Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Современный урок в условиях информационно-технологических вызовов 21-го века
[ Скачать с сервера (30.0 Kb) ] 2011-12-27, 2:45 PM
Современный урок в условиях информационно-технологических вызовов 21 века.
Подготовила учитель казахского языка и литературы школы-гимназии №31 Дабинова Арай Толкинбаевна

Слово вызов синонимично слову проблема на заседаниях творческой группы, раскрывая суть информационно-технологических вызовов 21 века мы пришли к выводу насколько глобальна сегодняшняя тема. Наиболее яркий вызов современному миру получил название-глобализация, она является наиболее значимым социальным явлением современности. Глобализация – процесс становления единого взаимосвязанного мира, проблема великого смешения культур, ненасильственное осуществление которой возможно только при сближении ценностей и философском обосновании их единства. Это объективный процесс ,бросающий вызов всем без исключения нациям и народам, требующий определения современных тенденции, развитие поиска ответа и пути решения проблем глобального кризиса. Глобализация происходит как процесс модернизации. Глобализация-это взаимопроникновение культур, цивилизаций, стандартизация образа жизни и поведения людей ,это не просто какое-то слово ,ставшее обиходным, это не какой то лозунг, это явление которое определяет эпоху в которой мы живем . Мир стал похож на переполненную коммунальную квартиру. Земной шар стал единым. Менее существенные проблемы стали мировыми проблемами. Идут интегративные процессы во всех сферах общественной жизни. Конкретный пример: от вербального общения к письменности человечество шло примерно 3 миллиона лет, от письма к печатанью -5 тысяч лет, от печатанья к аудиовизуальным средствам примерно 500 лет ,а на переход к компьютеру потребовалось менее 50 –ти лет. Термин «глобализация» вошел в жизнь и стал наиболее употребляемым в средствах массовой информации. Это явление ,которое ставит серьезные глобальные проблемы-и эти проблемы являются вызовами 21 века-вызовами огромного информационного мира.
«Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответственностью. Путь, представленный нам, - это вызов. Он предполагает изменение нашего мышления, нашего способа бытия, наших отношений с учащимися. Он предполагает непростое принятие на себя обязательств демократического идеала. Все это в конечном счете сводится к вопросу, который мы должны задать каждый по отдельности и все вместе: осмелимся ли мы»
Карл Роджерс

Что такое война в ее новом понимании … Война и мир –это парные,рядополжные понятия, они определяются друг через друга ,война – отсуствие мира,а мир –это отсутсвие войны,жизнь человечества в последние десятилетия строилась таким образом ,что оно даже не заметило как оказалось в войне, в войне которая называется миром то есть произошла подмена понятий, сегодня война-это мир, а мир _война и этот абсурд принят многими за норму,мы выйдем из этой ситуации ,в том случае если поймем что война осталась войной,потому как у нее есть цель,борьба и спообы борьбы и есть понятие победа-а в эпохе глобализации вызовов 21 века-это можно ассоциировать с понятиями :принятие и понимание вызовов-это цель, а ответ-это победа.
Емкое слово вызов –это нечто, что может послужить причиной,способствующей возникновению и усилению каких либо событий. Мы живем в нестабильном мире .21 век поставил массу глобальных проблем,которые называются вызовами 21 века и от решения этих проблем зависит будущее человества. Изо дня в день идет истощение источников в недрах нашей планеты- ресурсный вызов, до середины 20 века состояние окружающей среды не внушало тревоги,во всяком случае, в глобальном аспекте-экологический вызов ,в 21 веке роль информаций в жизни человека становится определяющей, индустрия делает наши поступки обратимыми,она,как раньше юстиция и этикет,может прийти на помощь нравственности,демографические,социальные,технологические вызовы,глобализация образования,глобализация культуры и масса других веянйй наашего века –это вызовы .Одними из актуальнейших в 21 веке являются важные вызовы - как: экологический вызов и его глобализация, глобализация информационно-индустриальных вызовов, здоровье человечества , глобализация образования, глобализация культуры.
Школа-гимназия №31 в рамках своей экспериментальной работы делает попытку, не меняя содержание образования, существующего учебного плана и программ, во-первых , ответить на вызовы 21-го века , во-вторых, осмыслить, углубить, систематизировать, предать педагогическому опыту наших учителей системный, научно обоснованный характер
Сегодняшний мир немыслим без массовой информации и коммуникаций (традиционно сюда приятно включать печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись, интернет). Медиа-это информация , которая которя бывает на разных носителях. Медиаобразование в психолого- педагогической науки определяется, как направление, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации.
Основная задача медиоброзования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить понимать ее, овладеть способами общения на основе вербальных и невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологии.
Сегодня образование – это, прежде всего, умение самостоятельно отбирать в информационном патоке нужную информацию, творчески перерабатывать, усваивать и применять ее на практике.
Медиобразование - неотъемлемая часть образовательного пространства современной школы, расширяющая возможности и увеличивающая эффективность существующей системы образования.
Под медиобразованием, согласно терминологии, принятой ЮНЕСКО, следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике .
Медиаобразование включает в себя все средства массовой коммуникации, в том числе:
1. Книгопечатание, фонозапись, фотография, кино, теат.
2. Пресса, радио, телевидение. Эта группа объединяется понятием « Средства массовой информации» (СМИ).
3. Компьютеры, электронные носители как средства обучения, Интернет или информационно- коммуникационные технологии.
Главная педагогическая цель медиаобразования- социальная адаптация учащихся.
Задачи:
*Кардинальная- научить человека учиться на протяжении всей его жизни, убедив в том что творческое отношение к делу- наиболее успешный путь к достижению поставленной цели.
* научить учащихся использовать различные источники информации для формирования знаний, умений, навыков, позволяющих успешно адаптироваться в жизненном пространстве.
* научить отбору полезной информации , а, соответственно, логике и критическому мышлению.
* научить понимать информацию , осознавать последствия ее воздействия на психику, овладеть способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
*приобщить к опыту деятельности, приводящей к успеху.
Итог-выпускник- компетентная, креативная, социально- адаптированная личность, отличающаяся высоким уровнем культуры и нравственных качеств, владеющая навыками самообразования на протяжении всей жизни.
Основное предназначение человека – максимально реализовать человеческое, индивидуальное начало, стать самим собой или стать тем, что он есть. Индивидуальность каждого человека предназначена ему от мира уникальна и неповторима. Учитель же в логике этой идеи-тот, помогает, поддерживает человека в реализации индивидуальности, в нахождении тех средств, с помощью которых будет раскрыта его индивидуальность. Известный немецкий философ Вильгелмон Гумбольд считал: « Человек вообще и каждый отдельный человек в частности исполняет свое конечное , всеобщие и индивидуальное предназначение, лишь совершенно выявляя то, что он есть». Таким образом при проектировании современного урока важная задача педагогов выделить следующие направления:
a) Позволять ученику осуществлять деятельность, смысл которой ему близок.
b) Помочь ученику организовать эту деятельность.
c) Уметь создавать вместе с детьми деятельностное разнообразие и создавать ситуацию успеха.
d) Уметь поддерживать активность, чтобы способности ученика могли получить адекватное решение.
e) Развивать способности ученика к пониманию окружающего мира и жизни в целом.

Когда урок тесно связан с жизнью- для ребят урок становится более мотивированным.
Школьная экспериментальная тема- это для наших учащихся- окно в глобальный мир со всеми его глобальными вызовами, она существенно влияет на характеристику образовательного процесса применение информационных технологии учителями, преподающими традиционные учебные предметы:
- используются новые источники информации
-мультимедийные средства
В связи с развитием сетевых информационных ресурсов у учителя появилась возможность открытого доступа к разнообразной информации. Ученик, получивший возможность выполнения учебных заданий на компьютере на уроке и внеурочное время, осваивает социально значимый вид деятельности. Расширяется спектр деятельности учителя, освоившего и применяющего информационные технологии. Повышается активность ученика. Это позволяет быстрее и успешнее осваивать опыт, развивать коммуникативные способности.
Его используют в качестве средства индивидуализации обучения. В ходе применения информационных технологий взаимодействие обучаемого и обучающего усиливается. Для создания качественного образовательного продукта необходимо знание содержания предметной области и сформировавшиеся навыки использования цифровых технологий. Первое является преимуществом обучающего, второе - чаще всего обучаемого. В результате совместная деятельность принимает форму взаимного обучения и сотрудничества.
Такая форма, обучения, как проект, становится все более популярной.
-Применение компьютера в качестве индивидуального средства обучения дает возможность продвижения каждого школьника по собственной образовательной траектории.
Возможности современных электронных учебных материалов позволяют учителю оценить успехи учащихся и их затруднения мгновенно.

Экспериментальная тема дает фундамент для мотивации ученика. Мотивация- это прежде всего желание присвоить учебную информацию, и удовлетворению психологических потребностей. Это потребности:
1) В свободе
2) В информации
3) В общении
4) В деятельности
5) В оценке и самооценке
6) В признании
-Основная деятельность учителя- его организованная деятельность по управлению учебной деятельностью учащихся, процесс обучения будет эффективным только при условии, что учащийся обладает положительной мотивацией к изучаемому предмету.
Пути создания мотивации:
1) Заинтересовать учебном материалом
2) Соревновательность
3) Коллективная, групповая работа, сотрудничество.
4) Создание ситуации успеха.

Основной признак современного урока- продуктивная, учебно-поисковая, исследовательская, игровая , дискуссионная- исходя их этих видов деятельности можно вывести такие модели обучения как:
1) Модернизация традиционного обучения
2) Обучение, как основание новых знаний и опыта

Модернизация- усовершенствование, улучшение, обновление, привидение его соответствие с новыми требованиями и нормами проектирование современного урока не перечеркивает традиционный урок, а ведет репродуктивный процесс к продуктивному, т.е модернизация традиционного урока :
1) Использование ИКТ в обучении
2) Учебное радио, компьютеры, интернет
3) Разработка технологических моделей обучения
4)Учебные материалы и процесс урока перестраиваются с позиции организации перестраиваются с позиции преимущественноой учебной деятельности учащихся.

-специфика модернизации в том, что она должна гарантировать достижения учащихся ЗУН на уроке не ниже госстандарта.
Продуктивный урок- это тот урок где идет образование через деятельность. При этом владение универсальными способностями деятельности, коммуникативными навыками, работа в команде .
Таким образом, обучение, помимо поддержания существующих традиций, стимулирует отклик на возникающие проблемы. Такое обучение ведет к идеальной модели ученика-самостоятельной, ответственной, коммуникабельной, предприимчивой, толерантной, способной видеть и решать проблемы, готовой автономно и в команде учиться, находить и применять нужную информацию для решения поставленной цели и задач- а такие люди всегда будут востребованы в современном мире с его глобальными вызовами, и именно они будут составлять капитал Казахстанской нации в недалеком будущем!
Категория: Педагогика | Добавил: arai
Просмотров: 1907 | Загрузок: 169 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 2:27 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru