Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

разработка педагогического совета "Диагностические исследования как способ оценки степени освое
2014-05-16, 7:33 PM
Разработали: Кузнецова Н.В.,
Кабдешова И.К.


Цель: сформировать у педагогического коллектива понятие о диагностических исследованиях как способах оценки степени освоения ГОССО, личностных достижений учащихся, степени сформированности компетенций.

Задачи:
- Раскрыть понятие «диагностическое исследование», связанное с педагогической деятельностью;
- ознакомить с диагностическими методиками для выявления уровня обучаемости, освоения системы знаний учащихся.

Задание 1 (работа в группах):
На столах лежат листочки, на которых написаны основные понятия. Вам необходимо объяснить их смысл, раскрыть данные понятия (работа на 2-3 мин.) – обсуждение.

Действительно, это основные аспекты, при помощи которых необходимо проводить диагностические исследования, тема нашего педагогического совета (сообщение темы).

Результаты обучения в школе требуют всесторонней и объективной оценки успехов в
достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его отношения к учебе и динамику развития личности в целом.
Совершенствование системы оценивания достижения ожидаемых результатов предполагает параллельное развитие трёх линий оценки:
 степени освоения государственного общеобязательного стандарта образования (внешние результаты);
 личностных достижений учащихся (внутренние результаты);
 степени сформированности компетенций учащихся.

Прежде чем мы продолжим говорить по теме педагогического совета, необходимо определиться с такими вопросами, как…
1. Что такое диагностика?
2. Что такое исследование?
3. Что такое диагностические исследования?

1. Что такое диагностика?
Это область знаний, включающая в себя сведения о методах и средствах оценки чего-либо.
Диагностика – изучение состояния объекта с целью обеспечения нормального его развития и предотвращения нежелательных отклонений.
2. Что такое исследование?
Исследование - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов.
3. Что такое диагностические исследования или педагогическая диагностика?
Педагогическая диагностика - это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
 определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
 выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
 установить уровень овладения учебной деятельностью;
 оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Педагогическая диагностика решает следующие проблемы:
1. Что изучать?
2. Какими методами?
3. Как измерить состояние педагогического процесса?
4. Как измерить степень подготовки учащихся?
5. Как фиксировать и использовать результаты?

Диагностические исследования проводятся с целью контроля и оценки соответствия достижения результатов обучения каждого ученика государственному общеобязательному стандарту осуществляется на основании:
 выбора измерителей, характеризующие ожидаемые результаты обучения;
 разработки средств для измерения качественных и количественных показателей и результатов деятельности учащихся;
 разработки научно обоснованного метода рейтинговой оценки результатов обучения на основе выполненных тестовых заданий, портфолио, контрольных работ, устных ответов, а также результатов анкетирования учащихся.

Объекты педагогической диагностики:
 профессиональная компетентность педагогов;
 сформированностьЗУНов и интегративных (интеллектуальных, психических и др.) качеств личности учащихся (компетенций);
 влияние социума на формирование личности.
Выбор объектов может варьироваться.

Функции педагогической диагностики:
 функция обратной связи (анализ достижения целей, причины неудач, пути устранений);
 функция педагогической коррекции (меры по исправлению);
 функция мотивации и стимулирования (внутренняя мотивация, внешние стимулы);
 функция контроля (педагогическая диагностика позволяет производить оперативный контроль за ходом учебно – воспитательного процесса, так как содержит информацию о его состоянии).

Принципы педагогической диагностики:
• целенаправленность и адресность;
• обязательный учет результатов диагностики в дальнейшей деятельности руководителя школы;
• соответствие диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики, системность и непрерывность изучения личности и деятельности учителя.
Система отслеживания личных достижений и процедуры оценки результатов учащихся предполагается на различных уровнях: индивидуальном, школьном, региональном, международном.

1. Диагностика определения уровня обученности (по П.И. Третьякову)
Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки (ЗУН).
Цель – выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.
В педагогике выделяются пять уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание,
3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения).

Задание 2 (работа в группах):
На столах лежат листочки, на которых написаны названия уровней обученности, вам необходимо правильно сформулировать задание или поставить вопрос к каждому их этих уровней. Особое внимание уделите формулировке своего вопроса или задания. (работа 4-5 минут). Обсуждение.
Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что ученик может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.
Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.
Третий уровень обученности – понимание. Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.
Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных). Он характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.
Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда учащиеся могут ипользовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.
Уровень обученности Постановка вопроса или задания
1 уровень - различение Назови, выбери, сопоставь...
2 уровень – воспроизведение Напиши, воспроизведи, нарисуй...
3 уровень – понимание Почему, зачем, выдели, обобщи, установи связи...
4 уровень – умения и навыки Примени понятие, дай характеристику, сопоставь, приведи пример аналога…
5 уровень – перенос Выведи, реши проблемную задачу, придумай, смоделируй.

2. Диагностика определения уровня обученности (по Г.А.Русских)

Цель – определить уровень восприимчивости школьников к обучению.
Диагностические материалы для самостоятельной работы учащихся, которая может быть устной или письменной, состоят из четырех заданий. Задания должны быть подобраны таким образом, чтобы проверить уровень основные элементов, характеризующих способность учащихся к восприимчивости.

Проверяется: Постановка задания:
Воспроизведение Повторить то, что узнали на занятии.
Осмысление Ответить на вопросы по вновь изученному материалу.
Практические умения и навыки Выполнить задание по образцу.
Умения делать перенос Выполнить задание в новой ситуации.

А так же нам известны уровни, раскрывающие познавательные способности по Блуму. Давайте вспомним, какие эти уровни. (на доску вывешиваются названия уровней, ранжируются от простого к сложному уровню).

Задание 3 (работа в группах):
У вас на столах лежат листочки, на которых написаны характеристики уровней познавательных способностей по Блуму. Вам необходимо сопоставить данные характеристики с определёнными уровнями, объяснить свой выбор (работа 4-5 мин). Объяснение.

3. Уровни познавательных способностей по Блуму.
Согласно таксономии Блума, выделяют шесть уровней:

Узнавание. Учащийся воспроизводит употребляемые термины, помнит конкретные формы, помнит методы и процедуры, воспроизводит основные понятия, правила и принципы.
Понимание. Учащийся понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словесный материал, интерпретирует схемы, графики, преобразует словесный материал в математические выражения.
Применение. Учащийся использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
Анализ. Учащийся выделяет скрытые предложения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных.
Синтез. Учащийся пишет небольшое творческое сочинение, предлагает план проведения эксперимента, использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.
Оценка. Учащийся оценивает логику построения материала в виде письменного текста. Оценивает соответствие вывода имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.

В.П.Беспалько выделяет четыре уровня обученности:
Уровень узнавания (воспроизведение информации)
Алгоритмический уровень (практическое применение знаний, воспроизведение действий)
Эвристический уровень (применение знаний в нестандартных ситуациях)
Творческий уровень (уровень решения открытых задач)

Отбирая диагностические методики, необходимо учитывать:
1. Особенности возраста учащихся класса;
2. Степень сформированности детского коллектива;
3. Особенности взаимоотношений педагога и учащихся;
4. Степень доверия друг другу детей и взрослых.

Работая с диагностическими методиками необходимо придерживаться следующих правил:
1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
2. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
3. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам школы.
4. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся.
5. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы в планирование воспитательной работы.
6. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.

Степени сформированности ключевых компетенций, необходимых для дальнейшего образования:

1. Освоил на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;
2. Сделал выбор познавательного профиля для дальнейшего .обучения.
3. Овладел основными общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности
 Основными мыслительными операциями (анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации в рамках возрастных ограничений предъявляемых к уровню сформированности основных элементов абстрактного мышления).
 Навыками планирования, проектирования, моделирования, исследовательской, творческой деятельности.
 Трудовыми умениями и навыками
 Личными особенностями восприятия, обработки, переработки, хранения, воспроизведения информации, основами компьютерной грамотности;
 Ознакомлен с основными информационными технологиями, оптимальными для ученика формами, методами, средствами самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
 Овладел на необходимом уровне умениями и навыками саморазвития, самосовершенствования, самореализации, самоконтроля, личной и предметной рефлексии.
 Овладел на необходимом уровне навыками языкового и речевого развития, культурой родного языка, необходимыми умениями и навыками владения иностранным языком.

Рефлексия. Напишите кратким тезисом: как вы думаете, через какие виды деятельности учителя, можно оценить аспекты степени освоения ГОССО, личностных достижений учащихся, степени сформированности компетенций.

Таким образом, овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон развития учащихся — важный компонент профессиональной деятельности учителя.
Категория: Педагогика | Добавил: barryk
Просмотров: 633 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 5:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru