Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИ
2015-07-01, 12:30 PM
Ильясова Умит Еркебулановна
Тагиева Индира Таваккул-кызы
КГУ «Средняя школа № 236»
Жарминский район, село Шуак

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: На современном этапе возникла необходимость в качественной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальные профессиональные знания и творчество в практико-ориентированном исследовательском подходе к разрешению конкретных образовательных проблем.
Школа обеспечивает учащихся необходимым багажом знаний (что подтверждается результатами различных исследований), но не всегда формирует умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций.
Ключевые слова: компетентность, функциональная грамотность, адаптация, предметные компетенции, новые подходы, конструктивный подход.
В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации»[1]. В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.
Современный период развития Казахстана четко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям.Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, в цели которой входят формирование в общеобразовательных школах интеллектуальной, физически и духовно развитой личности, удовлетворение потребности граждан в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире [2].
Для достижения указанных целей разработан и принят к реализации Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников. Он включает комплекс мероприятий в нормативной, учебно-методической, информационной областях, системах подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и др. [3]. Осуществление этих мероприятий нацелено на обеспечение формирования в школе таких функциональных качеств и навыков личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

В связи с этим остается актуальной проблема повышения качества школьного образования, решение которой зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров.
В содержание профессиональной компетентности ныне работающих учителей ранее не включалась функциональная грамотность, так как она не значилась в конечных результатах общего среднего образования[4]. Сейчас в оценку конечных результатов включена функциональная грамотность. Эта проблема становится актуальной.
Развитие профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей реализацию педагогического процесса, инициирующего и формирующего функциональную грамотность учащегося, является на современном этапе развития образования одной из главных задач[5].
Трудности, связанные с организацией и содержанием процесса формирования функциональной грамотности учащихся в образовательных учреждениях, связаны с тем, что:
- недостаточно полно определено само понятие функциональной грамотности, не учитываются изменения в понимании и содержании понятия на современном этапе развития образования;
- вследствие этого функциональная грамотность не формируется в школьной практике как целостная система, как правило, общеобразовательные учреждения работают над формированием общеучебных умений и навыков (технологический компонент), но без опоры на субъектный опыт учащихся, что не способствует развитию качеств личности, необходимых современному школьнику для успешного функционирования и адаптации в обществе (личностный компонент);
- не уделяется должного внимания формированию новых составляющих функциональной грамотности учащихся: коммуникативной, компьютерной, экологической, экономической, правовой и др.;
- выявляется недостаточный уровень профессиональной компетентности многих учителей, которые остаются приверженцами традиционного подхода к обучению и, в силу этого, не могут эффективно решать проблему формирования функциональной грамотности на современном этапе. Настоящее исследование обусловлено необходимостью разрешения следующих противоречий:
- между потребностью развития функциональной грамотности учащихся как условия их успешной социализации и адаптации в обществе и отсутствием у учителей готовности для решения этой проблемы;
- между назревшей необходимостью повышения профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике.
Все вышесказанное позволяет обосновать выбор темы педагогической мастерской : «Профессиональное развитие компетентности педагога по формированию функциональной грамотности школьников».
Цель: рассмотреть педагогические средства развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности школьников в системе внутришкольной методической работы.
Задачи:
1. Выявить тенденции и предпосылки развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности школьников.
2. Раскрыть сущность понятия «функциональная грамотность школьника».
3. Теоретически обосновать содержание профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности школьника.
4. Разработать и апробировать технологию развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся в системе внутришкольной методической работы.
5. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия успешной реализации содержания и технологии профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся в учебном процессе.
Тема: "Функциональная грамотность учащихся и ее измерители ".
Цель: ориентировать педагогический коллектив на освоение новых подходов к измерению учебных достижений учащегося.
Задачи:
- раскрыть уровень владения новыми измерителями на основе анализа итогов 2-ой четверти и 1-го полугодия;
- продемонстрировать работу МО и отдельных учителей по формированию
функциональной грамотности учащихся;
- обеспечить учителей образцами и рекомендациями к получению искомых результатов.
Ожидаемый результат – понимание деятельностного смысла понятия «функциональная грамотность как адаптация к жизни».
План проведения педагогической мастерской:
1. Целевая установка к работе - директор школы.
2. Презентации творческих групп учителей по представлению учебных заданий, иллюстрирующих средствами предмета адаптацию учащегося к жизни (учителя-предметники)
3. Рефлексия.
Великий педагог XIX века К.Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» И это возможно, если формировать и развивать функциональную грамотность школьника, считает глава Правительства нашего государства Назарбаев Н.А. В Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Президент постановил ввести 5-летний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. Именно это позволит приблизить уровень современной общеобразовательной школы к уровню НИШ. В условиях этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. Потому данная проблема актуальна и для нашей школы. Сегодня мы проводим педагогическую мастерскую: "Функциональная грамотность учащихся и ее измерители ".
Цель: повторить основные понятия по ФГ, познакомиться с имеющимся опытом работы по данной теме; определить основные затруднения по проблеме; ориентировать педагогический коллектив на освоение новых подходов к измерению учебных достижений учащегося.
1. Функциональная грамотность – результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.
Иерархия компетенций:
1) Выделяют следующие ключевые компетенции выпускника средней школы, которые относятся к общему (метапредметному) содержанию образования:
- управленческие (способность к разрешению проблем);
- информационные (способность к самостоятельной познавательной деятельности или умение учиться на протяжении всей жизни);
- коммуникативные (способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках);
- социальные (способность к социальному взаимодействию);
- личностные (способность к самоорганизации, самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, самореализации, быть толерантным);
- гражданские (способность нести ответственность за свою родину на основе казахстанского самосознания и культурной идентичности);
- технологические (способность к использованию технологий, в том числе научных, цифровых на уровне эффективного пользователя).
2) общепредметные компетенции относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей[6];
3) в рамках отдельных предметных областей выделяются предметные компетенции: освоенные специфические знания, умения, навыки в рамках учебного предмета. Это частные компетенции по отношению к двум предыдущим уровням компетенций, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов; формировать которые возможно, прибегнув к измерителям – компетентностно-ориентированным заданиям.
На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы[7]
1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Выступление учителей-предметников.
Какой вид учебной деятельности на уроке самый распространенный? Работа с вопросами. Ответить на вопросы параграфа, составить вопросы к тексту, задать их друг другу по теме урока - вот традиционные задания ученикам. Анализ формулируемых вопросов позволяет сделать вывод: чаще всего ответы на вопросы предполагают воспроизведение содержания, т.е. в системе этого вида работы не всегда продуман разноуровневый подход в усвоении содержания.
Одним из путей решения этой проблемы может стать применение системы вопросов по таксономии Блума, которая предполагает как знание и понимание материала, так и его анализ, синтез, оценку (вопросы высокого порядка), следовательно, будет также способствовать развитию функциональной грамотности.
( слайд Таксономия Блума)
Составление компетентностно-ориентированных заданий учителями в группах, защита проектов.
Заключение. При формировании функциональной грамотности учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Если учащимся овладели системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации, значит, учителю удалось решить поставленную задачу по формированию функциональной грамотности школьников.

Рефлексия:
- Что нового узнали о понятии функциональной грамотности?
- Какие вопросы вызвали интерес ?
- Что осталось неясным, непонятным?

Библиографический список
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана».
2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
3. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы.
4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999 г.
5. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. - № 4.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004 г.
7. Пильщикова Т.Н. Коммуникативная компетентность педагога-менеджера.// Стандарты и мониторинг. - 2004. - № 3.
Категория: Педагогика | Добавил: indi7275
Просмотров: 595 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru