Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Профессиональная компетентность педагога: особенности процесса совершенствования, диагностики и мони
[ Скачать с сервера (1.24Mb) ] 2014-02-05, 3:46 PM
ГУ «Кушмурунская средняя школа № 121 отдела образования Аулиекольского района»
Педсовет
«Профессиональная компетентность педагога: особенности процесса совершенствования, диагностики и мониторинга»

Подготовила: Ермагамбетова Айсулу Бахытжановна
2010 – 2011 учебный год


Педсовет:
«Профессиональная компетентность педагога: особенности процесса совершенствования, диагностики и мониторинга».

Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.
Введение этих понятий в педагогическую практику потребует изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов.

По данным ЮНЕСКО существует 3 вида грамотности: академическая, функциональная и критическая.

Виды грамотностей Академическая Функциональная Критическая
(школа 21 века)
Показатели:

Пути, приемы, способы достижения: 1. Будут грамотными в пределах ЗУН по предметам.
2. Успешно сдадут контрольные срезы.
3. Участвуют в олимпиадах и конкурсах по защите научных проектов.
4. Успешно пройдут промежуточные контрольные тестирования.
5. Возможно бесплатное поступление в ВУЗы по итогам ЕНТ.

Чтение, решение задач по алгоритму, письмо, задание на знание законов, свойств, формул, правил. Задания на составление таблиц, схем и диаграмм.

Все виды деятельности называются получение академических знаний. 1. Собственная мотивация к получению знаний.
2. Систематизация своих знаний по предметам.
3. Умение анализировать и синтезировать.
4. Умение интегрировать знания по нескольким предметам.
5. Умение слушать другого, умение признать значимость мнения других.
6. Умение отстаивать собственное мнение.
7. Жизненные навыки и умение применять собственные знания.
8. Умение принять решение и найти выход из разных ситуаций.

Работа в команде, самостоятельная работа, задания на развитие умений обращаться со справочной литературой, задания на развитие умений делать выводы и задания на развитие мыслительной деятельности.

Процесс совместного получения знаний – школа должна научить ребенка учиться самостоятельно. 1. Учащиеся самостоятельно определяют свои достижения и возможности.
2. Оценивает собственные действия и поступки.
3. Принимает важные решения и готов отвечать за результат.
4. Умеет самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее.
5. Выработано собственное мировоззрение и навыки самостоятельного суждения по этическим нормам.
6. Сформирована целостная картина мировосприятия.
7. Умение противостоять вызовам окружающей среды и выходить из кризиса.
8. Самодостаточный индивид, умеет реализовать свой потенциал.

Задания на анализ собственных возможностей (исследовательские проекты, проектная технология, групповая работа), организация деятельности по самокоррекции, самооценка своего поведения, взаимоотношения с окружающим миром (ролевая игра, различные тренинги «Как бы я поступил, если…»), определение траектории собственного развития, задания на умение анализировать собственные действия в сложных ситуациях, задания на умение реально оценить ситуацию и самостоятельно найти выход и брать на себя ответственность.

Учение ребенка через его собственный опыт.

В данный момент мы владеем академической грамотностью, а должны владеть функциональной и стремиться к критической грамотности. Поэтому проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего учителя, способного свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи технологии обучения и воспитания является актуальной в современных социально-экономических условиях.
Удовлетворение потребностей общества требует от современного учителя высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности. В связи с этим одной из основных задач наряду с формированием гармонически развитой личности, является задача формирования профессионально компетентного специалиста.
Если говорить о профессиональной компетенции педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике. Можно также сказать, что профессиональная компетентность педагога - это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении и развитии учащихся. При этом необходимо, чтобы педагог был нацелен на перспективность в работе, открыт к обогащению знаниями, уверен в себе и способен достигать профессиональных результатов.
Профессиональная компетентность наших педагогов складывается их нескольких составляющих: курсы повышения квалификации и переподготовки кадров, аттестация педагогических работников, самообразование, обучающие семинары, ШМУ, наставничество, МО школы, открытые уроки, конкурсы, олимпиады и мероприятия.
В нашем коллективе 73 работающих учителя, с учетом воспитателей КПП и м/ц, психолога, социальных педагогов, из них аттестацию прошли 51 человек, что составляет 70 % от всех учителей, 22 человека – аттестацию еще не проходили (30 %), из них 4 человека учатся заочно (5 %), 8 учителей только закончили ВУЗы (11 wacko и 10 учителей не подавали заявления на аттестацию (14 %).

Из 73 человек высшую категорию имеют 14 человек (19%), 1 категорию – 16 человек (22%), 2 категорию – 22 человека (30%) и не имеют категории – 21 человек (29%).



При подготовке к педсовету нами были проведены исследования по 3 важным вопросам: информационная культура учителя, оценка профессиональной направленности личности учителя и способность педагога к эмпатии. Выяснилось следующее:

Информационная культура учителя.

Приняло участие Низкий уровень Средний уровень Уровень выше среднего Высокий уровень
63 учителя 21 уч. 33,3 % 23 уч. 36,5 % 19 уч. 30,2 % 0 %

Таким образом, мы видим, что работа по повышению информационной культуры учителя имеет место, т.к. низкий уровень составляет 33,3% , высокий уровень не показал никто, а требования современного общества предполагают, что в связи с объективно изменившимися условиями мы считаем, что главная миссия образовательного учреждения заключается в подготовке человека к осмысленному и реальному восприятию мира. Проживание обучающимися жизни «здесь» и «сейчас» - вот в чем самоценность школы. Это особо важно заметить, потому что социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Готовит ли сегодня школа выпускника, успешно адаптированного в обществе? Ответ мягко сказать настораживает. Закономерен вопрос: может ли безуспешный и неконкурентоспособный педагог воспитать успешного и конкурентоспособного ученика? Однозначно – нет!

Оценка профессиональной направленности личности учителя.
Всего в диагностике приняло участие 68 учителей.

Из них – 11 человек показали результаты, не подлежащие интерпретации. Таким образом, можно считать достоверными результаты 57 учителей.

Оценка личности учителя проходила по 5 параметрам (шкалам), которые являются составляющими профессиограммы педагога. Это:
1. общительность,
2. организованность,
3. направленность на предмет,
4. интеллигентность,
5. мотивация одобрения.

Шкалы профессиональной направленности
общительность организованность направленность на предмет интеллигентность мотивация одобрения
баллы кол-во чел. кол-во чел. в % баллы кол-во чел. кол-во чел. в % баллы кол-во чел. кол-во чел. в % баллы кол-во чел. кол-во чел. в % баллы кол-во чел. кол-во чел. в %
1 1 1,5 1 1 1,5 1 2 3 1 0 0 1 1 1,5
2 3 4,4 2 1 1,5 2 4 5,8 2 0 0 2 0 0
3 Порог нормы 11 16,2 3 Порог нормы 5 7,4 3 Порог нормы 6 8,8 3 Порог нормы 5 7,4 3 Порог нормы 2 3
4 9 13,2 4 10 14,7 4 8 11,8 4 3 4,4 4 2 3
5 14 20,6 5 13 19 5 7 10,3 5 10 14,7 5 6 8,8
6 9 13,2 6 13 19 6 12 17,6 6 13 19 6 9 13,2
7 10 14,7 7 10 14,7 7 6 8,8 7 11 16,2 7 20 29,4
8 0 0 8 2 3 8 9 13,2 8 11 16,2 8 17 25
9 0 0 9 2 3 9 3 4,4 9 4 5,8 9 8 11,7
10 0 0 10 0 0 10 0 0 10 0 0 10 3 4,4



Диаграмма 1. Значения по шкалам профессиональной направленности учителей

Показатели:

Ниже нормы – направление профессиональной направленности считается недостаточно развитым.
Выше нормы – направление профессиональной направленности считается ярко выраженным (общепедагогические деформации).
По шкале «мотивация одобрения» - 8 баллов свидетельствуют о том, что человек пытался «подстроиться под результат», желал показаться лучше; 9 – 10 баллов указывают на искажение результатов, недостаточный настрой на диагностику, игнорирование самого процесса исследования профессиональной направленности педагогов.
Выраженность одного показателя свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких показателей интерпретируется как результат полинаправленности учителя.
Средний показатель по шкалам профессиональной направленности

Общительность
Организованность
Направленность на предмет
Интеллигентность
Мотивация одобрения

5 баллов
5 баллов 5 баллов 6 баллов 7 баллов
Недостоверные результаты 11 16,2 % Недостоверные результаты 11 16,2 % Недостоверные результаты 11 16,2 % Недостоверные результаты 11 16,2 % Недостоверные результаты 11 16,2 %
Порог
нормы 53 78 % Порог нормы 51 75 % Порог нормы 39 57,3 % Порог нормы 42 61,8 % Порог нормы 39 57,3 %
Выше
нормы 0 0 Выше нормы 4 5,8 % Выше нормы 12 17,6 % Выше нормы 15 22 % Выше нормы
8 бал. 17 25 %
9 бал. 8 11,7 %
10 бал. 3 4,4 %
Ниже
нормы 4 5,8 % Ниже нормы 2 3 % Ниже нормы 6 8,8 % Ниже нормы 0 0 Ниже нормы 1 1,5 %


Диаграмма 2. Средний балл по показателям профессиональной направленности


Диаграмма 3. Средний балл по показателям общительности


Диаграмма 4. Средний балл по показателям организованности


Диаграмма 5. Средний балл по показателям направленности на предмет


Диаграмма 6. Средний балл по показателям интеллигентности

Диаграмма 7. Средний балл по показателям мотивации одобрения

Из таблицы средних показателей видно, что факторы профессиональной направленности учителей в педагогическом коллективе находятся в пороге нормы и имеют небольшой разброс показателей, что свидетельствует о полинаправленности педагогического коллектива.
Тем не менее, наблюдаются индивидуальные деформации профессиональной личности учителей по таким показателям, как:
• «организованность» - 5,8 % - учитель может быть слишком активным, вмешиваясь в жизнь других людей, стремясь научить их как «жить правильно»; он нередко пытается подчинить себе окружающих, стремится командовать, организовывать их деятельность, независимо от содержания;
• «направленность на предмет» - 17,6 % - учитель пытается внести элемент «научности» в любые, даже бытовые ситуации, неадекватно используя наукообразные способы поведения и оценивая других людей через призму их знаний предмета. Эта профессиональная деформация специфична и зависит от специфики преподаваемого предмета.
• «интеллигентность» - 22 % - склонность к философствованию, мудрствованию и, в зависимости от условий, может стать как «морализатором», видящим вокруг себя только плохое, так и уйти в себя, в созерцание окружающего мира и в размышления о несовершенстве мира.

Это, в свою очередь, негативно влияет на психологический климат педагогического коллектива, психическое здоровье детей и на личность педагога в целом.

Недостаточно развитые направления включенности педагога в профессию также имеют свои минусы. Так:
1) недостаточно развитый показатель общительности показывает, что у учителя возможны трудности в налаживании контактов, как с классными коллективами, так и с отдельными учащимися, с педагогами в коллективе, с родителями учащихся, выбор «любимчиков», что затрудняет педагогическую деятельность, профессиональный рост учителя, а также дальнейшее саморазвитие личности в качестве педагога.
2) недостаточно развитый показатель организованности - трудности в систематизации собственных знаний, умений и навыков, и как результат недостаточный уровень их передачи учащимся, проблемы с дисциплиной (от слишком строгого до попустительского).
3) недостаточно развитый показатель направленность на предмет – вполне возможно этот педагог случайно попал в эту профессиональную область, либо в настоящий момент (момент диагностики) имелись наиболее важные для учителя направления деятельности (одни из них – это личные проблемы).
4) недостаточно развитый показатель мотивация одобрения – вполне возможны автономия, чувство одиночества, стереотипизация («закостенелость» взглядов) и пр.

Способность педагога к эмпатии.
Приняло участие Низкий уровень от 12 до 36 Средний уровень от 37 до 70 Высокий уровень от 71 до 90 Результаты под сомнением
63 учителя 2 уч. 3,1 % 58 уч. 89,2 % 4 уч. 6,2 % 1 уч. 1,5 %

Данные исследования показали, что наши учителя в основном обладают средним уровнем эмпатии – это есть нормальный уровень эмпатийности, присущий большинству людей. Окружающие не могут назвать Вас «толстокожим», но в то же время Вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для Вас неожиданными. У Вас нет раскованности чувств и это мешает Вашему полноценному восприятию людей. С высоким уровнем эмпатийности возникают трудности с дисциплиной в классе, сами очень ранимы, беспокойство за родных и близких не покидает Вас. При таком отношении к жизни Вы близки к невротическим срывам. С низким уровнем эмпатийности Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании, а люди Вам платят тем же.
Качество профессионального мастерства педагога зависит от знаний учителем:
 психолого-педагогической основы совершенствования профессиональной деятельности;
 теории и практики педагогики;
 особенностей профессиональной деятельности учителя на разных этапах обучения;
 основ педагогической конфликтологии;
 психологических основ взаимодействия руководителя школы и учителя;
 особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности;
 особенностей взаимоотношений в педагогической среде.
Ну, а самое главное – это урок. «Урок – всему начало, всего итог!.. Учебные перегрузки, которые терпеливо сносит сегодняшний школьник, не от программ, учебников и т.д., а от острого дефицита талантливого, творческого в школе». При посещении уроков учителей администрацией школы выявлены следующие проблемы:
 не систематически используется раноуровневый раздаточный материал, а зачастую при его использовании у детей нет права выбора, т.к. учитель сам распределяет кому какого уровня задания выполнить;
 взаимопосещаемость уроков практически отсутствует, даже молодые специалисты для повышения своего мастерства не считают нужным посетить уроки более опытных коллег;
 при поурочном планировании строго отводить время для фронтальной работы и самостоятельной работы, т.к. в младшем звене 30 % урока работает ученик, 70 % - учитель, а в старшем звене 20 % урока работает учитель, а 80 % - ученик добывает знания. Учителю нужно научить ребенка учиться.
 на уроках гуманитарного цикла необходимо развивать диалогическую речь, требовать от учащихся развернутых, монологических ответов, т.к. на практике зачастую проверка домашнего задания заменяется фронтальной работой или тестовым контролем;
 на уроках естественно-математического цикла отрабатывать навыки вычислительного характера, прочное знание учащимися формул, правил, законов и умение их применять.
В результате информационного поиска, собственного опыта педагогической деятельности, анализа социального заказа, мы убедились в том, что чтобы выжить, школа должна измениться. Для этого необходимо вскрыть свои внутренние ресурсы и активно привлечь внешние ресурсы.
В нашей школе мы обнаружили следующие внутренние ресурсы:
Сохранив предметные методические объединения, мы вышли на интегрированные службы в составе инициативных и творческих педагогов разных предметов, объединенных одной идеей:
Служба образовательного маркетинга.
Проводя маркетинговые исследования, направленные на обнаружение эффективных средств управления школой и объективного понимания ситуации, мы оперативно реагируем на удовлетворение образовательного спроса, развитие положительного имиджа школы, поддержания корпоративной культуры, проведения рекламы школы.
Проектная служба (перспективное и текущее планирование, проблемный анализ) обеспечивает освоение разных видов деятельности обучающимися, педагогами, родителями и демонстрирует достижение нового уровня компетентностей.
Информационно-аналитическая служба разработала школьный сайт в сети Интернет, проводит мониторинг качества образования, решает вопросы информационной безопасности школьников. В будущем в школе будет разработана программа экспериментальной работы «Безопасное освоение информационного пространства» на 2011-2016 гг., которая будет помогать систематизировать и анализировать введение продуктивных образовательных технологий в управлении, обучении, воспитании, социализации, психологическом сопровождении, позволяющих реализовать идеи компетентностного подхода.
В целях развития потребности каждого участника образовательного процесса в личностном росте, в испытании ситуации успеха участвуем в конкурсах разного уровня: международного («Ақбота» – приняло участие 109 человек, «Британский бульдог» – 19 человек, «Золотое руно» – 57 человек, «Русский медвежонок» – 73 человека ), республиканского (Федотова Е. заняла 3 место в конкурсе детских поделок «Азиада глазами детей»), областного (Гучигова Л – 2 место в областном конкурсе на владение государственным языком детьми некоренной национальности), районного (2 место в районной олимпиаде по казахскому языку заняла Гучигова Л., 3 место по английскому языку заняли Самсонович Е. и Вахитова В.) и конечно же школьного.
Реализуя задачу повышения качества образования, мы осознаем, что сегодня невозможно обойтись только внутренними ресурсами собственным потенциалом, необходим выход за пределы собственного образовательного пространства.
Поэтому мы активно привлекаем и используем внешние ресурсы.
1. Представляем публичные отчеты школы, отдельных педагогов в целях открытости и доступности образовательных услуг, оказываемых школой. Наши учителя (Булынский А.Н., Слепцова С.А., Сарлыбаева Р.М., Грубых Е.В., Моряхина Н.А., Умарова Г.О., Литвинова Т.Н., Райко Л.И., Мусаева М.А., Земницкая В.И., Мелихова Л.Б.) имеют сертификаты о публикации своих педагогических наработок и идей.
2. В школе проводились различные мероприятия по повышению качества оказываемых услуг.

№ Дата проведения Название мероприятия Учителя, принявшие участие
1. 2007-2008 Республиканский семинар: «Разрешающие возможности образовательной среды в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями». Омельяненко Н.Н., Грубых Е.В., Земницкая В.И., Исенова Г.Ф., Слепцова С.А.
2007-2008 Семинар-практикум по теме: «Инновационные подходы к повышению качества математического образования младших школьников». Булынская В.Н., Ребрик В.Ю., Терекбаева З.Г., Земницкая В.И., Симонова Л.М., Олейникова Н.В., Говорова А.П.
2. 26-30 января
2009 г. Методическая неделя: «Причины неуспеваемости и организация работы учителя и учащихся, имеющих низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности». Жамбалина Н.Г., Исабаева А.Р., Тогусаева А.К., Досова Г.Р., Раисова З.С., Кузнецова Г.В., Абишева Г.С., Василенко Т.В., Шарифулина Т.И., Булынский А.Н., Ермагамбетова А.Б., Жакупова А.Г. Самсонович Н.А., Шаяхметова Л.А., Абишева Ш.Е., Жанбуршина А.М., Киныбаева А.Д., Михайлова И.В., Савченко А.А., Ковальчук И.Л. Федотова Н.А.
3. 2 марта
2010 г. Районный семинар: «Эффективные методы и технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла». Моряхина Н.А., Киныбаева А.Д., Самсонович Н.А., Булынский А.Н., Аубакирова А.М., Жакупова А.Г., Абишева М.С., Вавричук Н.М.
4. Февраль 2011 г. Семинар-тренинг: «Информационные, коммуникативные, аудиовизуальные и интерактивные технологии как уникальный инструмент создания новой образовательной среды». Булынский А.Н., Самсонович Н.А., Абишева М.С., Моряхина Н.А., Жакупова А.Г., Шарифулина Т.И., Василенко Т.В.

По итогам 2009-2010 учебного года Омельяненко Н.Н. является победителем в номинации «Лучший учитель математики» Аулиекольского района, учителя нашей школы заняли 1 место в районной олимпиаде среди учителей по предметам естественно-математического цикла Самсонович Н.А. (химия), Абишева М.С. (биология), Аубакирова А.М. (география), Василенко Т.В. заняла первое место в районном конкурсе «Тіл ашар» среди учителей некоренной национальности, Абишева Ш.Е. заняла второе место в районном конкурсе, посвященном 305-летию Наурызбатыра среди учителей истории.

Нашими учителями проводятся факультативы, прикладные курсы и курсы по выбору:

2008-2009 2009-2010 2010-2011
Факультативы 19 ч 15 ч 15 ч
Прикладные курсы 21 ч 12 ч 18 ч
Курсы по выбору 7 ч 6 ч ---

Наши успехи, а порой и неудачи, во многом определены «духом» школы, ее душой, микроклиматом. Взаимопомощь, поддержка, уважение, гласность в вопросах поощрения, а особенно материального, взаимодействие администрации с профсоюзом способствуют деловой, рабочей обстановке в коллективе.
Все, о чем было сказано, позволило на протяжении последних лет сохранить контингент обучающихся, оставаться одной из крупнейших школ района.
Мы полны творческих планов, имеем достаточные педагогические резервы, чтобы сохранить положительную динамику в работе школы.

Постановление:

1. Переработать планы самообразования учителями с целью повышения уровня педагогической культуры и профессиональной компетентности.
До 01.09.2011 г.

2. В следующем учебном году Омельяненко Н.Н., Грубых Е.В. подготовить материал для лицензирования областным лицензионным советом.
До 01.11.2011 г.

3. Вместе с отчетом по итогам учебной четверти всем учителям предоставлять для анализа и проверки планы взаимопосещения уроков.

4. Провести конкурс среди учителей-предметников на систематизацию раздаточного разноуровневого материала.
Срок до 25.05.2011 г., руководители МО.

Материал подготовлен зам. директора по УВР Ермагамбетовой А.Б.

Использованная литература:

1. В.А. Сластенин, Н.Г. Руденко «Теоретические основы профессиональной компетентности»

Анкета «Учитель-ученик».
Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует Вашим отношениям с учителем, то напишите «Да», если оно неверно, - «Нет».
1. Учитель умеет точно предсказать успехи своих учеников.
2. Мне трудно ладить с учителем.
3. Учитель – справедливый человек.
4. Учитель умело готовит меня к контрольным и экзаменам.
5. Учителю явно не хватает чуткости в отношениях с людьми.
6. Слово учителя для меня закон.
7. Учитель тщательно планирует работу со мной.
8. Я вполне доволен учителем.
9. Учитель недостаточно требователен ко мне.
10. Учитель всегда может дать разумный совет.
11. Я полностью доверяю учителю.
12. Оценка учителя очень важна для меня.
13. Учитель в основном работает по шаблону.
14. Работать с учителем – одно удовольствие.
15. Учитель уделяет мне мало внимания.
16. Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.
17. Учитель плохо чувствует мое настроение.
18. Учитель всегда выслушивает мое мнение.
19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет учитель.
20. Я не стану делиться с учителем своими мыслями.
21. Учитель наказывает меня за малейший проступок.
22. Учитель хорошо знает мои слабые и сильные стороны.
23. Я хотел бы стать похожим на учителя.
24. У нас с учителем чисто деловые отношения.
Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в один балл.
Гностический компонент включает вопросы:
Ответ «Да» - 1, 4, 7, 10, 19, 22;
Ответ «Нет» - 13, 16.
Эмоциональный компонент включает вопросы:
Ответ «Да» - 8, 11, 14, 23;
Ответ «Нет» - 2, 5, 17, 20.
Поведенческий компонент включает вопросы:
Ответ «Да» - 3, 6, 12, 18;
Ответ «Нет» - 9, 15, 21, 24.
Гностический компонент выявляет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика, эмоциональный – определяет степень симпатии ученика к учителю, а поведенческий – показывает, как складывается реальное взаимодействие учителя и ученика. При сравнении учителей разных классов целесообразно использовать суммарный показатель.

Информационная культура учителя.
Инструкция: На каждый из 25 вопросов предлагаются 3 варианта ответов, из которых следует выбрать один или два, наиболее для вас подходящих. Положите рядом с этой страницей чистый лист бумаги и отмечайте на нем ответы.
1. Вообще я к тестам отношусь:
а) с предубеждением;
б) с острым интересом;
в) с энтузиазмом.
2. Из своих товарищей с большим уважением отношусь к тем, кто:
а) знает все на свете и всегда сообщает самое нужное, интересное и необычное;
б) интересуется чем-то определенным и досконально знает об этом;
в) знает далеко не все, но интересуется многим и легко меняет или сочетает увлечения.
3. Бюрократ – это:
а) преступник;
б) несознательный работник;
в) неспособный и не знающий свое дело
4. Думаю, что в библиотеке:
а) всегда можно найти, что нужно;
б) далеко не все найдешь, что нужно;
в) почти ничего, что нужно, никогда не найдешь.
5. Если меня с работы пошлют учиться:
а) постараюсь увильнуть, так как работа важнее;
б) поеду только потому, что, наверное, так надо;
в) поеду с охотой, хотя, может быть, потом и разочаруюсь.
6. По моему мнению, работа секретаря у начальника:
а) очень простая, ее может выполнять любая девушка, закончившая школу;
б) не очень простая и требующая хотя бы небольшой подготовки;
в) достаточно сложная и требующая квалифицированной подготовки.
7. Наверное инфаркты, инсульты:
а) от сидячего образа жизни;
б) неизбежное зло работников умственного труда;
в) из-за неумения организовать свою и чужую работу.
8. Профессия переводчика с английского языка:
а) не очень нужная сегодня;
б) нужная сегодня и завтра;
в) нужная сегодня, но не завтра.
9. Считаю, что каждый специалист должен читать в основном:
а) книги по своей специальности,
б) журналы по своей специальности;
в) книги по смежным специальностям.
10. Работа с «бумажками»:
а) все-таки какая-то унизительная по сравнению с другими профессиями;
б) не унизительная, но не почетная;
б) если не почетная, то, по крайней мере, очень необходимая в наше время.
11. Информатика в школе должна:
а) помочь только в обучении математике;
б) научить программировать и пользоваться компьютером;
в) перевернуть весь учебный процесс.
12. Посещая один и тот же музей:
а) стараюсь каждый раз осматривать все;
б) выбираю что-нибудь интрерсное;
в) иду к чему-то конкретному.
13. Документом является:
а) художественный фильм;
б) не художественный, а документальный фильм;
в) вообще не фильм, а бумага с печатью.
14. Низкую эффективность конторского труда объясняю:
а) несознательностью, граничащей с нерадивостью;
б) отсутствием хорошей зарплаты;
в) неумением организовать свою и чужую работу.
15. Ручные перфокарты:
а) знаю, что это такое, и пользуюсь ими;
б) имею об этом некоторое представление, но в век компьютеров они не нужны;
в) не знаю, что это такое.
16. Когда бываю в библиотеке:
а) стараюсь пользоваться каталогом;
б) изредка обращаюсь к каталогу;
в) вполне обхожусь без каталога.
17. Уверен, что в архивах сохраняют:
а) практически все действующие деловые бумаги;
б) большую их часть;
в) меньшую часть.
18. Стараюсь:
а) сознательно регулировать идущие на меня потоки информации (радио, телевизор, книги, разговоры), выбирая только то, что мне нужно;
б) направлять на себя побольше информации, чтобы ничего не пропустить;
в) ограничивать количество информации, используя только главное.
19. Цвет в нашей жизни:
а) имеет очень большое значение – раскрывает характер человека, диагностирует болезни, лечит, влияет на настроение и производительность труда, помогает общению и украшает;
б) наверное, это так, но сказано слишком сильно;
в) сомневаюсь во многом перечисленном.
20. На тексты, изобилующие «штампами», реагирую:
а) с бурным возмущением;
б) отрицательно;
в) спокойно.
21. Уважаю:
а) в равной степени ученого-теоретика и специалиста-практика;
б) ученого-теоретика;
в) специалиста-практика.
22. Реферативные журналы:
а) читал их;
б) не читал, но имею о них представление;
в) вряд ли смогу объяснить, что это такое.
23. Реклама – дело:
а) очень полезное;
б) полезное, но далеко не всегда;
в) по крайней мере, у нас совершенно не нужное.
24. В своем городе:
а) с удовольствием буду водить гостя, показывая старину и рассказывая интересные истории, которые знаю;
б) если и буду что-то показывать гостю, то только не старину;
в) предпочту не играть для гостя роль гида.
25. Электронно-вычислительная техника:
а) только средство, большая эффективность которого зависит от сочетания с другими средствами и методами;
б) революция, решающая очень много проблем;
в) новшество, которое следует, однако, осваивать не торопясь.
Теперь, когда вы ответили обязательно на все 25 вопросов, оцените ваши ответы по следующим правилам. От 1-го до 12-го вопроса включительно: а = 0, б = 2, в = 4. Если отмечены два варианта – возьмите среднее арифметическое, например: б + в =(2 + 4):2 = 3. От 13-го до 25-го вопроса поступайте наоборот: а = 4, б = 2, в = 0 (при двух вариантах также берите среднее). Потом сложите все 25 чисел, их сумма будет означать уровень вашей информационной культуры в процентах. Для абитуриента плохо меньше 30 %, для молодого специалиста – меньше 50 %.

Оценка профессиональной направленности личности учителя.
Инструкция: В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом, соответственно, возможны два варианта ответов:
а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;
б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.
Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответа, отметьте его на листе бумаги буквой а или б.
1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.
2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.
3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека.
4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.
5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
6. Мой идеал рабочей обстановки – тихая комната с рабочим столом.
7. Люди говорят, что мне нравиться делать все своим оригинальным способом.
8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет.
9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.
10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.
12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.
13. Большинство моих друзей – люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии.
14. Я подолгу анализирую свое поведение.
15. Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане.
16. В компании я представляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.
17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать рушения.
18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине.
19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.
20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.
22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.
23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от личностных особенностей.
24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других.
25. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
26. Худшее наказание для меня – быть закрытым в одиночестве.
27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.
28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.
29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволял себя обманывать.
30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.
32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.
33. Наука – это то, что больше всего интересует меня в жизни.
34. окружающие считают мою семью интеллигентной.
35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.
36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.
37. Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, а не рассказывать ученикам что-нибудь по предмету.
38. Основная задача учителя – передать ученику знания по предмету.
39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали , этики.
40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
41. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.
42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью.
43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации.
44. Моя любезность часто не нравится другим людям.
45. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.
47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям.
48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету.
49. Я проявляю активное участие к судьбе других.
50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Для обработки результатов опроса необходимо ответы испытуемого сравнить с ключом. Каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:
ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;
ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.
Каждый личностный параметр оценивается суммированием оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3 – 7 баллов.
Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации.
Ключ.
Общительность – 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а.
Организованность – 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37б, 42а, 47а.
Направленность на предмет – 3а, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а.
Интеллигентность – 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а.
Мотивация одобрения – 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б, 45б, 50а.
Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным – если количество баллов более семи. Структуру личности типа «Организатор» составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Для «Предметника» характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Структуру личности типа «Коммуникатор» составляют такие качества: как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Тип «Интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью.

Способность педагога к эмпатии.
Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если Вы ответили «не знаю» - 0, ответу «нет, никогда» припишите 1, «иногда» - 2, «часто» - 3, «почти всегда» - 4 и ответу «да, всегда» – 5. Отвечать нужно на все пункты».
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
4. Среди всех музыкальных направлений предпочитаю музыку в «современных ритмах».
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Категория: Педагогика | Добавил: ekaterina
Просмотров: 557 | Загрузок: 62 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 11:07 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru