Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Снижение школьной тревожности в подростковом возрасте: программа психологического сопровождения
[ Скачать с сервера (317.0Kb) ] 2016-01-13, 7:11 AM
Снижение школьной тревожности в подростковом возрасте: программа психологического сопровождения Автор: Сапрыкина И.В. 1. Пояснительная записка 1.1. Актуальность программы. Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты. Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которой сталкивается школьный психолог и учитель. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Повышенная тревожность может возникнуть на любом этапе школьного обучения, ведь проблема усвоения учебного материала, проблема взаимоотношения в классном коллективе, изменение коллектива может возникнуть как в начале школьного обучения, так и на более поздних этапах. Наиболее острые динамические характеристики проблема тревожности приобретает в подростковом возрасте. Это связано со многими психологическими особенностями подростков, благодаря которым тревожность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика. Стремление учащихся к самоактуализации, критическое осмысление окружающего, становление образа Я и «внутренней позиции» личности создают условия для развития тревожности. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, фрустрирует эмоциональная сфера, т. е. он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность. Актуальность данной разработки обуславливается насущной потребностью в создании специальной коррекционно – развивающей программы для работы с учащимися подросткового возраста и недостаточность практической разработанности этой проблемы в рамках общеобразовательного учреждения. 1.2. Научное обоснование программы. В современной психологии проблема тревожности является одной из наиболее актуальных. Усложняющие задачи, выдвигаемые в ходе общественного развития и связанные с ними эмоциональные и физические перегрузки, последствия информационного взрыва, обострение социальных проблем, приводят к повышению влияние стрессового фактора на человеческую жизнь. Поэтому феномен тревожности становится наиболее важным проявлением развития личности. Наиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности с точки зрения оценки его как эмоционального состояния (К. Изард, 1980; Н.Д.Левитов, 1969; Р. Сарасон, 1975 и др.). Ряд исследователей вместе с тем с тем всё шире анализируют данный феномен и предлагают более глубокий анализ тревожности как личностного свойства (Р.Б. Кеттел, 1976; Ч. Спилбергер, 1980; К. Роджжерс, 1951). Сегодня изучаются как общие вопросы тревожности: источники тревожности (Д.В. Аткинсон, О. Ранк), роль и специфика связей тревожности и мотивации личности (О.В.Дашкевич, А.М.Прихожан), так и более частные вопросы: возрастные особенности и тип акцентуации (Л.Н. Захарова, Б.И. Кочубей). 1.3.Направленность программы Предварительные диагностические обследования, наблюдения подростков и анализ этих данных показали, что коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить: • по повышению самооценки подростка; • по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; • по отработке навыков владения собой в ситуациях, эмоционально травмирующих подростка; Следовательно, коррекционно-развивающую направленность данной программы обеспечивает подбор игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной стабильности, повышение самооценки, расширение и обогащение навыков общения со взрослыми и сверстниками, развитие адекватного отношения к оценкам и мнениям других людей. Предложенные игры и упражнения рассчитаны на подростковый возраст и соответствуют специфике развития детей данной категории. Работа по всем направлениям может проводиться как параллельно, так, и последовательно или постепенно, это зависит от желания и оценки ситуации ведущего (психолога, педагога). 1.4. Показание к применению программы. Данную программу целесообразно использовать в работе с подростками, общеобразовательной школы или школы специального вида, у которых выявлен уровень тревожности выше нормы. Проведение занятий, предложенных программой, не требуют специальной подготовки педагогов школы, поэтому настоящую программу могут использовать, воспитатели, классные руководители, школьные педагоги – психологи или социальные педагоги. Занятия могут проходить в классных кабинетах, актовом зале, некоторые занятия (для повышения их качества) должны проводиться в комнате психологической разгрузки. Используемое оборудование для занятий общедоступно и если требует, то минимальных материальных затрат, так как используемые материалы входят в комплект каждого школьника (например, цветная бумага, карандаши, альбомные листы и т.п.) При этом важно, чтобы коррекция носила комплексный характер и была тесно связана с тактикой воспитания, применяемой педагогами и родителями. 1.5. Обоснование содержания программы. При структурировании занятий мы учитывали возраст участников программы, поэтому особое внимание уделялось упражнениям, которые требуют общения, самовыражения или участие в коллективном деле. В рамках нашей программы у каждого подростка есть возможность проявить свои лучшие личностные качества и быть успешным участником программы, так как предложенный спектр занятий даёт возможность каждому показать свои сильные стороны. В нашей программе используются игровая деятельность, тренинговые упражнения, рисуночная терапия, сказкотерапия. Подобранные упражнения направлены на снижение уровня тревожности через снятие эмоционального напряжения, повышение самооценки, общение. Важным элементом работы является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения подростка в значимых, в том числе оценочных ситуациях. Для эффективного воздействия занятий на личность учащихся необходимо соблюдать следующие условия: осторожно оценивать результат деятельности ребенка, создавать в группе климат безусловного принятия каждого ребёнка. 1.6. Продолжительность программы и количество занятий. Программа рассчитана на 2 - 3 месяца (24 часа по максимуму). Рекомендованная периодичность коррекционно – развивающих занятий 1-2 раза в неделю. Группа может состоять от 7 до 12 человек, а также упражнения программы могут использоваться в индивидуальных коррекционных занятиях. Объём и содержание занятий могут быть уточнены с учетом реальных возможностей их выполнения на конкретной практике с сохранением общей направленности на коррекционную психологическую работу. При этом нужно отметить, что продолжительность занятий может варьироваться от 30 минут до 1-1,5 часа (в зависимости от выбранной формы занятия). При практическом применении программы у педагога есть возможность компоновать упражнения на удобное, ограниченное рамками учебно – воспитательного процесса время. 1.7. Этапы реализации программы. I этап - Подготовительный. Заключается в подборе диагностических методик и в комплексном изучение индивидуальных особенностей учащихся. II этап - Проведение первичной диагностики, дальнейшее уточнение и анализ результатов обследования, и комплектование группы учащихся. III этап - Информационный. Для обеспечения комплексного подхода в коррекционной работе необходимо провести диагностические и просветительские беседы с родителями учащихся и его педагогами. IV этап - Планирование комплексной работы. Составление тематического плана на обозначенный период. V этап - Коррекционный (проведение занятий). Занятия проходят как индивидуально, так может быть использована групповая работа. VI этап - Итоговая диагностика. VII этап - Анализ полученных данных и оформление результатов. Подготовка и реализация данной программы осуществляется в тесном сотрудничестве с классным руководителем, социальным педагогом, учителями и родителями. 1.8 Диагностические методики, используемые в программе. 1. Тест школьной тревожности (Филипс – тест). 2. Выявление уровня тревожности у подростков (по Кондашу) 3. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы. (Ч.Д. Спилберг в модификации А.Д. Андреевой 1987) 4. Методика Дембо – Рубинштейн «Самооценка личности» (модифицированная А.М. Прихожан) 1.9 Цель и задачи программы. Цель: • Создать условия для снижения школьной тревожности до уровня «нормы», соответствующего возраста. Задачи программы: • развитие у школьников умений и навыков психофизической саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и навыков владения собой в критических ситуациях; • формирование коммуникативных компетенций: умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов; • повышение самооценки учащихся. Самооценка Знать • свои сильные и слабые стороны • свои ресурсы • приемы повышения самооценки Уметь • соотносить свои силы с задачами разной трудности Коммуникация Знать • правила конструктивного общения Уметь • применять на практике правила общения • предупреждать эмоциональные конфликты • управлять развитием коммуникативной ситуации Иметь представления • о бесконфликтном общении Саморегуляция Знать • способы саморегуляции, самообладания Уметь • владеть своими чувствами • принимать чувства другого человека • применять способы саморегуляции на практике • рефлексировать свое эмоциональное состояние Иметь представления • о видах чувств и их выражениях 1.10 Оценка эффективности, результативности программы. Оценка эффективности программы производилась по данным повторной диагностике, подтверждающей положительную динамику в изменении эмоциональной сферы ребенка. Уровни тревожности (14-15 уч.г.) Первичная диагностика учащихся % Повторная диагностика учащихся % школьная самооц межлич школьная самооц межлич 7 класс (15 уч-ся) Очень высокий 13 0 0 0 0 0 Высокий 13 13 6 6 0 6 Повышенный 50 19 19 13 0 6 6 класс (16 уч-ся) Очень высокий 6 0 0 0 0 0 Высокий 19 6 19 6 6 6 Повышенный 19 6 19 0 0 0 8 «б» класс (9 уч-ся) Очень высокий 0 0 0 0 0 0 Высокий 0 0 12 0 0 0 Повышенный 33 11 44 0 0 11 Количество обследованных – 40 человек. Первичная диагностика самооценки показала следующие результаты: класс Уровень самооценки начало учебного года (14-15 уч.г.) Очень высокий Ниже нормы низкий 8 «б» 22 11 0 6 0 13 53 7 25 0 40 Повторная диагностика самооценки показала: класс Уровень самооценки конец учебного года (14-15 уч.г.) Очень высокий Ниже нормы низкий 8 «б» 0 11 0 6 0 0 13 7 0 0 13 1.11 Диагностические методики, используемые в программе. 5. Тест школьной тревожности (Филипс – тест). 6. Выявление уровня тревожности у подростков (по Кондашу) 7. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы. (Ч.Д. Спилберг в модификации А.Д. Андреевой 1987) 8. Методика Дембо – Рубинштейн «Самооценка личности» (модифицированная А.М. Прихожан) 1.12 Тематический план занятий № занятия часов Тема занятия Дата проведения Форма проведения Раздел 1. Повышение самооценки. 1.1 Маска 1.2 Ослиная шкура 1.3 Похвалики 1.4 Самого себя любить 1.5 Невидимые помощники 1.6 Комплименты 1.7 Сила смеха 1.8 Письмо Раздел II. Снятие мышечного и эмоционального напряжения 2.1 Как справиться с плохим настроением 2.2 Быть собой 2.3 Сад чувств 2.4 Рисуем чувства 2.5 Хозяин желаний 2.6 Царская семья 2.7 Хозяин желаний 2.8 Драка Раздел III. Навыки общения, уверенного поведения 3.1 Три портрета 3.2 Работаем над уверенностью в себе 3.3 Уверенность в повседневной жизни 3.4 Я – Алла Пугачёва 3.5 За что меня любит мама 3.6 Скульптура 3.7 Увеличивающее зеркало 3.8 Обмен ролями Раздел I Повышение самооценки. 1.1 Занятие: «Маска» Цель игры: интеграция участниками группы собственного «Я – образа». Принятие себя через самооценку и оценку других. Оборудование: • Листы бумаги; • Цветные карандаши или фломастеры; Содержание игры: Ведущий предлагает каждому члену группы сделать маску. Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала участника игры. На листе бумаги рисуется овал по размеру лица участника, определяется место для глаз и рта. Затем с помощью красок, карандашей, вырезок из журналов и других материалов маска раскрашивается, оформляется. При изготовлении маски нет каких – либо правил: участник сам должен её придумать и воплотить на бумаге. Маску необходимо вырезать, надеть на лицо. Затем маска «оживает» и говорит о себе. Каждой маске предоставляется время для выступления. Рефлексия упражнения: • Что вызвало затруднения в изготовлении маски? • Чем маска отличается от тебя «настоящего»? Упражнение «Дневник побед» На занятиях по коррекции тревожности учащиеся ежедневно в конце каждого занятия записывают в специально заведенный «Дневник побед» всё, что удалось сделать хорошо, все свои победы в течение дня (записей должно быть не менее 5). Все плохое забывается и опускается. После записи желающие дети принимают участие в обсуждении своих записей. • Какая победа далась очень трудно? • Что из достижений дня было добиться легче всего? • Какие из побед были замечены другими людьми (одноклассниками, учителями, классным руководителем)? 1.2 Занятие: «Ослиная шкура» Цель игры: коррекция самооценки, снятие напряжения в отношениях с другими. Оборудование: специального нет Содержание игры: Ведущий говорит группе: «Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда – хуже. Но настоящие герои чувствуют себя наравне с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Представьте, что мы попали в заколдованный лес и бродим по нему. Пусть каждый представит, что все другие герои хуже него. Они слабее, не такие умные, не такие красивые. Только ты настоящий герой. И не просто герой. А принц или даже король волшебной страны. Как вы при этом ходите, что чувствуете? (на выполнение этого задание дается 2-3 минуты.) А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из вас представит, что он хуже других. На вас теперь ослиная шкура. Её не так просто снять. А все вокруг видят вас таким и смеются над вами. Они гораздо сильнее и умнее вас. Как вы при этом ходите, что чувствуете? (на выполнение этого задания дается 2-3 минуты) Теперь остановитесь и встряхните руками и ногами, сбросьте чары. Мы оказались на волшебной поляне. Найдите себе пару. Один из вас должен стать королем, а другой – ослиной шкурой. Пусть король расскажет своему партнеру, что даёт ощущение превосходства, что он чувствует в этом состоянии (задание выполняется 1-2 минуты). А теперь пусть ослиная шкура расскажет о своих чувствах (1-2 минуты)» Рефлексия упражнения: • Какие ощущения вы испытывали, будучи королём? • Есть ли что – то неприятное в превосходстве? • Какие существуют преимущества у ослиной шкуры? • А какие недостатки? • Какие преимущества дает равноправие? • Бывали ли в вашей жизни моменты, когда вы чувствовали себя королём? А когда ослиной шкурой? Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1) 1.3Занятие: Похвалики Цель: повысить самооценку и значимость учащегося в коллективе. Оборудование: карточки с заданиями каждому участнику. Содержание игры. Все учащиеся сидят за партами. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я…» Например, «однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т.д. На обдумывание задания дается 3-5минут, после чего каждый ребенок по очереди делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке. После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же учащиеся готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. Рефлексия. • Какие таланты вы у себя обнаружили? • Что нового вы узнали о своих товарищах? • Что было трудно? • Что понравилось? Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1) 1.4 Занятие: Самого себя любить Цель игры: научить детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя. Оборудование: • Лист бумаги для каждого участника • Восковые мелки • Запись спокойной музыки Содержание игры: Сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Представь себе зеркало. Громадное – громадное зеркало в светло – красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло… Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство учащихся подадут вам знак.) Разгляди свои губы и цвет своих глаз… Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой… Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты опускаешь и поднимаешь плечи… Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть… У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твоё отражение улыбается и ласково смотрит на тебя… Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись как обычно… Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркало. Набери немного воздуха в лёгкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза. (При этих словах – глубоко вдохните и громко, и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к детям - добавить блеска в глаза.) Постарайтесь разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми. Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Моё лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становиться приятнее» Если твоё лицо всё ещё серьёзно, то преврати серьёзное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу. У тебя это здорово получилось! Теперь посмотри на своё тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайтесь почувствовать, как это приятно – вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: «Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!» (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ту чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайтесь прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: «Я люблю себя!» В какой части тела ты ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь своё «Я люблю себя!» Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твоё «Я люблю себя!» Сейчас мы обсудим это. А теперь ты можешь вернуться снова в наш класс. Потянись, немного напряги и расслабь своё тело и открой глаза… Попросите по завершении этой фантазии всех детей хором произнести фразу – подтверждение «Я люблю себя!» Спросите учащихся, где в своём теле они чувствуют эту любовь. Затем дети могут нарисовать свой образ. Они могут работать в парах, при этом каждый ребенок рисует контур своего партнёра на большом листе бумаги. Потом этот контур раскрашивается и превращается в улыбающийся и счастливый портрет. Учащиеся могут отдельные части тела характеризовать позитивными прилагательными. Например: «мои красивые карие глаза», «мои золотые умелые руки» и т.д. Рефлексия: • Почему некоторые люди любят самих себя? • Почему некоторые люди себя не любят? • Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе? • Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо? • Что делает тебя счастливым? Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1) 1.5 Занятие: Невидимые помощники. Цель: развить высокий уровень самоуважения и поднять самооценку Оборудование: колокольчики Содержание игры. Представь себе, что у тебя есть невидимый помощник, не отстающий от тебя ни на шаг. Всякий раз, когда ты испытываешь что-то приятное, он нежно касается твоего плеча и тихо говорит тебе: «Как прекрасно!» Конечно, такой невидимый помощник не нужен тебе, чтобы замечать и без того бросающие в глаза приятные мгновения твоей жизни. Например, ты и сам без посторонней помощи можешь насладиться отменой занятия в школе. Да и когда ты в жаркий день ешь порцию своего любимого мороженного, тебе не нужно посторонней помощи, чтобы всласть порадоваться этому. Но тебе понадобится помощь твоего невидимого помощника, чтобы наслаждаться теми важными, но неуловимыми вещами, которые ежечасно и постоянно происходят с нами и делают жизнь прекрасной и удивительной. Можно, например, порадоваться теплым лучам солнца, получить облегчение после глубокого и сильного вдоха, услышать доброе слово одноклассника, увидеть улыбку друга и так далее. Невидимый помощник может обратить твое внимание на все эти маленькие радости жизни, чтобы ты успел насладиться ими. Чем больше ты наслаждаешься каждым мгновением своей жизни, тем счастливее ты станешь. Давайте проверим, насколько вы поняли мои слова. Ведь это так просто, и всё же эти ворчуны и пессимисты на своем жалком примере показывают всем нам, как необходим в жизни такой невидимый помощник, вновь и вновь шепчущий нам на ухо: «Как прекрасно!» Встаньте, пожалуйста, и начните медленно бродить по классу… Представь себе, что невидимый помощник ходит рядом с тобой и каждый раз кладет свою руку тебе на плечо, как только ты замечаешь нечто красивое и приятное. Почувствовав руку на своём плече, ничего не произноси вслух, просто подойди к моему столу и позвони в колокольчик. И снова броди по классу в ожидании момента, когда ещё что-нибудь приятное привлечет твоё внимание. (10-15 минут) Попросите детей после этого рассказать обо всем, что их обрадовало. И пусть весь сегодняшний день твой невидимый помощник незримо следует за тобой. Постарайтесь заметить все эти маленькие радости, на которые укажет тебе помощник-невидимка. Рефлексия. • Какие прекрасные звуки тебе удалось услышать? • Какие прекрасные образы ты смог увидеть? • Слышал ли ты приятные слова? • Прикасался ли ты к чему-нибудь приятному? Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1) Раздел II Снятие мышечного и эмоционального напряжения. 2.1 Занятие: Как справиться с плохим настроением Цель занятия: Развить умение самоанализа и преодоление барьеров, мешающих полноценному самовыражению. Оборудование: • Альбомные листы • Цветные карандаши • Плакат с изображенным мусорным ведром Содержание занятия. Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «чувствую себя хорошо». Воспроизведите их в своём воображении, запомните чувства, которые при этом возникнут. Теперь представьте, что вы кладете эти чувства в надёжное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете. Нарисуйте это место и назовите эти ощущения. Упражнение «Аукцион» По типу аукциона предлагается, как можно больше способов помогающих справиться с плохим настроением. Все способы, принятые ведущим, фиксируются на доске. Упражнение «Мусорное ведро» Психолог показывает иллюстрацию, где изображено мусорное ведро, и просит детей объяснить, Что, по их мнению, символизирует мусорное ведро. Детям предлагается нарисовать на бумаге мусорное ведро. Психолог направляет дискуссию таким образом, чтобы каждому участнику представилась возможность выбросить что-то из своей жизни, и предлагает детям представить, что они что-то выбрасывают за ненадобностью. Это может быть человек, какой-нибудь предмет, место или чувство. Изобразить это надо так, как будто оно падает с руки в мусорное ведро. Учащиеся описывают негативные моменты своей жизни так, как они изобразили это на картинке. Комментируя и задавая вопросы, они изучают выбор каждого. Психолог (учитель) помогает группе идентифицировать свои чувства и общие темы. Для одних это может быть вполне реальное разочарование, например, от бесполезного подарка. Другие будут описывать абстрактные понятия, такие как ненужные взаимоотношения. Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1) 2.2Занятие: Быть собой Цель занятия: развить способности понимания своего состояния и состояния других людей. Содержание занятия: Упражнение «Я подарок доя человечества» Каждый человек-это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Итак, подумайте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества. Аргументируйте своё утверждение, например, «Я подарок для человечества, так как я…» Упражнение «Письмо себе, любимому» Сейчас вы напишите письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? (Участники занятия высказывают своё мнение) Вы сами. Напишите письмо себе, любимому. Рефлексия: • С каким чувством писали письмо? • Кто хочет прочитать или пересказать своё письмо? • Любовь - или другое отношение - чаще не в содержании, а в интонации, окраске, нюансах. По ходу психолог может давать комментарии. Стоит обратить внимание на то, как кто – то себя же и поучает, кто – то смотрит на себя снизу вверх, кто – то делится с собой теплом и нежностью, кто- то с собой на дружеской ноге, кто – то радуется себе, близкому, а кто – то тоскует по тому, каким он был когда – то. Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1) 2.3 Занятие: Сад чувств. Цель занятия: Восстановить внутреннее равновесие. Оборудование: • бумага и карандаши; • «Камень повествования» - яркий поделочный камень, примерно с кулак размером, который дети могли бы держать в руках; • Аудиокассета с записью спокойной музыки. Содержание игры: Все удобно сядьте. Давайте поговорим о том, что для вас тяжело и что происходит, когда вы чувствуете напряжение. Вы огорчаетесь? Или у вас болит голова или живот? Или вы не можете сосредоточиться и делаете очень много ошибок? Многое в жизни вызывает у нас тяжёлое состояние: когда мы испытываем страх перед контрольной; когда мы на кого-нибудь сильно рассердимся, когда мы плохо выспались или поссорились с родителями. Но и хорошие вещи могут вызвать у нас напряжение, например, когда мы чрезмерно радуемся своему дню рождения, так что даже не можем заснуть. Думали ли вы о том, что вызывает у вас напряжение, приводит вас к стрессу? И как он у вас проявляется? Подумайте об этом минутку в тишине. Теперь будет говорить только кто-нибудь один из вас. Этот учащийся должен будет взять камень повествования. Все остальные будут внимательно слушать. Сначала пусть каждый ребенок расскажет о своей ситуации, а Вы напишите на доске список разных возможных ситуаций. Во второй части занятия вернитесь к этому списку и обсудите с учащимися, что можно сделать, чтобы справиться с напряжением. Удобно сядьте и закройте глаза. Я хочу вам показать, как в плохие времена можно пополнить запас внутреннего спокойствия и обрести свежие силы. Три раза глубоко вздохните и слушайте внимательно мой голос. (См приложение) Теперь вздохните глубоко и попрощайтесь с садом. Ты знаешь, что ты всегда сможешь туда вернуться. Потянись и открой глаза. Возьми лист бумаги и нарисуй свой сад. Рефлексия упражнения: • Знаком ли тебе тревога, которая приносит пользу? • Что происходит с твоим телом, когда ты испытываешь тревогу? • Что делают твои родители, когда тревожатся? • Достаточно ли тебе перемены, чтобы отдохнуть и «заправиться» энергией? • Что больше всего тебе понравилось в воображаемом саду? • Что доставило тебе наибольшую радость в твоей прогулке по саду: прекрасный вид, дивные звуки, запахи или вкусная еда? Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1) 2.4 Занятие: Рисуем чувства Цель занятия: Научить выражать учащихся свои чувства внутренне разрядить учащихся. Поднять самооценку. Оборудование: Бумага и карандаши. Содержание игры: Возьмите бумагу и нарисуйте, как вы себя в данный момент ощущаете. Подберите цвета, подходящие вашему чувству. Вы можете царапать, можете рисовать линии, круги, узоры или картинку, в общем, всё, что вам хочется. Я буду ходить по рядам, и вы мне скажите, какое чувство вы хотите показать своим рисунком. Я запишу это слово, и вы сможете его потом приписать на свою картинку. Учащиеся сами могут написать чувство на рисунке. Важно, чтобы каждый ребенок смог показать свой рисунок, а Вы положительно оценили его: так, чтобы дети поняли, что подобное рисование – хорошая возможность заметить и назвать свои собственные чувства. Поговорите также с детьми о том, что они могут делать и делают, когда им скучно; когда они волнуются; когда ревнуют… Рефлексия упражнения: • Какое чувство тебе больше всего нравится? • Какое чувство тебе не нравится? • С каким чувством ты идёшь утром в школу? • Когда ты радуешься? • Когда ты злишься? Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1 Раздел III Навыки общения и уверенного поведения 3.1Занятие: три портрета Цель занятия: Создание условий для оценки подростками своего уровня уверенности в себе. Оборудование: Содержание занятия: Ребятам предлагается разделиться на три группы. Каждая подгруппа получает задание нарисовать человека: уверенного в себе, неуверенного в себе, самоуверенного, а также описать его основные психологические особенности. По окончании подгруппы представляют результаты работы остальным ребятам. В процессе обсуждения формируются основные психологические особенности и особенности поведения, уверенного, неуверенного и самоуверенного человека. Выводы фиксируются на доске, разделённой на три части. Например: Уверенный человек неуверенный человек самоуверенный человек спокойный Говорит тихо Говорит громко Смотрит на собеседника во время разговора Не смотрит в глаза грубит Отстаивает свою точку зрения Не умеет отказать Командует там, где не имеет права… общительный стесняется Не боится показывать, что чего – то не знает.. Необщительный… Важно подчеркнуть, чем похожи друг на друга неуверенное и самоуверенное поведение – и за тем, и за другим может стоять неуверенность человека в себе, в своих силах, в том, что он интересен другим людям сам по себе. Вторым этапом ребята думают над вопросом: В каких ситуациях люди чувствуют себя неуверенно? На доске составляется «копилка трудных ситуаций». Затем они обобщаются в пять ситуаций, которые наиболее типичны для подростков. Дальше ребята самостоятельно оценивают своё пространство уверенности (смотри приложение) Рефлексия занятия: • Доволен ли ты своей «геометрией уверенности»? • Как твоя неуверенность мешает в тех или иных ситуациях? Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1) Занятие 3.2 Работаем над уверенностью в себе Цель: привить опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения с близкими людьми. Оборудование: карточки с ситуациями, памятки с признаками уверенного поведения. Содержание занятия: 1. Приветствие. 2. Ролевое проигрывание ситуаций в группах Разбить детей на группы и раздать карточки с ситуациями. Выбрать наблюдателя, который не вмешивается в разыгрывание, а в конце даёт обратную связь. Затем можно поменяться ролями. Если работа в группе пройдет быстро, можно дать дополнительную карточку. После обсуждения в группе ситуации разыгрываются и обсуждаются в общем кругу. 3. Отработка навыков уверенного поведения. Психолог предлагает ситуацию, она разыгрывается желающими и анализируется всей группой. 4. Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1) 5. Рефлексия занятия. Занятие 3.3 Уверенность в повседневной жизни. Цель: познакомить с конкретными техниками уверенного поведения в ситуациях давления, ущемления прав; тренировать навыки уверенного поведения Оборудование: листочки с текстами. Содержание занятия: Чтобы вести себя уверенно, необходимо знать свои личные права. Эти права охраняются законом. Однако если вы хотите, чтобы уважали ваши права, постарайтесь уважать права других людей. Работа с текстом: Участники получают текст и работают с ним. Можно провести демонстрацию каждой техники вместе с помощником. Знакомство со способами как отстаивать свои права: I способ. Заигранная пластинка. Этим способом можно отстаивать свои права, если они ущемлены. Имейте в виду, что данный способ раздражает людей. Повторяйте своё требование снова и снова, не повышая голоса, бед гнева и раздражения. При этом можно заменять слова близкими по значению, не меняя общего смысла. Например, вы приходите в магазин. Полчаса назад вы купили мясо и забыли его здесь. - Я был здесь, купил мясо и забыл его у вас. - Ну и что? - Мне нужно мое мясо. - Посмотрите дома, в другой сумке. - Я уже смотрел. Я точно знаю, что забыл его здесь. Мне нужно моё мясо. - Ничем не могу помочь. - Мне нужно моё мясо. - Очередь волнуется! - Я вижу это, но мне нужно мое мясо. -… Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1) Рефлексия занятия. 3.4 Занятие: «Я – Брюс Уилисс» Цель: отработка навыков уверенного поведения, повышение самооценки. Содержание игры: Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (президент страны, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую – либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира». После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации. Рефлексия: • Почему ты выбрал именно этого героя? • Что было трудным в упражнении? • С каким чувством вы показывали своего героя? Упражнение «А кроме того…» Цели: Эта игра – прекрасное лекарство от недовольства, апатии и плохого настроения. Содержание игры: Порою каждому хочется на что-нибудь пожаловаться или поворчать. Иногда плохо, потому что понедельник, иногда – потому что идет дождь, иногда – потому что отменили физкультуру и так далее. Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Вы можете тут же начать рассказывать друг другу о неприятных или обидных вещах и жаловаться на жизнь, что есть сил. Говорите друг другу фразы, начинающиеся всегда с одних и тех же слов: «А кроме того..». Это может выглядеть так: «А кроме того, я сегодня вообще не хотел идти в школу» или «А кроме того, я совсем не хочу писать диктант» и т.д. Имеет смысл продолжать это упражнение 2-3минуты. Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1) Используемая литература 1. С. Афанасьев, С. Каморин «300 творческих конкурсов для детей, подростков, взрослых» М. «Аст-пресс СПД» 2001 2. А.В. Микляева, П.В. Румянцева Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004-248 с., ил 3. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф.Анн-СПб.: Питер, 2003.-272 с.:ил.-/ Серия «Эффективный тренинг» 4. К.Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1.-М.:Генезис, 2003.-160 с., ил. 5. К.Фопель Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: в 4-х томах Т.3. 2-е изд., Стер-М.: Генезис, 2003-160с., ил. 6. К.Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1.-М.:Генезис, 2003.-160 с., ил.
Категория: Психология | Добавил: saprykina_irina | Теги: подростки, тревожность
Просмотров: 284 | Загрузок: 3 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 10:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru