Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Рефлексивный отчет по использованию модулей Программы в проведенной серии последовательных уроков
2014-03-25, 9:57 PM
Рефлексивный отчет
по использованию модулей Программы в проведенной серии последовательных уроков
Сегодня в современной школе каждый учащийся должен осознавать необходимость того, что ему необходимо овладевать профессиональными навыками, а также постоянным совершенствованием уровня этих навыков. Одной из актуальных задач современной школы является развитие у учащихся потребностей постоянного пополнения существующих знаний, а также умением вести самостоятельную познавательную активность. Именно поэтому, придя на практику в школу, я взяла за основу идеи Программы кембриджского университета и входящие в нее семь модулей при планировании и проведении серии последовательных уроков в 8 классе по предмету экономика.
Одна из наиболее сложных задач современного обучения – формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной (или иной другой) деятельности.
Ученик должен, прежде всего, осознать и принять цель учебной деятельности, т. е. понять, что от него требует учитель. Далее, в соответствии с понятой целью, ученик продумывает последовательность действий и оценивает условия достижения этой цели. Результатом этих действий является субъективная модель учебной деятельности, на основе которой ученик составит программу действий, средств и способов ее осуществления.
В процессе выполнения учебной деятельности ученик должен суметь приспособить друг к другу «модель условий» и «программу действий». Наблюдения показывают, что ученики существенно отличаются друг от друга по характеру моделирования условий, по выбору предпочитаемой программы действий.
Развивать навыки саморегуляции учащихся на уроках экономики целесообразно через использование работы в группах, составление кластеров, ролевых игр и т.д. При использовании таких методов учащиеся овладевают продуктивными навыками, эвристическими методами решения проблем, приемами действий в нестандартных ситуациях. Такие виды работы на уроке позволяют учащимся планировать и проектировать процесс обучения, диагностировать и корректировать результаты своей деятельности. Ученик и учитель на различных этапах урока обоснованно придерживаются тех форм деятельности, которые сами для себя определили и оценивают результаты своей работы по сформулированным критериям. Благодаря критериям, которые разработали сами учащиеся, я имею возможность адекватно оценить деятельность каждого ученика и получить представление о его развитии. Необходимым этапом итоговой работы учащихся является презентация и защита своей работы, а так же последующее обсуждение. Такой подход требует от учащихся проявления самостоятельной познавательной деятельности на уроке, умения ставить перед собой задачи исходя из темы урока, планировать свою деятельность и анализировать результаты. Для меня ответственным моментом становится планирование и составление плана урока, необходимость учитывать все нюансы. Такая тщательная подготовка к уроку способствуют активной деятельности учащихся в течение всего урока, а моя деятельность сводится к минимуму.
Психологами доказано: чем выше уровень положительных эмоций в процессе обучения, тем выше мотивация учащихся, а результаты выполненных работ намного лучше. Поэтому в своей работе я ставила цель акцентировать внимание учащихся на положительных сторонах жизни, что в свою очередь способствовало более продуктивно работать им на уроке. Для реализации поставленной задачи я использовала на своих уроках психологические тренинги, позитивные видео- и аудио ролики, физминутки, которые сопровождались быстрой и динамичной музыкой. Мои дети подросткового возраста и в этом возрасте возникают какие-то симпатии мальчиков к девочкам, а тренинги способствовали позитивному настрою, умению общаться друг с другом без всяких комплексов. Такой вид деятельности для моих детей был внове, они не привыкли взаимодействовать друг с другом, говорить друг другу комплименты, поддерживать и подбадривать. Постепенно им это очень понравилось, и каждый раз, когда они приходили ко мне на урок, спрашивали: «А мы сегодня будем танцевать и играть?». Для меня это было признаком того, что дети идут на урок в хорошем настроении, а та эмоциональная атмосфера, созданная мною, имеет не маловажную роль в развитии их внутренней мотивации.
Основной моей ролью на протяжении серии последовательных уроков было наблюдение за учащимися. Хочется отметить, что учащиеся с первого урока согласились с тем, что им придется работать самостоятельно, лишь изредка были консультации со мной или со своими одноклассниками. Все задания на урок были подобраны с учетом возрастных особенностей, поэтому для учащихся не составило труда, в меру своих знаний и навыков, справиться с поставленными задачами. При работе в группах, ученики с высокой мотивацией, справившись одними из первых с заданием, помогали своим одноклассникам с низкой мотивацией. Это для меня стало показателем того, что у детей положительное отношение к предмету, а это говорит о повышении мотивации каждого учащегося к обучению.
На протяжении всех четырех уроков моя роль заключалась в том, чтобы руководить процессом обучения, быть консультантом по возникающим вопросам или в случае затруднения учащихся. На уроке по теме «Основы маркетинга» с целью применения полученных знаний я использовала задание - лото «Маркетинговые стратегии». Учащиеся были поделены на группы, каждая получила таблицы, наборы карточек и задание: правильно расположить девизы компаний, определив, какие из них ориентированы на продукцию, а какие – на клиента. Все ребята успешно справились с заданием, и только в одной группе возникли сомнения по поводу правильности выполненного задания. После того как я посоветовала еще раз прочитать задание, подумать, и обратиться за подсказкой к другой группе, ребята сделали все правильно. На протяжении всей серии последовательных уроков учащиеся стремились проявлять инициативу и самостоятельность в принятии решений и проявляли себя с лучшей стороны. К моему удивлению даже слабоуспевающие ученики старались ответственно выполнять работу, как в группе, так и в парах. Каждый ученик, проявляя свои знания и умения по предмету, старался внести свой вклад в работу группы, тем самым достигая поставленной перед собой задачи. В ходе последних уроков все ученики уже чувствовали себя полноправными членами ученического коллектива, справедливо оценивая деятельность своих одноклассников и себя, чего не наблюдалось на первых двух уроках. Я считаю своим долгом продолжать такую работу, которая способствует установлению между учениками отношений, основанных на доверии и дружбе, формируя ключевые компетенции учащихся. Создание благоприятной обстановки в классе способствует сближению не только учеников между собой, но и я также сближаюсь с ними, становясь полноправным членом коллектива, а это способствует исчезновению барьеров, присутствующих в личностных отношениях между учениками и учителем. В такой ситуации ученики более открыты для меня, с большей активностью и энтузиазмом выполняют задания, предложенные мной и мои просьбы. А я в свою очередь иду навстречу предложениям учеников по поводу проведения того, или иного урока.
Трудно себе представить современный урок без использования средств ИКТ. Так как я учитель экономики и информатики больший интерес вызвал модуль «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении». Раньше в своей практике я использовала в основном слайдовые презентации для объявления темы и цели урока, а также для вывода теоретического материала по теме на интерактивной доске. В период практики я стала по-другому относиться к своей работе в целом и строить свои уроки таким образом, чтобы средства ИКТ наиболее интересно и плодотворно влияли на результаты работы учащихся, чтобы компьютер помог облегчить мою ежедневную работу уроке. Компьютеры и другие электронные учебные средства я применяла на различных этапах урока: для актуализации знаний (видео- и аудио фрагменты, кроссворды), при объяснении нового материала (электронные учебники, Интернет-ресурсы), контроле над усвоением темы (электронные тесты, игры-тренажеры), подготовка презентации в качестве творческого домашнего задания, при повторении и обобщении материала (средства Microsoft Оffice). Эти приёмы помогли активизировать учащихся в серии последовательных уроков, способствовали более глубокому вовлечению в темы уроков.
Каких же результатов мне удалось добиться в течение серии проведенных последовательных уроков? Я определила для себя, что ученики на моих уроках стали более раскованными, способными самостоятельно добывать знания через активную деятельность, приобрели навыки сбора, анализа и систематизации информации по теме. Ребята творчески подходили к выполнению заданий при разработке своего товара и оформлении флипчартов. Немаловажным фактором является то, что подобная связь теории и практики способствует формированию у учащихся сознательной деятельности по развитию творческих способностей, волевых качеств, а это является свидетельством того, что во время практической деятельности на уроке у ребят повышается уровень обучаемости. Даже у таких детей, которые считают себя неуспешными в учебе, повышается самооценка через взаимодействие в группе, внесение личного вклада в общее дело. В различных ситуациях учащиеся учатся выполнять разные роли по отношению друг к другу. Например, когда работают в парах по принципу «штурман-пилот» или когда один из учеников выступает в роли учителя и задает вопросы остальным учащимся и комментирует их ответы. В результате таких действий учащиеся приходят к самостоятельной оценке своей деятельности на уроке.
В итоге после проведенной серии четырех последовательных уроков я пришла к выводу, что не только у учащихся происходит развитие различного рода мышления и совершенствование, но и я сама при подготовке, разработке и анализе таких уроков развиваюсь вместе с ними. Поставленные мною цели и задачи на каждом уроке были достигнуты, а результат такой работы был оценен учащимися в соответствии с критериями. В течение четырех уроков я старалась внедрить идеи всех семи модулей Программы. Проведя подробный анализ поведения учащихся на уроке я выяснила, что ученики не только самостоятельно начинают добывать знания, но становятся более компетентными в вопросах экономики, а это говорит о том, что такие методы работы более эффективны в преподавании моего предмета, нежели было раньше.
Интеграция семи модулей Программы в образовательный процесс открывает перед учащимися и учителем огромные возможности для развития себя, как личности, способствуют созданию атмосферы сотрудничества через активные формы работы, активизацию познавательной деятельности, развитие саморегуляции.
Результат инициированного самим учителем процесса его собственного профессионального развития будет нагляден, в первую очередь, в ходе этого процесса, а не после его завершения. Качественная работа по развитию включает: апробирование новых технологий, оценивание, рефлексию и обзор. Все они имеют преобразовательное воздействие. Результаты всегда имеют практическую направленность: они являются изменениями или улучшениями на практике; эффективными способами преподавания и обучения, значимыми в профессиональном росте, представляя собой как внутренний, так и внешний рост, отраженный в многоуровневой модели обучения (Руководство для учителя стр. 193).
В дальнейшей своей работе я выделила для себя следующие идеи:
 Продолжить работу по внедрению всех семи модулей Программы в свою работу;
 Совершенствование рефлексии и анализа проведенных уроков с целью выявления недостатков и дальнейшей работы по их устранению;
 Повышение уровня собственного профессионализма;
В тех образовательных моделях, в рамках которых учителя восприимчивы к знаниям, навыкам, подходам и убеждениям, исходящим от самих учеников, образовательный процесс будет иметь больше шансов на успех. Соответственно, что на уроках ученикам предстоит активно участвовать во всех аспектах учебного процесса: они будут формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки – неотъемлемая часть обучения (Руководство для учителя стр. 139).
Категория: Педагогика | Добавил: marishka3800
Просмотров: 1808 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 6:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru