Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Личностная готовность психолога к консультированию родителей.
[ Скачать с сервера (35.0Kb) · Скачать удаленно (35.0Кб) ] 2015-01-12, 9:32 AM
Личностная готовность психолога к консультированию родителей.
Наличие трех «лечебных качеств».
«Ядром» личностной готовности психолога можно назвать наличие у него трех качеств, которые многие называют «лечебными», - искренности, симпатии и теплоты. Эти качества в различных терапевтических школах иногда называют по-разному. Но их необходимость для человека, работающего с людьми, не вызывает сомнения.
Что такое искренность и что она дает? Искренность – это возможность быть собой и открыто проявлять свои чувства. Это отсутствие необходимости надевать «социальные маски», противоречащие истинной сущности человека. Искренний человек не стремится быть особенно умным или заботливым, понимающим или ласковым. Он позволяет себе свободно вступать в контакт с другим человеком, не сильно задумываясь о том, как он его оценит.
Искренность позволяет вести себя свободно и спонтанно, а это вызывает доверие. Лишает бессознательных агрессивных чувств в отношении партнера. Ведь если ты очень хочешь выглядеть красиво, а не получается, поневоле начинаешь на него злиться.
Означает ли это, что искренность предполагает выкладывание клиенту всей правды? Отнюдь нет. Мы помним, что можем говорить человеку только то, что он может в данный момент усвоить, что не вызовет у него неконтролируемого чувства гнева, отчаяния, обиды и т.п. и не прервет взаимодействие.
Что не есть искренность? Заискивание перед клиентом, уговаривание его, что все непременно будет хорошо, признание его абсолютной правоты во всех вопросах. А точнее все, что можно назвать словом «слишком» - слишком ласковый голос, слишком добрая улыбка или слишком долгая беседа с клиентом. «Казаться лучше, чем есть на самом деле» - это не всегда осознанное желание лишает психолога возможности быть абсолютно искренним.
Второе «лечебное» качество – это симпатия, т.е. умение найти в каждом человеке привлекательные черты или поступки, почувствовать, что в чем-то он тебе нравится. Возможно ли такое, что в любом человеке можно найти что-то симпатичное? Конечно, если нацелить себя, прежде всего, на поиск достоинств в окружающих, а не недостатков. Это сложно, т.к. недостатки бросаются в глаза, а достоинства могут быть глубоко скрыты. Поэтому если сразу не получается ощутить симпатию к кому-то, если, наоборот, выпячиваются его негативные качества, стоит подумать: а почему человек так поступает? Какая психологическая проблема, а может быть, и травма за этим стоит? А когда наступает понимание причин поступков человека, которые нам с первого взгляда показались несимпатичными, негативная оценка снижается. И теперь можно повнимательнее посмотреть на него для поиска достоинств: кого преданно любит этот человек, о ком заботится, какие жизненные трудности преодолевает. Эти и подобные вопросы помогут психологу разглядеть за самым неприглядным «фасадом» нежность и ранимость человеческой души.
Что дает психологу такое умение, наверное, всем понятно. Как работает «принятие окружающих», хорошо описано психологами гуманистического направления. Но в реальной жизни слишком часто видишь специалистов, мотивированных скорее на освоение новых технологий, чем на умение почувствовать симпатию к трудному клиенту. Однако «высший пилотаж» психолога – это теплота, способность показать клиенту свою симпатию. Сделать так, чтобы он почувствовал, что его ценят, принимают, дать возможность ему проявить ответную искренность и показать свое несовершенство. И тогда круг замкнется. Искренность психолога, симпатия и теплота создадут между ним и клиентом зону доверия, когда можно рассказать о боли и злости, грусти и обиде без страха, что тебя осудят.
Преодоление личностных барьеров в общении.
При всей важности трех «лечебных» качеств для работы с родителями их недостаточно. Важно, чтобы психолог мог преодолевать личностные барьеры в общении.
Первый – барьер социальный. Он может возникнуть при взаимодействии с родителями из крайних социальных слоев: с высоким статусом и уровнем дохода и соответственно очень низким. Рассмотрим эти ситуации по очереди.
Взаимодействие с родителями первой группы действительно может вызвать у консультанта сложные чувства и восприятие их как более умных и добившихся больше, чем он сам. В этой ситуации важно признать наличие контрпереноса и допустить, что некоторые клиенты могут в чем-то превосходить консультанта, а также вспомнить, что выбор данной профессии изначально не предполагал очень высоких доходов, поэтому не стоит сравнивать экономические возможности консультанта и родителя.
С родителями из семей с низким статусом и уровнем дохода возможны другие сложности. Прежде всего, это возникновение сложных чувств в отношении психолога как лица, живущего более легкой, с их точки зрения, жизнью. «Им хорошо советовать «любите ребенка». А если муж пьяный каждый день приходит. Да сахар подорожал…» У самого же психолога возможно возникновение острой жалости к жизненной ситуации родителя. Как следствие – стремление принять ответственность за ее решение на себя. От консультанта здесь потребуется искренность и большое мастерство, чтобы принять клиента, не сопровождая встречу жалостью, чтобы почувствовать опыт, незнакомый по собственной жизни.
Следующий вид барьеров, который нужно обсудить, - это личностно-профессиональный. Пребывание в любой профессии долгое время ведет к так называемой профессиональной деформации человека, т.е. к изменениям в структуре личности, происходящим вследствие развития качеств, которые способствуют успешному осуществлению профессиональной деятельности.
Для психолога, глубоко погруженного в профессию, психология становится образом жизни. Она начинает определять его жизненную позицию, отношение к людям, он говорит, рассуждает, используя профессиональную лексику, при этом не всегда задумывается о том, что люди, не искушенные в психологии, могут чего-то не знать, не понимать и просто думать иначе.
Таким образом, барьером в работе психолога могут быть его знания и профессиональный опыт, если он не осознает отсутствие таковых у окружающих и не учитывает это при взаимодействии с ними. Важно отметить, что психолог может неверно интерпретировать слова или действия родителей, расценивая их как «уколы» его профессиональной успешности.
Каким же должен быть идеальный психолог, чтобы трудная ситуация клиента не перерастала в его собственную трудную ситуацию? Прежде всего, психолог должен обладать биофильной ориентацией – ориентацией на жизнь, должен уметь сам радоваться жизни, получать от нее удовольствие. Конечно, ему необходимо уметь принять самого себя со всеми достоинствами и недостатками, потому что только тогда он сможет безоценочно принять клиента. Безусловно, психолог должен быть склонен к тщательному самоанализу и проявлять заботу о собственном развитии. Остановившийся в развитии консультант – опасность для клиента. Таким образом, сам психолог должен быть психологически здоров.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что психологу необходимо сначала позаботится о себе и, только достигнув ощущения радости и счастья, позволить себе помочь другому.
Таким образом, три «лечебных» качества, возможность преодолевать социальные и профессиональные барьеры и психологическое здоровье психолога – основные составляющие личностной готовности психолога к работе с родителями.
Категория: Психология | Добавил: digma | Теги: дошкольное обучение, психология
Просмотров: 275 | Загрузок: 83 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 6:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru