Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Статья "Самостоятельная работа как основа формирования и развития познавательной деятельности
[ Скачать с сервера (28.7Kb) ] 2015-02-03, 9:37 AM
Самостоятельная работа как основа формирования и развития познавательной деятельности учащихся.
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
(Древнекитайская мудрость)
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. В связи с этим, одной из важнейших задач современной педагогики становится развитие самостоятельности учащихся в обучении.
Одним из дидактических требований к современному уроку в системе развивающего обучения является сочетание на уроке деятельности под руководством учителя и самостоятельной деятельности учащихся. Необходимым элементом любого урока является самостоятельная работа. В учебном процессе используются различные виды самостоятельной работы. По дидактической цели самостоятельная работа может быть предназначена
• на изучение нового материала
• на актуализацию опорных знаний
• на закрепление
• на обобщение
• на проверку домашнего задания.
По источникам знаний самостоятельная работа включает работу
• с учебником
• с дополнительной литературой
• с картами, схемами, таблицами
• с приборами
• с раздаточным материалом и др.
По характеру деятельности бывает
• репродуктивной
• конструктивной (частично-поисковой)
• творческой (исследовательской)
По сложности самостоятельная работа предполагает работу
• через задания разной сложности
• через увеличение объема заданий
• через способы инструктирования
По формам проведения бывает
• индивидуальная
• парная, групповая
• общеклассная

Остановимся на характере проведения самостоятельных работ.
При выполнении репродуктивных самостоятельных работ познавательная самостоятельность находится всецело в рамках воспроизводящей деятельности. Учащийся действует по имеющемуся образцу, согласно подробной инструкции или алгоритмическому предписанию; он сверяет свои действия с теми, которые необходимы для решения данной задачи и предложены учителем или другими учащимися. Примером такой работы может служить выполнение задания, записанного на доске, в учебном пособии, помещенного на специальных карточках.
При этом изучаемые понятия усваиваются как на уровне воспроизведения, так и на уровне распознания в простых, стандартных ситуациях. Выполнение репродуктивных самостоятельных работ – это необходимый этап на пути формирования умений решать более сложные задания.
При выполнении частично-поисковых самостоятельных работ познавательная самостоятельность учащихся находится на уровне действия в измененных ситуациях, когда требуется реконструировать имеющиеся знания, данные задачи и т.д. Основным исходным материалом, адекватным соответствующей деятельности, являются полуэвристические задания. Заметим, что они предполагают, что учитель умело поставленными вопросами не дает учащимся возможности дать однозначный ответ, а ставит их в такое положение, когда они ищут различные его варианты. В то же время задания полуэвристического характера допускают некоторую помощь учителя.
Творческие самостоятельные работы направлены на то, чтобы научить школьников организации поисковой деятельности: выявлению зависимостей между знаниями, поиску различных способов решения задач, проблемных ситуаций, которые создает учитель по ходу урока или которые возникают при выполнении заданий.
Основным материалом для самостоятельных работ данного типа являются эвристические задачи. Решая их, ученик должен хорошо осознавать конечный результат, примеряя его к заданному условию, проанализировать известные и обнаружить недостающие элементы и установить связи между ними. Здесь особо важная роль отводится глубокому анализу условий и требований заданий. Кроме того, нужно правильно выявить основные используемые понятия, вспомнить их определения или признаки, и в результате увидеть те связи, которые помогут правильно определить ориентировочную основу действий по нахождению плана решения.
Самостоятельное решение эвристических задач способствует повышению таких важных знаниевых качеств, как глубина и осознанность, так как в ходе их выполнения учащиеся овладевают элементами творчества, учатся ориентироваться в сложных ситуациях, овладевают поисковыми приемами, способствующими переходу от воспроизводящей деятельности к творческой.
Самостоятельность учащихся в процессе обучения – это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.
Развитие самостоятельности не самоцель. Оно является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности, развития их умственных способностей. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду три тесно связанные между собой задачи.
• Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;
• вторая — в том, чтобы научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;
• третья – определить различные виды практических работ в развитии самостоятельности у учащихся.
Для гармоничного развития самостоятельности у учащихся необходимо наличие определенных предпосылок, которые, однако, не гарантируют успешное формирование у подрастающего человека этого, качества. Вот почему важна полноценная учебная деятельность, в которой формируется комплекс разнообразных умений. Выделим основные группы умений, которыми учащиеся должны систематически овладевать в течение всего периода школьного обучения:
1. Общеучебные умения (правильно читать текст, находить ответ на вопрос, составлять план прочитанного, тезисы, конспект, таблицы, планировать свою деятельность, контролировать выполняемые действия).

2. Общелогические умения (выделять главное, проводить сравнение, доказывать, делать выводы, формулировать вопросы).
3. Предметные (специальные) умения, отражающие специфику отдельных учебных дисциплин (читать карту, выполнять упражнения, писать сочинения, решать задачи и др.).
4. Коммуникативные умения (вести диалог с учителем, с товарищами, принимать участие в совместной деятельности, устанавливать контакты с целью выполнения задания за пределами школы и др.).
Необходимо отметить, что ученик, владеющий знаниями и умениями, не всегда стремится проявить самостоятельность. Выполняя самостоятельную или контрольную работу, хорошо подготовленный ученик стремится, как правило, реализовать свои возможности. Однако в других ситуациях, скажем, при подготовке школьного или внеклассного мероприятия, школьной олимпиады, это качество может у него и не проявиться. Это связано с тем, что у ученика нет мотива, внутренней потребности, действовать самостоятельно. Следовательно, самостоятельность характеризуется и определенной мотивационной установкой, которая приводит в движение знание и умение, побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания.
Есть также и такие ученики, которые владеют знаниями, желают работать, но на деле часто не могут довести работу до конца. Дело в том, что самостоятельность непосредственно связана и с волевыми процессами. Чтобы принять самостоятельное решение, нужны не только знание, опыт, мотивация, но и волевые усилия, напряжение.
Таким образом, выделяют три основных условия самостоятельности: умение, мотив, воля. Вряд ли можно говорить о главном среди них, если речь идет о самостоятельности как свойстве деятельности и личности, но важно иметь в виду, что они теснейшим образом связаны между собой и взаимообусловлены. Желание действовать самостоятельно чаще выражено у тех учащихся, которые владеют умениями, мотивационная установка мобилизует волевую сферу; с другой стороны, если ученик проявляет волю и упорство, повышается качество знаний и умений. Не случайно самостоятельность рассматривается психологами как стержневое свойство личности, теснейшим образом связанное с такими качествами, как активность и ответственность. Именно взаимосвязь всех этих качеств определяет отношение человека к самому себе, к собственному труду, к другим людям, к духовным ценностям.
Самостоятельность учащихся в процессе обучения должна быть внешне стимулирована. Задача учителя состоит в том, чтобы мотивировать учащихся на изучение темы. Один из путей – привлечь их к процессу планирования своей образовательной деятельности. Это можно осуществить с помощью периодически проводимых в начале каждой большой темы вводных занятий, на которых педагог должен рассказать не только о содержании того, что будет изучено и о собственной работе, но и спланировать вместе с детьми их активность (формы самостоятельной работы, работы в микрогруппах, сроки и формы контроля и др.). Дети по окончании такого урока должны точно знать (и зафиксировать), что и в каких формах они будут изучать, в какие сроки, по какому материалу и в каких формах отчитываться. Кроме того, организация ситуации самостоятельного выбора ребенком должна осуществляться везде, где это возможно (выбор формы и срока отчета, выполнения задания, вида и формы внеурочной работы по предмету).
Любая организованная учителем самостоятельная работа школьника должна отвечать следующим дидактическим требованиям: иметь целенаправленный характер; быть действительно самостоятельной работой и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно; при этом на первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы; для самостоятельной работы в большинстве случаев нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону; задания должны вызывать интерес у учащихся; самостоятельную работу необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс; при организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала

учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков; при выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.
Локальному проявлению самостоятельности учащихся способствует продуманная система домашних заданий. Они состоят из двух частей: обязательной для исполнения и выполняемой по желанию. Задания должны быть подобраны таким образом, что результаты их выполнения можно использовать на уроках. С целью осознанного развития самостоятельности учащимся должно быть предложено включиться в проектную деятельность, которая может быть организована в рамках темы, на другом предмете, во внеурочной деятельности. Для самореализации также необходима определенная система конкурсов и выставок на школьном и других уровнях.
Одной из важнейших задач развивающего обучения, является активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них умений самостоятельной работы. У школьников необходимо сформировать умения самостоятельно и критически мыслить. Выработать навыки самообразования, пробудить в них желание проявлять творческую инициативу.
Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся, только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Вот почему в развивающем обучении, она должна занимать главное место и носить разносторонний характер.
Важное внимание в процессе развивающего обучения должно быть уделено выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, литературными источниками, рисунками, схемами, текстовыми таблицами и т.д.
Приобретение этого умения связано с развитием навыков логического мышления у учащихся, анализа, синтеза, вычленение главного обобщения, конструирования вопросов.
С целью поддержания устойчивого интереса к предмету необходимо использовать на уроках различные приемы активизации познавательной деятельности. Именно сформированные общеучебные умения являются важным средством развития устойчивого интереса. Учебный процесс должен строится так, чтобы учащиеся имели возможность постоянно развивать и закреплять общеучебные умения, а в частности исследовательские умения.
Познавательный интерес начинается с элементарного любопытства. Впоследствии он может перерасти в любознательность, а на высшей ступени развития - в привычку к систематическому труду.
Возникновение и развитие познавательного интереса и активизация познавательной деятельности учащихся способствует:
• прежде всего это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
• Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку.
• Для проявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
• Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
• Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
• Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, том числе им самим, тем интересней ему работать.
• Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.
• Владение учениками различными способами учебно-познавательной деятельности, активизирует работу ученика на уроке.
От сформированности умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темп переработки и усвоения информации и в конечном итоге качество знаний.

Сформированные общеучебные умения позволяют учащимся:
• Выполнять на уроке самостоятельную работу.
• Быстро ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе.
• Отбирать содержание для обобщения.
• Повысить качество устных и письменных ответов.
• Развивать познавательный интерес, способствуя переходу от любопытства к любознательности.
• Выполнять творческие задания.
Познавательная самостоятельность - качество личности, проявляющееся у учащихся в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения любых проблем.
Формирование познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения происходит как при получении знаний в готовом виде, так и при их самостоятельном поиске
Познавательная самостоятельность - качество, формируемое в деятельности. Исходя из этого, одним из принципов формирования рассматриваемого качества личности является деятельностный подход. Так как активность и самостоятельность личности проявляется в деятельности, то в данном случае деятельностный аспект процесса формирования познавательной самостоятельности выступает в качестве средства познания мира. Цель активизации познавательной самостоятельности учащихся состоит в том, чтобы поднять уровень самостоятельной мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для самостоятельного решения задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности. Следовательно, суть активизации познавательной самостоятельности учащихся заключается в активизации его мышления, познавательного интереса и моделирования умственных процессов, переходящих в истинное творчество. Происходит не просто повышение общей успеваемости, сколько появление совокупных психологических новообразований: знаний, умений и творческих способностей
Таким образом рассматривая процесс формирования познавательной самостоятельности учащихся, с точки зрения деятельностного подхода, предусматривает организацию педагогом познавательной и практической деятельности направленной:
• на формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
• на развитие познавательных способностей и активности учащихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
• на развитие исследовательских навыков;

Какова позиция учителя и ученика в процессе формирования познавательной самостоятельности.
• Учитель ставит перед учеником общую задачу и описывает тип и характеристики желаемого результата на перспективу, указывает начальные точки поиска информации;
• Учащиеся вычленяют значимую для решения проблемы информацию и по мере необходимости уточняют саму проблему;
• Естественнонаучные предметы (биология, химия и т. д.) преподаются как система занятий с видами и формами деятельности, побуждающими учащихся выдвигать идеи (альтернативные изучаемым) сравнивать, сопоставлять, самостоятельно выбирать результат на основе своих данных;
• Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями прежде чем они будут изложены и изучены на уроке. При этом каждый ученик зарабатывает свою меру самостоятельности сам;
• Каждый учащийся самостоятельно, в группе, в паре изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе работы.
.

Средствами для создания условий для проявления познавательной активности учеников могут быть:
• Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности и внеклассной позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;
• Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе;
• Стимулирование учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
• Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (хорошо-плохо), а по процессу его достижения;
• Поощрение стремления ученика находить свой способ работы;
• Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность.

При проверке знаний полученных, приобретенных школьниками самостоятельно, убеждаешься, они прочнее и глубже знаний, полученных путем словесного объяснения учебного материала учителем.
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. В связи с этим, одной из главных задач современного образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Эффективное использование самостоятельной работы позволяет решать большой ряд вышеперечисленных задач. Анализ компонентной структуры современных образовательных технологий позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная работа является действенным средством развития познавательной самостоятельности в обучении
Категория: Педагогика | Добавил: школа7246
Просмотров: 672 | Загрузок: 29 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 11:07 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru