Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Роль самопознания в развитии личности ученика
[ Скачать с сервера (25.4 Kb) ] 2015-01-22, 7:21 PM
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Из истории темы[править | править вики-текст]
По легенде, рассказанной Платоном в диалоге «Протагор» (343а), «семь мудрецов» Древней Греции — Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон (VI век до н. э.) — «сойдясь вместе, посвятили Аполлону Дельфийскому в качестве начатков мудрости» свои изречения, в том числе «Познай самого себя» (др.-греч. γνῶθι σεαυτόν, gnōthi seauton). Изречения были высечены на колонне Дельфийского храма.[1]
Сферы и области самопознания[править | править вики-текст]
К сферам самопознания относят выделяемые психологами три уровня организации человека: низший — организм (биологический индивид), далее — социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми)[2].
К областям самопознания относят сознание и бессознательное[2].
Я-концепция[править | править вики-текст]
Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.
Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям[3].
Способы и средства самопознания[править | править вики-текст]
Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера[4].
Согласно психологу Ю. М. Орлову, эффективное в плане познания себя и саморазвития самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. «…Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще „устроены“ эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции… Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своём воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды…»[5]
К наиболее распространённым способам самопознания относятся:
• Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.
• Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.
• Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый.
• Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т. д.
• Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия. Самопринятие же — важный момент самопознания, также оно является отправной точкой для саморазвития и самосовершенствования.
Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается[6].
К средствам самопознания относятся:
• Самоотчёт, в том числе в форме дневника.
• Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами.
• Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личности, социальная психология.
• Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом.[6]
К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:
• индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашёл внутренние ресурсы для их разрешения;
• работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится так, что группа способствует интенсификации процессов познания других и себя.[6]
Самопознание и самооценка[править | править вики-текст]
Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:
1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).
Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной — они искажаются.
Самооценку можно выделить такой формулой:
самооценка = успех / притязание
То есть, повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание). При этом, однако, считается, что человек не может полностью отказаться от притязаний[7]
Говорят, «истина сделает тебя свободным», и это так, поэтому путь к истине является также и путем к свободе – свободе от иллюзий жизни и последующих психологических страданий.
Почему путь к истине и свободе (просветлению) возможен только через самопознание? Давайте вначале рассмотрим вопрос, что такое самопознание.
Самопознание – это работа над собой в попытке понять, кто я есть на самом деле. Являюсь ли я телом? Или умом? Или духом/душой? Или чем-то еще? Или ничем вообще? Кто я на самом деле?
Человек склонен уделять внимание внешнему, искать что-то снаружи, а не внутри себя, и что же он хочет найти? Какое-то удовлетворение, счастье, свободу, спокойствие, блаженство? Не сводятся ли все материальные желания и действия именно к этому? Но что человек находит благодаря поиску вовне? Он находит чередующиеся удовольствия и страдания. Именно поэтому, купив новую машину/квартиру/дачу, заняв высокооплачиваемую должность, имея влиятельных друзей, человек по-прежнему внутренне неудовлетворен, и его поиск продолжается. В какой-то момент человек понимает, что, так как поиски снаружи уже столько раз не дали ожидаемого результата, то, видимо, искать снаружи и дальше – бесполезно. Становится очевидным, что истинное искомое невозможно найти за счет внешней деятельности. И тогда поиск может повернуться вовнутрь, что является переломной точкой в жизни человека - начинается самопознание, путь к истине.
Поначалу человек может искать истину в священных писаниях, или не совсем священных и не совсем писаниях, он может перечитать кучу книг, посетить множество семинаров, перепробовать десятки практик любой направленности. И рано или поздно он приходит к ключевому вопросу – а кто, собственно, я? Начинается путь самопознания.
На пути к истине вы можете найти множество инструментов и методов самопознания – различные упражнения, техники, практики, и даже просто чтение литературы. В самопознании человек проходит через какую-то последовательность концепций, каждая из которых в какой-то момент может казаться самой правильной, а затем неизменно заменяется другой. Смена концепций происходит до тех пор, пока не произойдет окончательное самопознание, и тогда все концепции видятся просто как концепции, а не как истина.
Можно сказать, что конец пути самопознания – это исчезновение концепций о себе (отождествлений, убеждений и других иллюзий), а также желаний и страданий любого рода, возникающих на базе этого.
Самопознание – это и есть познание истины, обретение свободы, достижение единства, единение с Богом, или как там еще называют это явление. Путь к истине может занять много времени, или не очень, или произойти мгновенно и неожиданно. Но, совершенно однозначно, если поиск начался, у вас нет шансов – самопознание произойдет. Та сила, которая заставила вас обратиться в поиске внутрь себя, свое дело до конца доведет
Категория: Педагогика | Добавил: 11111111111111111111
Просмотров: 1022 | Загрузок: 31 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 5:52 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru