Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Дополнительное образование как фактор реализации одарённых детей.
2015-01-13, 8:22 AM
Дополнительное образование как фактор реализации одарённых детей.

Куриков Ж.С.
Директор Детской школы искусств

Проблеме развития одарённости детей посвящено большое количество научных психолого-педагогических работ. Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Понимание «одарённости» только как интеллектуальной характеристики не соответствует подлинному представлению о действительно высоких возможностях человека. Одарён, необычайно развит не сам по себе ум человека, одарена его личность. Человек, наделённый развитыми способностями, - другой и по характеру, и по восприятию мира. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Целостный подход к одарённому ребёнку как к личности необходим, чтобы суметь развить его способности, реализовать его дар. Более того, лишь понимание личностной непохожести одарённого ребёнка даёт реальную возможность понять его творческие возможности.
.
Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора в творческой области, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.
Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем эстетического развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной одаренности в определенной области искусства (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными творческими резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.
Дополнительное образование – составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде.
Одаренные дети, как никто другой, нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким творческим потенциалом больше всего нуждаются в «своем» учителе.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей.
Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.
Многие талантливые дети на первый взгляд ничем не выделяются, и нужен большой опыт, специальные знания, чтобы заметить их в общей массе, увидеть в каждом из них индивидуальность. При этом надо учесть, что у одних она на виду и вызывает удивление и восхищение. В других она скрыта, спрятана в «закоулках» их внутреннего мира, придавлена, заслонена различными комплексами, переживаниями, особенностями темперамента и характера. Занимаясь в Детской школе искусств, дети имеют возможность участвовать в конкурсах и выставках различных уровней.
Сравнивая свои достижения с достижениями детей из других городов, ребята повышают уровень своей самооценки, учатся адекватно оценивать свою работу, делать выводы, анализировать свою деятельность.
Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.
Цель работы с одаренными детьми – развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с детьми, через:
• проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
• обучение на курсах повышения квалификации;
• подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
• научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом)
2. Выявление одаренных детей на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий,
• достигнутых практических результатов в основных областях деятельности, диагностических данных, путём:
• обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
• знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
• выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
3. формирование банка данных “Одарённые дети”;
4. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ, позволяющих более полно удовлетворять интересы обучающихся;
Элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:
1. Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность)
2. Формирование внутренней мотивации.
3. Предоставление выбора, что создает возможности для развития каждого обучающегося.
4. Рефлексия.
5. Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление.
6. Соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.
7. Интегративный подход.
Условия успешной работы с одаренными обучающимися
1. Создание и постоянное совершенствование методической системы.
2. Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами:
• педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
• педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
• педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером и др.? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.
Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
Категория: Педагогика | Добавил: Жомарт | Теги: дополнительное образование, педагогика, психология
Просмотров: 560 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-02, 10:49 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru