Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Статья "Роль учителя в формировании естественнонаучной функциональной грамотности учащихся"
[ · Скриншот ] 2017-09-10, 2:46 PM
Роль учителя в формировании естественнонаучной функциональной грамотности учащихся
Обухова Надежда Викторовна
учитель географии КГУ «СШ №12»
ГУ «Отдел Образования акимата Житикаринского района»
Костанайская область, Республикам Казахстан

«Есть одна непреходящая ценность - стремление к знаниям»
- эти слова, сказанные нашим Президентом, определяют главную цель образования в настоящее время.
Словарь терминов современного педагога трактует понятие о функциональной грамотности следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре». [1]
Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — предостережение возможного социального кризиса.
Одна из основных задач школьного образования сегодня — подготовка учащихся к адаптации в современном мире [3]. Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.
Что же такое функциональная грамотность? Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей, которые определяют её как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления.
Условно уровень функциональной грамотности фиксируется в выражениях: «Современный казахстанский ученик должен знать и уметь...». Применительно к современному этапу развития Казахстана наиболее актуальным является следующие виды функциональной грамотности: языковая грамотность, компьютерная и информационная грамотность, правовая грамотность, гражданская грамотность, финансовая грамотность, экологическая грамотность, профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, связи с общественностью, планирование, новые технологии и т.д.). Особое место в представлении о функциональной грамотности занимает деятельностная грамотность. Иначе говоря, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.
Современному обществу требуются люди, которые умеют быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. В новых обстоятельствах процесс обучения учащихся должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Предпосылкой же развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности.
Одним их основных направлений модернизации системы образования является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества.
Решение поставленных задач зависит от профессионализма учителя. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Каждый педагог должен понимать свою роль в становлении личности. Личная увлечённость учителя порождает успех во внедрении образовательных реформ. [5] Задача учителя не преподносить знания школьникам, а создать условия самостоятельного добывания знаний. Нужно следовать мудрой пословице: «Давать не рыбу, а удочку».
Профессиональная компетентность учителя в формировании функциональной грамотности учащихся характеризуется как интеграция педагогических знаний, умений, профессионально значимых личностных качеств на достижение социально-педагогических результатов по формированию информационной, проблемной, коммуникативной и организационной компетенций выпускников школы, формированию компетенции в решении жизненных проблем, необходимых для адаптации и полноценного функционирования в современном обществе. Структура профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся включает следующие компетенции: предметно-методологическая, психолого-педагогическая, компетенция в области валеологии образовательного процесса, коммуникативная, компетенция в области управления качеством образовательной системы «учитель-ученик». Работа учителя по формированию функциональной грамотности учащихся должна включать следующие этапы: целеполагание, планирование, прогнозирование, реализация, коррекция, рефлексия.
Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности учащихся учителю необходимо применять специальные активные, деятельностные, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии. Среди них можно выделить следующие виды деятельности и технологии:
• проблемно-диалогическая техно¬логия – это освоение новых знаний, позво¬ляющая формировать организацион¬ные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоя¬тельно осуществлять деятельность учения;
• технология формирования правильной читательской деятельности, создающая условия для разви¬тия важнейших коммуникативных умений;
• технология проектной деятель¬ности - обеспечивает условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникатив¬ных и оценочных умений (подготов¬ка различных моделей и плакатов, организация и проведение конкурсов, викторин, мини-исследований и др., предусматривающих обязательную презентацию полученных результа¬тов);
• уровневая дифференциация обу¬чения, использование которой вносит определённые изменения в стиль вза¬имодействия учителя с учениками (ученик - это партнёр, имеющий пра¬во на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя - помочь учащемуся принять и выполнить принятое им решение;
• информационные и коммуника¬ционные технологии, использование которых позволяет формировать ос¬нову интеллекту¬альных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
• технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а работа учителя на каждом уроке и образовательные технологии, кото¬рые выбирает учитель, формируют функ¬циональную грамотность учащихся, соответствую¬щую их возрастной ступени. Поэто¬му важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проб¬лема формирования его технологи¬ческой компетентности, включаю¬щей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения совре¬менных образовательных техноло¬гий на уроке, готовность к их адап¬тации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных осо-бенностей учащихся.
Отсюда вытекают требования и к компетентностям учителя, если он ставит задачу формирования естественнонаучной грамотности учащихся:
1. учитель сам должен обладать компетентностями, которые составляют естественнонаучную грамотность. Только тогда учитель сможет целенаправленно использовать задания по естественнонаучной грамотности в учебном процессе и тем более самостоятельно разрабатывать такие задания;
2. учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся. А это требует педагогической компетентности.
Одно из требований - обладание компетентностями естественнонаучной грамотности: на определённом уровне учитель должен обладать квалификацией учёного-исследователя, т.е. в ходе своей профессиональной подготовки (включая повышение квалификации) получить и далее пополнять опыт исследовательской деятельности в области естественных наук. Развитие профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей реализацию педагогического процесса, инициирующего и формирующего функциональную грамотность учащегося, является на современном этапе развития образования одной из главных задач.
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой. В рамках этого процесса интеграция становится краеугольным камнем всех преобразований в образовании. [8] При формировании функциональной грамотности особое значение имеет система оценивания учебной деятельности учащихся. Эта система называется критериальной. В отличие от традиционной, оцениваемые параметры разделяются на критерии. В каждом критерии выделены уровни знаний, умений и навыков, а также деятельностные показатели. Система оценивания делится на текущую, формирующую и итоговую. В конце четверти или полугодия ученик получает определенную совокупность баллов, которые подразделяются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». При этом виде оценивания ученик имеет больше возможностей показать, проявить себя. Ученик оценивается в деятельности, а это очень важно при формировании его функциональной грамотности. Таким образом, подобная система оценивания помогает формировать на уроках функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся. По мере развития науки и техники, требования к знаниям растут, расширяется их диапазон, формируются новые качественные признаки. Поэтому можно сказать, что функциональная грамотность человека выступает показателем его способности адаптироваться к условиям микросоциума.
В условиях модернизации системы образования роль предметов естественнонаучного цикла, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения жизненно важных для людей задач и проблем. Поэтому, одной их задач изучения предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательных школах должно быть ориентировано на развитие функциональной грамотности учащихся.
Мы живем в эпоху новейших технологий и открытий, когда ученики могут найти без особого труда необходимую информацию в интернете, но, тем не менее, многое зависит от деятельности педагога, в данном случае - учителя географии. Ведь знания учеников - это результат труда педагога и ученика, связанных невидимой нитью интереса.
Таким образом, знания необходимо рассматривать как экономический ресурс государства, фактор производства и поэтому, мы должны стремиться, в первую очередь заинтересовать каждого ученика в своем предмете. И это, я думаю, главная ценность и цель учителя.
Работа педагога заключается не только в умении качественно проводить уроки и давать знания по предмету, оговорённые в рабочих программах, календарно – тематических планах, но и работать по «вовлечению» учеников в предмет.
Для всего этого, в нашем государстве проводится большая работа. Главой государства в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. Что же может дать нам, учителям географии, принятие данной программы?
Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и медлительные, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в школу с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание — хорошо учиться — озаряет весь смысл школьной жизни детей. Нет сильных или слабых — есть заинтересованные. Очень часто даже слабые обладают оригинальностью идей. Нам, педагогам, надо поддержать, развить человека в человеке, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Содержание понятия «грамотность» трансформируется исторически вместе с изменением требований общества. Изменение современной парадигмы образования под влиянием социальных факторов, тенденций развития общества определили необходимость рассмотрения вопроса формирования функциональной грамотности в сфере коммуникации как важное качество личности, определяющее успешность функционирования индивида в современном обществе. Формирование функциональной грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.

Список использованной литературы
1. Государственная Программа развития образования Республики Казахстана 2011-2020 годы от 7 декабря 2010 года.
2. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». 14.12.2012.
3. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы.
4. Компетенции в образовании: опыт проек¬тирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Ху¬торского. – М.: Научно-внедренческое пред¬приятие «ИНЭК», 2007. – 327 с.
5. Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы)//Педагогика. 1999. - №2. - С.26-29.
6. Перминова Л.М. Функциональная грамотность/ неграмотность как социально-педагогическое явление. – М., 2003.
7. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. – М., 1997.
8. Тянгян С.А. Грамотность в компьютерный век. – М.: Педагогика. – 1995. - №1.
Категория: Педагогика | Добавил: nadanada15 | Теги: естественнонаучная грамотность, функциональная грамотность
Просмотров: 11 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2017-09-25, 9:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [183]
Педагогика [308]
Математика [825]
Физика [264]
История [360]
Классному руководителю [539]
Русский язык и литература [724]
Физическая культура [224]
Английский язык [433]
Искусство [195]
Родительский совет [19]
Биология [337]
Информатика [382]
Начальная школа [1951]
Мой Казахстан [250]
Технология [138]
Самопознание [181]
Технология труда [61]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [168]
Дошколенок [509]
География [138]
Школьная библиотека [54]
Казахский язык и литература [586]
Химия [41]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru