слово»;
● разминка: игра «Пианино »
Основная часть
● релаксационный блок: этюд «Потянулись - сломались», упражнения «Ожерелье»;
● эмоциональный блок: игра «На что похоже настроение»;
● коммуникативный блок: этюд «Согласованные действия».
Работа в тетради. Упражнение « Рисуем музыку», « приветствие « Игра “Список чувств”. Рисунок или комбинация силуэтов? Упражнение «Самый внимательный»
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Спасибо за приятное занятие»;
● прощание: упражнение – прощание «Космическая зарядка», «До свидания»
Занятие № 5
«Изучение особенностей концентрации и переключения
внимания».


- Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.
- Изучение особенности колебания внимания, а также влияние волевого усилия на его периодичность.
- Развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно выразить его.
- Формирование навыков позитивного общения.
Вводная часть
● приветствие: Круг радости «Снежный ком», игра «Сороконожка»
● разминка: Упражнение «Скажи без слов».
Основная часть
● релаксационный блок: упражнение «Надувная кукла», этюд «Дискотека кузнечиков».
Работа в тетради.
Диагностика изучения
особенности колебания внимания
● эмоциональный блок: игра «Что и когда я чувствую»;
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Солнышко»;
● прощание: упражнение – прощание «До свидания»

Занятие № 6
«Коррекция внимания».


-Развитие произвольного внимания (помехоустойчивости ин¬теллектуальных процессов).
Развитие мелкой моторики пальцев рук
- Формирование уважительного и тактичного отношения обучающихся к личности другого человека.

Вводная часть
● приветствие: упражнение - приветствие «Друг к дружке»;
● разминка: игра «Танец морских волн»
Основная часть
● релаксационный блок: парная игра «Зоопарк» - «Канон»;
● эмоциональный блок: игра «Глаза в глаза»;
●коммуникативный блок: игра «Чей голос»
Работа в тетради. Упражнение
«Найди смысл», «Перенеси фигуры» Упражнения на поиск и дорисовку недостающих деталей. Дыхательная гимнастика Упражнение «Повтори и продолжи»
Заключительная часть
● рефлексия: упражнения «Каким было общение на уроке?», «Понравилось – не понравилось»;
● прощание: упражнение – прощание «Передай ,другому радость»

Диагностика по отслеживанию уровня развития внимания
Ф.И.учени(ка/цы)___________________________________
Классы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Начало
года Конец года Начало года Конец
года Начало года Конец года Начало года Конец года
Внимание




Рекомендации для учителей
Следует помнить, что ребенку до 7 лет в принципе тяжело неподвижно сидеть и заниматься монотонным делом более 10–15 минут — ему необходима физическая активность, количество которой снижается на 60–40% при поступлении в школу.
30-минутный урок шестилеток должен состоять из разнообразных типов деятельности (например, работа в прописи, потом обсуждение, чтение вслух и т.д.) и прерываться физкультминуткой.
Легко отвлекающихся детей, склонных летать в облаках, лучше сажать поближе к доске, время от времени обращаться к ним с вопросом. Если ребенок не может сразу включиться в работу, то, давая учащимся задание, следует специально обращаться к этому ученику (например: «Все читают упражнение, и Коля тоже»).
Подбадривания и поощрения даже минимальных достижений позволяют повысить заинтересованность учащегося в успешном выполнении задания, а следовательно, улучшить качество его внимания.
Нарушения внимания могут быть связаны с особенностями развития ребенка (имеются в виду различные органические нарушения). В таком случае ребенок физически не способен долго пребывать в состоянии сосредоточенности — его мозг просто «отключается» на время, не в силах справиться с напряжением. Такие дети часто жалуются на головные боли, им требуется щадящий режим, свежий воздух и спокойная обстановка. В этом случае необходимо рекомендовать консультацию психолога или невропатолога.
Советы родителям:
В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:
проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.
Рекомендации для родителей
Ребенок, привыкший, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Поэтому приучать ребенка к самостоятельности нужно с раннего возраста. Пусть он помогает вам по хозяйству — постепенно у него появится домашняя обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом — выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни). Он должен учиться сам себя обслуживать: убирать за собой игрушки, одеваться, а затем и собирать портфель в школу.
6–7-летний ребенок редко умеет самостоятельно организовать свою деятельность — ему нужен график работы и список предстоящих дел, письменные и устные напоминания. С частыми отвлечениями поможет справиться составление расписания и развитие у ребенка чувства времени. Для начала понаблюдайте за стилем работы своего ребенка: быстро ли он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т.д.), какие учебные предметы ему наиболее интересны. Затем, учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, вместе с ним составьте план выполнения уроков на каждый день.
Если ребенок хочет посмотреть телевизионную передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе с ним рассчитать время так, чтобы все успеть. Предположите, сколько времени займет у него выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только задание, сделанное полностью, с соблюдением всех требований. Творческий подход к процессу увлечет ребенка, выполнение уроков перестанет восприниматься как скучная обязанность.
Составляя план работы, помните, что 6–7-летние дети еще физиологически не способны долго усидеть на месте, выполняя монотонную работу, поэтому обязательно обеспечьте возможность частой смены деятельности.
Постепенно ребенок приучится рассчитывать свое время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата.
Легко утомляемому ребенку рекомендуется работать, разделив одно задание на два-три по 10–15 минут каждое, сделать небольшой перерыв между ними, во время которого можно подвигаться. Если ребенок не может быстро включиться в задание, начинайте с более легких и интересных, а сложное оставляйте на потом.
Настроиться на успешное и быстрое выполнение домашней работы ребенку поможет тот вид деятельности, который ему более интересен и лучше получается.
Чувство времени у ребенка можно развивать, предлагая ему оценить, сколько времени займет то или иное действие (например, сколько длится определенная фраза, сколько поезд едет от станции до станции и т.д.)

Список использованной литературы:

1.«12 – летнее образование» Казахстанский республиканский научно-методический информационно-аналитический журнал, №8,2010.

2.Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2000.
3. Вопросы психологии: журнал. Москва: Российская Академия образования, 2008, № 2.
4.Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

5.«Воспитание школьника оқушы тәрбиесі» № 8-9 2008 1-40. Алматы.

6.Как преодолеть трудности в обучении детей. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. –М: Издательство «Ось - 89», 2003.

7.Справочник психолога средней школы/ О.Н.Истратова,
Т.В.Эксакусто.-Ростов н/Д:Феникс, 2006.

8 Источник из интернета .А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm
Категория: Психология | Добавил: психолог4502
Просмотров: 718 | Загрузок: 99 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 9:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru