Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Игры для активизации речевого подражания, речевой деятельности
2014-11-22, 6:39 PM
Активизация речевого подражания, речевой деятельности.
Игра «Выжимаем губки».
Цель: формировать навык речевого подражания, стимулировать произнесение звукоподражания «кап-кап».
Задачи: развитие зрительного и кинестетического восприятия, мелкой моторики пальцев рук, пассивного словаря.
Оборудование: две тарелки, губки разных цветов.
Ход игры. Логопед ставит на стол две тарелки, в одной из них – вода, раскладывает на столе губки разных цветов. Он опускает губку в воду, выжимает в пустую тарелку, произнося при этом эмоционально звукоподражание «кап-кап». Затем логопед предлагает ребенку выполнить это действие по инструкции: «Возьми желтую (красную, синюю и т.д.) губку». Детям нравится эта игра, на таком эмоциональном фоне ребенок произносит звукоподражание. Движение повторяется по несколько раз правой и левой рукой. Когда ребенок сможет по подражанию воспроизводить слова определенной слоговой структуры, можно повторять эту игру, стимулируя ребенка к произнесению слов: «вода», «губка», «капает».
Примерные игры и задания в соответствии с лексическими темами.
Тема «Животные».
Задача: развитие зрительного внимания.
Оборудование: рисунок кота с кнопками, к нему дополнительные детали, сделанные из разных материалов: нос (пуговица), когти (ракушки), усы (нитка или проволока)с кнопками.
Ход игры: логопед показывает ребенку заготовку рисунка кота, побуждает ребенка назвать картинку: «киса», «кот». Затем ребенок закрывает глаза, а логопед наклеивает усы на мордочку кота, затем просит ребенка открыть глаза и показать, что изменилось, что появилось на мордочке кота. Далее логопед наклеивает на рисунок: когти, нос. Инструкция та же. Затем логопед проводит рукой по наклеенным на рисунок частям, еще раз произнося их название, стимулируя ребенка к произнесению названий слов: киса, усы, когти, нос.
Задача: формирование винительного падежа, фразовой речи.
Оборудование: для игры понадобятся вырезанные из любой плотной ткани (однотонной) фигуры: кошка и рыбка, собака и косточка, заяц и морковка. На фигурки кошки, собаки и зайца необходимо пришить одну часть кнопок, а на фигурки рыбки, косточки и морковки – вторую часть кнопки.
Ход игры: логопед предлагает ребенку «покормить друзей». Логопед начинает фразу с незаконченной интонацией, побуждает ребенка ее продолжить: «Зайке дадим….(морковку)» и предлагает ребенку «пристегнуть» морковку к зайке и т.д. В случае, если ребенок не продолжает фразу, логопед заканчивает ее самостоятельно, а затем спрашивает ребенка: «Что дадим зайке?». Логопед помогает ребенку ответить на вопросы, выделяя интонацией окончание «у»: морковкУ, косточкУ, рыбкУ. По окончанию игры логопед побуждает ребенка к сопряженному или отраженному произнесению фразы: «Зайка ест морковку», «Пес ест косточку»; «Киса ест рыбку».
«Чудесный мешочек».
В начале игры логопед устраивает презентацию: показывает ребенку мешочек и сообщает, что в нем спрятались разные предметы, поочередно достает их из мешочка и называет. Затем логопед просит ребенка закрыть глаза и на ощупь угадать предметы, находящиеся в мешочке. Для преодоления речевого негативизма у ребенка логопед может предложить поменяться ролями, ребенок будет просить логопеда достать тот или иной предмет. Инструкцию к этой игре можно варьировать в зависимости от целей занятия, например: «Угадай, какие фрукты в мешочке. Достань и назови»; «Достань из мешочка все мягкие предметы. А теперь все колючие»; «Достань из мешочка все предметы, начинающиеся на звук «А» и т.п.
«Волшебная дорожка».
Цель: формирование номинативного словаря по теме «Посуда».
Задачи: развитие координации движений.
Оборудование: гимнастическая скамейка, доска или длинная веревка; различная посуда (ваза, сито, бидон. нож, доска, бокал, миска), тканевый мешок.
Ход игры: логопед предлагает ребенку пройти по доске или веревке, не сходя с нее, нагибаясь собрать посуду, расставленную по краям от веревки, в мешок и назвать ее. Если уровень речевого развития ребенка не достаточен для самостоятельного называния, ребенку можно предложить собрать посуду по инструкции: «Положи в мешок вазу. Что у тебя в мешке? Давай скажем вместе». Эту же игру можно использовать при закреплении других лексических тем.
«Баночки и крышки».
Цель: формирование предикативного словаря, различение разноприставочных глаголов «открыть-закрыть»; закрепление понятий: «большой - маленький».
Оборудование: банки из-под круп с крышками разных размеров.
Ход игры: Логопед медленно отвинчивает крышки с нескольких банок разных размеров, сопровождая свои действия речевым комментарием: «Смотри, я открываю, смотри, я открыла». Затем логопед перемешивает банки и крышки на столе и предлагает ребенку самостоятельно подобрать крышки для каждой банки. Действия ребенка логопед также сопровождает комментарием: «Закрой вот эту баночку. Закрыл? Что сделал? Давай вместе скажем – закрыл. Теперь банка закрыта». По окончанию игры логопед предлагает ребенку открыть все банки для того, чтобы проверить, а справится ли логопед с заданием. Действия ребенка снова сопровождаются комментарием: «Что сделал? Открыл? Банка открытая А что мне нужно сделать закрыть? А теперь открой все маленькие банки. Какие банки ты открыл?»
Лексическая тема «Посуда».
«Мытье посуды».
Логопед устраивает презентацию: показывает ребенку посуду, мыло, губку; побуждает ребенку к сопряженному или отраженному проговариванию слов: мыло, вода, губка. Вместе с ребенком настраивает воду, несколько раз обращая внимание ребенка на слова: «горячий», «холодный». Все действия логопед побуждает производить ребенка, лишь помогая ему. Затем во время мытья каждого предмета логопед побуждает ребенка к произнесению его называния или произнесению фразы, например, «Я мою миску» и т.п.
Лексическая тема «Одежда».
Оборудование: разноцветные прищепки, одежда для кукол, низко натянутая бельевая веревка.
Задачи: развитие внимания, формирование социального поведения, развитие зрительного восприятия, обогащение пассивного словаря, формирование фразы, винительного падежа существительных.
Ход игры: логопед предлагает ребенку по инструкции развесить вещи для куклы сушится: «Возьми красные прищепки, повесь кофту. Что весит на веревке? Давай вместе скажем: «кофта», что ты повесил на веревку «КофтУ».
Лексическая тема «Обувь».
Задачи: формирование понятий «чистый - грязный».
Оборудование: различная обувь: кеды, боты, сапоги, тапки (не матерчатые), галоши; щетка для сметания грязи, маленькая щеточка для полирования обуви, газета.
Ход игры: Вместе с ребенком логопед подготавливает к чистке обуви: раскладывает на полу газету, рядом раскладываются предметы в той последовательности, в которой они будут использоваться; щетка для сметания грязи, щетка для полирования. После этого логопед вместе с ребенком называют всю обувь, которую им предстоит почистить. Логопед демонстрирует ребенку ритуал чистки обуви, объясняет ему его значение, демонстрирует разницу между чистым и грязным ботинком. Затем просит ребенка самостоятельно почистить оставшуюся обувь и назвать ее. В процессе занятия логопед постоянно просит ребенка назвать, где чистая обувь, а где грязная. Например: «Вот чистая» или «Какие стали боты? Чистые?»
Лексическая тема «Животные», «Птицы», «Обитатели водоемов».
Оборудование: маленький аквариум или большая прозрачная миска с водой, мелкие резиновые игрушки в соответствии с выбранной лексической темой, ложка.
Задачи: развитие внимания, координации движений.
Ход игры: Логопед рассказывает ребенку, что произошло кораблекрушение – нужно спасти бедных животных, достать их ложкой из воды и назвать, чтобы они не перепутались. Для закрепления обобщающих понятий можно поместить в воду животных и птиц предложить ребенку, «спасая» их рассаживать в разные лодки: для животных и для птиц.
Лексическая тема «Цветы».
Оборудование: несколько ваз, лейка с водой, ножницы, целлофановый пакет, живые цветы (выбрать из доступных): мимоза, мак, ирис, пион, акация, лилия, пижма, Иван-чай.
Задачи: формирование социальных навыков, развитие моторики, обоняния, памяти, формирование категории множественного числа существительных в именительном падеже.
Ход игры: логопед объясняет ребенку, чтобы цветы не завяли их нужно ставить в вазу. Логопед побуждает ребенка к повторению слов: ваза, вода. Затем логопед предлагает разлить воду из лейки в вазы. Логопед обучает ребенка обрывать с цветов нижние листья, подрезать их концы. Затем логопед вместе с ребенком называет каждый цветок, предлагает ребенку понюхать цветы, произнося фразу «Ах, как пахнет», стимулируя ребенка к повторению фразы или произнесению междометия «Ах!». Затем логопед предлагает ребенку по запаху с закрытыми глазами угадать цветок, в случае верной отгадки цветок можно ставить в вазу. В конце игры, логопед объясняет ребенку, что в одной вазе получился «букет», а в вазах – «букеты», предлагает ребенку показать, где букет, а где букеты; стимулирует ребенка к произнесению слова «букет».
Глаголы.
1. Узнавание глаголов со сходным значением. Логопед демонстрирует ребенку анимационные картинки на компьютере и просит щелкнуть мышкой по картинке в соответствии с инструкцией. Например, «Покажи, где рисует, а где раскрашивает».
Рисует – раскрашивает;
Шьет – вяжет;
Жарит – варит;
Моет – стирает;
Лежит – спит.
2. Определение названий предметов к названиям действий.
Оборудование: картинки: мальчик, собака, река, молоко, разлитое на столе, дождь, снег, щенок, дерево, цветок.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и просит отгадать загадки. Логопед задает вопрос, ребенок передает логопеду нужные картинки. Логопед стимулирует ребенка к произнесению слова: «на».
Вопросы: Кто бежит? Что бежит? Кто идет? Что идет? Кто растет? Что растет?
3. Игра «Что какие звуки издает?»
Оборудование: аудиоэнциклопедия звуков окружающего мира (скрип двери, гудок машины, шелест листьев, журчание воды, звуки грома, шуршание бумаги), мультимедийная презентация с фотографиями, видеоматериалами, изображающими различные явления: открывающуюся дверь, едущую машину, листопад, течение ручья, гром, свертывание бумаги.
Ход игры: логопед предлагает ребенку посмотреть презентацию, а затем отгадать, что какие звуки издает, если ребенок отгадывает правильно, то логопед включает ему соответствующий звук. Вопросы: что скрипит? Что гудит? Что шелестит? Что журчит? Что грохочет? Что шуршит? Логопед задает ребенку один вопрос, в этот момент на экране демонстрируются три явления из уже просмотренной презентации.
Категория: Психология | Добавил: КульБек
Просмотров: 345 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 12:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru