Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Классный час "Конфликт"
2014-04-07, 6:54 PM
Краткосрочный план
Класс: 11
Учитель: учитель информатики, I категории Раенко Виктория Валерьевна.
Классный час, посвященный способам эффективного общения.
Форма проведения: час общения.
Цель классного часа:
– оказать содействие в осмыслении учащимися понятия “конфликт”, «способы предупреждения конфликтов»; способствующих развитию позитивного отношения к людям, желанию овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждающих учащихся к сотрудничеству, взаимопониманию.
Задачи:
• Развитие сущности понятий и представлений “конфликт”, «способы предупреждения конфликтов», «позитивное отношение».
• Изучение и анализ конфликтных ситуаций и выявление причин конфликтов.
• Определение правил предупреждения конфликтов и их обоснование.
• Анализ конфликтных ситуаций и выработка решений по выходу из них.
Подготовительная работа с учащимися: за день-два до классного часа учителю предстоит провести тестирование Э. Берна: выяснить, к какой группе относится каждый из учеников по Берну.
Ожидаемый результат: учащиеся знают сущность понятия «конфликт», умеют понять причины конфликтов, а также находить способы разрешения конфликтов.

Ход классного часа
№ Этап мероприятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Ресурсы, стратегии, ИКТ
1 Вводная часть Учитель садится в центре, перед учениками.
Учитель задает вопрос: Как вы думаете, для чего мы сегодня собрались здесь?
Учитель говорит, для того чтобы пообщаться в клубе доверия. Учащиеся садятся на стулья полукругом
Учащиеся размышляют и перечисляют возможные варианты собственной деятельности.

Учитель предлагает разработать правила общения в клубе.
Учитель предлагает на сегодняшней встрече взять только 5 правил- это:
Правила общения в клубе
• Один говорящий
• Стоп
• Я
• Регламент

Принимаете эти правила?

Критерии оценивания:
На уроке ваши правильные ответы будут поощряться жетонами.

Учащиеся обсуждают и предлагают следующие правила: активность на уроке; выслушивать до конца говорящего; когда один говорит, другие молчат и т.д.
Учащиеся объясняют правила.
• Один говорящий (Один говорит, остальные молчат)
• Стоп (Если тема разговора затрагивает какие-то личные мотивы, и вы не хотите отвечать, говорите: Стоп!)
• Я (Говорить от себя: я думаю, а не мы, я говорю, а не мы)
• Регламент (Выдерживать время, не говорить одному слишком много)

Презентация «Конфликты в нашей жизни»

Открывается дверь и разыгрывается инсценировка конфликта учителя с другим учителем. Учащиеся наблюдают за конфликтом Инсценировка
2 Актуализация Вопрос: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке.
Сообщение цели: Мы сегодня будем говорить о конфликте, разберем способы предупреждения конфликтов, научимся развивать в себе позитивное отношение к людям.
Вопрос:
Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»?
Предлагаю просмотреть сюжет мультфильма, в котором преобладают отрицательные эмоции. Учащиеся размышляют, обсуждают, делают выводы

Просматривают видео



Видеосюжет фрагмента мультфильма «Конфликты, контакты»(2.22-3.53)
Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации.
Неужели ничего положительного нет в конфликтах?
Могут ли люди обходиться без конфликтов?
Учащиеся размышляют и называют свои ассоциации.
Учащиеся отвечают, ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.
Ответы учащихся: Поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.
Учащиеся отвечают индивидуально. Презентация «Конфликты в нашей жизни» Кластер

Рассказ
Индивидуальная работа.
Задание
Послушайте внимательно рассказ и ответьте на вопросы
Вопросы:
Могут ли быть у всех людей одинаковые интересы, убеждения, взгляды? Если да, то почему? Если нет, то так же почему?
Возникали ли у вас разногласия с друзьями, родными, близкими? Почему?
Критерии оценивания: оцениваются жетоном наиболее интересные ответы. Учащийся с хорошей дикцией читает рассказ.

Учащиеся размышляют и отвечают на листах письменно.

Учащиеся читают свои ответы выборочно.

Презентация
Приложение «Рассказ»
Карточка к рассказу



Информирование
Предлагает ученикам прочитать определение. Определение с экрана читает вызвавшийся ученик.
Конфликт – это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. Для возникновения конфликта необходимы участники спора предмет спора и мотивы, подталкивающие людей к спору.

Презентация:
«Конфликты в нашей жизни»

Работа в парах
Как вы думаете: какие бывают причины конфликтов?

Учитель: Давайте вместе попробуем объединить ваши ответы:
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ
 НЕСОВПАДЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЖЕЛАНИЙ.
 НЕУВАЖЕНИЕ К ДРУГИМ.
 НЕУМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ.
 РАЗНИЦА ЧУВСТВ И СОСТОЯНИЙ.
НЕЗНАНИЯ ПРАВИЛ И НОРМ ПОВЕДЕНИЯ, ЗАКОНОВ.

Критерии оценивания:
Оцениваются учащиеся наиболее точно назвавшие причины. Учащиеся поворачиваются друг к другу обсуждают и записывают на листах предполагаемые причины конфликтов. Оглашает ответы один из пары.


Презентация «Конфликты в нашей жизни»
Ответы выводятся на экране.

Информирование:
Конфликт – это столкновение интересов. И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (показывает на экран)
Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки и стрелочками указать правильное расположение позиции.


Приложение 1
Ресурс: Таблица «Стратегии поведения в конфликте» таблица

Задание 1
Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. Укажите стрелочками правильные определения стратегии.
Задание 2
Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?
Критерии оценивания: награждаются жетоном за правильные ответы.
Учащиеся работают индивидуально с картами, указывая стрелочками правильные характеристики. Хлопок означает, что ученик закончил с заданием.
Учащиеся определяют по описанию самую результативную стратегия, которая приведет к конструктивному решению конфликта.


На экране появляются правильные ответы.
«Стратегии поведения в конфликте»
Предложить учащимся поменяться местами.
Учащиеся выбирают себе другое место.
3 Осмысление Задание 3. Работа в парах.
Ассоциации
Представьте, если конфликт – это одежда, то какая? Если транспорт – то какой?
Критерии оценивания:
Оцениваются самые интересные ответы. Учащиеся поворачиваются друг к другу, в течении 2 минут обсуждают и записывают на листах ассоциации, затем из пары один объясняет свои ассоциации. Таблица
«Ассоциации»
Упражнение “Снежинки”.
Инструкция к выполнению:
1. Молча возьмите салфетку.
2. Сложите его пополам.
3. Оторвите правый верхний угол.
4. Сложите ещё раз пополам.
5. Ещё раз оторвите правый верхний угол.
6. Ещё раз сложите пополам.
7. И ещё раз оторвите верхний правый угол.
8. Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” одноклассникам. Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан чёткий алгоритм действий. Сделайте выводы о том, почему это произошло?
Так что конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. В какой – то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Учащиеся берут в руки развернутые салфетки, выполняют все команды учителя.

Учащиеся отвечают, комментируют.
А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неинтересным. Упражнения для развития навыков общения
Учитель говорит: Мы с вами доказали, что в конфликте есть положительные стороны. Давайте перейдем к отрицательной стороне конфликта.
Задание 4.
Влияние конфликтов на здоровье человека
Учитель предлагает выбрать из учеников самого проницательного.
Учитель раздает учащимся яблоки, объясняет правила этого задания. «По моей команде вы начинаете есть яблоки, когда я скажу: Стоп! вы должны остановиться».
И, так начали. Я расскажу вам одну историю. В самом известном лондонском музее должна состояться очень дорогая выставка произведений искусства. На эту выставке должны были выставиться самые известные шедевры мирового искусства. Перед открытием выставки очень тщательно проверялась охранная система, все было в полном порядке, на улице возле музея дежурили жандармы. Вечером, закончив с оформлением выставки, работники музея покинули здание. Сторож заступил на свой пост. В этот день он с собой принес яблоки, со своего сада. Комната, где находился сторож была на 1 этаже. Все было спокойно, он сидел читал газету и ел яблоки. Внезапно он услышал шум в зале выставки на 2 этаже, положив откусанное яблоко на стол, прихватив фонарик, он поднялся на второй этаж. В это время, вор, уже похитивший картины, спустился с другой стороны лестницы, и проходя мимо комнаты сторожа увидел вазу с яблоками, не удержавшись от соблазна, от подбежал откусил яблоко, услышал шаги приближающегося сторожа, положил яблоко на стол и сбежал. Стоп! (учащиеся прекращают есть яблоки). Сыщик, которого пригласили раскрыть это дело очень быстро понял, какое яблоко принадлежит сторожу, а какое вору.
Учитель: Человек который торопится, кусает большими кусками и плохо пережевывает пищу. Так же происходит и с человеком, находящимся в состоянии стресса, во время конфликта. Тем самым неправильное питание приводит к болезням желудочно-кишечного тракта.
Критерии оценивания: оценивается тот кто отгадает предполагаемого вора, или даст правильный ответ, о том как ест человек который торопится. Учащиеся по команде начинают есть яблоко.
Атрибут-яблоко.

Ученик-сыщик находится в центре

Ученики наблюдают, как один ученик-сыщик угадывает вора. Учитель вызывает одного учащегося в центр, предлагая ему быть сыщиком и угадать по недоеденным яблокам, кто мог быть вором.



Рефлексия:
Ученик, вызвавшийся самостоятельно, выбирает предполагаемого вора по недоеденному яблоку. Тренинг «Яблоко». Упражнение на развитие критического мышления.
4 Рефлексия Задание 5
«Рука».
Мы выяснили с вами положительные и отрицательные стороны конфликты, причины и способы разрешения конфликтов, что все люди разные и без конфликтов мир не может существовать. Я предлагаю вам на трафаретах руки написать, что вы сможете взять из сегодняшнего заседания клуба общения предпринимать в разрешении конфликтных ситуаций
Оцениваются все кто ответил на все пять вопросов.
Эмоциональное состояние
Перед вами на столах лежат бумажные яблоки. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих листов.
Перед вами на рисунке 3 вазы. Поместите ваш цветок там, где вы считаете нужным при ответе на вопрос: “Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли она ваше поведение?”.
1 - Интересно, полезно.
2 - Сложно, не интересно.
3 - Бесполезно, безразлично.
Учащиеся отвечают на вопросы на трафаретах.
В центре ладони написано слово конфликт. В контуре каждого из пальцев напишите то, новое, что вы узнали и что, может вам пригодиться для решения возможных конфликтов.

Учащиеся подходят к доске, прикрепляют к вазам яблоки (стикеры).
Трафарет «рука»

Стратегия «Плюс, минус, интересно»
Итоги урока Учащиеся считают свои жетоны. Прием «Рейтинг», по количеству жетонов выявляется самый активный на уроке.
Категория: Психология | Добавил: victoriaovard
Просмотров: 536 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 5:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru