Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Предметный, смысловой и ценностный миры человека
[ Скачать с сервера (32.3Kb) · Скачать удаленно (35кб) · Скриншот ] 2016-09-01, 7:55 AM
Т.К. Кудайбердиев

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
(temirkhan.kudaiberdiev@mail.ru)

Предметный, смысловой и ценностный миры человека

В статье даны общие характеристики предметного, смыслового и ценностного миров человека. Данные характеристики представлены как меры многомерного мира человека. Они определяют основные этапы онтогенеза человека. Представлена методика диагностики ценностно-смысловой структуры ситуации взаимодействия.

Ключевые слова: предметный, смысловой и ценностный миры человека, характеристики основных этапов онтогенеза человека, методика диагностики ценностно-смысловой структуры ситуации взаимодействия.

В логике теории психологических систем жизненный мир человека выступает как особая психологическая реальность, где процесс развития понимается как закономерное усложнение системной организации человека.
В процессе становления сознание человека проходит три этапа – предметное сознание, смысловое сознание и сознание ценностное, за каждым из которых стоят разные по своей сложности миры человека (предметный мир, смысловой мир и ценностный мир), сменяющие друг друга.
Развитие ребенка от рождения до 2,5—3лет совпадает с процессом порождения пятимерного мира, неотрывного от самого человека.
Это порождение предметного мира и составляет суть самого развития на первой стадии онтогенеза.
В момент рождения ребенка культура как то, где пребывают значения, прежде чем они станут достоянием человека, т. е. будут им персонифицированы, существует автономно от ребенка.
Она недоступна для него, не тождественна ему, и он не может взаимодействовать с ней один на один.
На этапе становления предметного сознания слово выполняет две функции. С одной стороны, оно выступает в форме значения, участвующего в «превращении ощущения в вещи».
С другой стороны, оно становится элементом транскоммуникации — такой коммуникации ребенка с миром культуры, опосредованной другим человеком (матерью чаще всего), в которой формируется жизненный мир ребенка, пока еще предметный, как и его сознание.
Без такого общения у ребенка нет шанса стать полноценным человеком. Поэтому его отношение к матери пронизано сложным переплетением таких жизненных экзистенциалов, как ожидание, вера, надежда, любовь.
Главное в том, что это отношение имеет эволюционную обусловленность, которая проявляется в виде врожденной избирательности младенца к человеческому лицу, человеческой речи и потребности в общении.
Без транскоммуникации у человека, родившегося человеком, нет шансов стать таковым. Транскоммуникация — это такое общение взрослого с ребенком, в котором формируется транссубъективное пространство человека.
Таким образом, можно полагать, что многомерный мир человека, его пространство жизни образуется как постепенное упорядоченное обретение им новых измерений.
Предметное сознание ребенка формируется к трем годам. Предметы являются к человеку раньше, чем они обретут смысл для него, и это является основным противоречием в развитии сознания маленького ребенка.
В этот период необходимы два условия для возникновения предметного сознания, предметного мира – для «перемещения субъективного на границу с предметом».
Это, во-первых, культура, где хранится и аккумулируется опыт человечества, в том числе и значения как часть этого опыта.
Во-вторых, это транскоммуникация, обеспечивающая выход в культуру и позволяющая связать ощущения, получаемые ребенком от предмета, со словом, обозначающим предмет, выделяя его этим самым из всего остального.
Как утверждает В.Е. Клочко, минимум четыре фактора должны совпасть для того, чтобы граница между человеком и миром сместилась от органа чувств на предмет и возникли феномены предметного мира и предметного сознания.
Во-первых, собственные движения ребенка, посредством которых идет освоение жизненного пространства и приходит ощущение того, что вокруг есть «нечто».
Во-вторых, нормальные органы чувств, каналы связи с внешним миром, пусть пока и переполненные информацией, рождающей какофонию ощущений, идущих от этого «нечто».
Первое и второе вместе могут означать сенсорно-моторный уровень предметного сознания.
В-третьих, это взрослый, указывающий своим жестом на что-то определенное из всего объема этого «нечто».
В-четвертых, это слово, взятое из культуры, которым взрослый обозначает предмет, локализуя на нем совокупность идущих от него ощущений.
Что будет, если эти условия окажутся невыполненными, особенно если отсутствует медиатор, посредник между культурой и ребенком?
Возникает госпитализм - болезнь, возникающую при отсутствии контактов ребенка со взрослым или снижении интенсивности общения между ними.
Можно полагать, что госпитализм на самом деле есть отсутствие взрослого и слова – основные индикаторы культуры.
Это не болезнь, вызванная дефицитом общения ребенка со взрослым, недостатком «человеческого тепла» и т. д. Это нарушение транскоммуникации, лишающее ребенка, родившегося нормальным, стать человеком.
Зарождающийся «дух» не может покинуть пределы тела, остается в нем и умирает, в результате чего остается человек, не имеющий продолжения в мир, и «мир», не ставший миром человека.
В основе перехода ребенка от предметного сознания к смысловому лежит его собственная деятельность и деятельность посредников (взрослых), продолжающих устанавливать мост между ребенком и культурой.
Ребенок в определенных случаях может самостоятельно выходить к смыслам предметов путем решения задач «на смысл». Например, с решением таких задач может быть связана внешне кажущаяся бессмысленной манипулятивная деятельность с предметом.
Часть таких задач решает ребенок в игровой деятельности. Прямое же решение подобных задач осуществляется в процессе мышления, доступного ребенку.
Важно, что, обретая смысл, предмет, существовавший до этого «в себе и для себя», открывается для ребенка как некая реальность существующего «для него».
Сама жизнь ребенка становится более осмысленной, поскольку в этом мире можно реально жить, а не просто наблюдать себя в предметном мире, назначение вещей в котором понятно только взрослым.
Прежде чем проявиться в аффективно-смысловой форме, смысл существует в культуре в своей идеальной форме (В. П. Зинченко). Выход к культуре через взрослого — это не просто ознакомление ребенка с ней, не просто трансляция человеческого опыта. Культура трансформируется в многомерный мир личности.
Таким образом, становление смыслового измерения пространства жизни добавляет еще одно измерение.
Шестимерный мир — это мир, который обретает такое важное качество, как реальность, порождая у человека чувство реальности бытия, но это еще не действительность — устойчивая во времени структура.
В оперативном плане смыслы возникают в результате взаимодействия человека с его средой, выступая в качестве динамических внечувственных системных качеств явлений и предметов, фиксирующих соответствие их (явлений и предметов) текущим состояниям человека, его запросам и ожиданиям, обращенным в мир.
Смыслы можно рассматривать как своеобразный отклик мира на эти запросы.
Меняется функциональная роль эмоций: они теперь «считывают» сверхчувственные качества предметов, каковыми выступают смыслы и ценности.
Благодаря этому сознание человека оказывается сконцентрированным не на любом фрагменте «объективной реальности», но на выделенном смысловой разметкой актуальном («напряженном») секторе пространства жизни.
Смысл предмета транспонирует в сознание предметы, отвечающие потребностям и возможностям человека.
На стадии становления осмысленности слово и речевая деятельность вновь меняют свою форму.
Возникает аутокоммуникация — свойственный человеку как представителю высшей формы жизни процесс коммуникации, идущий внутри человека и представляющий особую форму взаимодействия человека с самим собой.
Ни одно из научных направлений не обошло своим вниманием эту форму общения, называя ее внутриличностной коммуникацией, интрасубъектной, интрапсихической, автокоммуникацией и т. д.
Л. С. Выготский в свое время отметил, что если человек перестает речевым способом обращаться с самим собой, то при этом проявляется «другая сторона» — распадаются внешние, интерпсихологические отношения.
В. В. Мацута [14] полагает, что, выходя к смыслам предметов, пытаясь «осмыслить смыслы», человек вынужден прибегать к вербализации, которая, будучи представленной в форме активной речи, превращается в аутокоммуникацию.
По мнению В. В. Мацута, аутокоммуникация человека (в ее речевой форме) активизируется предметами и явлениями, попадающими в сознание в силу того, что они имеют для него субъективную значимость, но при этом эмоциональная форма, в которой существуют смыслы и ценности предметов и явлений, подталкивает человека к внутреннему диалогу, направленному на «осмысление смысла», — осмысленность человеческого сознания возникает «через слово и понятие» (Л. С. Выготский).
Как особая форма коммуникативного взаимодействия человека с самим собой аутокоммуникация является многоуровневым процессом, внутри которого достаточно четко дифференцируются три взаимосвязанных между собой ее уровня.
Смысло постигающая аутокоммуникация заключается в обеспечении осмысленности поведения и деятельности человека; она направлена на раскрытие смысла предметов и явлений, например, в форме «решения задачи на смысл» (по А. Н. Леонтьеву), что само по себе предполагает мышление, т. е. внутренний диалог человека с самим собой.
Санкционирующая аутокоммуникация обеспечивает процессы принятия решений: с ее помощью человек осознает, насколько раскрываемые им смыслы предметов и действий, направленных на эти предметы, соотносятся с широким смысло-жизненным контекстом, включающим в себя ценностные ориентации и жизненные экзистенциалы.
Наконец, ноэтическая аутокоммуникация представляет самый глубокий и своеобразно направленный уровень аутокоммуникации, с помощью которого человек оказывается способным осмыслить свои жизненные экзистенциалы, т. е. выйти к постижению собственной сущности, своих истинных потребностей и возможностей.
Однако шестимерный мир ребенка — это не семимерный мир взрослого, к которому адаптируется ребенок.
Это совершенно другой мир, предполагающий и другое сознание. С этим фактом надо считаться, употребляя понятия «адаптация», «усвоение», «социализация», «воспитание».
В ценностном мире взрослых вещи, предметы не исчезают после удовлетворения индивидуальных потребностей в них — они осознаются в своей отнесенности к другим людям, имеющим аналогичные потребности, к тем, кто произвел эти предметы, к себе самому, который будет нуждаться в них завтра.
Именно в этом седьмом измерении психологам, так или иначе, придется легитимировать понятие духа, поскольку именно дух является полномочным представителем целостного человека (со всеми 7-ю измерениями) в окружающем его мире.
Он превращает безличную, индифферентную, в себе и для себя существующую «окружающую среду» в многомерное одушевленное пространство жизни, в котором человек может действовать осознанно и ответственно, т. е. с пониманием смысла и ценности своих действий.
Дух — это транслятор наших ожиданий, надежд, потребностей и возможностей, т. е. всей совокупности того, что лежит в основе системы отношения человека к миру, в «равнодушную» к нему окружающую среду.
Эта трансляция превращает «вещь в себе» в «вещь для нас», обеспечивая человеку чувство реальности бытия.
Она делает соотносимым то, что в системе «Я—не-Я» выступает в качестве «противоположностей»
Делая понятие духа легитимным, мы тем самым легализуем саму возможность рассматривать психическое в его неподложности и дальнодействии, избавляясь от геометрических «сфер» («сфера сознания», «сфера бессознательного», «эмоционально-волеваясфера» и т. д.), неведомо где дислоцирующихся и только заслоняющих истинную сложность проблемы.
Мы еще будем долго говорить о «духовной сфере», лишенной не только пространственно-временных характеристик, но и содержательной наполненности, ибо что значит «духовная сфера», когда не признан дух?
Так называемые «развитые науки» потому и развиты, что раньше других наук перешли от дискретных описаний к полевым.
Анализ показал, что слово, понимаемое в качестве фактора возникновения и развития сознания в онтогенезе, меняет свою функциональную роль на различных этапах становления сознания.
Оно выступает в функции значения на стадии становления предметного сознания.
Оно входит в состав транскоммуникации как процесса взаимодействия ребенка с культурой, опосредованного взрослым, подготавливая возникновение эффекта присутствия человека в мире.
Слово обеспечивает становление осмысленного сознания, входя в состав аутокоммуникации как одного их факторов становления осмысленности.
Сознание вообще оказывается функцией от организации жизненного мира человека: человек таков, каков его мир.

Список литературы

1. А.Г. Асмолов Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. [ЭР]. Режим доступа: URL: http://fictionbook.ru/author/a_g_asmolov/psihologiya_lichnosti_kulturno_istoriche/read_online.html / (дата обращения: 31.08.2016).
2. В.Е. Клочко Постнеклассическая траспектива психологической науки. [ЭР]. Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/postneklassicheskaya-transspektiva-psihologicheskoy-nauki / (дата обращения: 31.08.2016).
3. В.Е. Клочко Психосинергетика: настоящее и будущее психологии. [ЭР]. Режим доступа: URL: http://flogiston.ru/articles/general/klochko/ (дата обращения: 31.08.2016).
4. Леонтьев Д.А. Неклассический вектор в современной психологии//Постнеклассическая психология 2005, № 1
5. Макетный образец учебно-методического пособия по дисциплине «Методология, теория и методы психологических исследований» Д.Г. Дьяков [ЭР]. Режим доступа: URL: http://psy-pozn.bspu.by/docs/3-2.htm/ (дата обращения: 31.08.2016).
Категория: Психология | Добавил: Temir | Теги: характеристики основных этапов онто, смысловой и ценностный миры человек, предметный, методика диагностики ценностно-смыс
Просмотров: 68 | Загрузок: 19 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 5:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru