Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ
2021-03-25, 2:17 PM
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ
Каждый из нас хочет, чтобы обучающийся, которые пришли на занятия с интересом и желанием занимались. В этом заинтересованы все. Но подчас и нам и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желание нет». В этих случаех мы сталкиваемся с тем что у обучающегося еще со школьной скамьи не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Мы с вами прекрасно понимаем, что нельзя успешно учить, если он относится к учению равнодушно, без интереса и , не осознавая потребности к ним. Поэтому перед нами стоит задача по формированию и развитию у обучающихся положительной мативации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Проблема мативации исследуется достадочно широко. Наблюдение за работой преподавателей показывает что они долеко не всегда уделяют должное внимание мативации обучающихся. Многие из нас, часто сами того не замечая исходят из того, что раз обучающийся пришел к нам , то он должен делать все то , что рекомендует педагог. Здесь можно вспомнить древнию мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
Да, можно усадить студентов за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мативаций освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у обучающихся желание «напиться» из источника знаний?
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается?
Какие педагогические средства можно использовать для формирования у обучающихся мотивации к получению знаний?
Как мотивировать познавательную деятельность студента?
«Психологический закон гласит: прежде чем призвать обучающегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее» Л.С Выгодский
«Деятельности без мотива не бывает» А.Н. Леонтьев
Повышение уровня учебной мотивации- это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах занятий разнообразных форм и приемов формирования мотивации укрепляет желание обучающихся овладеть знаниями.
«Когда информация подается вне интереса, в коре головного мозга формируется центр ее активного отторжения» И.Павлов
Без внутреннего настроя обучающегося, без его мотивации на деятельность, основным педагогическим воздействием выбирается насилие.Педагог опирающийся только на понятия «должен» и «необходимо» сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией.
У обучающегося формируется:
-тенденция к уклонению от учебы
-деятельность и результаты учения незнезначительны
-сильная отвлекаемость на занятия
- быстрое утомления
-чувство удрученности и неудовлетворенности
- неподвижность, ригидность мышления.
Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению.
Преподаватель порой забывает о том, что многе из того,что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для обучающегося.
Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.
Процесс формирования и закрепления у обучающихся положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности.
Факторы влияющие на формирование мотивов учебной деятельности обучающихся:
- Содержание учебного материала.
- Стиль общения преподавателя и обучающегося.
- Характер и уровень, учебно-позновательной деятельности.
Содержание учебного материала:
- Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей обучающегося не имеет для него какого-либо значения, не побуждает к учебной деятельности.
- Учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у обучающегося эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.

Для чего необходимо?
- Особый характер преподнесения учебного материала:
- А) аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный):
- Б) деловой:
- В) необычный.
- Использования, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
- А) важность отдельных частей;
- Б) трудность, сложность (простота, доступность)
- В) новизна, позновательность материала
- Г) открытие нового в известном
- Д) историзм, современные достижения науки
- Е) интересные факты, противоречия, парадоксы.
- Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
- Показ значимости знаний, умений
- А) общественной
- Б) личностной
- Межпредметные связи
Стиль общения преподавателя и обучающегося:
-Авторитарный .Формирует «внешнию» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации
-Демократический.Способствует внутренней мотивации.
-Либеральный (попустительский).Снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежда на успех»
Стиль общения преподавателя и обучающегося.
Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявлении доверия к силам и возможностям обучающегося
Проявление личного отношения преподавателя к обучающемуся, группе, высказывание собственного мнения.
Проявление преподавателем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждает обучающихся к подобным проявлениям.
Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями. взаимопомощь.)
Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только больших затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.
Это возможность при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте.
По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трех педагогиских демонов: банальности, механичности, рутинности»
Категория: Педагогика | Добавил: guldenomarova66
Просмотров: 93 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2022-08-10, 9:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [339]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [771]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru