Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Методические рекомендации к созданию учебной презентации в Microsoft PowerPoint
2015-02-02, 5:07 PM
Методические рекомендации
к созданию учебной презентации в Microsoft PowerPoint


Для учебной презентации наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 20 слайдов (оптимально  12-15). Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемой темы.
Общие требования к презентации. Структура презентации
Каждая электронная презентация, подготовленная к уроку, с одной стороны, должна быть в значительной степени автономным программным продуктом, а с другой — отвечать некоторым общим стандартам по своей внутренней структуре и форматам содержащихся в ней исходных данных (формат рисунков, дизайн таблиц и т.п.). Это обеспечит возможность, при необходимости, связать презентации в единую обучающую систему, ориентированную, например, на изучение целого раздела (в идеале — предмета).
Информационное обеспечение презентации удобно организовать в виде гипертекстовой системы. С помощью гиперссылок можно получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, организовать многократное обращение к одним и тем же информационным объектам из разных мест презентации.
Однако при этом следует учитывать, что содержание и организация электронных презентаций, выполняющих функции базовых конспектов, должны провести обучающегося по некоторому заранее определенному маршруту усвоения знаний. Поэтому не следует использовать гиперссылки для переходов на другие слайды, которые, в свою очередь, содержат гиперссылки с переходом на следующие страницы, и т.д. Подобная навигация нарушает последовательность изложения учебного материала и подходит только для энциклопедий или справочников.
Структурными элементами презентации являются (обязательные элементы выделены):
 Обложка.
 Титульный слайд.
 Оглавление и/или краткое Содержание.
 Введение: цели, задачи, требования.
 Материал для восстановления знаний.
 Учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики).
 Заключение: выводы, обобщения, ключевые положения.
 Глоссарий терминов.
 Справочная система по работе с управляющими элементами (если таковые используются).
 Система контроля знаний (вопросы и задания для самопроверки).
 Дополнительный материал для углубленного изучения, домашнее задание.
 Информационные ресурсы по теме.
По содержательному наполнению слайды указанных разделов представляют собой следующее:
Обложка должна быть по возможности красочной. Для этого следует оформить ее с помощью графических вставок и фонов. Дизайн обложки должен способствовать улучшению эмоционального состояния учащихся и повышать их интерес к предмету (изучаемой теме).
Титульный слайд  первый слайд презентации  должен включать:
• название проекта или темы урока и название предмета;
• сведения об авторе;
• информацию об образовательном учреждении (логотип учебного заведения);
• дату разработки;
• информацию о местоположении информации в сети.
Оглавление является очень важным структурным элементом презентации. С одной стороны, оно должно быть достаточно подробным, чтобы обеспечивать оперативный доступ (через гипертекстовые ссылки) к ее сравнительно небольшим содержательным частям, с другой стороны, максимально обозримым, т.е. находиться на одном слайде. Практика показывает, что таким требованиям, как правило, удовлетворяет не более чем двухуровневое оглавление (разделы и подразделы).
Оглавление может представлять сокращенное графически-текстовое изображение содержания, помогающее понять структуру учебного материала, идеи, заложенные в нем, и сопоставляющее отдельные фрагменты содержания презентации с некими графическими образами, способствующими ассоциативному запоминанию. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
Введение должно содержать: цели и задачи изучения темы, краткую характеристику содержания, требования к приобретаемым знаниям и умениям.
Материал для восстановления знаний может содержать в конспективном виде учебный материал для повторения основных положений изученных ранее тем, знание которых необходимо для освоения изучаемой темы.
Учебный материал в электронной презентации, как правило, представлен в краткой форме, что имеет достаточно веские основания для существования наряду с полным учебным материалом. Такое представление дает качественно иной ракурс для рассмотрения содержания, что достаточно эффективно как на этапе вводных занятий по теме, так и на этапе обобщения и систематизации учебного материала. Изложение содержания материала может осуществляться в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и т.п. Кроме перечисленных традиционных форм представления информации, в презентацию могут быть интегрированы и элементы, свойственные только электронным носителям: анимация, видеовставки, звуковые фрагменты. При этом графическое представление учебного материала позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения.
Заключение  очень значимый обобщающий элемент структуры каждой презентации. В нем в краткой, запоминающейся форме приводятся выводы, обобщения, ключевые положения презентации.
Глоссарий терминов. Наличие такого словаря весьма желательно. Чтобы не перегружать гиперссылками содержательную часть презентации (в которой могут присутствовать также и смысловые выделения, и гиперссылки на иллюстрации, таблицы, графики и т.п.), предпочтительнее оформить словарь терминов и определений на отдельном слайде (серии слайдов). Для обращения к словарю терминов на соответствующих страницах учебного материала целесообразно разместить соответствующую кнопку.
Справочная система по работе с управляющими элементами презентации должна представлять собой отдельный слайд с описанием всех используемых экранных кнопок для уточнения их функционального назначения. Основные требования к элементам управления  понятность, наличие на экране нужных подсказок в нужный момент и, главное, минимальное (только необходимое) количество элементов управления на каждой странице.
Основными элементами управления являются:
• кнопки перехода из оглавления на начало тем;
• кнопки перехода со слайда на слайд вперед и назад;
• кнопка возврата в оглавление;
• кнопка вызова подсказки;
• кнопка перехода в словарь терминов;
• гиперссылки для вывода на экран иллюстраций, таблиц, графиков и пр.
Элементы управления презентацией, имеющие не очевидное представление, должны обеспечиваться всплывающими подсказками. Справочная система по работе с управляющими элементами презентации должна вызываться практически с любого слайда, и поэтому ее желательно представить на всех кадрах управляющей кнопкой на экране.
Система контроля знаний в среде MS PowerPoint может быть организована как эспресс-тестирование (для быстрого контроля усвоения лекционного материала) или через систему гиперссылок (для организации самоконтроля при работе с презентацией как с опорным конспектом). При экспресс-тестировании возможно предъявление тестовых заданий в автоматическом режиме на ограниченное (зависящее от сложности вопроса) время (задается при выборе параметров анимации объекта). Ответы учащихся при этом могут фиксироваться на бумажном носителе (с указанием фамилий или анонимно, в зависимости от целей тестирования) и анализироваться учителем после завершения урока.
При необходимости в презентацию может быть добавлен дополнительный материал для углубленного изучения темы, а также домашнее задание.
Информационные ресурсы по теме представляют собой, прежде всего, перечень источников информации, как на бумажных носителях, так и электронных (CD-ROM, Интернет-ресурсы), используемых педагогом при подготовке презентации. Список ресурсов может содержать обязательные и дополнительные источники информации, предлагаемые учащимся для самостоятельного изучения отдельных вопросов по теме урока.
Представление информации
Объем и форма представления информации:
• Рекомендуется сжатый, информационный способ изложения материала.
• Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: человек в среднем может единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
• Один слайд учебной презентации в среднем рассчитывается на 1.5-2 минуты урока.
• Для достижения наибольшей эффективности ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
• Желательно присутствие на слайде блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга.
• Заголовки должны быть краткими и привлекать внимание аудитории.
• В текстовых блоках необходимо использовать короткие слова и предложения.
• Рекомендуется минимизировать количество предлогов, наречий, прилагательных.
• В таблицах рекомендуется использовать минимум строк и столбцов.
• Вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
• При проектировании характера и последовательности предъявления учебного материала должен соблюдаться принцип стадийности: информация может разделяться в пространстве (одновременное отображение в разных зонах одного слайда) или во времени (размещение информации на последовательно демонстрируемых слайдах).
• Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. С одной стороны, не должна становиться главной частью урока, а с другой, не должна полностью дублировать материал урока.
Расположение информационных блоков на слайде
• Структура слайда должна быть одинаковой на всей презентации.
• Логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.
• Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
• Информационных блоков на слайде не должно быть слишком много (оптимально 3, максимум 5).
• Рекомендуется объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимаю¬щиеся группы;
• Рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;
• Информационные блоки рекомендуется располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо.
• Поясняющая надпись должна располагаться под рисунком (фотографией, диаграммой, схемой).
Способы и правила выделения информации
• Все информационные элементы (текст, изображения, диаграммы, элементы схем, таблицы) должны ясно и рельефно выделяться на фоне слайда, для этого используются:
• рамки, прорисовка границ (для оформления изображений, таблиц);
• тени (для отделения контура текста и объектов от фона);
• заливка, штриховка (для дизайна основ информационных блоков);
• стрелки (для оформления схем и логических блоков).
• Ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить (цветом, подчеркиванием, полужирным и курсивным начертанием, размером шрифта).
• Однако при выделении следует соблюдать меру — выделенные элементы не должны превышать 1/3-1/2 общего объема текста слайда.
• Для иллюстрации наиболее важных фактов, используются рисунки, диаграммы, схемы.
Оформление слайдов:
Единый стиль презентации
• Вся презентация должна должны быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона.
• Стиль включает в себя:
• общую схему шаблона: способ размещения информационных блоков;
• общую цветовую схему дизайна слайда;
• цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
• параметры шрифтов (гарнитура, цвет, размер) и их оформления (эффекты), используемых для различных типов текстовой информации (заголовки, основной текст, выделенный текст, гиперссылки, списки, подписи);
• способы оформления иллюстраций, схем, диаграмм, таблиц и др.
• Необходимо обеспечить унификацию структуры и формы представления учебного материала.
• Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у обучающегося ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности.
• В стилевом оформлении презентации не рекомендуется использовать более 3 основных цветов и более 3 типов шрифта.
• Следует избегать излишне пёстрых стилей - оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от содержательной части доносимой информации.
• Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор - признаком стиля.
• Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
• При выборе элементов стиля (цветовых соотношений, размера текста, иллюстраций, таблиц) рекомендуется проводить проверку шаблона презентации на удобство чтения с экрана компьютера.
Правила использования цвета
Одним из основных компонентов дизайна учебной презентации является учет физиологических особенностей восприятия цветов человеком. К наиболее значимым из них относят :
• стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, желтый;
• дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке): фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый; зеленый;
• нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый;
• сочетание двух цветов - цвета знака и цвета фона - существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне);
• наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем.
Можно сформулировать следующие рекомендации по использованию цвета в презентации:
• На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
• Составление цветовой схемы презентации начинается с выбора:
• трех базовых цветов: фона - текста - заголовка;
• трех главных функциональных цветов, которые используются для представления обычного текста, гиперссылок и посещенных ссылок.
• Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета: текст должен хорошо читаться, но не резать глаза.
• Следует обратить внимание на цвет гиперссылок (до и после использования): их цвет должен заметно отличаться от цвета текста, но не контрастировать с ним.
• Согласно нормативам в учебных презентациях для детей и подростков не допускается применять:
• более 4 цветов различных длин волн на одной электронной странице;
• красный фон;
• соотношение яркостей знаков и фона для позитивного изображения должно быть не менее 1:3 и для негативного изображения (выворотки) -3:1.
Правила использования фона
• Фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее.
• Легкие пастельные тона лучше подходят для фона, чем белый цвет.
• Для фона предпочтительны холодные тона.
• Вместо того, чтобы использовать сплошной цвет лучше выбрать плавный градиентный переход гармонично сочетающихся цветов, мягкую (неконтрастную) текстуру или нейтральный фон.
• Любой активный фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала.
• При планировании дизайна слайда следует всячески избегать проецирования текстовых блоков на области фона, содержащие изображения и декоративные элементы.
Правила использования текстовой информации
Не рекомендуется:
• перегружать слайд текстовой информацией;
• использовать блоки сплошного текста;
• в нумерованных и маркированных списках использовать уровень вложения глубже двух;
• использовать переносы слов;
• использовать наклонное и вертикальное расположение подписей и текстовых блоков;
• текст слайда не должен повторять текст, который преподаватель произносит вслух (зрители прочитают его быстрее, чем расскажет преподаватель, и потеряют интерес к его словам).
Рекомендуется:
• сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста: короткие тезисы, даты, имена, термины - главные моменты опорного конспекта;
• использование коротких слов и предложений, минимум предлогов, наречий, прилагательных;
• использование нумерованных и маркированных списков вместо сплошного текста;
• использование табличного (матричного) формата предъявления материала, который позволяет представить материал в компактной форме и наглядно показать связи между различными понятиями;
• выполнение общих правил оформления текста;
• тщательное выравнивание текста, буквиц, маркеров списков;
• горизонтальное расположение текстовой информации, в т.ч. и в таблицах;
• каждому положению, идее должен быть отведен отдельный абзац текста;
• основную идею абзаца располагать в самом начале — в первой строке абзаца (это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца);
• идеально, если на слайде только заголовок, изображение (фотография, рисунок, диаграмма, схема, таблица и т.п.) и подпись к ней.
Правила использования шрифтов
При выборе шрифтов для представления вербальной информации презентации следует учитывать следующие правила:
• Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
• Учитывая, что гладкие (плакатные) шрифты, т.е. шрифты без засечек (типа Arial, Tahoma, Verdana и т.п.) легче читать с большого расстояния, чем шрифты с засечками (типа Times), то:
• для основного текста предпочтительно использовать плакатные шрифты;
• для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем и не контрастирует с основным шрифтом.
• Текст должен быть читабельным (его должно быть легко прочитать с самого дальнего места).
• Рекомендуемые размеры шрифтов:
• для заголовков - не менее 32 пунктов и не более 50, оптимально - 36 пункта;
• для основного текста - не менее 18 пунктов и не более 32, оптимально - 24 пункта;
• Не следует злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных), поэтому их допустимо использовать только для смыслового выделения небольших фрагментов текста.
• Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, желательно выделить ярче для включения ассоциативной зрительной памяти.
• Для выделения информации следует использовать цвет, жирный и/или курсивный шрифт.
• Выделение подчеркиванием обычно ассоциируется с гиперссылкой, поэтому использовать его для иных целей не рекомендуется.
• Согласно нормативам в учебных презентациях для детей и подростков:
• отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно 1:5;
• наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;
• не допускается использовать узкое и (или) курсивное начертание гарнитуры шрифта.
Правила использования графической информации
Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количество определяются функциональной направленностью учебного материала. Изображение информативнее, нагляднее, оно легче запоминается, чем текст. Поэтому, если можно заменить текст информативной иллюстрацией, то лучше это сделать.
При использовании графики в презентации следует выполнять следующие правила и рекомендации, обусловленные законами восприятия человеком зрительной информации:
• Графика (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы) должна органично дополнять текстовую информацию или передавать ее в более наглядном виде.
• Каждое изображение должно нести смысл: желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления.
• Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда.
• Необходимо использовать изображения только хорошего качества. Для этого все изображения, помещаемые в презентацию, должны быть предварительно подготовлены в графическом редакторе.
• Недопустимо:
• искажение пропорций;
• нарушение тонового и цветового баланса фотоизображений;
• использование изображений с пониженной резкостью;
• видимость пикселей на изображении;
• использование необработанных сканированных изображений; например — изображений с "грязным" (серым, желтым) фоном вместо белого, неконтрастных, размытых и т.п.
• При подготовке в графическом редакторе изображения для помещения его на слайд презентации важное значение имеет выбор для него оптимального размера и разрешения:
• Вместе с тем, не рекомендуется перегружать презентацию неоправданно большими размерами файлов изображений. Использование большого числа "тяжелых" файлов перегружает презентацию, что может привести к замедлению ее работы.
• Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом, пояснительная надпись преимущественно располагается под рисунком.
• Изображения лучше помещать левее текста: поскольку мы читаем слева-на-право, то взгляд зрителя вначале обращается на левую сторону слайда.
• Сложный рисунок или схему следует выводить постепенно.
• Необходимо четко указать все связи в схемах и диаграммах.
Правила использования звукового сопровождения
• Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации, оно не должно отвлекать внимание от основной (важной) информации. Не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку.
• Если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (мелодий, песен) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.
• Необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным.
• Использование мультимедийных блоков (в первую очередь - звуковых) сильно ограничено в презентациях, которые самостоятельно просматриваются аудиторией одновременно на нескольких компьютерах (например, учащимися в компьютерном классе).
• Также осторожно следует использовать звуковые фрагменты в презентациях, сопровождаемых докладчиком.
• Главное правило озвучивания презентации: в каждый конкретный момент времени звуки исходят только из одного источника (из презентации или от докладчика).
Анимационные эффекты
Возможности анимации позволяют акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах урока, позволяют понять логику построения логических цепочек, схем, таблиц.
Рекомендуется использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Однако не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.
• Анимация должна быть сдержанна, хорошо продумана и допустима:
• для демонстрации динамичных процессов;
• для привлечения внимания слушателей, создания определенной атмосферы презентации.
• Анимация текста должна быть удобной для восприятия: темп должен соответствовать технике чтения обучающихся.
• Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
• Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д. В учебных презентациях для детей и подростков такие эффекты, как движущиеся строки по горизонтали и вертикали, запрещены нормативными документами.
• Большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко "впечатываются" в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее.
• Но при этом следует помнить: любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания.
Важнейшим свойством мультимедийного блока является скорость и качество его работы в составе презентации. С этой точке зрения наличие большого количества мультимедийных блоков в презентации нецелесообразно, так как может значительно замедлить ее работу.
Учет указанных особенностей конструирования и оформления презентации в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней информации.

Задание:
1. В соответствии с изученным материалом разработать структуру слайд-лекции полученной индивидуальной темы.
2. В виде отчета предоставить письменную работу или устную защиту с указанием соблюдения основных требований к структуре презентации.
Категория: Психология | Добавил: Ди | Теги: учебной презентации, в Microsoft PowerPoint, методические рекомендации, к созданию
Просмотров: 1898 | Загрузок: 0 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 7:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru