Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Самодиагностика и самоактуализации учителя, как основа успешной профессиональной реализации и совер
2012-02-09, 3:06 PM
Самодиагностика и самоактуализации учителя, как основа успешной профессиональной реализации и совершенствование профессионального самосознания.
Умный человек не тот,
кто много знает, а тот,
кто знает самого себя.
И. Гёте
Научить ребенка достойному поведению может только учитель, для которого такое поведение является стилем жизни. Уважать достоинство ученика способен только учитель, который осознает значимость своего труда, видит уважение к этому труду и к себе как к личности.
По наблюдениям психологов, в каждом педагогическом коллективе есть учителя, свободные от догм и стереотипов, способные к профессиональному и личностному росту. Именно они помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря им ученики идут на уроки с радостью.
Что же мешает остальным учителям стать для своих учеников друзьями без фамильярности и «авторитетами» без подавления личности ученика?
Какими причинами обусловлены различия в стиле работы учителей?
Как научиться получать удовольствие от работы в школе?
Как не остановиться в профессиональном и личностном росте?
Подлежит ли коррекции стиль работы уже сложившегося профессионала?
Можно ли формировать стиль преподавания в процессе подготовки учителей?
Актуальность этих вопросов очевидна. Сама жизнь предъявляет к профессии педагога повышенные требования. Многие западные ученые убеждены, что необходим предварительный профессиональный отбор кандидатов при приеме на педагогические факультеты с выявлением явных противопоказаний к профессии учителя — эмоциональной нестабильности, невротизма и негативного самовосприятия.
Но в наших условиях (дефицит преподавательских кадров, падение престижа профессии) особое значение приобретает работа, направленная на формирование профессионально значимых черт личности педагога. В школе необходимо оказывать психологическую и методическую помощь учителю, направленную на поддержку в преодолении кризисных ситуаций, на формирование эффективного стиля работы молодого специалиста или на коррекцию уже существующего стиля, если он мешает педагогу полностью реализовать свой творческий потенциал.
С этой целью в этом году для аттестуемых учителей, а в будущем для всех, мы включили блок в портфолио учителя «Самодиагностика и самоактуализация». Основанием для проведения этого исследования могут послужить результаты анкетирования («Учитель- ученик», «Учитель-родитель», «Учитель-учитель») или инициатива педагога.
Цель данной методики — помочь учителю найти резервы для более эффективной работы или понять причины существующих профессиональных проблем, стимулировать рост квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда, развитие творческой инициативы педагогов, рассматривая труд учителя в русле 3-х взаимосвязанных психологических пространств:
• личности учителя;
• педагогической деятельности (учитель-ученик, учитель –родитель);
• педагогического общения (учитель-учитель).
Результаты самодиагностики помогают увидеть причины профессиональных затруднений педагога прежде, чем они станут очевидными для учеников и коллег, и принять решение - «меняться самому», «менять работу» или «оставить все как есть». Эта методика может стать началом работы учителя над собой. Продолжением может быть участие педагога в тренингах профессионального и личностного роста.
«Самодиагностика и самоактуализация» дает возможность педагогу ответить для себя на следующие вопросы:
• каков уровень моего профессионализма;
• смогу ли я считать себя завершённой, полностью сформировавшейся личностью или у меня есть резервы для личностного и профессионального роста;
• способствует ли моя личность и мой стиль преподавания формированию у учащихся позитивного самовосприятия;
• достаточно ли я уверен в себе как в профессионале;
• насколько полно я раскрываю и реализую свой личностный потенциал, способности и таланты(самоактуализация, самоотдача, самореализация)
Основные методы которые используются при данной методики:
• анкетирование учителя;
• обработка данных в Microsoft Excel
• самоанализ анкет
Учитель, выполняющий этот тест, рассматривается не как объект исследования, а как партнер, нуждающийся в помощи и поддержке. Необходимое условие успешного использования методики — доверие— достигается уже самой процедурой тестирования: бланки ответов могут не подписываться и не возвращаться, а обработку каждый проводит самостоятельно. Таким образом, соблюдается принцип конфиденциальности.

Методика «Самодиагностики» ( Авторы: З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина) позволяет диагностировать четыре параметра личности:
1) приоритетные ценности (тип отношения учителя к ученику как к личности или к объекту воздействия, что дает возможность определить приоритеты в отношении с коллегами и учениками);
2) психоэмоциональное состояние (особенности эмоционального состояния и его динамика в ответ на различные жизненные ситуации, носящие в основном стрессовой характер);
3) самооценку (степень принятия себя и других, что проявляется в виде оценок установок и реакции на ситуации, нарушающие привычный ход событий);
4) стиль преподавания (особенности поведения учителя, его реакций и состояний в процессе взаимодействия с коллегами и учениками);
Вопросы пятой шкалы (см. интерпретацию к тесту) направлены на выявление объективности и адекватности самовосприятия человека.

Методика «Самоактуализация»(методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина) позволяет диагностировать одиннадцать параметра личности:
1. Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом.
2. Шкала ценностей. Показывает насколько человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность.
3. Взгляд на природу человека .Это вера в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.
4. Потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей.
5. Стремление к творчеству или креативность – непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни.
6. Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты.
7. Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям.
8. Самопонимание. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Показатели по шкалам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих.
9. Аутосимпатия – естественная основа психического здоровья и цельности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки.
10. Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими.
11. Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении.
Для ответов используются приводимые ниже бланки. Номера вопросов в листе ответов скомпонованы таким образом, что каждая шкала занимает отдельный столбик. Это значительно упрощает «расшифровку» теста. Работа занимает у учителя не более часа, а дает «информацию к размышлению» на длительное время.
Интерпретация теста представлять собой развернутый рассказ о диагностируемых личностных и профессиональных особенностях учителя. Учитель знакомится самостоятельно с текстом интерпретации. И в том, и в другом случае учитель выделит ту информацию, которая касается лично его.
Полученные данные заносятся в программу Microsoft Excel, где на диаграммах и графиках наглядно видно результаты самодиагностики и самоактуализации.
Данная информация не может быть использована администрацией для оценки и сравнения учителей или для составления документов к аттестации.
Но анализ результатов данной диагностики может оказать помощь в планировании работы методической и психологической службы школы.
Конечно, каждый человек неповторим, и поведение его невозможно до конца «просчитать» с помощью самых хитроумных тестов. Такая цель и не ставится. Задача данной методики — дать учителю «информацию к размышлению» — информацию не всегда приятную, порой не соответствующую собственным представлениям о себе и потому вызывающую раздражение. Человеку, способному быть объективным и критичным не только к своим ученикам, но и к себе самому, она поможет осознать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовать свой творческий потенциал.
(кого заинтересовал данный материал могу скинуть анкеты и обработку их в Exctl)
Категория: Педагогика | Добавил: Ольга1971 | Теги: Методическая работа в школе
Просмотров: 4104 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.3/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-04-28, 6:32 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru