Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
[ Скачать с сервера (442.5Kb) ] 2016-02-11, 7:41 PM
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Атырауская область
Курмангазинский район
Средняя школа имени М.В.Ломоносова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Саутина Ирина Владимировна
психолог

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня, в период реформирования отечественной образовательной системы, наиболее остро стоит вопрос об обеспечении качества образования. Принятие новых образовательных стандартов, разработка и апробация экспериментальных учебных про-грамм, оборудование школ по последнему слову техники, компьютериза-ция и информатизация учебного процесса – все это, безусловно, должно способствовать повышению качества образования. Но никакие новшества не отменяют влияние «старых», знакомых каждому педагогу проблем, с которыми приходится сталкиваться в работе, особенно в начальной школе, когда вчерашний «дошколенок», еще воспринимающий учебу как своеоб-разную игру, не в состоянии полностью контролировать свое поведение, сознательно и целенаправленно постигать тот объем знаний, который не-обходим ему в дальнейшем для освоения программы уже не начальной, а средней школы. Неугомонные, невнимательные, непослушные, импульсив-ные дети – такие есть, наверное, в каждой школе, каждом классе. Они сами плохо включаются в учебный процесс, отвлекают других учеников, меша-ют учителю вести урок. и т.п. В психолого-педагогической литературе можно встретить такие определения, как «моторный тип развития», «дети с повышенной активностью», «дети с повышенной аффективностью» и др. Многие исследователи отмечают тот факт, что среди правонарушителей, в том числе несовершеннолетних, значительную долю составляют люди с признаками гиперактивности.
Учитель начальных классов, отчасти в силу объективных причин, вынужден «мириться» с гиперактивностью отдельных учеников, чтобы обеспечить ход учебного процесса для остальных учеников. Школьный психолог, как правило, чрезмерно загружен и подключается к такому ре-бенку либо по настоятельной просьбе родителей, либо после очередного «ЧП», возникшего в результате гиперактивности ученика.
Цель работы : разработка и апробация программы педагогической коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возрас-та.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить гиперактивность младших школьников как психолого-педагогическое явление.
2. Проанализировать факторы, способствующие формированию ги-перактивного поведения детей.
3. Рассмотреть основные направления и формы работы по педагоги-ческой коррекции гиперактивного поведения младших школьников.
4. Организовать и провести изучение проявлений гиперактивности у младших школьников.
5. Разработать и апробировать программу педагогической коррек-ции гиперактивного поведения младших школьников.
5. На основе полученных результатов сформулировать рекоменда-ции для родителей младших школьников.
Теоретико-методологическую базу работы составили:
- теория деятельности (А.Н. Леонтьев);
- положения об основных закономерностях психического развития, в том числе в младшем школьном возрасте (Л.С.Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин);
- теория формирования гиперактивности как следствия дефицита внимания у детей (Н.Н. Заваденко, Л.С. Чутко, О. Маланцева и др.);
- положения об особенностях педагогической работы с гиперактив-ными детьми (О.А. Брылева, В.П. Кащенко, Г.Ю. Монина и др.).
Практическая значимость работы заключается в разработке про-граммы педагогической коррекции гиперактивного поведения младших школьников и возможности ее использования в практической деятельности учителей начальных классов, а также в разработке рекомендаций для ро-дителей младших школьников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПЕДА-ГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Гиперактивность младших школьников как психолого-педагогическое явление
С первыми проявлениями гиперактивности детей, по мнению многих исследователей, родители сталкиваются в самом раннем возрасте. Чуть ли не с первых дней жизни ребенка родителей могут беспокоить повышенный мышечный тонус, чувствительность к внешним раздражителям (свету, шу-му), плохой сон, чрезмерная подвижность и возбужденность во время бодрствования. По мнению Х.Д. Джинотта, пики проявления гиперактив-ности совпадают с пиками психоречевого развития: в 1–2 года у ребенка закладываются навыки речи, в 3 года – резко увеличивается словарный запас, в 6–7 лет формируются навыки чтения и письма. Обычно к 3–4 го-дам родители начинают замечать неспособность ребенка сосредотачивать-ся при каком-либо занятии: ребенок не может сидеть на месте, слушать сказку, возиться с игрушкой, рассматривать картинки. Его утомляет необ-ходимость концентрировать внимание, деятельность, как правило, имеет хаотический характер. Особенно ярко нарушения поведения ребенка вид-ны в ситуациях, требующих организованного поведения, например, в дет-ском саду во время проведения занятий, утренников, на прогулке и т.п. [10]. Как психолого-педагогическое явление гиперактивность не следует рассматривать как некую патологию: она укладывается в понятие норма-тивных признаков и моделей поведения. «Трудный ребенок» в понимании родителей и учителей, «ребенок группы социального риска» для социоло-гов, детских и социальных психологов – это, как правило, ребенок именно гиперактивный. Кэмпбелл Р. к проявлениям гиперактивности также отно-сит расстройство восприятия. Он считает, что повышенная активность спо-собствует проявлению трудностей в учебе и трудностей принятия любви окружающих, а проблемы восприятия проявляются в неадекватном вос-приятии окружающей среды (букв, слов и т.д.) и родительской любви [13]. Американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гипе-рактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышеч-ный контроль. Учебная деятельность – это первый род занятий, при кото-ром ребенку необходимо научиться самоконтролю, умению подчиниться требованиям взрослых, соблюдать дисциплину занятий и правила поведе-ния в общественных местах. При выполнении школьных заданий, гиперак-тивным детям не хватает простой усидчивости, у них начинаются пробле-мы в школе притом, что в подавляющем большинстве случаев интеллекту-альные способности таких детей ничем не уступают аналогичным показа-телям их ровесников. На фоне неумения выполнять в срок учебные зада-ния и вести себя в рамках правил на школьных занятиях у таких детей обостряются отношения с взрослыми, с педагогами и родителями, требо-вания которых воспринимаются детьми как нечто невыполнимое. Растет непонимание в семье, которое рано или поздно приведет к конфликтным ситуациям. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных де-тей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблю-дающим ребенка врачом. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Окончательно формируются процессы саморегуляции, самосознание пере-ходит на новый уровень. Начинает осознаваться самооценка, которая со-относится с достижениями в учебе. При настойчиво и последовательно проводимой коррекционной работе с гиперактивным ребенком с первых лет его жизни, можно ожидать, что к 6-7 годам проявления синдрома бу-дут преодолены. В противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями.

1.2. Факторы формирования гиперактивного поведения детей
В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от семи до десяти-одиннадцати лет. Наиболее характерная черта этого периода состоит в том, что в этом воз-расте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника.
Каждый период психического развития ребенка характеризуется ос-новным, ведущим видом деятельности. Ведущей деятельностью младшего школьника, по А.Н. Леонтьеву, становится учение, существенно изменяю-щее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Развитие психики младших школьни-ков происходит главным образом на основе ведущей для них деятельно-сти. Включаясь в учебную работу, дети постепенно подчиняются ее требо-ваниям, а выполнение этих требований предполагает появление новых ка-честв психики, отсутствующих у дошкольников. Новые качества возника-ют и развиваются у младших школьников по мере формирования учебной деятельности [16].
По мнению Л.И. Божович, произвольность, внутренний план дей-ствия и рефлексия – основные новообразования ребенка младшего школь-ного возраста. Благодаря ним психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый возраст с его особыми возможностями и требованиями. Неподготовленность некоторых младших школьников к средней школе чаще всего связана с несформированностью этих общих качеств и способностей личности, определяющих уровень пси-хических процессов и самой учебной деятельности [3]. Самой распро-страненной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является гиперактивность. По данным большинства зарубежных эпиде-миологических исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0% до 9,5%. Гиперактивность прояв-ляется двигательной расторможенностью, расстройствами внимания и им-пульсивностью поведения. Кроме того, для большинства детей с этим син-дромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть.
Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характери-зуется тем, что они чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Родители описывают их «постоянно двигаю-щимися, как будто бы к ним прикрепили мотор», неспособными усидеть на месте.
Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встре-че с незнакомыми людьми ребенок не проявляет свойственной ему гипер-активности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Во время консультации специалистом при первой встрече с ре-бенком и родителями это обстоятельство может затруднить выявление ги-перактивного поведения. У гиперактивных детей импульсивность постоян-но наблюдается как в разнообразных поведенческих ситуациях, так и при выполнении школьных заданий, ребенок часто действует, не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на во-просы отвечает невпопад, и не выслушивая их до конца. Он может без разрешения встать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом людей, во время игры со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к трамватизации, так как могут попадать в опасные ситуа-ции, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в дра-ки, выбегают на проезжую часть дороги и т.д.). Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла.
Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у таких детей обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформи-рованность мелкой моторики и праксиса (способности осуществлять до-статочно сложные целенаправленные движения и действия). У них возни-кают сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц и пр. Недостаточная сформированность координации движения ведет к мотор-ной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенному риску травматизма.
Так же у таких детей имеются проблемы с концентрацией внимания, выраженная отвлекаемость. Для объяснения возможных механизмов его развития предложены нейроморфологические, генетические, биохимиче-ские, нейрофизиологические, социально-психологические и другие кон-цепции.
Пренатальные и перинатальные патологические факторы. Возникно-вению синдрома дефицита вниманию с гиперактивностью способствуют асфиксия новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение
Генетические факторы. Наличие в анамнезе факторов раннего органиче-ского повреждения центральной нервной системы удается установить не у всех пациентов с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Ре-зультаты изучения различных семей также указывает на существование ге-нетического компонента в формировании этого синдрома.
Нейробиологические факторы. Согласно современным представлениям, важную роль в патогенезе синдрома играет дисфункция нейромедиатор-ных систем мозга. Нейромедиаторы - общее название биологических ве-ществ, выделяемых нервными окончаниями, которые обусловливают про-видение нервных импульсов в синапсах. Медиаторы - это химические по-средники нервного возбуждения. К числу основных нейромедиаторов от-носятся дофамин, норадреналин, серотонин.
Влияние неблагоприятных факторов внешней среды. Антропогенное за-грязнение окружающей человека природной среды, во многом связано с микроэлементами из группы тяжелых металлов, может иметь негативные последствия в первую очередь для здоровья детей. Выхлопные газы авто-транспорта служат одним из источников загрязнения окружающей среды свинцом
Роль пищевых факторов. Существуют теории, согласно которым фактора-ми риска для формирования гиперактивности являются воздействия пище-вых токсинов или аллергенов.

1.3. Основные направления и формы работы по педагогической коррекции гиперактивного поведения младших школьников
После уточнения причин нарушения и выявления сопутствующих нарушений с указанием преобладающих отклонений – дефицита внимания, гиперактивности/импульсивности или сочетания этих нарушений. На осно-ве диагностических данных выстраивается индивидуальная схема психоло-го-педагогической коррекции.
При раздражающем поведении ребенка взрослые часто не понимают, что с ним происходит. Не зная о наследственной природе гиперактивности, они объясняют поведение сына (дочери) «неправильным» воспитанием и обвиняют друг друга. Специалисты должны помочь родителям разобрать-ся в поведении ребенка, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребенком. Необходимо использовать все многообразие мето-дик и выбрать наиболее эффективные при данных нарушениях. Педагог должен объяснить родителям, что улучшение состояния ребенка в значи-тельной мере зависит от доброго, спокойного и последовательного отно-шения к нему.
Медикаментозная терапия.
Поскольку причинами гиперактивности могут быть нарушения ЦНС, в определенных случаях назначается медикаментозная терапия.
При нарушениях поведения (повышенной двигательной активности, агрессии, возбудимости) чаще всего назначают психостимуляторы, реже – антидепрессанты и нейролептики.
Психостимуляторы стали применятся для лечения двигательной рас-торможенности и нарушений внимания с 1937 г. и до сих пор это самые эффективные препараты при этом заболевании: во всех возрастных груп-пах (дети, подростки, взрослые) улучшение наблюдается в 75% случаев.
При приеме лекарств у гиперактивных детей улучшается поведение, когнитивные и социальные функции: они становятся более внимательными, успешно выполняют задания в классе, у них повышается успеваемость, улучшаются взаимоотношения с окружающими.
В нашей стране эти препараты пока не зарегистрированы и не ис-пользуются. Других высокоэффективных медикаментозных препаратов пока не создано. Наши психоневрологи по-прежнему назначают аминалон, и другие нейролептики с гипертормозным действием, не улучшающим со-стояние этих детей. Кроме того, аминалон оказывает неблагоприятное воз-действие на печень. Проведено несколько исследований по изучению влия-ния церебролизина и других ноотропов на «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», однако в широкую практику эти препараты пока не внедрены [8].
Однако нельзя надеяться только на лекарственные препараты, так как:
– не у всех больных наблюдается ожидаемый эффект;
– психостимуляторы, как и любые лекарства, имеют ряд побочных действий;
– применение одних только лекарств не всегда улучшает поведение ребенка.
Поведенческая психотерапия.
Среди психолого-педагогических методов коррекции гиперактивного поведения главная роль отводится поведенческой психотерапии.
Поведенческие программы требуют значительного умения, взрослым приходится прилагать всю свою фантазию и опыт общения с детьми, что-бы во время занятий поддерживать мотивацию постоянно отвлекающегося ребенка.
Коррекционные методики будут эффективны лишь при условии тес-ного сотрудничества семьи и школы, которое обязательно должно вклю-чать обмен информацией между родителями и учителями посредством совместных семинаров, курсов-тренингов и т.д. Успех в лечении будет га-рантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребенку дома и в школе: система «вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности. Непрерывность лечебной терапии в школе и дома – главный залог успеха.
Кроме родителей и учителей большую помощь в организации про-граммы коррекции должны оказывать врачи, психологи, социальные пе-дагоги – те, кто может оказать профессиональную помощь в индивидуаль-ной работе с таким ребенком.
В разговоре с ребенком и, особенно, при выдаче ему задания, необ-ходимо избегать директивных указаний, желательно повернуть ситуацию таким образом, чтобы ребенок почувствовал: он сделает полезное дело для всей семьи, ему всецело доверяют, на него надеются. При разговоре с ре-бенком необходимо избегать постоянных одергиваний типа «сиди спокой-но» или «не болтай, когда я с тобой разговариваю» и другие неприятные для него вещи.
Несколько примеров поощрений и вознаграждений: разрешить ре-бенку посмотреть телевизор вечером на полчаса больше положенного времени, угостить специальным десертом, дать возможность поучаство-вать в играх вместе с взрослыми (лото, шахматы), позволить лишний раз сходить на дискотеку, купить ту вещь, о которой он давно мечтал.
Если ребенок в течение недели ведет себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть ка-кая-то поездка вместе с родителями за город, экскурсия в зоопарк, в театр и другие.
Приведенный вариант поведенческого тренинга является идеальным и не всегда его использование возможно у нас в настоящее время. Но ро-дители и учителя могут использовать отдельные элементы этой програм-мы, взяв ее основную идею: поощрение ребенка за выполнение поставлен-ных целей. Причем не имеет значения, в каком виде это будет представле-но: материальное вознаграждение или просто ободряющая улыбка, ласко-вое слово, повышенное внимание к ребенку, физический контакт (поглажи-вание).
При неудовлетворительном поведении допускается как метод воздей-ствия наказание, которое не должно быть отсроченным и непонятным для ребенка. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоля-ция от других детей, лишение «привилегий».
Родителям рекомендуется написать список того, чего они ожидают от ребенка в плане поведения. Этот список в доступной манере объясняется ребенку. После этого все написанное неукоснительно соблюдается, и ребе-нок поощряется за успех в его выполнении. Необходимо воздерживаться от физического наказания.
Специальное обучение.
Если ребенку трудно учиться в обычном классе, то по решению ме-дико-психолого-педагогической комиссии его переводят в специализиро-ванный класс.
Гиперактивному ребенку может помочь обучение в особых условиях, соответствующих его способностям. Основные причины плохой успевае-мости при данной патологии – невнимательность и отсутствие должной мотивации и целеустремленности, иногда в сочетании с парциальными за-держками развития школьных навыков. В отличии от обычной «задержки психического развития» они являются временным явлением и при интен-сивных занятиях могут успешно нивелироваться. При наличии парциаль-ных задержек рекомендуется класс коррекции, а при нормальном интел-лекте – класс для догоняющих [9].
Обязательным условием обучения гиперактивных детей в коррекци-онных классах является создание благоприятных условий для развития: наполняемость не более 10 человек в классе, обучение по специальным программам, наличие соответствующих учебников и развивающих мате-риалов, индивидуальные занятия с психологом, логопедом и другими спе-циалистами. Класс желательно изолировать от внешних раздражителей, в нем должно быть минимальное количество отвлекающих и стимулирую-щих предметов (картин, зеркал и т.д.); ученики должны сидеть отдельно друг от друга, учащихся с более выраженной двигательной активностью следует усаживать за предметные столы ближе к учителю, чтобы исклю-чить их влияние на других детей. Продолжительность занятий сокращает-ся до 30–35 минут. В течение дня обязательно проводятся занятия по ауто-генной тренировке.
Однако, организовывать класс исключительно для гиперактивных детей нецелесообразно, так как в своем развитии они должны опираться на успевающих учеников. Особенно это касается первоклассников, которые развиваются главным образом путем подражания и следования авторите-там.
В последнее время в связи с недостаточным финансированием орга-низация классов коррекции нерациональна. Однако надо помнить, что от-сутствие вообще какой-либо коррекции может привести к развитию хро-нической формы заболевания, а значит, к проблемам в жизни этих детей и окружающих.
Двигательная активность
Лечение гиперактивных детей обязательно должно включать физиче-скую реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные на вос-становление поведенческих реакций, выработку координированных дви-жений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускула-туры.
Положительный эффект физических упражнений, особенно на сер-дечно-сосудистую и дыхательную системы организма, хорошо известен всем врачам.
Большинство проведенных экспериментов показало, что механизм улучшения самочувствия связан с усиленной продукцией при длительной мышечной активности особых веществ – эндорфинов, которые благотвор-но влияют на психическое состояние человека.
Однако не все виды физической активности могут быть полезны для гиперактивных детей. Для них не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер, в виде длительного, равномерного тренинга легкой и средней интенсивно-сти: длительные прогулки, бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велоси-педе и другие.
Особое предпочтение следует отдавать равномерному длительному бегу, который благоприятно влияет на психическое состояние, снимает напряженность, улучшает самочувствие.
Перед тем как ребенок начнет заниматься физическими упражнения-ми, он должен пройти медицинский осмотр с целью исключения заболева-ний, прежде всего, сердечно-сосудистой системы.
Давая рекомендации по рациональному двигательному режиму ги-перактивным детям, врач должен учитывать не только особенности данно-го заболевания, но и росто-весовые данные детского организма, а также наличие гиподинамии. Известно, что только мышечная активность создает предпосылки для нормального развития организма в детском возрасте, а дети с синдромом, вследствие общей задержки развития, часто отстают в росте и массе тела от здоровых сверстников [1].
Психотерапия.
Гиперактивность – это проблема не только ребенка, но и взрослых, прежде всего матери, которая наиболее часто с ним контактирует.
Существует множество психотерапевтических методик, которые мо-гут принести пользу как матери, так и ребенку. Остановимся на некоторых из них.
Визуализация – создает условия для восстановления умственного и физического равновесия;
Медитация – снижает активность симпатической системы, способ-ствует снижению тревожности и расслаблению. При этом замедляются сердечный ритм и дыхание, снижается потребность в кислороде, меняется картина мозгового напряжения, реакция на стрессовую ситуацию уравно-вешивается;
Аутогенная тренировка – способствует снижению двигательной рас-торможенности, эмоциональной возбудимости, улучшают координацию в пространстве, двигательный контроль, усиливает концентрацию внимания;
Семейная психотерапия – необходима родителям, которые чувству-ют вину за «плохое» воспитание ребенка, и самому ребенку. Метод мета-форы, целью которого являются инициация сознательного или подсозна-тельного транс деривационного поиска, который может помочь человеку в использовании своих личностных ресурсов для такого обогащения внут-ренней картины мира, что бы суметь справится с проблемой. Иногда при-меняют туманные метафоры, чтобы люди использовали собственные ре-сурсы. Так же в качестве метафор могут использоваться истории о других семьях.
Однако необходимо понимать, что использование рассмотренных методов требует специальной профессиональной подготовки в данной об-ласти [30].
Проблема гиперактивных детей звучит как проблема неуправляе-мых, «трудных детей», имеющих сложности в организации своего поведе-ния деятельности, создающих проблемы в процессе взаимодействии с окружающими его сверстниками и взрослыми.
Общение между ребенком и взрослым осуществляется как бы на двух языках. Один – это язык понятий, категорий, обобщений осуществля-емый посредством слов и предложений, которому взрослые придают большее значение, помогая ребенку овладеть им с раннего возраста. Дру-гой «язык» человеческих чувств – не менее эффективное как средство об-щения, средство регуляции деятельности и поведения [15].
Именно эмоции осуществляют первичную форму регуляции поведе-ния ребенка. Очень важно, что к активному использованию «языка» чувств, ребенок готов значительно раньше, чем к использованию языко-вых и других средств. Специфика регулирующей роли эмоций в процессе развития ребенка, в значительной мере определяется особенностями со-держания и динамики взаимодействия взрослого с ребенком, и в первую очередь, особенностям эмоциональных отношений между ними, опреде-ляющих и другие проявления эмоций (на соматическом, сенсорном и дру-гих уровнях)
Рассмотренные выше положения актуальны для изучения детей с ги-перактивным поведением, поскольку важнейшей составляющей является, недостаточно сформированы регулирующие механизмы психики.

Обобщив материал можно сделать следующие выводы:
1. Большинство исследований направленно на изучение операцио-нально-технической стороны самоконтроля, касающейся его зависимости от деятельности, ее структуры, этапов, средств организации. Значительно меньше исследуют, смысловую сторону самоконтроля, связанную с субъ-ектом деятельности его особенностями, целями, мотивами.
2. Особенно актуально изучение смысловой стороны контрольных действий в деятельности детей дошкольного и младшего школьного воз-раста, поскольку в этот период происходит возрастание ожидание от ре-бенка произвольного и управляемого поведения, что в свою очередь, уси-ливает внутренную работу «поисков смысла».
3.
.

Способность осмысления своего поведения как основное становление саморегуляции в дошкольном возрасте имеет свои особенности:
– освоение средств произвольной регуляции происходит в совмест-ной деятельности;
– первую форму регуляции поведения осуществляют эмоции, и прежде всего эмоциональные отношения между взрослым и ребенком.
4. Поскольку у гиперактивных детей младшего школьного возраста механизмы психиче-ского регулирования являются недостаточно сформированными при организации коррекцион-ной работы необходимо особое внимание уделять эмоционально-мотивационной сфере. Вклю-чить в программу коррекции гиперактивного поведения упражнения направленные на сниже-ние эмоционального напряжения, произвольного внимания и саомконтроля

Глава 2
2.1. Организация педагогической коррекции гиперактивного по-ведения младших школьников
Для проведения коррекционной работы нами была разработана про-грамма по снижению проявлений гиперактивности, включающая 10 заня-тий (Приложение 2). Занятия проводятся два раза в неделю, продолжи-тельность каждого занятия от 20 до 30 минут.
При проведении занятий используются следующие задания и упраж-нения:
Занятие 1
1.«Почесать спинку» (Фопель К., с.108). Цель: Снять напряжение, повысить групповую сплоченность, релаксация перед упражнением в ко-тором нужна концентрация внимания.
2.«Шершавые дощечки» (Локалова Н.П., с.36). Цель: развитие осяза-тельных ощущений и концентрации внимания.
3.«Графический диктант» (Локалова Н.П., с.97). Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигатель-ной сферы и концентрации внимания.
4.«Тряпичная кукла» (Фопель К., с.116). Цель: упражнение на ре-лаксацию дает детям нежно позаботиться друг о друге.
Занятие 2
1. «Разрывание бумаги» (КэдьюсонХ., Шефер Ч., с.242). Цель: раз-рядка накопившейся энергии.
2. «Смеяться запрещается» (Фопель К., с.28). Цель: успокоить воз-бужденную группу и настроить на работу, которая требует концентрации внимания.
3.«Штриховка» (Локалова Н.П.,с.45). Цель: развитие зрительно- двигательной координации
4. «Тряпичная кукла и солдат» (Фопель К., с.21). Цель: упражнение на релаксацию.
Занятие 3
1.«Путешествие на облаке» (Фопель К., с.23). Цель: упражнение на релаксацию дает детям успокоиться и настроиться на работу
2. «Зашифруй слова» (Локалова Н.П., с.36) . Цель: развитие произ-вольного внимания
3. «Речка» (Локалова Н.П., с.73). Цель: развитие зрительно-двигательной координации.
4. «Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., с.99). Цель: Научить кон-тролировать свои движения.
Занятие 4
1. «Игра с коробками» (Кэдьюсон Х. Шефер Ч., с.277). Цель: Применялась для: разрядки накопившейся энергии, развития концентра-ции внимания, сплочения группы.
2. «Камень мудрости» (Фопель К., с. 39). Цель: успокоить воз-бужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности.
3. «Тряпичная кукла» (Фопель К., с.116). Цель: упражнение на ре-лаксацию дает детям нежно позаботиться друг о друге.
Занятие 5
1. «Путешествие на облаке» (Фопель К., с.23). Цель: упражнение на релаксацию дает детям успокоиться и настроиться на работу.
2.«Запретная цифра» (Локалова Н.П., с.98). Цель: формирование элементов самоконтроля.
3. «Летает – не летает» (Локалова Н.П., с.87). Цель: развитие произ-вольности движений.
4.«Тряпичная кукла и солдат» (Фопель К., с.23). Цель: упражнение на релаксацию.
Занятие 6
1.«Камень мудрости» (Фопель К., с.39). Цель: успокоить возбужден-ную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации вни-мания и произвольности.
2.«Графический диктант» (Локалова Н.П., с.97). Цель: развитие уме-ния подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и концентрации внимания.
3. «Быстрые превращения» (Фопель К., с.59). Цель: упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы.
Занятие 7
1.«Речка» (Локалова Н.П., с. 73). Цель: развитие зрительно-двигательной координации.
2. «Штриховка» (Локалова Н.П., с.45). Цель: развитие зрительно- двигательной координации.
3. «Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч., с.242). Цель: раз-рядка накопившейся энергии.
4. «Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.,с.99). Цель: Научить кон-тролировать свои движения.
Занятие 8
1.«Птенцы» (Фопель К., с.24). Цель: Игра дает возможность устано-вить в группе спокойную атмосферу и развивает концентрацию внимания.
2.«Найди одинаковые» (Локалова Н.П., с.42). Цель: развитие произ-вольного внимания.
3.«Запретная цифра» (Локалова Н.П., с.98). Цель: формирование элементов самоконтроля.
4. «Замри» (Локалова Н.П., с.120) . Цель: формирование элементов самоконтроля.
Занятие 9
1. «Летает – не летает» (Локалова Н.П., с.87). Цель: развитие произ-вольности движений.
2.«Разрывание бумаги» (Кэдьюсон Х., Шефер Ч., с.242). Цель: раз-рядка накопившейся энергии.
3.«Камень мудрости» (Фопель К., с.39). Цель: успокоить возбужден-ную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внима-ния и произвольности.
4.«Черепаха» (Лютова Е.К., Монина Г.Б., с.99). Цель: Научить кон-тролировать свои движения.
Занятие 10
1.«Смеяться запрещается» (Фопель К., с.28). Цель: успокоить воз-бужденную группу и настроить на работу, которая требует концентрации внимания.
2. «Графический диктант» (Локалова Н.П., с.97). Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого.
3. «Штриховка» (Локалова Н.П. с.45). Цель: развитие зрительно- двигательной координации.
4.«Тряпичная кукла и солдат» (Фопель К., с.21). Цель: упражнение на релаксацию.
Таким образом, с содействием учителя была проведена работа по со-зданию педагогических условий, необходимых и достаточных для эффек-тивного взаимодействия учителя начальных классов со школьниками с ги-перактивным поведением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие внимания у гиперактивных детей интересует исследователей уже давно, но она не потеряла своей актуальности, в настоящее время эта проблема становится все более значимой, так как количество гиперактив-ных детей неуклонно растёт. Проблема коррекции гиперактивного поведе-ния младших школьников действительна важна, с ней сталкиваются прак-тически все учителя начальных классов. Необходимо и дальше ее исследо-вать, искать те способы, которые позволят снизить значимость проблемы, перенаправить активность детей в нужное русло.
В рамках данной темы можно выделить следующие моменты для дальнейшего исследования:
- способы работы с родителями гиперактивного ребёнка, направлен-ных на то, чтобы помочь ребенку овладеть элементарными навыками са-моконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной дви-гательной активности – значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым;
- работа с гиперактивным ребенком должна вестись путем обсужде-ния проблем, что позволит ребенку понять, что они могут изменить свое поведение, осознание того, что иметь гиперактивность не означает быть плохим. Ребенок изучает собственное поведение и учится адаптивным ме-тодам управления своими эмоциями.
В коррекционной работе по проблеме гиперактивности должен участвовать психолог, педагог, гиперактивный ребенок и его родители сразу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алифанова, Л.А. Роль двигательной активности на уроке / Л.А. Алифанова // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 155-162.
2. Безрукова, В.С. Педагогика / В.С. Безрукова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 381 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологический труды / Л.И. Божович. – М.: Ин-т практической психоло-гии; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 352 с.
4. Брылева, О.А. Психолого-педагогическая коррекция детей и под-ростков: учебно-методическое пособие / О.А. Брылева, О.А. Скорлупина. - Барнаул: АлтГПА, 2012. - 201 с.
5. Букатов, В. О мастерстве профессионально-педагогической само-актуализации: как учителю на уроке детскую гиперреактивность, стропти-вость и негативизм укрощать / В. Букатов // Школьный психолог - Первое сентября. - 2014. - № 1. - С. 30-33; - №2. – С.45-47; - №3. – С.41-43.
6. Букеев О.Т. Гиперактивный ребенок: опыт педагогической кор-рекции / О.Т. Букеев. – СПб.: Питер, 1998. – 165 с.
7. Бутакова Л.А., Смирнова Л.Н. Развитие произвольного внимания младших школьников // Инновации в начальной школе: Материалы науч-но-практической конференции. 24-25 сент. 2002г. – М.: МГИПКПК, 2002. – 144с.
8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы раз-вития психики / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. - 367 с.
9. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития / ред. М. Пассольт. – М.: Академия, 2004. - 160 с.
Категория: Психология | Добавил: zuza74
Просмотров: 244 | Загрузок: 2 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 10:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru