Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Роль модульного обучения в повышении качества профессионального образования.
2021-03-20, 8:02 AM
Роль модульного обучения в повышении качества
профессионального образования

Одной из ведущих мировых тенденций в развитии современного образования является переход к непрерывному, открытому образованию, которое формирует основу информационного общества. Реализация принципов современного образования может привести к качественным изменениям во всей системе образования, включая формы и методы организации образования, роль преподавателей и студентов в учебном процессе.
Проблема реализации непрерывного профессионального образования неразрывно связана с состоянием его качества и запросами работодателей. В настоящее время профессиональное образование из средства подготовки специалистов преобразовалось в категорию обеспечения инноваций и прогресса. В этом контексте актуально и перспективно использование модульного обучения при получении профессионального образования. Кроме того, оно может быть эффективным в плане реагирования на потребности ры труда и привлечения ресурсов социального партнерства.
Использование технологии модульного обучения в процессе реализации профессионального обучения позволит наиболее реализовать принцип непрерывного образования, составляющий основу национальной модели образования. Реформирование казахстанской системы профессиональной подготовки имеет целью преемственность образования человека на весь период его трудовой деятельности:
Переход от знаниецентрической установки к компетентностной предполагает формирование профессионального образования на основе инноваций в структуре и технологии профессиональной подготовки. В этом свете принцип преемственности и непрерывности профессионального образования достаточно полно обеспечивается разработкой новых гибких профессиональных стандартов с учетом интересов работодателей и на базе модульной технологии обучения.
Внедрение модульной системы образования обусловлено декларацией Болонской конференции (1999г.) в качестве обязательного условия и действенного инструмента взаимодействия различных систем образования. Вместе с тем, эта технология подразумевает соответствие подготовки специалистов запросам работодателя, а значит, качество образования и действенность социального партнерства.
Модульное обучение является одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную реализацию дидактического процесса.
Преподавание в колледже требует обновления методики, а также предъявляются новые требования к организации учебной деятельности обучающихся, которая должна соответствовать их склонностям, интересам и возможностям, также разрабатываются новые приемы и методы, которые гарантируют прогнозируемый результат.
Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Можно реализовать модульную организацию через лекции, семинары и лабораторные работы.
Применение модульной технологии обучения имеет свои положительные стороны, а именно:
- адаптированность к требованиям рынка труда и возможность видоизменения в зависимости от требования работодателя;
- модули могут видоизменяться под разноуровневую подготовку учащихся;
- сочетание автономных модулей позволит выстраивать модульные программы, обеспечивающие конкретные профессиональные умения.
Переход на модульную технологию обучения в профессиональном образовании усилит межпредметную связь, дифференциацию дисциплин по уровням усвоения, не будет способствовать дублированию м и разделов в родственных предметах.
Модули должны содержать требования к знаниям и умениям учащихся, а также отражать межпредметные связи и методы, используемые преподавателями при изложении содержания; ресурсы, обеспечивающие качественное изучение модуля; методы измерения в итоговой части. Материал модуля должен быть структурирован на учебные элементы согласно целям обучения.
Модульная технология обучения представляется как система, создающая предпосылки для оптимального решения задач, стоящих перед практикой профессионального образования. В настоящие время модульное обучение весьма актуально, т.к. предоставляет самые широкие возможности для осуществления индивидуализации образования.
В современном Казахстане идет становление национальной модели образования и в этом процессе модульное обучение, как одна из наиболее эффективных образовательных технологий, имеет широкую перспективу.
Модульная технология основана на идее, что обучающийся учится сам (добывает знания, анализирует их, применят их на практике), а преподаватель контролирует его процесс обучения. Выполнение индивидуальной научно-исследовательской работы основывается на достаточно хорошо сформированной базе знаний о методах научного познания, особенностях планирования и проведения эксперимента, а следовательно, сначала предполагается организация теоретической подготовки учащихся, в ходе которой формируются знания об этапах эксперимента, основные умения по работе с литературой, статистической обработки результатов эксперимента. Также во время этой подготовки организуется обсуждение, благодаря которому обучающийся самостоятельно выбирают темы своих индивидуальных исследований, планируют проведение эксперимента.
Модульная технология интересна и эффективна для обучающегося, так как она позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению, повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала. В связи с этим переходом на модульную технологию повышает требования не только к студентам, но и к преподавателю, осуществляющему обучение.
Анализ позволяет выделить 4 основных преимущества модульных программ:
1. Организация процесса обучения представляет большие возможности для развития учащегося как субъекта учебной деятельности за счет планомерного, педагогически и информационно оснащенного самообразования и самообучения.
2. Индивидуализация образования через:
- разноуровневый темп усвоения учебного материала;
- варьирование средств, методов и форм усвоения знаний и умений;
- обособленный контроль учебной деятельности и повышение роли самоконтроля.
3. Наличие в модуле средств входного, поэтапного и итогового самоконтроля учащихся.
4. Автономный и тематически разноплановый характер модулей позволяет на основе их сочетания строить и создавать целенаправленные программы, обеспечивающие развитие конкретных профессиональных умений и способностей.
Однако ряд проблем потребует своего разрешения в перспективе применения данной технологии обучения, а именно:
- определение уровня сложности компоновки модулей;
- техника оценки и контроля результатов обучения, а также выставления личного рейтинга учащихся по итогом периода обучения.
Оценивая модульное обучение, следует отметить его значимость для стимулирования учебно-познавательной активности обучающихся и организации их познавательной деятельности по овладению профессиональными научными знаниями, умениями и навыками.
При этой системе обучающийся может более самостоятельно овладеть разделами учебной программы. Следовательно, при модульном обучении у обучающегося в большой степени, чем при традиционном обучении, формируются навыки самообразования. Вместе с тем и при модульном обучении у обучающегося всегда есть возможность получить помощь, советы и оценку своей деятельности у преподавателя.
Кроме того, модульная технология способствует повышению активности как обучающихся, повышая их мотивацию к приобретению знаний, так и преподавателей, заставляя их совершенствовать свое педагогическое мастерство. Введение модульной системы способствует совершенствованию образовательного процесса колледжа, поскольку позволит осуществить переход от информационно- сообщающего обучения на обучение, моделирующее и формирующее будущую профессиональную деятельность специалистов. Переход на активные формы обучения позволяет готовить специалиста, способного быстро адаптироваться к изменяющимся производственно-экономическим условиям.
Реализация модульной технологии обучения в образовательной деятельности колледжа способствует существенному повышению качества подготовки выпускника, поскольку позволит преподавателям лучше управлять деятельностью студентов в процессе обучения, а обучающимся больше работать самостоятельно, получать консультативную помощь у преподавателей, усваивать учебное содержание при работе с первоисточником и дополнительной литературой.
Модульные программы позволят максимально учесть требования к формированию специалиста с конкретными умениями и способностями. Необходимое условие: единство содержание и технологии обучения, относительная автономность и завершенность блоков учебной информации.
Реализация модульного обучения обусловлена потребностями современного этапа развития экономики. Конкурентоспособность экономики Казахстана зависит от возможности более широкого внедрения модульного обучения, качества профессионального образования, уровня взаимодействия социальных партнеров, обеспечивающих в совокупности инновационный подход.
Таким образом, модульное обучение, имеющее своей главной целью достижением эффективного результата в усвоении научных знаний и формировании профессиональных и личностных качеств будущих специалистов, является перспективным средством совершенствования образовательного процесса для повышения качества профессионального образования.
Категория: Педагогика | Добавил: musab6559
Просмотров: 171 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 6:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru