Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Научная статья на тему: Проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей мла
[ · Скриншот ] 2017-05-23, 10:02 PM
Проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста
Аннотация:
Проблема развития коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста является одним из ключевых вопросов образования и является очень актуальной темой на сегодняшний день. В данной статье раскрываются следующие аспекты:
1. Понятие коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте;
2. Функции и виды УУД;

Введение:
На современном этапе развития российского общества происходит изменение целевых установок в определении образовательных результатов учащихся. Цели образования перестают выступать в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть ученик, а предстают в виде характеристик сформированности его личностных, познавательных, коммуникативных способностей. В связи с этим Правительством и министерством образования РФ было принято решение о разработке Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.
Для универсальных учебных действий предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий. Все виды универсальных учебных действий рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Основной идеей федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало внедрение системно - деятельностного подхода в обучении детей. Опираясь на системно-деятельностный подход группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, О. А. Карабановой, И. А. Володарской была разработана концепция развития универсальных учебных действий. В стандарте определены следующие виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
В рамках обучения большую роль приобретает коммуникативные универсальные учебные действия. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, организацию и осуществление общей деятельности, а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Но как показывает практика, не всегда младшие школьники уверенно владеют этими компетенциями.
Цель: проанализировать особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах.
Понятие коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте
Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. Термин «универсальные учебные действия», по мнению авторов концепции, означает в широком смысле умение учиться, «т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса».
Универсальные учебные действия являются одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. В их исследованиях убедительно показана не только сама возможность практической организации эффективных форм сотрудничества учеников начальной и средней школы по поводу усвоения учебного содержания (русский язык, математика и другие предметы), но и зафиксировано позитивное влияние опыта сотрудничества на развитие общения и речи.
По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».
Понятие «универсальные учебные действия», по мнению авторов стандарта 2010 года (О.А. Карабанова), связано с понятием «общеучебные умения». Общеучебные умения объединены в три группы: учебно- управленческие, учебно-информационные и учебно-логические.
Универсальные учебные действия как отмечает О. А. Карабанова: «обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты».
Универсальные учебные действия в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования (начального, основного, среднего (полного)). Универсальные учебные действия были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена программа развития универсальных учебных действий.
Поскольку универсальные учебные действия относятся к личностным и надпредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, их освоение невозможно отнести исключительно к конкретному учебному предмету, но можно отнести к определенной теме.
В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:
 потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
 владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
 позитивное отношение к процессу сотрудничества;
 ориентация на партнера по общению;
 умение слушать собеседника.
Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:
 коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
 коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);
 коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребенка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Действительно, наблюдения за дошкольниками и первоклассниками показывают, что уровень развития у многих из них реальной коммуникативной компетентности далек от желаемого.
Проблема успешности коммуникативной деятельности достаточно разработана педагогической психологией. В педагогических публикациях часто обсуждается учебный процесс с точки зрения раскрытия и реализации его потенциальных возможностей.
Однако методический инструментарий педагога до сих пор не имеет четких критериев и практической системы формирования коммуникативной успешности детей (за исключением, вероятно, системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова).
Теоретические исследования формирования коммуникативной успешности учащихся начальной школы наиболее целостно представлены в концепции Гришановой И.А. Вклад автора состоит в разработке и теоретическом обосновании параметров, критериев, уровней коммуникативной успешности младших школьников. По нашему мнению, они имеют практическое применение в образовательной среде.
В качестве параметров выступают:
 когнитивный – способность определять собственные коммуникативные проблемы;
 поведенческий – способность управлять поведением;
 эмотивный – способность владеть эмоциями.
Когнитивный параметр: способность проявлять интерес к общению; помогать и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам; критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания одноклассников; ориентироваться в ситуации общения; способность к самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества в учебной деятельности.
Поведенческий: способность располагать к себе одноклассников, умение шутить, улыбаться в общении, самостоятельно принимать решения, стремиться к успеху, способность речью, мимикой или жестами выразить свое отношение к происходящему, осознавать свое поведение в коллективе, следовать адекватным формам поведения.
Эмотивный: способность держаться спокойно и уверенно, управлять своим эмоциональным состоянием, регулировать силу голоса и темп речи адекватно ситуации общения, сдерживаться в ситуации конфликта.
Таким образом, универсальные учебные действия - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. В качестве психолого-педагогической платформы универсальных учебных действий можно рассматривать развитие личности в системе образования, которое обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.

Функции и виды универсальных учебных действий
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Рассмотрим функции универсальных учебных действий:
 обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
 создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
 обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями начального общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный (включающий также действия знаково-символические);
4) коммуникативный.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
 постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
 разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
 управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Таким образом, формирование системы универсальных учебных действий в составе коммуникативных действий, осуществляется в рамках нормативно возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся в различных предметных областях, в современной учебной деятельности, что позволяет учащимся быть успешными в дальнейшем процессе обучения.

Вывод
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов. Важнейшей задачей современного начального образования становится формирование универсальных учебных действий.
В процессе работы были решены следующее задачи: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; раскрыть сущность и структуру коммуникативных универсальных учебных действий.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу таких авторов как Асмолов А.Г., И.А. Гришанова, Арефьева О.М., Костромина С.Н., Фабер А., можно сделать следующие выводы:
Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный (включая логические, познавательные и знаково-символические действия) и коммуникативный.
По мнению И.А. Гришановой, коммуникативные УУД - это владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и дальнейшей профессиональной деятельности.
Рассмотрев особенности формирования коммуникативных УУД, мы пришли к выводу, что существуют различные формы работы, которые бы способствовали развитию коммуникативных УУД:
 организация взаимной проверки заданий,
 выполнение заданий учебников и рабочих тетрадей,
 взаимные задания групп,
 обсуждение участниками способов своего действия,
 учебные игры,
 соревнования, работа в группах, работа в паре,
 проектная деятельность,
 кружковая работа.
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать творцом образовательного процесса.
Таким образом, мы раскрыли особенности развития коммуникативных УУД в начальной школе. Поставленные цели достигнуты, задачи решены.
Библиографический список
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
2. Арефьева О.М. Формирование коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников: [Текст] /автореферат диссертации. М., 2012. 156 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / М., 1991. 597 с.
4. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): [Текст] / Монография. М., 2006. 136 с.
5. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны? [Текст] / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №2. С. 10-18
Категория: Педагогика | Добавил: maslachkann
Просмотров: 508 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-12-17, 11:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [183]
Педагогика [313]
Математика [830]
Физика [266]
История [364]
Классному руководителю [541]
Русский язык и литература [728]
Физическая культура [225]
Английский язык [433]
Искусство [197]
Родительский совет [19]
Биология [341]
Информатика [383]
Начальная школа [1965]
Мой Казахстан [252]
Технология [140]
Самопознание [182]
Технология труда [61]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [174]
Дошколенок [515]
География [138]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [607]
Химия [45]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru