Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Отчёт по исследованию в действии
[ Скачать с сервера (513.3Kb) ] 2015-03-15, 11:58 AM
Как исследовательская беседа способствует изучению литературоведческих понятий учащимися 9 класса?

Администрация и коллектив специализированной школы-гимназии для одарённых детей с обучением на трёх языка, в которой я работаю, выдвинула приоритетное направление в своей работе: готовить своих учеников жить и действовать в новом мире, помочь ученикам освоить такие способности, которые станут востребованы в их жизни, а именно: способность нестандартно мыслить, уметь наблюдать, анализировать, вносить свои предложения, аргументировать их, творчески мыслить, оценивать свои силы и возможности. Таким образом, коллектив нашей школы уже более 10 лет решает задачу подготовки ученика к самостоятельной исследовательской деятельности. В связи с этим творческой группой учителей разработана и внедряется программа по совершенствованию исследовательской и научной деятельности прежде всего одарённых детей. Только за последние 2 года 11 учеников нашей школы стали победителями и призёрами в конкурсах научных проектов, один из них – победитель Международной научной конференции во Франции. Однако процесс исследования должен осуществляться и на каждом уроке.
Работая в школе с такими богатыми традициями в сфере исследовательской деятельности учеников, я не могла, обучаясь на первом этапе «Лицом к лицу» на курсах повышения квалификации по Программе второго уровня, не обратить внимания на исследовательскую беседу при изучении модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в разделе «Диалогическое обучение». Я поняла, что исследование – неотъемлемая потребность ребёнка, заложенная в нём изначально. Мыслительные процессы, активность – всё, о чём я говорила выше, развивается именно через деятельность, имеющую исследовательский характер. Ключевым стало для меня утверждение:«В результате анализа исследований была установлена связь между говорением, слушанием и обучением учеников .Барнс (1976) и Мерсер (2000) утверждают, что исследовательская беседа является тем типом беседы, который необходимо совершенствовать учителям».(Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан второго уровня, стр.145).Этот постулат стал отправной точкой для окончательной формулировки моей темы для исследования в действии. Итак, где наиболее актуально будет данное исследование, как оно будет востребовано другими учителями в их практике? Поэтапно отвечая на эти вопросы, проанализировав свою многолетнюю практику, соизмерив собственные знания, я пришла к выводу, что данный подход будет наиболее актуален в
выпускном классе, но, так как в 11 классе по сути личность уже сформирована и обладает определённым набором инструментов в данной области, я остановила свой выбор на 9 выпускном классе. Многие из учащихся уйдут из школы, поступят в колледжи, и навыки исследовательской беседы помогут им в выборе в том числе их будущей профессии. Это в будущем. Сейчас же актуальным для девятиклассников является сдача первых в их жизни выпускных экзаменов, в том числе по русскому языку и литературе. Так как наша школа имеет статус «для одарённых детей», это будет сочинение по классическим произведениям русской литературы 19 века. Мне, как филологу, ясно, что без понимания произведения, без его анализа это сделать невозможно. В свою очередь, анализ произведений, к тому же таких сложных, как тексты драматические, невозможен без знания литературоведческих терминов. Таким образом, тема получила конкретный диапазон применения и реализации. Однако мне важно было получить мнение и советы своих коллег. Я провела беседу с заместителем директора по учебной работе М.С.Г., которая также является учителем русского языка и литературы и имеет большой опыт работы. Она одобрила тему, отметив, что эта тема актуальна ещё по ряду причин:
1.В литературоведении на данный момент немного работ по изучению литературоведческих терминов именно в 9 классе.
2.Класс, выбранный для исследования, отличается высокой культурой чтения, языковой компетенцией, полиязычный, вами ведётся в данном классе драматический кружок, то есть существуют все предпосылки, база для осуществления исследования в полном объёме.
3.Изучение и применение анализа литературоведческих терминов –проблема, которая остро стоит в целом на современных уроках литературы, и выработка новых подходов в данном направлении актуальна как никогда.
Учитывая сказанное выше, я провела беседу с учителями группы
«Lesson study», прошедшими курсы повышения квалификации 1 и 3 уровней, а также классным руководителем. Они отметили, что актуальность темы в данном случае нельзя доказать только цифрами о качестве знаний в данном классе по предмету «Литература»,к тому же качество в течение нескольких лет стабильно высокое :75-80%. Важно не допустить его снижения, так как курс литературы в 9 классе и требования к знаниям и умениям качественно и количественно повышены.В особенности это касается именно понимания и применения терминов при изучении сложных произведений в дальнейшем –в 10-11 классах. В этом
аспекте 9 класс является базовым, так как все термины должны быть сформированы.
Я понимала, что для окончательной формулировки темы у меня недостаточно собрано объективных данных. Но каких? Ответ я получила, перечитав тему «Диалогическое обучение»:«Когда учащимся предоставляется возможность внести свой вклад в диалоговое обучение в классе различными способами, они могут осознать ограничения своего понимания. В то же время они практикуют новые способы использования речи в качестве инструмента для формирования знания». (Программа,стр.144)
Я поняла необходимость проведения анкетирования учащихся, чтобы понять их видение данной проблемы и заручиться их косвенной, но поддержкой.
Я предложила ответить на ряд вопросов, связанных в целом с актуальностью уроков литературы, также давались вопросы о том, каким вы хотели бы видеть урок литературы, как вам лучше работается
( индивидуально или в группах), нужно ли изучать термины и почему вы так считаете.
Отдельное анкетирование было проведено на знание терминов. Данные помогли мне сделать вывод о том, что почти половина опрошенных не знает термины и не умеет приводить примеры. Таким образом, моё предположение о том, что традиционный урок не даёт в полной мере изучить нужный перечень понятий и есть необходимость внести изменения в свою практику, нашло фактическое подтверждение.
Таким образом, мною была окончательно поставлена проблема для исследования в действии: «Как исследовательская беседа способствует изучению литературоведческих терминов учащимися 9 класса?»
Цель: сформировать у учащихся знания о литературоведческих понятиях и навыки их применения через исследовательскую беседу.
Задачи:
создание условий для изучения литературоведческих терминов в процессе исследовательской беседы через организацию групповой работы;
способствовать пониманию основных характеристик и классификаций литературоведческих терминов посредством применения стратегий диалогического обучения;
развитие умения через анализ литературоведческих понятий делать суждения относительно личностной позиции учащегося.
Ожидаемый результат:
знать необходимый перечень литературоведческих понятий;
понимать их отличительные признаки и ключевые характеристики;
уметь создавать через эти знания свои работы (устные выступления, синквейны, творческие работы) и оценивать собственные возможности.
Следующим шагом после формулирования проблемы было спланировать и разработать необходимые действия для её решения. Обучаясь на первом этапе «Лицом к лицу», я, будучи филологом, обратила внимание на тему «Диалогическое обучение», ведь беседа – это важнейший механизм, приводящий в действие урок литературы, это основной источник и формирования знаний, и контроля за пониманием этих знаний учащимися. Но ведь диалоговый подход применялся мною всегда. Однако ответ я получила, обратив внимание на следующее замечание: «Вовлечение учеников в исследовательскую беседу, как правило, реализуется в условиях работы в малых группах, в которых участники имеют общую проблему, формируют совместное ее понимание, обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание. Иными словами, ученики мыслят совместно» (Программа для учителей, стр. 145). Теперь я понимала, какие шаги мне необходимо предпринять для организации исследовательской беседы и изучения её влияния на процесс изучения литературоведческих терминов.
Девятый класс, выбранный для исследования, небольшой, коллектив сформирован, проблем с дисциплиной нет, ученики читающие. В таком классе группы должны формироваться каждый раз новые (чтобы ученики могли примерить на себя разные роли в разных сочетаниях), малые ( по 4 человека). В связи с этим заранее продумала деление на группы.
Для достижения целей заявленной темы групповую работу я связала с приёмами критического мышления, так как именно:«Критическое мышление, как правило, сопровождает процессы рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е. всякий раз, когда необходимо установить, чему верить, что делать и как действовать разумным и рефлексивным способом»(Программа, стр.126)
Продумала внедрение ИКТ в серии уроков для гибкости подачи заданий на уроке, объяснения новых терминов, контроля за их пониманием, демонстрации видеофрагментов для повышения интереса к уроку.
Обратилась к более опытным коллегам, создав группу «Lesson study», для совместного планирования серии последовательных уроков и просьбой о наблюдении за учениками А,Б,В.
Начиная с первого урока, заявленная тема исследования начала реализовываться. Через исследовательскую беседу ученики приходили к выявлению основных особенностей, закрепляли и применяли при анализе пьесы. Обсуждение проходило конструктивно и, отметили ученики в рефлексии, диалог в группе помог им найти верный путь объяснения терминов и их применения.
Данный урок должен был показать, насколько выбранные методы актуальны для решения заявленной темы Action research. После применения приёма «Корзина идей» учащиеся смогли спрогнозировать основные проблемы произведения. Задания по группам были спланированы так, что каждая команда должна была оперировать набором терминов, связанных с понятием «Драма». Как я и предполагала, выступление одной из групп, которая должна была представить эти термины, стала залогом успешной реализации всех задач урока, особенно при выполнении задания «Афиша», так как этот приём должен был показать не только качество запоминания, но и степень применения терминов при анализе текста. Проведённый в конце урока Терминологический диктант показал, что все допустили лишь по одной ошибке. Анализ урока, сделанный через просмотр видеофрагментов, убедил, что большинство учащихся были
вовлечены в исследовательскую беседу через указанные мною приёмы во время группового обсуждения.

Вот отрывок из беседы:
- Я считаю, что Молчалин имеет такую фамилию, потому что молчит.(Ученица А)
-А если он не просто молчит, он молчит, когда ему выгодно? ( Б)
-Когда например? Я не помню? (В)
- Когда говорит Фамусов. (А)
-Уверена? А когда с Софьей? (Б).
- Да, согласен, точно, я вспомнил. Диалог вначале был (В)
- А как вы думаете, монолог его нам может о чём- то сказать? (А)
-Хорошая мысль, посмотрим на завязку комедии (Б)
Такой анализ (с помощью видео) в данном случае помог выяснить и то, над чем предстоит работать дальше: я поняла, что необходимо разнообразить приёмы, во время которых ученики смогут заниматься мини-исследованием не только в группах, но и в парах, а также сами обобщать результаты исследования. В связи с этим на втором уроке я провела в парах приём «Ложное утверждение», который и был направлен именно на выявление проблемы (ложного утверждения) и на то, как можно его исправить. Все задания были спланированы так, что требовали найти нестандартный подход («Узнай героя по видео»), проявить интуицию («Поймай вопрос»),творческие способности, навыки использования терминов («Портрет героев»).
Для коррекции на следующем уроке группы выполнили итоговый тест с самопроверкой и самостоятельно объяснили свои ошибки.
А - была лидером на протяжении всего урока. Активно работала индивидуально, в парах, помогала своей слабой группе, не совсем уверенно чувствовала себя при работе с видео, сама объяснила, что нет культуры зрителя, но приём интересный и даже посоветовала себе посмотреть спектакль по комедии полностью.
Б – работа сложилась не совсем удачно. Он был скорее теневым лидером. Несмотря на это было заметно, что термины он усвоил, в интервью первым дал определение той беседе, которая применялась на уроке, как «исследование», и сам объяснил процесс. Ход его мышления был правильным. Необходимо добиться раскрытия этого потенциала.
В- учащийся сам по себе активный и порой мешал на уроке. Но теперь его энергия была направлена в нужное русло. Он блистал идеями, был активен в обсуждении новых терминов, сам помогал другим. Мешало то (как он сам отметил), что он не очень хорошо знал текст пьесы, поэтому в рефлексии отметил, что надо перечитать текст. Его активность и стремление узнать больше отметили в группе.
Для того чтобы исследование не заканчивалось после звонка с урока, а продолжилось дома, ученики А, Б и В получили дифференцированное домашнее задание: А - обобщила термины по теме фамусовское общество в виде презентации, Б – в виде письма герою, В– в виде кроссворда.
Таким образом, после второго урока я имела объективные факты того, что исследовательская беседа не просто реализуется на уроках, а именно в процессе данной деятельности ученики, в результате сотрудничества, учатся совместному изучению, запоминанию и применению литературоведческих терминов. В связи с этим мне необходимо было для реального подтверждения первоначальных выводов собрать ещё более веские доказательства, а также расширить сферу исследовательской беседы, предложив учащимся описанное выше домашнее задание, которое стало мини-исследованием, являющимся отправной точкой для исследовательской беседы на третьем уроке.
Само деление на группы уже носило исследовательский характер: приём «Пазлы»
-Какой эпизод у вас изображён? Объясните, как вы это поняли?
Я предложила на урок задания: «Лови ошибку», «Литературная дуэль»,требовавшие от учащихся выявления проблемы, умения находить пути её решения и объяснения с опорой не просто на знание терминов, а их анализ, выдвижения их в качестве гипотезы или в качестве доказательства. Основная нагрузка легла на ключевые задания: «Группа стикеров» (характеристика Чацкого) и сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина. Я обратила внимание, что последние задания, вызывавшие раньше трудности у учащихся, на данном уроке были выполнены более чётко, точно, рассмотрены с разных точек зрения, так как особенно последнее задание выполнялось через прием «Карусель», а значит предполагало не только собственное исследование по теме, его результат и афиширование в виде таблицы, но и анализ того, как это исследование выполнялось другими группами.
Транскрипт отрывка исследовательской беседы в ходе выполнения задания «Карусель».
-Я считаю, что группа не раскрыла отношение Чацкого к фамусовсому обществу. Они не показали конфликт, нет примеров из монологов Чацкого. В итоге не показана драма героя. Поставим 1 балл?
- Согласна. Им просто надо было более чётко проследить по элементам композиции развитие конфликта. - Подожди, есть примеры по развитию действия, вот они пишут, что герой противопоставлен этому обществу. Значит, они понимают основной конфликт?
- Да, 2 балла. У них всё-таки не все понятия раскрыты. - Да-да, вот они пишут, что герой –носитель взглядов декабристов, а Фамусов – представитель века минувшего. Поставим 2 балла?

Это значило уже не столько количественный прогресс(количество изученных терминов увеличивалось от урока к уроку), но и качественный - продвижение учащихся от мышления низшего порядка к высшему.
Четвёртый урок должен был дать окончательный ответ на вопрос о том, как исследовательская беседа способствует изучению терминов на уроках литературы. Я решила не упрощать задания. Как можно заметить, ИКТ использовалось мной и как ключевая презентация (ознакомление, подача заданий, самопроверка и т.д.), и как видеофрагмент, и как исследование ученицы А. На последнем уроке я решила пойти дальше и связать ИКТ с моей темой. Группа учащихся(среди них были А и В) должны были, проведя исследование языковых пластов комедии, создать за определённое время презентацию, используя информационные ресурсы. Таким образом я получила доказательства не только в виде тестов, эссе, постеров, таблиц, но и в виде мультимедиа.
Отмечу заключительную рефлексию «Моя рука», специально проведённую на последнем уроке серии. Лучшее, что было сказано, это то, что за эти 4 урока ученики, не первый год проводившие вместе, окрыли друг друга с новой стороны, научились сотрудничеству, приоритету самостоятельного достижения знаний, а не по указке учителя. Научились уважать мнение другого, даже если оно расходится с их взглядом на решение проблемы. Это самый ценный результат урока и серии уроков в целом, так как они превзошли предполагаемые изначально: исследовательская беседа не только помогла изучению терминов, но и способствовала развитию духа коллективизма, сотрудничества, творчества (ученица А написала серию синквейнов по комедии Грибоедова «Горе от ума» , а ученик В открыл в себе способности к живописи, портреты героев комедии, нарисованные им, получили первое место на городском конкурсе)

По окончании серии уроков я поняла, насколько реализация идей семи модулей способствовала росту моего профессионализма через апробирование и внедрение в практику исследовательской беседы, сочетая её с ИКТ, работой с одарёнными детьми и, конечно, групповой работой. Моим принципом по отношению к ученикам стали слова: «Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».(Л. Толстой)

Уже на этапе планирования серии последовательных уроков я задумалась над тем, какова будет доказательная база исследования.
Необходимо было понять, какую часть урока занимает исследовательская беседа для изучения терминов до и после эксперимента. Наблюдение уроков с помощью группы Lesson study и видео показали следующее(дано время, отведённое на исследовательскую беседу), что уровень знаний учащихся связан с более высокой долей времени использования на уроке исследовательской беседы.
25% времени урока- 58% (качество знаний по усвоению учащимися терминов).
41% времени урока- 94% (качество знаний).
Соответственно, доля участия учителя при этом становится минимальной: он меньше объясняет сам, ученики самостоятельно овладевают знаниями в ходе исследовательской беседы.
Выполнение задание №1 помогло мне определить уровень мышления учащихся А,Б и В в ходе исследовательской беседы в течение серии уроков.
Так как исследовательская беседа предполагает групповую работу, я использовала разнообразные приёмы, в том числе диалогического обучения, критического мышления.
Наблюдения, анкетирования, устные ответы учащихся показали, какие приёмы оказались наиболее эффективными с точки зрения организации на них исследовательской беседы. Более половины учащихся (75%) отдали предпочтение таким подходам, как «Ложное утверждение»,
«Представитель», «Лови ошибку» и «Портрет героя» (через приёмы «Драма» и «Афиша»). 12 и 10 учащихся соответственно назвали 2 приёма «Лови ошибку» и «Ложное утверждение» как те, что дали им возможность решать проблемные вопросы вместе, выполнять сложную работу в группе, когда нужно понять вопрос и найти на него ответ.
Данный анализ показал, что ребята проводят через диалог исследование, им нравится сообща находить правильное решение, и делают они это более эффективно нежели самостоятельно, тем более через указания, лекцию учителя.
Для доказательства последнего утверждения о том, что исследовательская беседа способствовала эффективному изучению терминов, я провела после серии уроков повторное анкетирование, чтобы проследить динамику знания, понимания и умения приводить примеры.
Я сделала это в сравнении с 7 классом, где изучаются такие же литературоведческие понятия, но на более простом уровне. Необходимость возникла из того, чтобы обосновать изучение терминов через возрастные особенности и в будущем применить исследовательскую беседу для эффективного обучения и в данном классе.
Объективную информацию я получила из анализа видеоинтервью учеников А, Б и В.
Уже на первом уроке учащиеся почувствовали изменения
(транскрипт фрагментов интервью с учениками после первого урока):
С ученицей А:
- Твои впечатления от урока?
- Понравился, так как мы беседовали в группе и совместно находили решение сложных вопросов.
- Можешь привести пример того, как вы работали в группе?
- Во время создания постера я выдвинула идею о теории создания комедии, девочки не соглашались, но я привела факты и переубедила их, мы ещё обсудили, и я поняла, что в одном месте была не совсем права, в итоге мы пришли к единому мнению и нарисовали постер.

С учеником Б:
- Что было для тебя новым на уроке?
- Групповая работа.
- Было задание, с которым ты не справился?
-Нет. Моя группа не давала мне расслабиться. Мы обсуждали постоянно.
- Что для тебя было самым важным?
-Поддержка группы.
С учеником В:
- Сложно тебе было на уроке?
- Когда как. Сложно было одновременно слушать других и одновременно рисовать постер.
- Как вы работали?
-Слаженно. Вместе пытались найти ответы на вопросы.

Если сравнить эти беседы с ответами после серии уроков, то можно отметить более высокий уровень ответов, говорящих об умении анализировать и оценивать себя и других ( мышление высокого порядка–ученица А), видеть взаимосвязи и анализировать ( мышление высокого порядка –ученик Б),понимать и уметь применять полученные знания (ученик В)
Таким образом, я могу сказать, практика подтвердила тему моего исследования:
-учащиеся посредством исследовательской беседы изучили необходимые литературоведческие понятия;
- научились понимать их основные характеристики, объяснять их;
- смогли на основе полученных знаний о терминах создавать свои работы и делать суждения относительно своей жизненной позиции.
Исследовательская беседа не только способствовала изучению литературоведческих понятий, но и развитию ценностных качеств: лидерство в ученице А, упорство в ученике Б, а в ученике В -самовыражение, научила не бояться высказывать своё мнение, не оставаться в тени лидеров.
Любое новшество сталкивается с внешними и внутренними барьерами важно их увидеть, понять пути преодоления. Анализ преград нужен для того, чтобы выявить ошибки с целью недопущения их в будущей практике. Отмечу в первую очередь барьеры, связанные с собственной деятельностью.
В реализации идей основного модуля в рамках моей темы «Новые подходы в преподавании и обучении» не отрегулировала тактику групповой работы. Так как ранее на уроках использовались отдельные элементы групповой работы, в конце первого урока я заметила усталость учащихся из-за неверного распределения заданий по времени. Урок был слишком насыщен, прошёл в очень быстром темпе. Не всегда чётко давала группам задания, приходилось повторять, тратить время.
При использовании модуля «Использование ИКТ в преподавании и обучении» не вполне удачно применила на втором уроке видеоресурс –фрагмент спектакля: не все ученик поняли суть задания, некоторые с интересом смотрели отрывки, но не следили за ремарками и не смогли связать с последующими вопросами. Я не смогла правильно связать вопросы с просмотренным видео.
В процессе внедрения модуля «Обучение критическому мышлению» были недостатки в планировании третьего урока: слишком большое количество различных стратегий привело к тому, что ученики стали путаться, а в рефлексии отметили, что урок показался им длинным.
При выборе сбора данных были допущены ошибки, так как не все анкеты, заявленные вначале исследования, оказались целесообразными и доступными для учащихся, слишком насыщенными, содержащими большое количество вопросов. Это привело к непониманию учениками того, что и как им необходимо заполнить. Я пришла к выводу, что лучшими способами сбора информации стали наблюдение и видеосъёмка, а также интервью учащихся. Здесь также существуют свои барьеры, так как главным является умелая постановка вопросов, их содержание и последовательность. Не менее важным является то, как держится тот, кто задает вопросы- учитель. У меня присутствовал страх того, что я могу спросить не то или не так, поэтому не смогла установить личный контакт с детьми, не смотрела на них, а это важно для откровенного разговора.
Выделю барьер стереотипного мнения о том, что позитивную диагностику лучше всего видно на примере учащихся Б и В, однако я была нацелена на то, чтобы рост касался и ученицы А. Считаю, что тема моего исследования нацелена на позитивную динамику всего класса, в том числе и группы А.Одарённые дети требуют более пристального внимания, поэтому я целенаправленно давала А более сложные задания. Исследовательская беседа требовала от неё выработки новых идей, для этого она задействовала весь свой потенциал, что позволит ей в последующем самостоятельно работать и принимать решения по более сложным заданиям на олимпиадах.
К барьерам со стороны учащихся отнесу слишком большую их активность, иногда это не помогало, а мешало, особенно при выполнении заданий, которые требовали вдумчивости, глубины. Были определённые психологические преграды во время первого интервью.
Так как я собираюсь и дальше внедрять в практику ключевые идеи семи модулей Программы второго уровня, мне необходимо совершенствоваться, учитывать ошибки при реализации новых подходов.
Считаю важным оттачивать своё мастерство в практике использования приёмов диалогического обучения, разнообразить их, в связи с этим планирую создать банк инструментов диалогического обучения для использования на уроках литературы. Связать свою практику учителя, с практикой коуча, так как эти навыки помогут мне стать более уверенной, быть в курсе инноваций. Планирую провести на уроках литературы исследование ещё в одном классе. Также считаю важным познакомить с идеями своего исследования коллег по МО, провести открытый урок с использованием новых подходов, выступить на педагогических чтениях.
Быть активным участником преобразований, проводимых в школе, в связи с этой целью координировать свою работу с коллегами, прошедшими курсы по Программе первого и третьего уровня, оказывать всестороннюю помощь учителям для совершенствования их педагогической деятельности.

Используемая литература:
1. «Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан». Второй уровень. Издание третье 2012г.
Категория: Педагогика | Добавил: Татьяна0136
Просмотров: 440 | Загрузок: 32 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 9:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru