Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Статья "Роль детской организации в воспитательной системе школы"
2014-01-10, 6:30 PM
РОЛЬ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЫ
Подготовила: старшая вожатая КГУ СШ № 4 г.Тайынша Алеева О.В.

Современное казахстанское общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатели сформированности социальной компетентности и социального становления личности.
Особенностью современного подхода к оценке воспитательной деятельности организаций образования является системное видение процесса воспитания и выделение целостного комплекса необходимых условий и факторов, обеспечивающих эффективность этой работы. [1]
В воспитательной системе школы одним из таких условий является наличие и функционирование детской общественной организации. В настоящее время имеется самый разнообразный опыт создания в школах общественных детских структур (организаций, клубов, советов, союзов, детских парламентов и т.д.), органично включенных в их воспитательные системы. Школа все более осознает значимость в воспитательной системе детского движения в силу его многообразных проявлений, самодеятельности, творчества детей.
Детская организация - это ученическое самоуправление, как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающей развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Это добровольное, самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданного для совместной деятельности на основе общих целей и интересов. Она не является структурой государственного учреждения (школы, учреждения дополнительного образования, вуза, предприятия), но может создаваться и действовать на базе последнего при непосредственной кадровой, финансовой и материально-технической поддержке. [2]
Цель деятельности любой детской общественной организации можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой - как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских организаций.
Как правило, инициаторами создания детских общественных структур в школах становятся взрослые - педагоги, руководители, реже - сами дети, их родители. Педагоги-инициаторы и становятся добровольно кураторами, руководителями, лидерами детских объединений, их активными участниками. Именно эта группа педагогов и детский актив, объединенные в добровольные сообщества по зову души, часто выступают генераторами новых идей, реализация которых может стать начальным этапом оформления воспитательной системы или импульсом к ее развитию. Такое влияние детских общественных объединений на воспитательную систему школы наблюдается в последние годы на практике.
Детские общественные организации, как свидетельствует опыт последних лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.
Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур - создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат - ребенок как личность, творец, созидатель. [3]
Сегодня детское движение предстает как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. Основная их особенность - это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей - индивидуального самоопределения и социального развития.
Детские общественные структуры в воспитательных системах школ представлены:
• разнообразными формами, органами ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, думы, вече и др.);
• детскими общественными объединениями, организациями, действующими в системе дополнительного образования школы;
• временными детскими объединениями - советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных, туристско-краеведческих соревнований;
• профильными детскими самодеятельными объединениями (по расширению, углублению знаний в конкретных областях).
Каждая из таких детских общественных структур имеет свою специфику и способна при грамотной педагогической инструментовке влиять на состояние воспитательной системы школы. Так, место ученических организаций в воспитательной системе школы достаточно специфично. Они - союзники педагогического коллектива школы в решении ее основных задач, определенных государством; защитники прав ученика, инициаторы школьных олимпиад, конкурсов, смотров, предметных недель, творческих выставок, проводимых совместно с педагогами. Основной объект их деятельности - школа, ученик, отношения "учитель-ученик", учебная деятельность. Роль и место ученической организации в школе, ее авторитет в глазах детей, педагогов, родителей - один из показателей результативности воспитательной системы школы. [4]
На смену Всесоюзной пионерской организации - единой, монопольной, массовой - пришло множество форм и структур детского движения. Создана Международная Федерация детских организаций, в составе которой 65 субъектов СНГ - республиканские, краевые, областные, городские детские структуры. [5] В Казахстане в 2011 году была введена Единая детско-юношеская организация, получившая название «Жас Улан». Цель данной организации – воспитание детей и подростков в духе казахстанского патриотизма. В ноябре 2012 года в СШ №4 г.Тайынша прошла торжественная линейка вступления ребят в ряды «Жас Улан», на которой присутствовали представители районного акимата, почетные граждане, представители СМИ. Основной целью приема школьников в ряды организации явились повышение общественной, социальной, познавательной и творческой активности ребят, реализация социально-значимых инициатив, обогащение и развитие социального опыта учащихся школ, реализация воспитательного потенциала школ. 41 лучших учеников нашей школы стали первооткрывателями республиканской организации в нашей школе. В доброй дружбе и сотрудничестве в школе также функционирует и школьная организация «Болашак». Школьная детская организация была организована в 2003 году и за 10 лет стала хранителем и почитателем многих школьных традиций, а также помощником педагогического коллектива в организации воспитательной системы школы.
Сегодняшняя школа – это сложная система, где воспитание и обучение выступает в качестве важнейших составляющих элементов. Болашақ работает под девизом: «Болашақ - это будущее , а будущее это мы». Создана для того, чтобы каждый член организации, мог отстаивать свои права, заботится о близких, помогать младшим.
Работа Детской организации «Болашақ » ведется согласно плана работы организации «Жас Улан» , утвержденного на заседании школьного Парламента. Сбор членов организации, ознакомление с планом работы, атрибутикой , гимном, обсуждение целей и задач, распределение обязанностей и согласование общественных заданий – все это часть нашей работы.
Основной целью воспитательной работы ДО «Болашак» является:
• Формирование у детей положительного социального опыта, умения ориентироваться в жизни.
• Расширение кругозора детей, удовлетворение их любознательности в познании окружающего мира.
• Формирование у детей навыков культуры общения со своими сверстниками и людьми старшего возраста.
•Воспитание положительного и бережного отношения к природе.
•Воспитание чувства милосердия, доброты и взаимовыручки.
Решаются следующие задачи:
1. Способствовать социализации и адаптации школьников к современным условиям жизни в обществе
2. Способствовать развитию индивидуальных особенностей учащихся, создавать условия для творческой деятельности.
3. Обеспечивать общее культурное развитие ребёнка, формировать у учащихся чувство моральной и социальной ответственности уважения к закону при соблюдении норм человеческой морали .
4. Развивать эстетическую культуру учащихся через ознакомление с историей, культурой и национальными традициями; уважение к истории человечества; пробуждать собственную активность учащихся в творении по законам красоты.
5. Развивать познавательный интерес, повышение интеллектуального уровня учащихся.
6. Повышать эффективности работы по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, экологическому воспитанию;
7. Способствовать росту инициативы, самостоятельности и чувства ответственности через дальнейшее развитие ученического самоуправления;
8. Создавать условия для художественно-эстетического развития, для творческой самореализации учащихся;
9. Способствовать привлечению родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширять внешние связей школы для решения задач программы развития школы, основной из которых является переход школы на статус лицея.
10. Укрепление сложившихся школьных традиций через организацию основных мероприятий в форме коллективных творческих дел. [2]
В течении 2012-2013 учебного года наша детская организация провела ряд воспитательных мероприятий, которые являются непосредственным средством реализации Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан. Это такие мероприятия как
- Торжественная линейка посвященная Дню Знаний 1 сентября, где звучит много хороших слов напутствия школьникам, первоклассникам и всем присутствующим.
- Неделя языков Республики Казахстан и ряд сопутствующих ей мероприятий: конкурсы пословиц и поговорок, конкурс стихотворений на казахском, русском, немецком, польском английском языках, тематические открытые мероприятия.
- День учителя. Ребята с огромным энтузиазмом всегда относятся к этому дню: встречают учителей при входе добрыми словами, оформляют празднично школу, готовят праздничный концерт и сюрпризы учителям.
- Посвящение в первоклассники. Ученики 5 классов готовят увлекательное мероприятие для самых маленьких. Сами первоклашки, их родители и классные руководители всегда остаются очень довольны.
- Праздник «Дары природы». Проводится в виде выставки поделок ребят из овощей и фруктов, где дети показывают свои умения в изготовлении причудливых поделок, икебан, корзин с овощами, а также артистизм в обыгрывании каждой поделки. На общегородском конкурсе в этом году наши ребята заняли почетное 2 место.
- Месячник помощи пожилым людям. Активизируются тимуровские отряды, которые оказывают посильную помощь одиноким и престарелым людям. Ветераны неоднократно выражают свою благодарность в районной газете. Также мы ежегодно ходим с концертными номерами в дом-интернат «Надежда», а также организовываем концерт для ветеранов педагогического труда СШ № 4.
- «Золотая осень». В каждой ступени классов проходят интересные конкурсы, игры, праздничные концерты, вечера. Также ежегодно проходит кросс «Золотая осень», где ребята и их родители, учителя показывают свое стремление к здоровому образу жизни.
- Месячник борьбы со СПИДом. Дети изготовляли квилты на данную тематику, подготавливают тематическую линейку, встреча с работниками ЦРБ, оформление стендов «Мы против СПИДа»
- День Первого Президента РК. Дети вместе с учителями готовят торжественную линейку, проводят конкурсы стихотворений, сочинений.
-Новый год. Дети оформляют школу, делают фигуры в снежном городке, участвуют в веселых празднованиях, в балу-маскараде.
- День воина-интернационалиста. Проходил в виде встречами с ветеранами Афганской войны. Ребята организовали небольшой концерт, подготовили сюрприз для приглашенных гостей.
-8 марта. Ребята также очень охотно организовали и праздничный концерт, и ряд утренников в начальных классов, и конкурсы плакатов.
- Наурыз. Ребята с помощью педагогов подготовили торжественную линейку, прошли «Фестивали народов Казахстана», ряд открытых классных часов, конкурсов плакатов и др.
Воспитательным средством детское движение становится при особых условиях, способах его организации, позволяющих положительно влиять на ребенка усилиями самих детей, их сообществ, мягко управлять его развитием как личности, дополняя школу, внешкольные учреждения, семью. Одно из условий - педагогически организованная, социально и личностно значимая деятельность детского общественного объединения. [5]
В наше время вопрос организации досуга детей встает особенно остро, так как ребёнок, еще не разбираясь во всех сложностях и проблемах жизни, с любопытством поглощает всё то негативное и опасное, чем она, жизнь, так, к сожалению, богата. Значит надо отвлечь его внимание, организовать его деятельность так (особенно в свободное время), чтобы его ум и чувства тянулись к разумному, интересному, полезному, чтобы все это давало ребенку стимул для дальнейшего развития личности.
«Детство подобно расплавленному металлу, который, будучи влит в форму, получает от неё свои очертания. Но лишь детство пройдёт, человеческий материал делается твёрдым, и его нельзя уже после плавить, а можно только слегка подскоблить» – эти слова Ж. Рамбоссона помогают лучше понять всю важность периода детства в жизни человека, почувствовать груз ответственности, ко¬торый лежит на плечах взрослых.
Детство – это время формирования личности ребёнка, время включения в активную деятельность, пора развития и социализации. И исходя из этого мы видим всю важность и необходимость создания такой модели воспитательной системы школы, которая поможет нам сделать все это правильно.[7]

Список использованной литературы:
1. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан
2. Положение ДО «Болашақ»
3. www.festival.1september.ru
4. www.kazedu. kz
5. Сластенин В.А. «Педагогика»
6. www.library.by
7. Журнал «Классное руководство» № 14 2013 г.
Категория: Педагогика | Добавил: Vogataya
Просмотров: 1852 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 11:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru