Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Использование дидактических игр и упражнений при организации коррекционных занятий с детьми обучающи
[ Скачать с сервера (25.2 Kb) ] 2019-05-20, 6:10 AM
Использование дидактических игр и упражнений при организации коррекционных занятий с детьми обучающимися на дому»
Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение учащимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта.
Правовую основу организации обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, составляют: Закон «Об образовании» ; Закон « О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».
Все учебные предметы для учащихся надомного обучения имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Учитель вправе самостоятельно выбирать формы и методы работы на каждом этапе работы, начиная с планирования, опираясь на диагноз и способности своего надомника.
При этом учитель должен учитывать: 1) всесторонние знания ребенка, его опыт и оказание ему рациональной, специальной помощи; 2) доступность преподаваемого материала; 3) индивидуализация методов, дидактических средств, темпа работы; 4) активное и сознательное участие ребенка в процессе научения – обучения; 5) постепенное возрастание трудности; 6) формирование устойчивых достижений и умений ими пользоваться (логическое расположение материала, постоянное закрепление полученных знаний и навыков, применение их в повседневной жизни).
Наряду с учебной деятельностью, на каждом уроке педагогом ведётся коррекционно-развивающая работа.
Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:
1. совершенствование движений и сенсомоторного развития;
2. коррекция отдельных сторон психической деятельности;
3. развитие основных мыслительных операций;
4. развитие различных видов мышления;
5. коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
6. развитие речи;
7. расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
8. коррекция индивидуальных проблем в знаниях.
Проводя коррекционные занятия, педагог должен заинтересовать и вызвать у ребенка желание заниматься. Именно, познавательный интерес, как мотив учения побуждает ребенка к самостоятельной деятельности. Одним из эффективных средств, пробуждения живого интереса на занятиях, наряду с другими методами, является игра. Игра – это первая простейшая форма деятельности, которой овладевают дети. В процессе игры вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, проявлять инициативу. Игра мобилизует умственные возможности детей, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире » - писал Сухомлинский. Эти аргументы можно считать серьезным основанием для более широкого использования игры в процессе обучения и коррекционной работе.
Чтобы умело использовать дидактические игры на коррекционных занятиях, нужно понимать её роль в обучении и психологического механизма ее воздействия на познавательную активность учащихся.
Учитывая особенности дидактической игры, есть рекомендации по проведению дидактических игр на коррекционных занятиях:
1.Дидактические игры проводятся с учетом физического и умственного
развития ребёнка, состояния его моторных функций, особенностей поведения и характера.
2. В каждой игре необходимо активное участие педагога: объяснение правил игры, показ действий, совместное действие с ребенком, наблюдение за выполнением игровых заданий, предупреждение конфликтных ситуаций.
3. Каждая игра должна иметь целевую направленность и игровые задания должны быть подчинены ей.
4. Продолжительность игры определяется активностью ребёнка, его интересом к выполнению игрового задания. При первых признаках утомления следует переключиться на другой вид деятельности. Педагог постоянно поощряет ребёнка, оказывает ему своевременную помощь, делая это незаметно для него. Ребенку должно быть знакомо чувство успеха.
5. Игровое задание должно быть посильным, понятным, но в тоже время содержать элемент трудности; ребенку нужно приложить усилие, проявить терпение, чтобы достичь цели.
6. Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя их и модифицируя.
7. Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для пользования ребёнком определенного психомоторного развития. Правильно подобранную, умело и уместно проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.
Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические и коррекционные задачи в игровой форме. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем он преодолевает трудности обучающего характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку. Это приобретает особое значение в коррекционной работе, где очень трудно длительное время активизировать внимание ребёнка на однообразной работе, вызвать его активную деятельность, волевое усилие.
Каждый педагог должен иметь свою энциклопедию игр и упражнений, которые он мог бы предложить ребёнку в зависимости от его типологических особенностей и этапа коррекционно-развивающей работы. Ниже приведены некоторые игры и упражнения, которые активно используются при организации коррекционных занятий с детьми обещающимися на дому.
Игра «Угадай эмоцию»
Педагог показывает пиктограммы различных эмоций. Ребёнок должен угадать, эмоцию и объяснить, как он определил, что это за эмоция и в какой ситуации она встречается. Затем ребенка просят изобразить эту эмоцию. Эта игра поможет определить, насколько ребёнок умеет правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.
Упражнение «Посмеемся над страхами»
Это упражнение лучше выполнять, сидя на ковре. Педагог вместе с ребенком вспоминают ситуации, когда им было страшно, и вместе ищут в каждой страшной истории что-то смешное. В конце можно включить запись смеющегося человека и похохотать от души. Дети очень любят это упражнение. Оно поднимает настроение и способствует снятию зажатости как на физическом, так и на психологическом уровне.
«Угадайка»
Учитель предлагает рассмотреть предложенные предметы (например, мяч, ручку, любую игрушку и т. д.) и последовательно задаёт вопросы: «Что это? Какая она? Для чего нужна? Что с ней можно делать?». Такое предварительное словарное упражнение подготавливает детей к проведению дидактической игры. Загадывая какую – либо игрушку или предмет, ребёнок должен использовать все названные слова и оформить их связное высказывание. Цель игры – развивать у детей внимание к слову, пополнять словарный запас, приучать к точному употреблению слов. При проведении этой игры большое место отводится такому приёму, как вопрос. От формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности ребёнка, вопрос должен вызывать его умственную активность. Ставя вопросы, учитель не просто добивается воспроизведения знаний, а учит ребёнка обобщать, выделять главное, сравнивать.
Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. Целью же обучения ребенка на дому, должна стать его социализация к условиям в социуме, через процесс обучения.
Категория: Педагогика | Добавил: zav-gul
Просмотров: 106 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2020-05-28, 5:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [327]
Математика [863]
Физика [273]
История [382]
Классному руководителю [569]
Русский язык и литература [764]
Физическая культура [241]
Английский язык [455]
Искусство [203]
Родительский совет [19]
Биология [356]
Информатика [397]
Начальная школа [2035]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [181]
Дошколенок [573]
География [140]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [641]
Химия [51]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс библиотека тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru