Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

«Игровые технологии, формирующие личностные качества дошкольника. Применение театрализации как средс
2014-05-14, 8:22 PM
СҚО Білім басқармасы Управление образования СКО
Петропавл қаласының білім бөліміГородской отдел образования г.Петропавловск
«№ 17 ұлттық өркендеу орта мектеп-кешені» КММ
КГУ «Средняя школа-комплекс национального возрождения № 17»

«САМОПОЗНАНИЕ: ПЕДАГОГИКА ЛЮБВИ И ТВОРЧЕСТВА»


Тема проекта: «Игровые технологии, формирующие личностные качества дошкольника. Применение театрализации как средства воспитания»

АВТОР ПРОЕКТА: ШАФИКОВА ВАЛЕНТИНА СЕРГЕЕВНА
Воспитатель предшкольных классов

г. Петропавловск
2014 г.

«Если вы заглядываете в будущее на год вперед – сажайте рис, на десять лет – сажайте деревья. Если вы заглядываете на всю жизнь – воспитывайте человека»
Народная мудрость.

Цель проекта: обобщение опыта работы педагога по формированию системы ценностной оценки окружающего мира и самооценки, самоосознания ребенком себя в этом мире на примере работы воспитанников в театральных постановках.
Пояснительная записка:Люди всегда ценили духовно- нравственную воспитанность, умение человека противостоять трудностям, выходить из сложных жизненных ситуаций не теряя своих личностных качеств и взглядов. Важные социально – экономические и политические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем Республики Казахстан, о будущем нашей молодежи.
В сегодняшние дни размыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение много обвиняют в бездуховности, агрессивности. Именно сегодня проблема нравственно – духовного воспитания актуальна и своевременна.Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны, многие игры в, которые играли их родители, забыты современными детьми.

В последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности. Дети должны научиться существовать в коллективе, в обществе, находить самостоятельный выход из ситуаций, в которые их ставить жизнь. Но это невозможно без развития соответствующих навыков и умений, которые формируются под воздействием личного опыта ребенка.
Перед педагогами предшкольных классов общеобразовательной школы ставится задача подготовки и воспитания гражданина, способного самостоятельно и адекватно оценивать происходящее,организовывать свою деятельность в соответствии со своими интересами не нарушая интересов окружающих его людей.
На всех занятиях происходит формирование нравственности, во всех режимных моментах, в игровой, трудовой и образовательной деятельности. Но основная работа по этому вопросу происходит на занятиях по курсу «Самопознание». На этих занятиях идет формирование духовности человека, его нравственных ориентиров, с акцентированием на личность ребенка, вырабатываются позитивные взгляды, мышление, убеждения и взгляды на определенные проблемы.
В данном проекте представлена работа по организации театрализованных занятий в классе предшкольной подготовки, как один из вариантов и способов воспитательной работы педагога с детским коллективом.
Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.
В работах отечественных психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованных игр. Это обусловлено родством данных игр с театром, являющимся синтетическим видом искусства (Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Д.В. Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская). Так, Л.С. Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества.

В игровой форме они развивают творческие способности воспитанников и представляют собой специфический вид художественной деятельности.В театрализованных представлениях формируются многие виды детского творчества: художественно - речевое, музыкально - игровое, танцевальное, сценическое, певческое.
Одно из важнейших направлений воспитательного воздействия театрализованных игр заключается в приобщении детей к искусству: литературному, сценическому, декламации, драматическому, театральному.

Актуальность данного проекта заключается в той роли и важности театрализации на уроках самопознания, которая позволяет учащимся через положительный опыт, прожитый в момент участия в представлении, сформировать систему нравственных ценностей и представлений детей. Что в дальнейшем послужит базой для формирования системы взглядов взрослого гражданина Республики.

Новизна:новизна данного проекта заключается в том, что воспитанники помимо участия в готовых театральных постановках, предложенных педагогом участвуют в разработке идеи, сюжетных линий готовящейся театрализации, предлагают те рассмотреть в постановках те духовно-нравственные вопросы, которые для них являются актуальными.
Задачи театрализаций: Создавая атмосферу общности и дружелюбия
• развивать чувство любви и уважения к окружающим;
• формировать навыки коллективного творчества;
• учить выражать свои чувства развивать качество – чувствование;
• создать условия для осознания неприятия несправедливости, плохих поступков;
• создать ситуации, позволяющие ребенку самостоятельно оценить поступки окружающих;
• помочь осознавать значение сердца и силы, которая живет внутри него
• научить детей понимать собственное эмоциональное состояние
• понимать чувства и мысли другого, человека переживать то, что он переживает.
Ожидаемые результаты:
Театрализованные действия позволят воспитанникам, участвуя в судьбе своих героев, сформировать чувства участия, сопереживания, умения поставить себя на место своих героев.
В результате совместного творчества по созданию сказки (в данном проекте сказка «Капризная принцесса» - результат совместной деятельности педагога и ребят) дети развивают и совершенствуют умения работать в коллективе, вырабатывая единую линию сюжета - находить пути компромиссных решений.
Формируя основную сюжетную линию истории, рассказываемой в представлении, дети могут опосредованно, языком сказки передать те вопросы, которые их волнуют и на которые им необходимо найти ответ. Педагог, в свою очередь может ненавязчиво, в игровой форме подвести ребят к правильному, с точки зрения нравственности, выбору.
Участвуя в театральном представлении, дети учатся комфортно себя чувствовать на сцене - то есть постепенно готовятся к умению легко ориентироваться в сложных, нестандартных ситуациях.
Все это позволяет сформировать добрую, умеющую сопереживать, сочувствовать, помогать в сложных ситуациях личность. Таким образом, реализуется одна из основных задач предмета «Самопознание»- умение понимать другую личность, уважать ее самобытность и индивидуальность.
Именно об этом говорит Сара Алпысовна Назарбаева, инициатор внедрения в школы Республики Казахстан нового предмета «Самопознание» - основная задача педагогов и родителей – объяснить ребенку: главное в жизни -стать человеком. И первые шаги в этом направлении дети делают именно в классах предшкольной подготовки. Наша задача-помогать им в этом стремлении, не нарушая общего, гармоничного развития личности.
Разработки сказок
Задачи:
• учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, применяя для воплощения образа известные выразительные средства (интонация, мимику, жесты);
• побуждать детей к инициативе и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения;
• развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре;
• воспитывать любовь к театральным играм, народному творчеству.
Словарная работа:
театр, актеры, мимика, жесты, кулисы, аплодисменты, зрители.
Предварительная работа:
чтение сказок, рассматривание иллюстраций, игра с театральными куклами.
• Материал и оборудование: художественная литература, ТСО (магнитофон, ДВД проигрыватель, аудиозаписи , детские произведения), атрибуты к сценкам и играм, спектаклю, костюмы, помещение музыкального зала.

Сказка «Репка на новый лад»
Действующие лица:

• Рассказчик
• Дед
• Бабка
• Внучка
• Жучка
• Кошка
• Мышка
• Лук
• Картошка
• Репка
• Морковка
• Свекла
• Капуста

Рассказчик:
Вы хотели бы сегодня
В сказку «Репка» заглянуть?
Да!?
Тогда смелее в путь!
1. Заиграла музыка и начинается танец с героями (трава и помидоры).
Танцуют танец «во саду ли в огороде».
2.Заиграла фоновая музыка
Ведущий:
Дедка репку посадил...
Дедка репке говорил:

Дед:
Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться….
-Ох, устал, пора поспать.

(Ложится недалеко от репки и засыпает.)

В ряд сидят герои (морковка, лук….)



Ведущий:
Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…

(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)

Дед:
Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась.

музыка – тянет овощей
(Подходит к морковке, хватает и тянет. Вытягивает за руку.)

Морковка:
Экий дедка ты неловкий!
Я - не репка, я - морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
Я богата витамином
Всем полезным каротином.
Я - отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Музыка – уводит овощей.
(Подходит к картошке, хватает и тянет. Вытягивает за руку)

Картошка:
Ой, ой, ой,
Я протестую!
Я - не репка. Я - Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два.
Я - твой главный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
(Подходит к капуста, Хватает и тянет.Вытягивает за руку)

Капуста:
Право, я возмущена!
Дед, ты сникерсов объелся,
Сериалов насмотрелся,
Может с печки ты упал?
Раз капусту не узнал.
Я на репку непохожа
У нее одна одежа,
У меня ж их целых сто!
Все без пуговок…
А то…
Можно есть меня всю зиму!

Дед:
Милости прошу… в корзину.
Музыка – уводит овощей.
(Подходит к свекле, Хватает и тянет. Вытягивает за руку)

Свекла:
Снова дед не угадал.
Знать очки ты потерял,
Или бес тебя попутал?
Свеклу с репой перепутал.
Я в сто раз ее красней,
И полезней и вкусней!
Я - отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Музыка – уводит овощей.

(Подходит к луку, хватает и тянет. Вытягивает за руку)
Лук:
Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я - твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Даже грипп меня боится…
Хоть сейчас готов сразиться.
Я - отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
музыка – уводит овощей.

Ведущий (шум сверчков)
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.(играет музыка)
(Дед подходит к избушке, и ложиться на скамейку… играет музыка-храп, спокойной ночи малыши…)
Закрывается занавес
Действие второе
Музыка-утро. Кукарекает петух и открывается занавес…
Фоновая музыка
Ведущий:
Утро, солнце ярко светит
Птички весело поют
Дед, проснулся, потянулся
К репке в огород идёт.(играет музыка)
Поёт дед:
Я землю взрыхлил, и репку посадил
Я репку поливал и за ней ухаживал
Припев:
Выросла репка большая пребольшая
И бабка, и внучка, и кошку, и жучку
Всех репкой накормлю целую семью.
Музыка Дед тянет репку
Ведущий:
Не простая это Репка
И засела она крепко.
Позови-ка бабку ты.
Дед:
Бабка, Бабка – помоги,
Репку вытащить беги.
Музыка на выход бабки.
Поет бабка:
Деду рано по утру
Я готовила еду
Помогу ему сейчас, доготовлю через час.
Припев:
Выросла репка большая пребольшая.
Бабка:
Не тужи, я помогу
Репку вытащить смогу.
(тянут репку)
Ведущий:
Бабка крепко держит дедку
Дед хватается за репку
Вместе дёргают: раз, два (дед с бабкой изображают)
Нужен третий…
Внучка:
- Это я!
Бабка:
Внучка, Внучка! Выручай!
Бабке с Дедом помогай!
Внучка поет: издалека поёт и идет, гуляет возле репки
Я в лесу гуляла и грибы набрала
Вдруг позвали, и помогать буду репку вынимать.
Припев:
Выросла репка большая пребольшая.
Ведущий:
Внучка крепко держит бабку
Бабка дедку дедка репку
Вместе начали тянуть
Раз, два, три, четыре, пять
Надо Жучку им позвать!!!
Внучка:
Жучка, Жучка, выручай!
Нам скорее помогай!
Поёт Жучка:
В будке я лежала косточку лизала
Вот меня позвали, от дела оторвали
Помогу я деду вытащу я репу
И пойду опять косточку лизать.
Припев:
Выросла репка большая пребольшая.
Ведущий:
Жучка стала помогать
Репку из земли достать
Тянут вместе вчетвером
Репка словно дом большой
С места сдвинуться не хочет
Побежала Жучка в дом
Жучка:
Я устала. Не могу.
Пойду Кошку позову.
(подходит к дому)
Мурка, Мурка, выручай!
Нам скорее помогай!
Кошка под музыку выходит и поёт…
Кошка:
Молоко из миски я лакала
А потом на солнышке лежала
Помогать не очень-то хочу
Лучше я им мышку притащу. (идёт к избе на припеве)
Припев:
Выросла репка большая пребольшая, (кошка не тянет репку!!!!)
(подходит к избе)
Мышка, Мышка, выручай!
Нам скорее помогай!
Музыка на Мышку
Мышка:
Я, конечно же, приду
Репку с вами потяну
Мурка только ты давай
Тянуть репку помогай! (разговаривают возле избы, потом идут к репке)
Ведущий:
Дед и Бабка, Внучка с Жучкой,
Кошка с Мышкой встали дружно.
Друг за друга ухватились,
Поднатужились и вот:
Репка из земли идёт.
Музыка – выдернули репку
Репка: Славно все вы потрудились!
Дед: Все старались, не ленились.
Бабка: Всех мы вас благодарим.
Все герои (хором): И СПАСИБО говорим!
Исполняется заключительная песня.
Сказка «Капризная принцесса»
Действующие лица:

• Рассказчики:
o Гриб
o Ягодка
• Король
• Королева
• Капризная принцесса
• Кошка
• Собака
• Сова
• Волшебное зеркало
• Лук
• Деревья
• Волшебник


Рассказчики- грибок и ягодка

Гриб: Жили- были в некотором королевстве король и королева. И была у них единственная дочь, они ее очень сильно любили и не в чем ей не могли отказать.
Ягодка: И она была очень капризной. Все ее в королевстве называли только капризной принцессой. И вот однажды принцесса захотелось поиграть с маленьким, пушистым, безобидным котенком.
Ведущая: Принцесса с ним играла, но, наигравшись, бросила его - надоел ей котенок. Она его взяла и засунула в коляску, котенку стало больно и обидно, он нечаянно поцарапал принцессу.
Принцесса ужасно рассердилась. Он не имеет право её царапать, она же принцесса ну и что, что она сделала котенку больно. Девочка побежала к своим родителям жаловаться: - Я хочу, чтобы в нашем королевстве исчезли все кошки.
Отец король пытался успокоить принцессу, но она начала капризничать. А это! Вам очень повезло, если вы никогда не видели и не слышали, как плачет, кричит принцесса. В общем, король и королева достали из шкатулки волшебное зеркало, подаренное знакомым волшебником, направил зеркало на ближайшую кошку – и во всём королевстве в тот же миг не осталось ни одной кошки.
Принцессе это очень сильно понравилось, она снова добилась своего! Нечего и говорить, что после этого началось, наша принцесса всегда начинала капризничать, когда хотела избавиться от кого- то или от чего- то.


Гриб: А избавиться она захотела от лука потому - что от него плачут.
Ягодка: От деревьев - они очень сильно шумели, когда ветер дул.
Гриб: От собак просто так.
Ягодка: От птиц, бабочек, от всех насекомых, от зайчиков потому - что не смогла их догнать.
Гриб: От грибов, потому что есть съедобные, а есть ядовитые, чтобы не отравится ненароком - принцесса решила избавиться от всех грибов и много от чего еще.
Ягодка: Король и королева серьезно были заняты королевскими делами, давали своей милой капризуле волшебное зеркало по первому требованию.
Ведущая: А дела в королевстве становились все хуже и хуже. Люди начали, голодать им нехватало продуктов, коровы перестали давать молоко, на полях становилось все меньше и меньше зерна, овощей, фруктов. Жители стали покидать королевство. Не зная, что делать, король и королева позвали на помощь волшебника.

Король: - Умоляю тебя, сделай, что-нибудь для моего королевства, у нас все идет плохо, скоро оно погибнет!
Волшебник: - А ты не догадываешься, что происходит?
Королева: - Нет, я не пойму!
Волшебник:- Я не люблю брать назад свои подарки, но это волшебное зеркало вам не помогает, а наоборот - мешает.
Король: - Но ведь оно помогло избавиться от некоторых бесполезных и вредных вещей - и больше не чего! Помогло навести порядок в королевстве!
Волшебник: - Ты хочешь помощи?
Королева: - Да, для этого мы тебя и позвали.
Волшебник: - Прекрати пользоваться волшебным зеркалом.
Король: - И все будет как прежде?
Волшебник: - Нет, теперь долго не будет как прежде. То, что уничтожено, назад возвращается медленно. Но у вас будет надежда на счастливое будущее.
Королева: - Помоги нам!
Волшебник: - Одно волшебство не сильнее другого. То, что вы сделали, волшебным зеркалом я немогу исправить сразу, прощайте.
Гриб: - Опечалились король и королева, а что делать с дочкой. Решили, позвать мудрую сову, может она даст совет как капризную принцессу образумить.
Ягодка: - Прилетела сова.
Король: - Подскажи нам мудрая сова - что нам делать с принцессой?!
Королева: - Ну почему она такая капризная!
Сова: - Принцесса своими капризами проверяет вашу любовь!
Королева: - Но ведь мы её любим!
Сова: - А вы часто ей говорите об этом?
Король: - В общем-то, нет, мы очень занятые.
Сова: - В следующий раз скажите, что вы её любите, обнимите её, а капризам не потакайте.
Король, Королева (хором): - Мы попробуем спасибо тебе!
Сова: - Удачи вам и берегите друг друга.
Ведущая: Пришлось много увидеть капризов, а если немного потерпеть так они не такие совсем ужасные и страшные. И прошло много-много лет. Капризная принцесса стала мамой-королевой, а жизнь в королевстве пришло практически в норму. Но когда её дочку поцарапал котёнок, она пожалела дочку, и сказала нельзя обижать маленьких, беззащитных животных.Нужно всех любить и уважать, а про волшебное зеркало больше никто не вспоминал.
Категория: Педагогика | Добавил: dfkz
Просмотров: 370 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 3:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru