Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика |
[ Скачать с сервера (30.0 Kb) ] | 2011-12-27, 2:45 PM |
Современный урок в условиях информационно-технологических вызовов 21 века. Подготовила учитель казахского языка и литературы школы-гимназии №31 Дабинова Арай Толкинбаевна Слово вызов синонимично слову проблема на заседаниях творческой группы, раскрывая суть информационно-технологических вызовов 21 века мы пришли к выводу насколько глобальна сегодняшняя тема. Наиболее яркий вызов современному миру получил название-глобализация, она является наиболее значимым социальным явлением современности. Глобализация – процесс становления единого взаимосвязанного мира, проблема великого смешения культур, ненасильственное осуществление которой возможно только при сближении ценностей и философском обосновании их единства. Это объективный процесс ,бросающий вызов всем без исключения нациям и народам, требующий определения современных тенденции, развитие поиска ответа и пути решения проблем глобального кризиса. Глобализация происходит как процесс модернизации. Глобализация-это взаимопроникновение культур, цивилизаций, стандартизация образа жизни и поведения людей ,это не просто какое-то слово ,ставшее обиходным, это не какой то лозунг, это явление которое определяет эпоху в которой мы живем . Мир стал похож на переполненную коммунальную квартиру. Земной шар стал единым. Менее существенные проблемы стали мировыми проблемами. Идут интегративные процессы во всех сферах общественной жизни. Конкретный пример: от вербального общения к письменности человечество шло примерно 3 миллиона лет, от письма к печатанью -5 тысяч лет, от печатанья к аудиовизуальным средствам примерно 500 лет ,а на переход к компьютеру потребовалось менее 50 –ти лет. Термин «глобализация» вошел в жизнь и стал наиболее употребляемым в средствах массовой информации. Это явление ,которое ставит серьезные глобальные проблемы-и эти проблемы являются вызовами 21 века-вызовами огромного информационного мира. «Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответственностью. Путь, представленный нам, - это вызов. Он предполагает изменение нашего мышления, нашего способа бытия, наших отношений с учащимися. Он предполагает непростое принятие на себя обязательств демократического идеала. Все это в конечном счете сводится к вопросу, который мы должны задать каждый по отдельности и все вместе: осмелимся ли мы» Карл Роджерс Что такое война в ее новом понимании … Война и мир –это парные,рядополжные понятия, они определяются друг через друга ,война – отсуствие мира,а мир –это отсутсвие войны,жизнь человечества в последние десятилетия строилась таким образом ,что оно даже не заметило как оказалось в войне, в войне которая называется миром то есть произошла подмена понятий, сегодня война-это мир, а мир _война и этот абсурд принят многими за норму,мы выйдем из этой ситуации ,в том случае если поймем что война осталась войной,потому как у нее есть цель,борьба и спообы борьбы и есть понятие победа-а в эпохе глобализации вызовов 21 века-это можно ассоциировать с понятиями :принятие и понимание вызовов-это цель, а ответ-это победа. Емкое слово вызов –это нечто, что может послужить причиной,способствующей возникновению и усилению каких либо событий. Мы живем в нестабильном мире .21 век поставил массу глобальных проблем,которые называются вызовами 21 века и от решения этих проблем зависит будущее человества. Изо дня в день идет истощение источников в недрах нашей планеты- ресурсный вызов, до середины 20 века состояние окружающей среды не внушало тревоги,во всяком случае, в глобальном аспекте-экологический вызов ,в 21 веке роль информаций в жизни человека становится определяющей, индустрия делает наши поступки обратимыми,она,как раньше юстиция и этикет,может прийти на помощь нравственности,демографические,социальные,технологические вызовы,глобализация образования,глобализация культуры и масса других веянйй наашего века –это вызовы .Одними из актуальнейших в 21 веке являются важные вызовы - как: экологический вызов и его глобализация, глобализация информационно-индустриальных вызовов, здоровье человечества , глобализация образования, глобализация культуры. Школа-гимназия №31 в рамках своей экспериментальной работы делает попытку, не меняя содержание образования, существующего учебного плана и программ, во-первых , ответить на вызовы 21-го века , во-вторых, осмыслить, углубить, систематизировать, предать педагогическому опыту наших учителей системный, научно обоснованный характер Сегодняшний мир немыслим без массовой информации и коммуникаций (традиционно сюда приятно включать печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись, интернет). Медиа-это информация , которая которя бывает на разных носителях. Медиаобразование в психолого- педагогической науки определяется, как направление, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации. Основная задача медиоброзования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить понимать ее, овладеть способами общения на основе вербальных и невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологии. Сегодня образование – это, прежде всего, умение самостоятельно отбирать в информационном патоке нужную информацию, творчески перерабатывать, усваивать и применять ее на практике. Медиобразование - неотъемлемая часть образовательного пространства современной школы, расширяющая возможности и увеличивающая эффективность существующей системы образования. Под медиобразованием, согласно терминологии, принятой ЮНЕСКО, следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике . Медиаобразование включает в себя все средства массовой коммуникации, в том числе: 1. Книгопечатание, фонозапись, фотография, кино, теат. 2. Пресса, радио, телевидение. Эта группа объединяется понятием « Средства массовой информации» (СМИ). 3. Компьютеры, электронные носители как средства обучения, Интернет или информационно- коммуникационные технологии. Главная педагогическая цель медиаобразования- социальная адаптация учащихся. Задачи: *Кардинальная- научить человека учиться на протяжении всей его жизни, убедив в том что творческое отношение к делу- наиболее успешный путь к достижению поставленной цели. * научить учащихся использовать различные источники информации для формирования знаний, умений, навыков, позволяющих успешно адаптироваться в жизненном пространстве. * научить отбору полезной информации , а, соответственно, логике и критическому мышлению. * научить понимать информацию , осознавать последствия ее воздействия на психику, овладеть способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. *приобщить к опыту деятельности, приводящей к успеху. Итог-выпускник- компетентная, креативная, социально- адаптированная личность, отличающаяся высоким уровнем культуры и нравственных качеств, владеющая навыками самообразования на протяжении всей жизни. Основное предназначение человека – максимально реализовать человеческое, индивидуальное начало, стать самим собой или стать тем, что он есть. Индивидуальность каждого человека предназначена ему от мира уникальна и неповторима. Учитель же в логике этой идеи-тот, помогает, поддерживает человека в реализации индивидуальности, в нахождении тех средств, с помощью которых будет раскрыта его индивидуальность. Известный немецкий философ Вильгелмон Гумбольд считал: « Человек вообще и каждый отдельный человек в частности исполняет свое конечное , всеобщие и индивидуальное предназначение, лишь совершенно выявляя то, что он есть». Таким образом при проектировании современного урока важная задача педагогов выделить следующие направления: a) Позволять ученику осуществлять деятельность, смысл которой ему близок. b) Помочь ученику организовать эту деятельность. c) Уметь создавать вместе с детьми деятельностное разнообразие и создавать ситуацию успеха. d) Уметь поддерживать активность, чтобы способности ученика могли получить адекватное решение. e) Развивать способности ученика к пониманию окружающего мира и жизни в целом. Когда урок тесно связан с жизнью- для ребят урок становится более мотивированным. Школьная экспериментальная тема- это для наших учащихся- окно в глобальный мир со всеми его глобальными вызовами, она существенно влияет на характеристику образовательного процесса применение информационных технологии учителями, преподающими традиционные учебные предметы: - используются новые источники информации -мультимедийные средства В связи с развитием сетевых информационных ресурсов у учителя появилась возможность открытого доступа к разнообразной информации. Ученик, получивший возможность выполнения учебных заданий на компьютере на уроке и внеурочное время, осваивает социально значимый вид деятельности. Расширяется спектр деятельности учителя, освоившего и применяющего информационные технологии. Повышается активность ученика. Это позволяет быстрее и успешнее осваивать опыт, развивать коммуникативные способности. Его используют в качестве средства индивидуализации обучения. В ходе применения информационных технологий взаимодействие обучаемого и обучающего усиливается. Для создания качественного образовательного продукта необходимо знание содержания предметной области и сформировавшиеся навыки использования цифровых технологий. Первое является преимуществом обучающего, второе - чаще всего обучаемого. В результате совместная деятельность принимает форму взаимного обучения и сотрудничества. Такая форма, обучения, как проект, становится все более популярной. -Применение компьютера в качестве индивидуального средства обучения дает возможность продвижения каждого школьника по собственной образовательной траектории. Возможности современных электронных учебных материалов позволяют учителю оценить успехи учащихся и их затруднения мгновенно. Экспериментальная тема дает фундамент для мотивации ученика. Мотивация- это прежде всего желание присвоить учебную информацию, и удовлетворению психологических потребностей. Это потребности: 1) В свободе 2) В информации 3) В общении 4) В деятельности 5) В оценке и самооценке 6) В признании -Основная деятельность учителя- его организованная деятельность по управлению учебной деятельностью учащихся, процесс обучения будет эффективным только при условии, что учащийся обладает положительной мотивацией к изучаемому предмету. Пути создания мотивации: 1) Заинтересовать учебном материалом 2) Соревновательность 3) Коллективная, групповая работа, сотрудничество. 4) Создание ситуации успеха. Основной признак современного урока- продуктивная, учебно-поисковая, исследовательская, игровая , дискуссионная- исходя их этих видов деятельности можно вывести такие модели обучения как: 1) Модернизация традиционного обучения 2) Обучение, как основание новых знаний и опыта Модернизация- усовершенствование, улучшение, обновление, привидение его соответствие с новыми требованиями и нормами проектирование современного урока не перечеркивает традиционный урок, а ведет репродуктивный процесс к продуктивному, т.е модернизация традиционного урока : 1) Использование ИКТ в обучении 2) Учебное радио, компьютеры, интернет 3) Разработка технологических моделей обучения 4)Учебные материалы и процесс урока перестраиваются с позиции организации перестраиваются с позиции преимущественноой учебной деятельности учащихся. -специфика модернизации в том, что она должна гарантировать достижения учащихся ЗУН на уроке не ниже госстандарта. Продуктивный урок- это тот урок где идет образование через деятельность. При этом владение универсальными способностями деятельности, коммуникативными навыками, работа в команде . Таким образом, обучение, помимо поддержания существующих традиций, стимулирует отклик на возникающие проблемы. Такое обучение ведет к идеальной модели ученика-самостоятельной, ответственной, коммуникабельной, предприимчивой, толерантной, способной видеть и решать проблемы, готовой автономно и в команде учиться, находить и применять нужную информацию для решения поставленной цели и задач- а такие люди всегда будут востребованы в современном мире с его глобальными вызовами, и именно они будут составлять капитал Казахстанской нации в недалеком будущем! | |
Просмотров: 1907 | Загрузок: 169 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|