Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

«Игровые технологии, формирующие личностные качества дошкольника. Применение театрализации как средс
2014-05-14, 8:22 PM
СҚО Білім басқармасы Управление образования СКО
Петропавл қаласының білім бөліміГородской отдел образования г.Петропавловск
«№ 17 ұлттық өркендеу орта мектеп-кешені» КММ
КГУ «Средняя школа-комплекс национального возрождения № 17»

«САМОПОЗНАНИЕ: ПЕДАГОГИКА ЛЮБВИ И ТВОРЧЕСТВА»


Тема проекта: «Игровые технологии, формирующие личностные качества дошкольника. Применение театрализации как средства воспитания»

АВТОР ПРОЕКТА: ШАФИКОВА ВАЛЕНТИНА СЕРГЕЕВНА
Воспитатель предшкольных классов

г. Петропавловск
2014 г.

«Если вы заглядываете в будущее на год вперед – сажайте рис, на десять лет – сажайте деревья. Если вы заглядываете на всю жизнь – воспитывайте человека»
Народная мудрость.

Цель проекта: обобщение опыта работы педагога по формированию системы ценностной оценки окружающего мира и самооценки, самоосознания ребенком себя в этом мире на примере работы воспитанников в театральных постановках.
Пояснительная записка:Люди всегда ценили духовно- нравственную воспитанность, умение человека противостоять трудностям, выходить из сложных жизненных ситуаций не теряя своих личностных качеств и взглядов. Важные социально – экономические и политические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем Республики Казахстан, о будущем нашей молодежи.
В сегодняшние дни размыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение много обвиняют в бездуховности, агрессивности. Именно сегодня проблема нравственно – духовного воспитания актуальна и своевременна.Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны, многие игры в, которые играли их родители, забыты современными детьми.

В последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности. Дети должны научиться существовать в коллективе, в обществе, находить самостоятельный выход из ситуаций, в которые их ставить жизнь. Но это невозможно без развития соответствующих навыков и умений, которые формируются под воздействием личного опыта ребенка.
Перед педагогами предшкольных классов общеобразовательной школы ставится задача подготовки и воспитания гражданина, способного самостоятельно и адекватно оценивать происходящее,организовывать свою деятельность в соответствии со своими интересами не нарушая интересов окружающих его людей.
На всех занятиях происходит формирование нравственности, во всех режимных моментах, в игровой, трудовой и образовательной деятельности. Но основная работа по этому вопросу происходит на занятиях по курсу «Самопознание». На этих занятиях идет формирование духовности человека, его нравственных ориентиров, с акцентированием на личность ребенка, вырабатываются позитивные взгляды, мышление, убеждения и взгляды на определенные проблемы.
В данном проекте представлена работа по организации театрализованных занятий в классе предшкольной подготовки, как один из вариантов и способов воспитательной работы педагога с детским коллективом.
Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.
В работах отечественных психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованных игр. Это обусловлено родством данных игр с театром, являющимся синтетическим видом искусства (Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Д.В. Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская). Так, Л.С. Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества.

В игровой форме они развивают творческие способности воспитанников и представляют собой специфический вид художественной деятельности.В театрализованных представлениях формируются многие виды детского творчества: художественно - речевое, музыкально - игровое, танцевальное, сценическое, певческое.
Одно из важнейших направлений воспитательного воздействия театрализованных игр заключается в приобщении детей к искусству: литературному, сценическому, декламации, драматическому, театральному.

Актуальность данного проекта заключается в той роли и важности театрализации на уроках самопознания, которая позволяет учащимся через положительный опыт, прожитый в момент участия в представлении, сформировать систему нравственных ценностей и представлений детей. Что в дальнейшем послужит базой для формирования системы взглядов взрослого гражданина Республики.

Новизна:новизна данного проекта заключается в том, что воспитанники помимо участия в готовых театральных постановках, предложенных педагогом участвуют в разработке идеи, сюжетных линий готовящейся театрализации, предлагают те рассмотреть в постановках те духовно-нравственные вопросы, которые для них являются актуальными.
Задачи театрализаций: Создавая атмосферу общности и дружелюбия
• развивать чувство любви и уважения к окружающим;
• формировать навыки коллективного творчества;
• учить выражать свои чувства развивать качество – чувствование;
• создать условия для осознания неприятия несправедливости, плохих поступков;
• создать ситуации, позволяющие ребенку самостоятельно оценить поступки окружающих;
• помочь осознавать значение сердца и силы, которая живет внутри него
• научить детей понимать собственное эмоциональное состояние
• понимать чувства и мысли другого, человека переживать то, что он переживает.
Ожидаемые результаты:
Театрализованные действия позволят воспитанникам, участвуя в судьбе своих героев, сформировать чувства участия, сопереживания, умения поставить себя на место своих героев.
В результате совместного творчества по созданию сказки (в данном проекте сказка «Капризная принцесса» - результат совместной деятельности педагога и ребят) дети развивают и совершенствуют умения работать в коллективе, вырабатывая единую линию сюжета - находить пути компромиссных решений.
Формируя основную сюжетную линию истории, рассказываемой в представлении, дети могут опосредованно, языком сказки передать те вопросы, которые их волнуют и на которые им необходимо найти ответ. Педагог, в свою очередь может ненавязчиво, в игровой форме подвести ребят к правильному, с точки зрения нравственности, выбору.
Участвуя в театральном представлении, дети учатся комфортно себя чувствовать на сцене - то есть постепенно готовятся к умению легко ориентироваться в сложных, нестандартных ситуациях.
Все это позволяет сформировать добрую, умеющую сопереживать, сочувствовать, помогать в сложных ситуациях личность. Таким образом, реализуется одна из основных задач предмета «Самопознание»- умение понимать другую личность, уважать ее самобытность и индивидуальность.
Именно об этом говорит Сара Алпысовна Назарбаева, инициатор внедрения в школы Республики Казахстан нового предмета «Самопознание» - основная задача педагогов и родителей – объяснить ребенку: главное в жизни -стать человеком. И первые шаги в этом направлении дети делают именно в классах предшкольной подготовки. Наша задача-помогать им в этом стремлении, не нарушая общего, гармоничного развития личности.
Разработки сказок
Задачи:
• учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, применяя для воплощения образа известные выразительные средства (интонация, мимику, жесты);
• побуждать детей к инициативе и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения;
• развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре;
• воспитывать любовь к театральным играм, народному творчеству.
Словарная работа:
театр, актеры, мимика, жесты, кулисы, аплодисменты, зрители.
Предварительная работа:
чтение сказок, рассматривание иллюстраций, игра с театральными куклами.
• Материал и оборудование: художественная литература, ТСО (магнитофон, ДВД проигрыватель, аудиозаписи , детские произведения), атрибуты к сценкам и играм, спектаклю, костюмы, помещение музыкального зала.

Сказка «Репка на новый лад»
Действующие лица:

• Рассказчик
• Дед
• Бабка
• Внучка
• Жучка
• Кошка
• Мышка
• Лук
• Картошка
• Репка
• Морковка
• Свекла
• Капуста

Рассказчик:
Вы хотели бы сегодня
В сказку «Репка» заглянуть?
Да!?
Тогда смелее в путь!
1. Заиграла музыка и начинается танец с героями (трава и помидоры).
Танцуют танец «во саду ли в огороде».
2.Заиграла фоновая музыка
Ведущий:
Дедка репку посадил...
Дедка репке говорил:

Дед:
Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться….
-Ох, устал, пора поспать.

(Ложится недалеко от репки и засыпает.)

В ряд сидят герои (морковка, лук….)



Ведущий:
Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…

(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)

Дед:
Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась.

музыка – тянет овощей
(Подходит к морковке, хватает и тянет. Вытягивает за руку.)

Морковка:
Экий дедка ты неловкий!
Я - не репка, я - морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
Я богата витамином
Всем полезным каротином.
Я - отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Музыка – уводит овощей.
(Подходит к картошке, хватает и тянет. Вытягивает за руку)

Картошка:
Ой, ой, ой,
Я протестую!
Я - не репка. Я - Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два.
Я - твой главный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
(Подходит к капуста, Хватает и тянет.Вытягивает за руку)

Капуста:
Право, я возмущена!
Дед, ты сникерсов объелся,
Сериалов насмотрелся,
Может с печки ты упал?
Раз капусту не узнал.
Я на репку непохожа
У нее одна одежа,
У меня ж их целых сто!
Все без пуговок…
А то…
Можно есть меня всю зиму!

Дед:
Милости прошу… в корзину.
Музыка – уводит овощей.
(Подходит к свекле, Хватает и тянет. Вытягивает за руку)

Свекла:
Снова дед не угадал.
Знать очки ты потерял,
Или бес тебя попутал?
Свеклу с репой перепутал.
Я в сто раз ее красней,
И полезней и вкусней!
Я - отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Музыка – уводит овощей.

(Подходит к луку, хватает и тянет. Вытягивает за руку)
Лук:
Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я - твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Даже грипп меня боится…
Хоть сейчас готов сразиться.
Я - отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
музыка – уводит овощей.

Ведущий (шум сверчков)
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.(играет музыка)
(Дед подходит к избушке, и ложиться на скамейку… играет музыка-храп, спокойной ночи малыши…)
Закрывается занавес
Действие второе
Музыка-утро. Кукарекает петух и открывается занавес…
Фоновая музыка
Ведущий:
Утро, солнце ярко светит
Птички весело поют
Дед, проснулся, потянулся
К репке в огород идёт.(играет музыка)
Поёт дед:
Я землю взрыхлил, и репку посадил
Я репку поливал и за ней ухаживал
Припев:
Выросла репка большая пребольшая
И бабка, и внучка, и кошку, и жучку
Всех репкой накормлю целую семью.
Музыка Дед тянет репку
Ведущий:
Не простая это Репка
И засела она крепко.
Позови-ка бабку ты.
Дед:
Бабка, Бабка – помоги,
Репку вытащить беги.
Музыка на выход бабки.
Поет бабка:
Деду рано по утру
Я готовила еду
Помогу ему сейчас, доготовлю через час.
Припев:
Выросла репка большая пребольшая.
Бабка:
Не тужи, я помогу
Репку вытащить смогу.
(тянут репку)
Ведущий:
Бабка крепко держит дедку
Дед хватается за репку
Вместе дёргают: раз, два (дед с бабкой изображают)
Нужен третий…
Внучка:
- Это я!
Бабка:
Внучка, Внучка! Выручай!
Бабке с Дедом помогай!
Внучка поет: издалека поёт и идет, гуляет возле репки
Я в лесу гуляла и грибы набрала
Вдруг позвали, и помогать буду репку вынимать.
Припев:
Выросла репка большая пребольшая.
Ведущий:
Внучка крепко держит бабку
Бабка дедку дедка репку
Вместе начали тянуть
Раз, два, три, четыре, пять
Надо Жучку им позвать!!!
Внучка:
Жучка, Жучка, выручай!
Нам скорее помогай!
Поёт Жучка:
В будке я лежала косточку лизала
Вот меня позвали, от дела оторвали
Помогу я деду вытащу я репу
И пойду опять косточку лизать.
Припев:
Выросла репка большая пребольшая.
Ведущий:
Жучка стала помогать
Репку из земли достать
Тянут вместе вчетвером
Репка словно дом большой
С места сдвинуться не хочет
Побежала Жучка в дом
Жучка:
Я устала. Не могу.
Пойду Кошку позову.
(подходит к дому)
Мурка, Мурка, выручай!
Нам скорее помогай!
Кошка под музыку выходит и поёт…
Кошка:
Молоко из миски я лакала
А потом на солнышке лежала
Помогать не очень-то хочу
Лучше я им мышку притащу. (идёт к избе на припеве)
Припев:
Выросла репка большая пребольшая, (кошка не тянет репку!!!!)
(подходит к избе)
Мышка, Мышка, выручай!
Нам скорее помогай!
Музыка на Мышку
Мышка:
Я, конечно же, приду
Репку с вами потяну
Мурка только ты давай
Тянуть репку помогай! (разговаривают возле избы, потом идут к репке)
Ведущий:
Дед и Бабка, Внучка с Жучкой,
Кошка с Мышкой встали дружно.
Друг за друга ухватились,
Поднатужились и вот:
Репка из земли идёт.
Музыка – выдернули репку
Репка: Славно все вы потрудились!
Дед: Все старались, не ленились.
Бабка: Всех мы вас благодарим.
Все герои (хором): И СПАСИБО говорим!
Исполняется заключительная песня.
Сказка «Капризная принцесса»
Действующие лица:

• Рассказчики:
o Гриб
o Ягодка
• Король
• Королева
• Капризная принцесса
• Кошка
• Собака
• Сова
• Волшебное зеркало
• Лук
• Деревья
• Волшебник


Рассказчики- грибок и ягодка

Гриб: Жили- были в некотором королевстве король и королева. И была у них единственная дочь, они ее очень сильно любили и не в чем ей не могли отказать.
Ягодка: И она была очень капризной. Все ее в королевстве называли только капризной принцессой. И вот однажды принцесса захотелось поиграть с маленьким, пушистым, безобидным котенком.
Ведущая: Принцесса с ним играла, но, наигравшись, бросила его - надоел ей котенок. Она его взяла и засунула в коляску, котенку стало больно и обидно, он нечаянно поцарапал принцессу.
Принцесса ужасно рассердилась. Он не имеет право её царапать, она же принцесса ну и что, что она сделала котенку больно. Девочка побежала к своим родителям жаловаться: - Я хочу, чтобы в нашем королевстве исчезли все кошки.
Отец король пытался успокоить принцессу, но она начала капризничать. А это! Вам очень повезло, если вы никогда не видели и не слышали, как плачет, кричит принцесса. В общем, король и королева достали из шкатулки волшебное зеркало, подаренное знакомым волшебником, направил зеркало на ближайшую кошку – и во всём королевстве в тот же миг не осталось ни одной кошки.
Принцессе это очень сильно понравилось, она снова добилась своего! Нечего и говорить, что после этого началось, наша принцесса всегда начинала капризничать, когда хотела избавиться от кого- то или от чего- то.


Гриб: А избавиться она захотела от лука потому - что от него плачут.
Ягодка: От деревьев - они очень сильно шумели, когда ветер дул.
Гриб: От собак просто так.
Ягодка: От птиц, бабочек, от всех насекомых, от зайчиков потому - что не смогла их догнать.
Гриб: От грибов, потому что есть съедобные, а есть ядовитые, чтобы не отравится ненароком - принцесса решила избавиться от всех грибов и много от чего еще.
Ягодка: Король и королева серьезно были заняты королевскими делами, давали своей милой капризуле волшебное зеркало по первому требованию.
Ведущая: А дела в королевстве становились все хуже и хуже. Люди начали, голодать им нехватало продуктов, коровы перестали давать молоко, на полях становилось все меньше и меньше зерна, овощей, фруктов. Жители стали покидать королевство. Не зная, что делать, король и королева позвали на помощь волшебника.

Король: - Умоляю тебя, сделай, что-нибудь для моего королевства, у нас все идет плохо, скоро оно погибнет!
Волшебник: - А ты не догадываешься, что происходит?
Королева: - Нет, я не пойму!
Волшебник:- Я не люблю брать назад свои подарки, но это волшебное зеркало вам не помогает, а наоборот - мешает.
Король: - Но ведь оно помогло избавиться от некоторых бесполезных и вредных вещей - и больше не чего! Помогло навести порядок в королевстве!
Волшебник: - Ты хочешь помощи?
Королева: - Да, для этого мы тебя и позвали.
Волшебник: - Прекрати пользоваться волшебным зеркалом.
Король: - И все будет как прежде?
Волшебник: - Нет, теперь долго не будет как прежде. То, что уничтожено, назад возвращается медленно. Но у вас будет надежда на счастливое будущее.
Королева: - Помоги нам!
Волшебник: - Одно волшебство не сильнее другого. То, что вы сделали, волшебным зеркалом я немогу исправить сразу, прощайте.
Гриб: - Опечалились король и королева, а что делать с дочкой. Решили, позвать мудрую сову, может она даст совет как капризную принцессу образумить.
Ягодка: - Прилетела сова.
Король: - Подскажи нам мудрая сова - что нам делать с принцессой?!
Королева: - Ну почему она такая капризная!
Сова: - Принцесса своими капризами проверяет вашу любовь!
Королева: - Но ведь мы её любим!
Сова: - А вы часто ей говорите об этом?
Король: - В общем-то, нет, мы очень занятые.
Сова: - В следующий раз скажите, что вы её любите, обнимите её, а капризам не потакайте.
Король, Королева (хором): - Мы попробуем спасибо тебе!
Сова: - Удачи вам и берегите друг друга.
Ведущая: Пришлось много увидеть капризов, а если немного потерпеть так они не такие совсем ужасные и страшные. И прошло много-много лет. Капризная принцесса стала мамой-королевой, а жизнь в королевстве пришло практически в норму. Но когда её дочку поцарапал котёнок, она пожалела дочку, и сказала нельзя обижать маленьких, беззащитных животных.Нужно всех любить и уважать, а про волшебное зеркало больше никто не вспоминал.
Категория: Педагогика | Добавил: dfkz
Просмотров: 833 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 1:33 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru