Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Урок в 11 классе - Углеводы.
[ Скачать с сервера (74.5 Kb) ] 2012-03-16, 10:44 AM
Тема урока: Углеводы.
Цели урока:
1.Образовательные: отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которых вещества объединяются в класс углеводов; обобщить сведения о зависимости свойств углеводов от их строения; уметь применять различные методы решения расчетных задач, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ.
Развивающие: формирование умений сравнивать, обобщать свойства изученных явлений и процессов, выполнять опыты по распознаванию углеводов среди других органических соединений; развитие логического мышления, зрительной памяти, потребности к самообразованию, совершенствование химической речи, навыков по исследованию химических веществ, развитие творческой деятельности учащихся.
Воспитательные: воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, взаимоподдержки, уверенности в себе; воспитание культуры общения.
Оборудование: ТСО - компьютер, дидактические карточки, лабораторное оборудование и химические реактивы для опытов.
План урока:
I. Организационный момент урока.
II. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
III. Всесторонняя проверка знаний учащихся.
IV. Информация о домашнем задании. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА:
Урок содержит задания с различным уровнем сложности. Из предложенных заданий ученик должен выбрать те, с которыми он сможет справиться в течение урока. Выполняя их, каждый ученик должен оценить свои возможности, а учитель, работая с ним дополнительно во внеурочное время, должен сделать так, чтобы он смог подняться на одну ступень выше. Все задания даются на отдельных листах и по истечении времени сдаются учителю на проверку.
Психологический настрой.
Сядьте поудобнее, спина касается спинки стула, руки положите на колени, глаза закрыты.
Представьте себе , что вы находитесь на опушке леса. Весело щебечут птицы, ласково греет солнце, посылая свои лучики на землю. Протяните свои руки, попытайтесь поймать лучик солнца. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу. Живите в гармонии с собой и со всем миром. Спасибо.
Мы начинаем.
Разминка Какой сегодня день недели?
Назовите формулу глюкозы.
К какой группе углеводов относится крахмал?
Формула лактозы молочного сахара?
Назовите изомер глюкозы ( фруктоза )
Что такое «животный крахмал»? ( гликоген )
Как зовут ващего учителя химии?
Какое вещество используется в производстве искусственного шелка? ( ацетат целлюлозы )
Формула рибозы.(С5Н10О5)
Какое вещество образуется при молочнокислом брожении глюкозы? ( молочная кислота)
5 умножить на 5
Формула сахарозы
Основная часть.
Сегодня у нас урок повторения по теме: «Углеводы». На этом уроке мы должны повторить сведения о зависимости строения и свойств углеводов, решить различные задачи и подготовиться к контрольной работе.
I. Программированное задание
1-ый уровень (на оценку “удовлетворительно”). Распределите данные вещества (см. ниже) по буквам согласно схеме классификации углеводов. Текст заданий раздается ученикам на каждый стол. Оценивается учителем и заносится в Лист учета знаний.
- Моносахариды -
- Дисахариды -
- Полисахариды –
а) крахмал б) фруктоза в) сахароза г)рибоза д) лактоза е)целлюлоза ж)глюкоза
2-ой уровень (на оценку “хорошо”). Дайте названия веществам по их формулам:
(вставьте формулы)
3-ий уровень ( на оценку “отлично”). Из перечисленных свойств веществ цифрами укажите верные утверждения:
1. Глюкоза – это кристаллическое вещество, сладкое на вкус, хорошо растворимое в воде.
2. В молекуле глюкозы содержатся 4 гидроксогруппы.
3. Глюкоза слаще фруктозы и сахарозы.
4. Глюкоза – это альдегидоспирт.
5. Глюкоза – это изомер фруктозы.
6. В промышленности глюкозу получают гидролизом сахарозы.

7. При восстановлении глюкозы образуется четырехатомный спирт.
8. Спиртовое брожение глюкозы происходит в процессе выпечки хлеба и при получении вина и пива.
9. Сахароза не дает реакцию “серебряного зеркала”..
10.Формула рибозы С5Н11О12
Взаимопроверка. Проставление оценки в Листе учета знаний и умений. Ответы к 1-му заданию даются на обратной стороне доски.
II. Понятийный диктант.
Данное задание и ответы к ним показаны на компьютере. Каждое задание оценивается в 1 балл. Примерная шкала перевода в пятибальную систему оценки: 0 – 3 балла – “2” (30%)
4 – 6 баллов – “3” (60%)
7 – 8 баллов – “4” (80%)
9 – 10баллов – “5” (90-100%)
Каждый учащийся сам оценивает свою работу и ставит оценку в Лист учета знаний и умений.
1. Углеводы образуются в клетках растений в процессе …
2. В состав ДНК входит углевод …
3. В составе молекулы фруктозы есть функциональные группы …
4. Углеводы классифицируют на …
5. В состав молекулы РНК входит углевод …
6. Молекулы сахарозы состоят из взаимно связанных остатков молекулы …
7. Реакция взаимодействия глюкозы с карбоновыми кислотами с образованием сложных эфиров обусловлена наличием функциональной группы …
8. Макромолекулы крахмала состоят из остатков молекул циклической …
9. Волокнистое вещество нерастворимо ни в воде, ни в обычных органических растворителях. Растворителем её является реактив Швейцера. Что это за вещество?
Считается, что наиболее объективный контроль знаний осуществляется посредством тестов. Предложенные тестовые задания по углеводам требуют знания специфических реактивов, особенностей протекания химических реакций. Учитель проставляет оценки в общий Лист учета знаний и умений.
Учащиеся переходят к заданию III и отвечают (устно) в избранном учителем порядке:
III. Устный ответ.
1. Одной из характерных реакций глюкозы является реакция “серебряного зеркала”. Какие соединения также дают эту реакцию?
1. Углеводороды. 2. Спирты. З. Альдегиды. 4. Кислоты.
2. Какой из названных углеводов образует красный осадок оксида меди (I) при нагревании с гидроксидом меди (II)? 1. Целлюлоза. 2. Глюкоза.
3. Сахароза. 4. Крахмал.
3. Глюкозу можно восстановить:
Какая из функциональных групп при этом вступает в реакцию? 1. Спиртовая 2. Альдегидная.
4. Какие из приведенных химических свойств характерны для сахарозы? 1. Реакция “серебряного зеркала”. 2. Реакция с раствором иода. 3. Реакция с гидроксидом натрия. 4. Гидролиз в присутствии кислот.
5. Одной из характерных реакций глюкозы является образование красного осадка оксида меди (I) при нагревании с гидроксидом меди (II). При изучении каких соединений вы встречались с подобной реакцией? 1. Углеводородов. 2. Альдегидов. 3. Спиртов. 4. Кислот.
6. С каким из реактивов крахмал дает характерную реакцию? 1. Гидроксид меди (II). 2. Гидроксид натрия. 3. Раствор иода. 4. Аммиачный раствор оксида серебра.
7. Сохраняет ли продукт восстановления глюкозы способность давать реакцию серебряного зеркала? 1. Да 2. Нет.
8. Сколько нитрогрупп можно максимально ввести в одно звено макромолекулы целлюлозы? 1. Две. 2. Три. 3. Одну. 4. Четыре.
9. Одной из характерных реакций глюкозы является образование ярко-синего раствора при добавлении свежеосажденного гидроксида меди (II). При изучении каких соединений вы встречались с этой реакцией? 1. Спиртов. 2. Карбоновых кислот. 3. Углеводородов. 4. Многоатомных спиртов.
10. Какой из углеводов дает реакцию “серебряного зеркала”? 1. сахароза. 2. Крахмал. 3. Целлюлоза. 4. Глюкоза.
11. Сколько гидроксильных групп останется, если молекула глюкозы образует звено линейного полимера? 1. Две. 2. Четыре. 3. Три.
12. Среди названных областей применения крахмала и целлюлозы выберите те, которые относятся и к крахмалу, и к целлюлозе. 1. Продукт питания человека. 2. Изготовление бумаги. 3. Производство искусственных полимерных материалов.
IV. Упражнения.
Задание написано на отдельных карточках. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
1-ый уровень (на оценку “удовлетворительно”).
Целлюлоза > глюкоза > этиловый спирт > бутадиен-1,3 > бутадиеновый каучук.
2-ой уровень (на оценку “хорошо”).
Крахмал > мальтоза > глюкоза > этиловый спирт > уксусноэтиловый эфир > ацетат натрия.
3-ий уровень (на оценку “отлично”).
Углекислый газ > крахмал > глюкоза > этиловый спирт > уксусный альдегид > уксусная кислота > триацетилцеллюлоза.
После окончания работы сдаются учителю на проверку.
V. Расчетные задачи.
Задание написано на доске.
1-ый уровень:
Какую массу сахарозы можно получить из 1,5 т сахарной свеклы, если массовая доля сахарозы в ней составляет 20%?
2-ой уровень:
При молочнокислом брожении 144 кг глюкозы получили 120 кг молочной кислоты. Какова массовая доля выхода молочной кислоты от теоретически возможного?
3-ий уровень:
Каков выход этилового спирта в процентах от теоретически возможного, если из 5 т картофеля, содержащего 0,2% крахмала, было получено 450 л 95%-ного этилового спирта с плотностью 0,8 кг/л ?
Учащиеся берут задания, подготовленные лаборантом. Учитель следит за выполнением работы учащимися и отмечает свои наблюдения в листе учёта знаний и умений.
VI. Экспериментальная задача.
Задание написано на доске.
1-ый уровень:
Как доказать, что в белом хлебе и сыром картофеле есть крахмал? Дайте полный ответ.
2-ой уровень:
Как можно опытным путем установить принадлежность глюкозы к классу многоатомных спиртов?
3-ий уровень
Докажите, принадлежность глюкозы к альдегидам.
VII. Информация о домашнем задании.
При подведении итогов урока выясняю следующее:
1. Что было сегодня необычного на уроке?
2. На сколько вам было комфортно на уроке? С чем это связано?
3. Что вы взяли для себя с данного урока?
4. С какими трудностями вы сегодня встретились? Что вам предстоит сделать, чтобы преодолеть эти трудности?
Комментирование оценок и занесение в журнал.
Категория: Педагогика | Добавил: demlybov
Просмотров: 2528 | Загрузок: 188 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-11, 3:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru