Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Проблемы формирования коллектива в начальном звене и пути их решения
[ Скачать с сервера (68.5Kb) ] 2015-10-11, 9:21 PM
Проблемы формирования коллектива
в начальном звене и пути их решения.

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё,
что он может, как прекрасна была бы наша земля!»
А.П. Чехов.
Главная цель коллектива – воспитание личности.
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Коллектив во многом определяет отношение ребенка к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности.
Помочь ребенку научится жить в коллективе, может и должен, прежде всего, классный руководитель и воспитатель. Я, как воспитатель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:
Открытость - совместное планирование (воспитатель + учащиеся);
Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом.
Деятельность – активное участие в мероприятиях.
Свобода участия – учитывается мнение учащихся в выборе задания во внеклассном занятие.
Обратная связь – обсуждение.
Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу.
Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.
Дети к нам приезжают со всей области, и не всегда детей привозили и привозят родители (Баязитов М., Кожахметов Л. ), перевозкой детей занимается РОО. Поэтому нет возможности поговорить с родителями, чтобы узнать о ребенке, о его проблемах, жилищно-бытовых условиях и интересах. Зная, что судьбы наших детей не всегда складываются благополучно, становится актуальной проблема дать нашим детям образование, научить их жить, помочь им стать нужными обществу, найти в нём своё место, т.е. подготовить их к самостоятельной жизни и труду
Мое знакомство с группой началось того, что я собрала и проанализировала документацию на каждого ребенка (личное дело, беседа с каждым родителем), позволила ближе познакомиться с характером и поведением ребенка в коллективе.
Проанализировав полученные данные, при планировании воспитательной работы с группой я определила для себя следующие цели и задачи:
1.Адаптация учащихся.
2. Формирование и сплочение коллектива группы;
3. Воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;
4. Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;
5. Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям;
6. Прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь
Конечно, каждая группа развивается уникально. Взаимодействие учащихся всегда имеет сложный и непредсказуемый характер. Каждый ребенок должен быть самостоятельным и в учении и в общении. Главное средство воспитания – заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, делать добро. Воспитатель должен верит, что ребенок не может быть плохим. Каждое утро я прихожу к детям с приветливой улыбкой и стараюсь, чтобы обращение было привычное домашнее - Сашенька, Коленька, Дианочка, а не холодно-официальное - Ирха Александр, Черныш Диана и т.д.
Для создания коллектива и благоприятной атмосферы в своей группе я придерживаюсь некоторых традиций, взятых из работы со старшеклассниками. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. Коллектив группы – это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после большой трудной работы, собраться всем вместе и поговорить о том, как слаженно и весело работалось, каковы итоги, что можно приобрести. А еще прекраснее, когда дом украшают цветами, шарами, плакатами с хорошими, добрыми словами, когда готовят праздничное угощение и ждут гостей, чтобы поделиться радостью, своими успехами в работе, услышать слова благодарности. Так зарождается добрая традиция, которая развивается, закрепляется и передается из года в год. Например, мы отмечаем дни рождения с единым сценарием для каждого именинника, при это включаю каждый раз особые элементы; праздничные мероприятия к знаменательным датам 7 мая, 8 марта, Новый год, 9 мая. Стараюсь закрепить в жизни группы такую традицию как, круг воспоминаний - предлагаю детям мысленно обращаться к прошедшему за день и отметить все хорошее, чем отличился каждый ребенок. На таких мероприятиях также развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу. Немаловажную роль на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.
«Величие великого человека обнаруживается в том,
как он обращается с маленькими людьми»
Каждый ребенок должен найти свое место в коллективе группы и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия детей во внеурочной деятельности – внеклассные занятия.
На внеклассных занятиях ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства.
Формы проведения внеклассных занятий выбраны как традиционные, так и нетрадиционные: игра – экскурсия «Лесная аптека», «Летает – не летает», сюжетно – ролевые игры: «Друзья познаются в беде», «Театр», «Семья», «Больница», «Магазин», «Школа» и другие. Игры за общим столом, когда каждому ребенку я предлагаю делать, то, что он хочет и как хочет, но при этом дети находятся рядом, могут помогать и советовать друг другу.
Конечно, содержание и форма требований не могут быть одинаковыми ко всем.
Часто в своей работе я опираюсь на положительные качества ребенка. Таких детей как Саша, Лайк я стараюсь подчеркнуть положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у них чувства собственного достоинства.
Хороший способ формирования чувства общности, поддержания у детей интереса друг к другу, обучения навыкам эффективной коммуникации – это утренний сбор группы на занятия в школу. Я нахожу время для того, чтобы спланировать то, чем отдельные дети или вся группа будут сегодня заниматься, обсудить, что интересует детей, распределить обязанности на день.

При этом все это я провожу быстро, легко и непринужденно.
Предлагаю детям право выбора, сидеть ли на полу или на стульчиках.
Но при этом устанавливаю одно или два простых правила, которые помогают таким детям как Диана, Коля, Рома вести себя правильно, например: «Мы внимательно слушаем, друг друга», «Говорим по очереди». Для привлечения внимания у таких детей как Денис, Аня, Петя использую – жесты.
Также в своей работ е использую различные виды игр, игра позволяет воспитывать в детях навыки культурного поведения в обществе, в общении с людьми, содействует формированию здоровых отношений в коллективе. В игре дети учатся выражать просьбу, радость, сострадания.
• Игры на саморегуляцию поведения («Кенгуру», « Ковер мира»)
• Психологические игры («Час тишины и час можно», «Возьмите себя в руки»)
• Игры на расслабление («Рот на замок», «Воздушный шарик»)
• Коммуникативные игры («Ожившие игрушки», «Разговор через стекло», «Чужими глазами»)
• Игры снимающие напряжение («Крепость», «Волшебные превращения»).
• Сенсорные игры ( «Кошки и котята», «Съедобное несъедобное», «Урожай»)
• Коррекционно-развивающие («Молчу, шепчу, кричу», «Говори по сигналу»)
• Дидактические («Закончи предложение»,)
• Настольные ( «Кому что нужно для работы», «Лото», «Что лишнее?»)
• Игры для релаксации («Прикосновение», «Шалтай-Болтай», «Насос и мяч»)
• Подвижные игры на развитие внимания («Гонка за лидером» , «Шапка-Невидимка»)
• Игры с правилами («Море волнуется»,»Замри –отомри», «Живая картина»)
• Игры на повышение самооценки ребенка («Копилка достижений», «Солнышко»)
• Игры на умение управлять собой («Портрет смелого человека »)
Пока ребенок находится в школе интернате, ему важно все время чувствовать,
что его любят, и ответственен за это ВОСПИТАТЕЛЬ.
Моя главная задача – уметь налаживать отношения с детьми, какие бы методы ни были выбраны: убеждение, пример делом, доверительный разговор…
В своей работе я применяю несколько простых правил при общении с детьми:
Правило № 1
Помогаю детям только тогда, когда они меня просят, даже, если считаю, что ребенок может и должен сделать это сам.
Правило № 2
Создаю в повседневном общении радость от познания нового, от песни и игры, разделяю с детьми эти минуты радости.
Правило № 3
Доверяю способностям детей, не требую единообразия, вселяю в ребенка уверенность в своих силах, поддерживаю любые попытки сделать что-либо полезное.
Правило № 4
Нахожу с каждым ребенком индивидуальный контакт и стиль общения, но у всех детей слежу за порядком и справедливостью в отношениях, за равным соблюдением общих норм и правил жизни группы.
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество с классным руководителем, с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка.
В этом году я продолжаю работу по формированию и сплочению коллектива группы и главным считаю заботливое отношение к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом, а также реализацию необходимости участия всех детей группы в общей деятельности, чтобы у ребят формировалась ответственность за общее дело (общественное поручение).
Для меня моя группа, как и для каждого из присутствующих здесь воспитателей, его группа – самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный.
Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и вновь способен к возрождению.

Стать другом для детей не так трудно, нужно только этого захотеть!
Категория: Психология | Добавил: zhanabaeva-67
Просмотров: 219 | Загрузок: 1 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 4:43 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru