Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Психология

Тренинг "Негативные родительские установки"
2017-01-29, 2:18 PM
Тренинг « Негативные родительские установки»
Тренинг, для родительской общественности в рамках проведения конференции «Профилактика аутодеструктивного поведения учащихся
организаций образования района»

Позитив «Улыбнись».
-Добрый день, уважаемые участники нашего тренинга. Сегодня мы с вами поговорим о негативных родительских установках.( слайд № 1). Что же это? Прежде чем мы перейдем непосредственно к теме нашей беседы попробуем разобрать это понятие.
Наши родители мечтали видеть нас здоровыми, счастливыми, успешными. Того же хотим и мы для своих детей. Однако необдуманные высказывания взрослых могут заложить в детское подсознание программу, которая мешает ребёнку вырасти полноценной личностью.
Некоторым приходилось возможно слышать в детстве «Горюшко ты моё», «За что мне такое наказание…», «Пора стать самостоятельным. Что ты ведёшь себя как маленький?» Психологи пришли к выводу, что во взрослом человеке живет зависимость от кого-то из родителей, который в своё время снабжал свое дитя кодовыми фразами установками. В психологии это явление получило название «родительских директив» или « родительских установок», закладываемых в подсознание ребёнка. И не всегда они позитивны.
Занявшись исследованием родительских директив, специалисты выделили 12 основных, наиболее часто встречающихся скрытых установок. Их формулируют вполне конкретные слова и действия родителей. Невыполнение этих указаний влечёт за собой чувство вины перед родителями, которое даже теперь, став взрослыми, мы не можем объяснить. Со своей стороны, зная эти установки, мы можем попробовать избавить своих детей от давящего чувства собственного несовершенства.

Установка «Не живи» ( слайд № 2)
Звучит очень страшно и даже противоестественно. Но разве никогда не приходилось слышать, как родители (необязательно наши или мы сами) говорят в сердцах: «Глаза бы мои тебя не видели», «Мне не нужен такой плохой мальчик», «Господи, как ты мне надоел». Некоторые «сдержанные» родители просто проводят с ребёнком беседы на тему , как трудно воспитывать детей, сколько хлопот, тревог и лишений несёт с собой родительская доля. В малыше (а через много лет и во взрослом) рождается уверенность в том, что он вечный должник отца и матери.

Между тем, решение обзавестись ребенком принадлежит исключительно родителям. Если они не знали, что путь этот непрост и тернист, не стоит перекладывать на ребенка ответственность за свои заблуждения. А теперь попробуем представить себе мысли и чувства ребенка, который слышит нечто подобное… Он вполне может сделать вывод, что для мамы или папы было бы лучше, если бы его не было на свете. На самоубийство ребенок, вряд ли пойдет, но не стоит удивляться, если, сполна проникшись установкой «не живи», он в раннем детстве будет получать частые травмы, а позже найдет другой способ разрушить своё здоровье: алкоголизм, наркомания, обжорство…

Есть ещё один вариант реакции на установку «не живи» - нарочито хулиганское поведение ребёнка. Проще чувствовать себя виноватым за дело, нежели испытывать постоянное чувство вины неизвестно за что. Во взрослой жизни человек с крепко усвоенной установкой «не живи» будет чувствовать себя никчемным, считать, что его не за что любить и уважать. Возможно, он потратит жизнь, чтобы доказать собственную значимость.
Просмотр видеоролика «Взаимоотношения родителей и детей».
Установка «Не будь ребёнком» ( слайд № 3)
Даже самым лучшим родителям редко удается избежать фраз: «Ну что ты как маленький!», «Пора стать взрослее», «Ты уже не ребенок, чтобы ныть из-за пустяков». Подсознательный посыл таков: быть ребёнком – плохо, быть взрослым – хорошо.

Большинство из нас впитали в себя этот посыл. В результате боимся или не умеем общаться с детьми. Нам не о чем с ними говорить, нам легко учить и наставлять их, но бесконечно трудно разделять их интересы и жить их жизнью. Если мы испытываем чувство вины при желании побаловать себя или осуществить какое-либо ребяческое безумство, установка любой ценой не быть ребенком сидит в нашем сознании и отравляет нам жизнь. Поэтому надо постараться не призывать своих детей быть взрослыми прежде, чем им исполниться 10 лет.

Установка «Не расти» ( слайд № 4)
Практика показывает, что многие родители с наслаждением внушают своим детям чувство собственной незаменимости. «Я никогда тебя не брошу!», «Я всегда помогу своей маленькой деточке». Детское мышление может расшифровать эту заботу так: «Если я вырасту и стану самостоятельным, то лишусь самого главного в жизни – родительской поддержки».

Выросший, человек с такой директивой чувствует себя виноватым, позволив себе влюбиться. Это очень преданные дети, согласные жить с мамой и папой даже ценой создания собственной семьи. Если такой человек все же женится, то семейная жизнь превращается для его избранника в кошмар. Такие не выросшие взрослые дети отказываются жить раздельно с родителями, и не мыслят жизни без того, чтобы посвящать маму(папу) во все перипетии своих супружеских отношений.

Установка «Не думай» ( слайд № 5)
Знакомо ли звучит: «Ты что, самая умная?», «Хватит рассуждать – делом занимайся», «Я старше, я лучше знаю, слушай меня и всё!» Действительно, взрослые лучше разбираются в жизни. У них больше опыта. Гораздо легче переложить решение всех вопросов на них. Тем более взрослые сами этого хотят. Результат? Человек, получивший в раннем детстве такую установку, часто испытывает беспомощность и полное отсутствие идей. Нередко их преследуют головные боли, делающие сам процесс мышления невозможным. Они испытывают подсознательное недоверие к результатам своих размыщлений, часто совершают необдуманные поступки, оставляющие чувство недоумения «Как я мог такое совершить?»

Установка «Не чувствуй» ( слайд № 6)
Вообще-то этот запрет можно разделить на две части – стыдно испытывать боль, дискомфорт и стыдно испытывать эмоции. Чаще всего под запретом оказываются эмоции гнева и страха: «Такой большой мальчик, а боишься маленькую рыбку!», «Как не стыдно плакать!», «Немедленно прекрати топать, чего ты раскричался!». Результат? Человек испытывает отрицательные эмоции, но не умеет их выпустить. Копит негатив внутри, срывается на близких, ощущает себя «раздраженным в принципе».

Запрет испытывать неприятные физические ощущения тоже звучит знакомо: «Потерпи – пройдет», «Не сахарный – не растаешь». Взрослые, усвоившие эту установку, часто страдают психосоматическими заболеваниями – аллергией, астмой, мигренями, необъяснимыми болями.
Анкетирование родителей
Анкета для родителей.

1. Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?
1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);
2) побеги из дома;
3) грубость, сквернословие;
4) употребление алкоголя, пьянство;
5) курение;
6) раннее начало половой жизни;
7) хулиганство;
8) унижение других;
9) воровство;
10) неподчинение, критика взрослых;
11) ношение вызывающей одежды;
12)отрицательное отношение к учебе;
13)драки, нанесение телесных повреждений;
14)употребление наркотиков;
15)что-то еще.

2 .Какие из них вы считаете самыми распространенными среди сверстников ваших детей или вашего ребенка (перечислите, пожалуйста, соответствующие номера ответов из первого вопроса)?

_______________________________________________________________

3. Сколько, примерно, времени в день ваш ребенок (или ваши дети) предоставлен самому себе?
1) не более 1часа;
2) 2-3 часа;
3) 4-5 часов;
4) 6-8 часов;
5) Более 8 часов;
6) Затрудняюсь ответить.

4. Что обычно делает ваш ребенок в свободное от учебы время?__________________________________________________________

5. Что, с вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося от нормы поведения?
1) стремление получить сильные впечатления;
2) заболевание ребенка;
3) повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя;
4) неблагополучная ситуация в семье;
5) стремление к самостоятельности и независимости;
1) недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;
2)отставание в учебе;
3)пренебрежение со стороны сверстников;
4) непонимание взрослыми трудностей детей;
5)недостаточная уверенность ребенка в себе;
6) отрицательная оценка взрослыми способностей детей;
7) стрессовые жизненные ситуации;
8) напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей и т.д);
9) примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации;
10) чрезмерная занятость родителей;
11) конфликты с родителями;
12) что-то другое_______________________________________________

6. К кому из специалистов вы обратились бы в первую очередь за помощью, если бы у вашего ребенка появились проблемы в поведении?
классному руководителю;
школьному психологу;
социальному педагогу;
психотерапевту;
инспектору по делам несовершеннолетних;
врачам;
справились бы самостоятельно;
к кому-то ещё;
затрудняюсь ответить.

7. Возникают ли у вас опасения, что ваш ребенок может попасть в плохую компанию?

1) да; 2) нет; 3) затрудняюсь ответить.

8. Если вы опасаетесь, что вызывает ваши опасения?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Установка «Не достигай успеха» ( слайд № 7)
Те, кто получил в детстве такую установку, как правило, очень трудолюбивы и старательны. Но их по жизни точно преследует злой рок: в самый последний момент дело, в которое было вложено много сил, «лопается» по не зависящим от них причинам. Какие высказывания формируют установку на провал? Как ни странно, самые невинные: «Ты должен ценить наши труды, мы отказывали себе во всём, чтобы ты мог ходить в этот кружок, брать уроки английского, поступить в университет». В основе таких наставлений нередко лежит бессознательная зависть родителей к успеху ребенка, хотя осознанно они всего лишь хотят, чтобы дети достигли большего, чем они сами.

Установка «Не будь лидером» ( слайд № 8)
Вероятно приходилось слышать «Не высовывайся!», «Будь как все», «Тебе что, больше всех надо?» Родителей можно понять: они хотят уберечь свое дитя от чувства зависти и других негативных эмоций, которые яркие личности вызывают в посторонних людях. Но велика вероятность, что подросшие дети обречены по жизни ходить дома и на службе в вечных подчиненных. Есть и другое неприятное последствие – боящийся лидерства человек, даже достигнув каких-то высот, панически боится или просто не в состоянии взять на себя ответственность.

Установка «Не примыкай к другим» ( слайд № 9)
Эту установку часто внушают родители, имеющие проблемы в общении с другими людьми. Они всячески подчеркивают, что их дитя – единственная радость в жизни, единственный родной человек, единственный друг. В общении со своим «единственным» они всячески подчеркивают его исключительность, непохожесть на других. Многие слышали в детстве «Ты ведь у меня не такой как все» Результат? С ранних лет ребенок привыкает чувствовать себя отдельным существом. Он не сливается с коллективом, редко имеет близких друзей, хотя может иметь кучу поверхностных контактов. Со временем это начинает сильно мешать. А причины такого отношения даже взрослый понять не может, ведь он делает то же, что и другие, и старается быть как все.

Установка «Не делай» ( слайд № 10)
«Это опасно, я за тебя сделаю», «Оставь все мамочке, сам не справишься». Если установка повторялась слишком часто и усвоилась хорошо, человек испытывает мучительные трудности в начале каждого дела, даже хорошо знакомого – будь то сочинение романа, подготовка отчета или стирка белья. Этим людям мучительно не хватает времени, они никак не научатся планированию дел, они всегда не успевают и живут в режиме «дед-лайн», хотя на самом деле могли бы все делать вовремя.

Упражнение «Запреты»

Установка «Не желай» ( слайд № 11)
«Хотеть не вредно!», «Опять тебе чего-то надо!», «Сколько же можно хотеть и просить!» Эти слова внушают маленькому человеку, что испытывать желания – плохо. Вырастая, он с радостью будет радовать других и удовлетворять их потребности, однако попросить что-то для себя, тем более – настоять на правомерности своих желаний не сможет. Не позволит внутренний барьер. Именно те, кто в полной мере усвоил установку «Не желай», стыдятся отстаивать свои интересы в суде, бесконечно уступают в семейной жизни и на работе.

Установка «Не будь самим собой» ( слайд № 12)
Особенно часто такая установка дается родителями, которые хотели ребенка одного пола, внешности и характера, а получили нечто прямо противоположное. Если в семье один из детей «лучше» (удобней и больше отвечает требованиям родителей), второму тоже могут внушать «Будь похож на брата (сестру)», «Почему твой брат может, а ты – нет?» и так далее. Наиболее частая фраза, которую доводилось слышать всем без исключения: «Ну почему ты не…» (нужное впишите сами). Если подобные сравнения и упреки повторяются слишком часто, может вырасти взрослый, который постоянно неудовлетворен собой, живет в состоянии мучительного внутреннего конфликта, который приводит к затяжной депрессии.

Установка «Не наслаждайся здоровьем» ( слайд № 13)
Во многих семьях высоко ценится преодоление. Ребенок, который отправился в школу с температурой, заслуживает всякого поощрения. Тот же, кто позволяет себе во время болезни расслабиться и отдохнуть, воспринимается с некоторым осуждением. «Ты не должна болеть. Ты – мать детей!», «Ничего, что плохо себя чувствуешь, обязанности никто не отменял» - расхожие фразы в таких семьях. Ребенок, а затем взрослый, слыша подобный посыл, приучается с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему внимание, с другой – к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия. В результате такие люди пополняют армию бедолаг, которые упрямо сидят на работе, даже если простуда берет за горло. И с огорчением узнают, что никакой похвалы их трудовой подвиг не заслуживает. Это становится поводом для ощущения своей недооцененности, заниженной самооценки и обид.

Таким образом, можно попробовать сознательно избегать слов, которые могут испортить будущее ребенка. Но ситуация меняется, и теперь тот ребенок стал взрослым. А это значит он имеет полное право сознательно изменить бессознательные решения, которое навязало ему его собственное детство.
Просмотр видеоролика « Пригласи меня , папа, на вальс».
Просмотр видео «Притча о маме».
Слайд № 14
Как часто мы говорим детям:
Я сейчас занят(а)…
Посмотри, что ты натворил!!!
Как всегда неправильно!
Когда же ты научишься!
Сколько раз тебе можно повторять!
Ты сведёшь меня с ума!
Что бы ты без меня делал!
Вечно ты во всё лезешь!
Уйди от меня!
Встань в угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:
Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали?!
Иди ко мне!
Садись с нами…!
Я помогу тебе…
Я радуюсь твоим успехам!
Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
Расскажи мне, что с тобой…
- Заканчивая наш тренинг, хочется пожелать счастья и здоровья вашим детям, а самое главное, мира и гармонии в ваших семьях!!! Спасибо за внимание!!!

Районная конференция

«Профилактика аутодеструктивного поведения учащихся организаций образования Буландынского района»

Мастер класс
« Негативные родительские установки»

Разработал: педагог- психолог КГУ "Капитоновская СШ" Ермуханова И.И.; Буландынский район; Акмолинская область

г.Макинск
Категория: Психология | Добавил: ladyermuhanova | Теги: родители, аутодеструктивное поведение, негативные родительские установки, тренинг
Просмотров: 130 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2017-07-25, 7:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [178]
Педагогика [302]
Математика [824]
Физика [264]
История [360]
Классному руководителю [539]
Русский язык и литература [723]
Физическая культура [224]
Английский язык [433]
Искусство [195]
Родительский совет [17]
Биология [337]
Информатика [382]
Начальная школа [1951]
Мой Казахстан [250]
Технология [138]
Самопознание [180]
Технология труда [61]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [168]
Дошколенок [508]
География [138]
Школьная библиотека [54]
Казахский язык и литература [585]
Химия [41]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru