Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

План по самообразованию
2016-11-29, 7:58 PM
План самообразования
педагога-психолога

Тема:
психологического консультирования по проблемам, связанным с суицидальным поведением учащихся

Аннотация:
Проблема суицидального поведения является актуальной проблемой школы, так как имеется несколько учащихся, совершивших попытку суицида.
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Проблема:
Не владение способами организации помощи для адаптации детей и родителей к жизни.

Цель:
Сформировать эффективные стратегии психологического консультирования по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.

Задачи:
1. Изучить теоретический материал по проблемам, связанным с суицидальным поведением учащихся
2. Создать модель психологического консультирования по проблемам, связанным с суицидальным поведением учащихся
3. Внедрить модель психологического консультирования по проблемам, связанным с суицидальным поведением учащихся с детьми и их родителями.
4. Обобщить теоретический и практический материал психологического консультирования по проблемам, связанным с суицидальным поведением учащихся.

Объект:
Теоретические основы психологического консультирования по проблемам, связанным с суицидальным поведением учащихся.

Предмет:
Стратегии психологического консультирования по проблеме, связанной с суицидальным поведением учащихся.

Гипотеза:
Если в практике психологического консультирования использовать специальные стратегии, то это позволит сформировать у ребенка способы выхода из кризисной ситуации.

Методы:
Наблюдение, сравнение, анализ, эксперимент, интервьюирование

Этапы реализации проекта:
Апрель-июль 2013года
Организационный - апрель
Внедренческий – сентябрь-ноябрь
Обобщающий – декабрь

Направления:
1. Психологическое консультирование
- с учащимися
- родителями
- педагогами
2. Отбор и систематизация методик
3. Разработка методических рекомендаций

Субъект:
Учащиеся и их родители

Ожидаемый результат:
Разработка системы психологического консультирования по проблемам, связанным с суицидальным поведением учащихся.
Появление детей с сформированными способами выхода из кризисной ситуации.

Программные представления о деятельности

№ Проблема Цель Ожидаемый результат План мероприятий Дата Ответственные
1 Слабое владение теоретическим материалом Овладение теоретическим материалом Список литературы по теме, теоретическое понимание психологического консультирования 1. Создание инициативной группы
2. Поиск литературы по данной теме
3.Составление списка литературы
4. Составление стратегии для дальней шей работы
5. Составление сборника диагностических методик
6. Составление списка для психологического консультирование

2 Отсутствие модели психологического консультирования Разработать модель психологического консультирования Наличие модели психологического консультирования 1. Исследование методик психологического консультирования разработка структуры пси
2. Выбор диагностических методик
3. Составление психологического портрета консультируемого
4. Организация рабочего пространства
3 Не владение способом психологического консультирования Овладеть способом психологического консультирования по проблемам, связанным с суицидальным поведением учащихся Умение проводить психологическое консультирование по проблемам, связанным с суицидальным поведением подростков 1. Провести диагностику с учащимся
2. Соотнести данные анализа диагностики и модели
3. Корректировка модели психологического консультирования
4. Составление графика психологического консультирования
5. Составить программу психологического консультирования
6. Проведение психологического консультирования по плану
7. Проведение промежуточной диагностики
8. Составление плана наблюдений за подростком
4 Не владение способами обобщения психологического консультирования по проблемам, связанным с суицидальным поведением учащихся Обобщить модель психологического консультирования Модель психологического консультирования, разработка стратегии по проблемам, связанным с суицидальным поведением учащихся,
создание методических рекомендаций по проблеме для специалистов 1.Изучить материал по обобщению опыта по проблемам, связанным с суицидальным поведением учащихся
2. Систематизировать накопленный материал
3. Описать материал по проблеме
4. Создать и рецензировать сборник по проблеме
5.Подготовиться к отчету по изученной проблеме

Бюджет:
Бумага – 1 упаковка – 750 тенге
СД диск – 2 штуки – 100 тенге
Флэшкарта 1 ГБ -1000 тенге
Отчет:
Мастер-класс для психологов города и района

Теоретическая новизна:
Степень научной разработанности проблемы нельзя охарактеризовать однозначно. В зарубежной суицидологии наработан достаточный материал по проблеме суицида человека, но он практически весь, доступный в переводах, посвящен социально-психологическим аспектам взрослого суицидального поведения. Для проблематики нашего исследования важны идеи Э.Гроллмана об уровнях суицидальной превенции; К.Лукоса, Г.Сейдена, Н.Фарбероу, Э.Шнейдмана о «форпост-признаках», «ключах» -вербальных и поведенческих симптомах готовящегося самоубийства.
Необходимо отметить работы отечественных исследователей, которые на рубеже 19-20 веков высказали «осевую» профилактическую идею совместных усилий государства, общественности, семьи, школы в борьбе с «эпидемией школьных самоубийств» [103, С.86-88]. Они отмечали роль школьных проблем в возникновении суицидальных тенденций (Н.К.Крупская, Б.О.Рович, А.Г.Трахтенберг, М.Я.Феноменов, В.Г.Хлопин); высокого потенциала школы в их торможении (И.Е.Мойзель, П.А.Сорокин); влияния особенностей возраста на суицидальные устремления (Г.И.Гордон, И.П.Островский, В.К.Хорошко); психологических причин подросткового самоубийства (А.Н.Острогорский). Сущностно важными для нас являются идеи педагога А.В.Бернацкого о педагогической поддержке ребенка в кризисе; врача И.А.Сикорского, педагога А.Н.Острогорского о необходимости просвещения педагогов и родителей в вопросах профилактики самоубийств детей. Опираясь в своем исследовании на высказанные, безусловно, ценные научные идеи, необходимо отметить, что это были отдельные краткие исследования - единой концепции профилактики создано не было.
Вследствие закрытости и идеологизированности проблемы суицид у нас в стране однозначно связывался с психическим нездоровьем вплоть до 70-х годов, когда в Москве был открыт суицидологический центр при НИИ психиатрии под руководством А.Г.Амбрумовой и появились исследования, касающиеся суицидального поведения подростков. Хотя они рассматривали медицинские, психологические и правовые аспекты проблемы, в них содержатся научные идеи, релевантные нашему исследованию: идея о связи суицидального поведения подростка с другими девиациями (Л.И.Постовалова, Э.А.Чомарян); с особенностями его возраста (А.Г.Амбрумова, А.А.Александров, Е.М.Вроно, Н.А.Жезлова; Л.Э. Комарова, А.Е.Личко, Н.А.Ратинова, Е.Г.Трайнина, В.А.Хайкин); с дезадаптацией (Н.Д.Кибрик, В.М.Кушнарев, Л.Г.Магурдумова). Идея о необходимости междисциплинарного подхода к профилактике самоубийств имеет для нас методологическую значимость (А.Г.Амбрумова, С.В.Бородин). Несмотря на то, что в последние годы социально-педагогические аспекты профилактики суицидального поведения приобретают особую значимость, подобного рода исследований крайне мало. Работы Е.М.Вроно, С.С.Степанова о возможности предупреждения суицида подростка; А.Н.Волковой, А.А.Кучер о психолого-педагогической диагностике его суицидальных намерений; исследования Малютиной Н.В. о влиянии нежелательного ребенка на его суицидальные намерения в подростковом возрасте; А.В.Боенко, Ю.Н.Дюндика, П.И.Юнацкевича по профилактике самоубийств военнослужащих и немногие другие обращены к педагогам, родителям, сверстникам, но единой концепции педагогической профилактики суицидального поведения подростков нет. С позиций педагогики не рассматривались такие важные вопросы, как возможность организации превентивной работы; роль учительского, родительского коллективов, сотрудников ювенальной милиции в деле купирования и торможения суицидального поведения школьников; взаимосвязи педагогического коллектива школы с органами профилактической системы. До настоящего времени отсутствуют педагогические исследования, которые бы регламентировали различные аспекты взаимодействия специалистов, работающих с подростками; нет практики своевременного выделения подростков группы суицидального риска, не описана научно обоснованная система превенции суицидального поведения подростков, нет методического оснащения работы по профилактике суицидов подростков; крайне низка педагогическая компетентность в вопросах диагностики пресуицидального синдрома подростка, форм и методов превентивной работы. Закрытость темы в течение длительного времени привела к неумению родителей оказать помощь ребенку в острой психотравмирующей ситуации, характеризующейся эффектом «суженного сознания». Лишь немногие из педагогов и школьных психологов владеют знаниями о признаках нервного истощения ребенка, об особенностях протекания подростковой депрессии, о кардинальном отличии поведенческих реакций подростка в стрессогенной ситуации от взрослых. Подростки, не имея знаний о своих возрастных особенностях, о способах экстренной помощи, не могут остановить товарища от трагического шага. Сам термин «суицид» принадлежит скорее к психологическому понятийному полю и в педагогике используется редко.
Между тем факты говорят о том, что абсолютное большинство подростков, совершивших суицидальные попытки, были учащимися школ. Анализ внешних обстоятельств, ведущих к суицидальному срыву подростка, показывает, что одними из ведущих в классификации психотравмирующих ситуаций являются негативные феномены, порожденные школьной жизнью: школьная дезадаптация, неуспех в учебе, отвержение подростка в классе, конфликт с учителями, дидактогения, дидаскалогения и др.
Вместе с тем, исследователями установлено, что школьная детерминанта наиболее перспективна в плане профилактирования, так как менее латентна, обладает большей информативностью, открытостью для превентивного вмешательства. В этой связи необходимы теоретические и экспериментальные исследования, которые помогли бы выявить высокий превентивный потенциал школы, способный дать шанс подросткам, находящимся в неблагополучной ситуации развития, осуществить экзистенциальный выбор — не на саморазрушение, а на жизнь.

Структура организации психологического консультирования
Тематика консультаций Алгоритм этапов консультаций Примечание
1 Беседа с бабушкой (запрос) (подробнее ниже)
2 Встреча с подростком
1.Приветствие, раппорт
2. Установление контакта. Свободное рисование (рисует, что хочет) Использование черных и фиолетовых цветов говорит о депрессивном настроении, большом количестве страхов.
3. Или (на выбор) ответить на проективные вопросы:
• Три желания. Золотая рыбка
• Если бы у меня была волшебная палочка, я превратился бы в…
• Что бы ты сделал с выигрышем на сумму 100тысяч долларов
• Какие человеческие качества вам больше всего неприятны в людях? И др.
4.Свободная беседа по итогам рисунка или по итогам ответов на проективные вопросы.
6. Идентификация проблемы. Что хотел бы изменить в жизни в отношениях со своим родителями? Как ты можешь это сделать?
• Отработка новых стратегий по ролям.
• Домашнее задание: использование новых приемов в повседневной жизни
3 Моя семья. 1. Приветствие, раппорт
2. Беседа о взаимоотношениях в семье (после использования новых стратегий)
3. Упражнение «Зеркало» (опиши, что ты видишь в зеркале?)
4. Рисунок «Я переживаю. Моя боль. То, что меня волнует»
5. Дальнейшая беседа о возможных конструктивных подходах разрешения конфликтных ситуаций в семье (альтернативные варианты).
• Что бы подросток хотел изменить во взаимоотношениях с родителями еще?
• Как он может это сделать, что бы взаимоотношения изменились в желательную для него сторону?
• Как он поймет, что отношения уже начали меняться?
• Упражнение «Колодец обид»
У каждого есть какие-то обиды друг на друга. Напиши их на листочке и скомкай его. Брось свои обиды в «колодец». Встань на стулья, и посмотрите на свои обиды сверху. Это поможет забыть о них.
6. Как ты поймешь, что отношения уже начали меняться?
• Домашнее задание: попробовать альтернативные способы взаимодействия с родителями
4 Я боюсь.
Мой страх. Моя радость. 1.Приветствие, раппорт
2.Что изменилось в отношениях с родителями с момента нашей последней встречи? Какие шаги ты предпринял? Анализ ситуаций. Что ты чувствовал в этот момент?
3.Диагностика уровня тревожности Филиппса (электронный вариант).
1. Упражнение «Нарисуй свой страх»
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
2. Страх рисуется на отдельном листе, обсуждается, что/кто в этом месте есть, а кого/чего нет. Важно, что происходит разделение себя и страха. У ребенка спрашивается, где его страх.
3. Ребенок рисует себя в "безопасном месте". Или рисует себя счастливым (Я такой счастливый, я такой довольный. Счастье. Самый счастливый день. Моя радость. Что заставляет мое сердце петь)
4. Техника «взмах» (постепенно на каждом последующем листе страх - меньше, а счастье (или спокойствие) - больше).
5. Рефлексия ощущений.
5 Совместная встреча 1. Приветствие, раппорт. Совместная встреча родителей (или лиц их замещающих) и подростка
2. Высказывание своих надежд и претензий по поводу взаимоотношений.
3. Отработка ролевых взаимоотношений.
Упражнение со сменой ролевых позиций. Обмен впечатлениями. Что почувствовали в роли родителя, ребенка?
4. Упражнение «Наше будущее». Совместный рисунок.
5. Экологичность рекомендаций. Проверка тех шагов, которые высказали клиенты для улучшения взаимоотношений.
6. Ролевая игра. Репетиция новых стратегий взаимоотношений. Коррекция по необходимости.
7. Оценить насколько достигли цели предложенные действия

Рекомендации психологу о дальнейшей работе

Проводятся групповые социотренинги, направленные на снятие синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции неадекватной самооценки, низкого социального статуса и других нарушений взаимоотношений со старшими, сверстниками. Эти программы, в сочетании с индивидуализированными программами аутотренинга, аутогенных тренировок, суггестивных программ по коррекции негативных социальных установок включает подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря чему он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт.


Цель консультирования: урегулирование детско - родительских отношений; дать родителю возможность осознать причину суицидального поведения детей.
Задачи консультирования:
• Выявить истинные причины проблем ребёнка;
• Отработать конструктивные способы решения конфликтных ситуаций.
• Показать конструктивные способы реагирования на проблемные ситуации.

Ресурсы: Время 60 минут.
2 человека (бабушка, консультант)

Этапы психологического консультирования:
Нулевой этап - контрактинг: установление эмоционального контакта с клиентом на биологическом, невербальном ,вербальном уровне.
1. Контакт глаз
2. Вербальный контакт: Добрый день. Здравствуйте. Как добрались? Я вас слушаю. Разговор ни о чем. Знакомство.
3. Невербальный контакт: кивок головы, улыбка.
4. Эмоциональный контакт: Что вы чувствуете сейчас, когда об этом говорите?
5. Интеллектуальный контакт: перепроверить можно, задав вопрос: «Правильно ли я вас понял…?»
6. Ценностный или бытийный контакт. Какое у вас к этому отношение? Это не то, что он ценит, а какое поведение регулирует его мысль, слова.
1этап - Переход от первичного запроса ко вторичному
• Первичный запрос – это видение клиента в затруднительной ситуации.
• Скажите в двух в двух словах, с какой целью пришли к психологу
• Я хотел бы услышать вашу проблему?
• И что бы вы хотели получить в итоге?

2 этап - Вторичный запрос –
Видение проблемной ситуации, когда консультант-психолог и клиент одинаково понимают проблему (Здесь можно ввести клиента в состояние замешательства (чем он жертвует).
• Как вы себе представляете, как я вам буду помогать?
• Я вас правильно понял проблема в том что…?
• Если я правильно вас услышал …
(на этом этапе можно опять вернуться к первичному запросу)
3 этап - Поиск консультативной мишени.
• Искать надо ту точку, на которую вы будете воздействовать. Поменять его представления о норме.
• Выработать стратегию:
а) размыть представление, шаблон о вине.
б) научиться снимать напряжение у партнера (супруги и т.д.).
Например: Я хочу купить квартиру.
1. Что вам мешает купить квартиру?
2. Что вам мешает зарабатывать больше?
3. Что вы сейчас чувствуете?

4 этап - Способы взаимодействия.

Обговорить с клиентом способ взаимодействия.
Консультант должен объяснить, что и для чего должен делать клиент, чтобы ему было хорошо.
Например: Психотехника «2 стула» - Объяснить, для чего это нужно клиенту, а не просто сказать - сядьте и делайте.
Например: Чтобы купить квартиру нужно работать вахтовым методом, заняться личностным ростом, перебороть страх и тд.
Проверка экологии: Что будет после того как вы достигните цели?

Ситуация:
К психологу обратилась бабушка за консультацией по поводу суицидальной попытки внучки. Девочке 14 лет, ученица 8го класса, воспитанием занимается бабушка. Со слов бабушки девочка учится неохотно, в последнее время снижена мотивация к обучению. Материальное благосостояние семьи – среднее.
0 этап:
установление контакта с клиентом на биологическом, невербальном, вербальном уровне.
Клиент: Добрый день.
Консультант: Здравствуйте.
Консультант: Как добрались?
Клиент: Спасибо, хорошо.
1-е переход от первичного запроса ко вторичному.
Консультант: В двух словах скажите, с какой целью вы пришли к психологу. И что бы вы хотели получить в итоге?
Клиент: Я осознано пришла к вам. У меня внучка ей 14 лет, она учится в восьмом классе. Она выпила большое количество моих таблеток ,через некоторое время ей стало плохо о чем она мне и сообщила. Я всегда о ней заботилась, все старалась для нее сделать Я не понимаю что, происходит и хочу, чтобы вы помогли мне, разобраться, что происходит с моим ребёнком.
Консультант: Что вы чувствуете сейчас, когда об этом говорите? (эмоциональный контакт)
Клиент: Я чувствую растерянность, обиду за свою внучку. Ведь я её пою, кормлю, одеваю, ни в чём ей не отказываю, а она так со мной поступает.
Консультант: Правильно ли я вас понимаю, что вы не понимаете причин, по которым ваша внучка пошла на такое?(установление интеллектуального контакта)
Вы хотите помочь своей внучке, но не знаете, как это сделать?
Клиент: Да вы правы. Я переживаю за внучку и понимаю, что необходимо что-то делать и хочу во всём этом разобраться
2этап- Вторичный запрос
Консультант: Как вы себе представляете, как я вам буду помогать? (введение клиента в состояние замешательства?)
Клиент: Ну, вы же более компетентны в этом вопросе. Я хочу, чтобы вы мне посоветовали как быть в данной ситуации.
Консультант: Я вас правильно поняла? Вы переживаете из-за того, что что-то происходит с вашей внучкой, есть какие-то определенные причины идти на этот шаг? А какие вы не знаете?
Клиент: Да это так.
Поиск консультативной мишени.
Консультант: А какой бы вы хотели видеть свою внучку?
Клиент: Я хотела, чтобы было как раньше, чтобы у нас не было секретов. Я ведь старалась правильно воспитывать свою внучку
Консультант: Как вы думаете, когда именно произошли изменения в поведении внучки?
Клиент: Это длится около года. Я стала замечать, что моя внучка с вечерней прогулки возвращаться довольно поздно, учебой не заинтересована, грубит. Если я захожу в комнату, она сидит за компьютером в агенте, то быстро сворачивает окно. Делаю замечания, на которые она не реагирует.
Консультант: А какая реакция у внучки на ваши замечания?
Клиент: Вы знаете, она молчит.
Сказала: Почему другим девочкам можно гулять до поздна, а я не могу, у тебя устаревшие взгляды на жизнь, почему я должна жить как ты. Я не могу ни кого пригласить в гости, а также не могу вечером погулять. Я реже стала общаться с внучкой так, как она не идет на контакт. Может быть я в чем-то её не понимаю? Я прошу у вас совета.
Консультант: Что вы чувствуете, когда об этом говорите? (эмоциональный контакт)
Клиент: Я чувствую боль, вспоминаю глаза внучки. Прихожу домой и «упираюсь» в закрытую дверь. Какая-то связующая нить между нами оборвалась. Я чувствую, что начинаю её терять.
Консультант: Как вы считаете, возможно, изменить данную ситуацию?
Клиент: Даже не знаю, что делать.
Консультант: А что бы вы хотели видеть в конечном итоге?(проверка экологии)
Клиент: Счастливые глаза внучки. Хотелось бы, чтобы вернулись те доверительные отношения, добрые времена, которые были раньше.
Консультант: Как вы думаете, возможно, ли это?
Клиент: Я думаю, что это возможно. Я признаю , что я сильно на неё давила. Я с ней пыталась поговорить, но она захлопывает дверь передо мной
Консультант: Расскажите, как вы пытались с ней поговорить?
Клиент: Да мне кажется, неудачно я выбрала время. Пришла я домой уставшая, посуда не помыта, дома не убрано. Она сидит за компьютером в наушниках, не слышит. Я подошла, а она агент сворачивает. Я не выдержала и стала на неё кричать, что я устала «как собака», а ты мне по дому помочь не можешь. И пошла мыть посуду, ужин готовить.
Через некоторое время опять подхожу к внучке спрашиваю:
-Да что с тобой творится?
-Почему ты перестала, со мной делится?
-Почему не рассказываешь ничего о себе?
(претензия)
Консультант: А как вы думаете, что при этом чувствовала ваша внучка?
Клиент: Вы знаете какие –то глаза потухшие у неё были. Мне кажется у неё в душе, чувства ко мне есть. Я за собой заметила, что я перестала чувствовать, что чувствует моя внучка.
Консультант: Как вы думаете, почему ваша внучка так себя ведет?
Клиент: Может быть, она хочет обратить на себя внимание?
4-способа взаимодействия
Обговорить с клиентом способ взаимодействия
Консультант: Какие вы видите пути, выходы из сложившейся ситуации
Клиент: Наверно, мне нужно измениться.
Консультант: Каким образом вам нужно измениться?
Клиент: Я перестану упрекать свою внучку. Буду больше уделять ей внимания?
Консультант: Как вы будете уделять ей внимание?
Клиент: Я поняла свою ошибку. Не буду часто ругаться за не вымытую посуду. Постараюсь каждый день спрашивать как у неё дела в школе, друзьями. Вызову её на откровенный разговор.
Консультант: Что вы чувствуете сейчас? Клиент: У меня как «камень с души свалился», я чувствую облегчение. Я хочу быстрее пойти домой, прижать её себе, поговорить с ней, успокоить.

Рекомендации психолога:
1. Не создавать напряжение во взаимоотношениях
2. Часто использовать косвенно установочные фразы: «Все будет хорошо», «Завтра будет новый день», «Не бывает безвыходных ситуаций».
3. Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
4. Поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах.
5. Активизировать чувство юмора с целью активизации снятия стресса (ирония, улыбка, смех, которые помогают переоценить значимость событий и преодолеть трудности.)
6. Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.)
7. Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.

Литература
Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.
Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002
Категория: Психология | Добавил: Иринка9141
Просмотров: 13 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 12:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru