Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Педагогика

Новые подходы в преподавании: взгляд изнутри на диалоговое обучение. Роль учителя в создании условий
[ · Скриншот ] 2016-03-03, 8:46 AM
КГУ "Школа-гимназия №38" акимата г. Усть-Каменогорска
Учитель истории: Орлова Оксана Михайловна

Статья на тему: Новые подходы в преподавании: взгляд изнутри на диалоговое обучение. Роль учителя в создании условий для взаимодействия учащихся.

На сегодняшний день важным фактором в образовании становиться реализация новых подходов в системе обучения. Учащиеся требуют информационного преподавания, при котором они смогут применять свои навыки, проводить поисковую работу по предмету и расширять свои познания при помощи разных источников информации. Учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют самомотивацию. Современному обществу нужен человек, способный креативно мыслить, принимать решения, обладать приёмами учения, стремлением к саморазвитию, самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к открытому сотрудничеству для достижения качественного результата. Перед учителем стоит цель подобрать технику обучения для учащихся, которая позволяла бы ученикам не быть объектом обучения и пассивно воспринимать учебную информацию, а быть активными её участниками, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. С внедрением семи модулей Программы в обучение обучению встал вопрос о том, чтобы обучение стало качественным, с достаточно высоким показателем знаний, умений и навыков. Продумывая каждое занятие, важно выделить стратегии, позволяющие определить учителя как лидера, направляющего учебный процесс на качественный результат.
В настоящее время неоспорим тот факт, что наибольшее воздействие на процесс обучения и качественные результаты учеников оказывает повседневная работа учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся [1].
Для развития высокого, интеллектуального уровня мышления необходимо вовлечение учителя и учеников в совместное действие по постижению смысла знаний. Учитель является направляющим звеном в системе формирования пути исследования и получения знаний.
Важным является качественно продуманный процесс в период занятия, включающий в себя элементы:
• обсуждения
• диалога
• аргументации

Вооружение детей навыками и качествами, необходимыми для современной жизни в век глобализации и информатизации, является важным стимулятором по формированию компетенций. Ученикам важно развивать критическое мышление, навыки исследования, которые в последующем позволят им эффективно участвовать в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ (Wolf and Alexander, 2008). Важно внедрять способы урегулирования напряженных отношений между преподаванием, основанным на трансляции совокупности знаний и установленных «норм» размышлений, признавая законность альтернативных перспектив. Практическую реализацию на уроках истории получил метод Александера «пять подходов в общении с учащимися»[1]:
 механическое запоминание
 декламация
 инструкция
 обсуждение
 диалог

В перечне подходов, обсуждение и диалог являются предпочтительными, так как формируют в учащихся познавательный потенциал. В разработке урока необходимо учесть этот фактор и отрабатывать его. Диалоговое обучение – это обучение, которое обеспечивает усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Приведу пример построения урока истории с учетом роли учителя, создающего условия для взаимодействия учащихся. На начальном этапе урока очень важным является положительный настрой учащихся на урок. Мною была смоделирована презентация так, чтобы оказать на ребят максимум положительного воздействия. Была продумана каждая деталь: музыка, цвет и содержание картинки. Так как должна срабатывать функция переключения, направленная на активизацию мозговой деятельности.
Следующим этапом урока звучит постановка цели, проблемного вопроса, определение новых понятий. Учащиеся вступают в диалог друг с другом, реализуя установку учителя, просматривают учебный материал, консультируются в малой группе (в паре), приходят к единому решению. Затем демонстрируют свою точку зрения.
1. Что вы должны знать?
2. Какую роль в истории сыграло данное событие или отдельная личность?
3. Какие понятия вам известны, а какие вы увидели впервые? Раскройте данные понятия так как вы их понимаете.
Происходит побуждение к формулированию учебной проблемы. Создать проблемную ситуацию - это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения. В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.
Таким образом, наблюдается два ключевых компонента занятия: "постановка проблемы" и "поиск решения". Причем и тот и другой элемент реализуются в процессе всего урока. Раскрывая понятие «постановка проблемы», важно отметить, что это этап формулирования темы урока, целеполагание, вопроса или нескольких вопросов для исследования на занятии; «поиск решения» - это этап формирования нового знания и представления по новой теме. Вступают в силу два вида диалога: побуждающий и подводящий. Как результат они обеспечивают развивающий эффект. Отрабатывается модуль Критического мышления.

На данном этапе реализуется последовательное осуществление четырех педагогических действий:
1) создания проблемной ситуации;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждения к формулированию учебной проблемы;
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
В результате чего учащиеся отрабатывают механизмы умения работать с источником, анализировать, собирать и классифицировать информацию, обосновывать, делать выводы, аргументировать, работать самостоятельно, в парах, в группах, применять знания. Все эти элементы охвачены уже в начале учебного процесса.
На очередном этапе урока нашли применения стратегии, направленные на изучение нового достаточно объемного материала таким образом, чтобы учащиеся применили и развили компетентности. Учащиеся распределяются по группам и получают задание смоделировать схему (на кластере), в которой будет представлен в краткой форме изучаемый ими материал. Причем группы работают с разными разделами параграфа. Затем им необходимо представить свою работу классу так, чтобы слушатели поняли, отметили и запомнили услышанную ими информацию. Отрабатываются механизмы воздействия учителя на учебный процесс. Четко прослеживается роль направляющего на определенные действия. Учащиеся демонстрируют навыки самостоятельной работы такие, как проведение личного исследования, консультация друг друга, структурирование учебного процесса, постановка цели перед собой и группой, эксперимент с идеями, оценивание своих способностей, знаний по проблеме и умение работать в коллективе, планирование деятельности, направление своих действий на результат. Таким образом, прослеживается модуль Новые подходы в преподавании и обучении.
Следующим этапом работы планируется применение стратегии реализации творческих способностей учащихся. Ученикам предоставляется материал, который способствует погружению в мир фантазий и развивает творческое мышление в виде демонстрации сценки. Подключаются механизмы развития воображения, творческих способностей, дедукции. Отрабатываются умения взаимодействовать друг с другом, сотрудничать, вести конструктивную беседу, выстраивать логические связи, анализировать. Отрабатывается модуль Обучение талантливых и одаренных учеников. При этом срабатывает механизм, продуманный учителем: развитие умения у учащихся брать инициативу в свои руки, принимать решение. Например, кто будет исполнять ту или иную роль, классифицировать свои действия, сотрудничать, проводить наблюдение и исследование результата проделанной работы. Так как по реакции слушателей будет заметно, насколько и как качественно ребята представили новую информацию по теме, был ли он интересен, понятен, соответствовал ли он предложенному к отработке материалу. В данном случае прослеживается модуль Управление и лидерство в обучении. На данном этапе я как учитель, выступаю в роли лидера учебного процесса, направляю и развиваю лидерство и управление среди самих учащихся. Так как данная стратегия отрабатывается в игровой форме, подключаются механизмы реализации модуля Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. В данном возрасте им интересно применять свои навыки и знания. Учащиеся умеют решать проблемы, получать знания самостоятельно (в данном случае из текста, с которым они работали), способны обдумывать информацию, сопоставлять новую с уже известной, умеют планировать свою деятельность, проводить аналогию. Допускаются элементы, которые учащиеся подключают к демонстрации материала, например, личный опыт, аналогия с современной интерпретацией, опыт и практика.

Все, что в нас имеется, надо развивать.
Это единственный данный нам путь к тому,
чтобы достигнуть совершенства.
А.Рюноскэ
Совместное обучение и процессы решения проблемы с особым акцентом на понимание могут увеличить способности учеников к эффективному аргументированию.
По результатам проделанной работы учащимся необходимо оценить, как они отрабатывали материал и применяли новые стратегии. Мною было предложено оценить свою работу и работу одноклассников по определенной системе оценивания в виде таблицы (формативное, суммативное). В результате моя роль прослеживается в том, что учащимся предоставляется материал в виде карточки оценки с определенным содержанием по оцениванию работы.
Например:
 оцени свое настроение в начале урока (-;+)
 оцени свою работу по выполненному заданию «постановка цели, проблемного вопроса» (-;+)
 оцени работу группы при составлении схемы (-;+)
 оцени работу группы в течение урока (-;+)
 оценка за тест (1-2=5; 3-4=4; 5-6=3; 7-8=2)
 суммируй результат и поставь среднюю оценку (-;+)
 оцени свое настроение в конце урока (-;+)

Учащиеся взаимодействуют друг с другом, анализируя то, как они работали на уроке. В данном случае работает модуль Оценивание для обучения и оценивание обучения. Вступая в диалог, ребята приводят аргументы, почему они оценивают работу именно так, а не иначе. Отрабатывается навык осуществления оценочного заключения, оценивание своих знаний, умений, навыков, формируется умение строить логический вывод, суммировать результат работы, проводить самооценку, взаимооценку. Отрабатывая следующий этап урока, применяем стратегию аргументировании и диспута. Отлично нашли свое применение три формы аргументирования (Мерсер)
 диспутивная форма
 кумулятивная форма
 исследовательская форма
Учащиеся отрабатывают полученные знания путем утверждений «Я точно знаю» и «Я не знаю, но хотел бы узнать». Так начинается этап обобщения изученного материала. Учитель, определяя данное задание, подталкивает учащихся к взаимодействию друг с другом. Правила диалога оговариваются учителем и учениками в начале урока. Цель: обнаружение новых и лучших способов совместного выстраивания смысла. В процессе учитываются особенности и интересы учеников, их внимание и эмоции. Анализируя то, что говорят и делают учащиеся, учитель имеет возможность эффективнее поддерживать учащихся в их обучении - принцип формативного оценивания и понятия «обучение как оценивание»: не только приобретая знания, но и участвуя в подходах, формирующих знания. Идеи, используемые на уроке, соответствуют конструктивистской теории, которая позиционирует учеников в качестве активных участников процесса преподавания и обучения. Проходит процесс взаимообучения: учитель и ученики слушают друг друга, разделяют идеи, рассматривают альтернативу, формулируют идею без страха и смущения из-за неправильного ответа и помогают друг другу достигнуть взаимопонимания. На этапе закрепления учитель предлагает использовать ИКТ. Задания выполнялись заранее в виде электронных карточек - вопросов учащимися под моим руководством как опережающее домашнее задание. Задания могут быть такие: «Сопоставь верный вариант, найди объект соответствующий теме, найди историческую личность по представленному описанию, заверши предложение, обозначь соответствующую дату изученному событию». Подключается модуль Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании и обучении. Продуманные мною компоненты данного модуля развивают у учащихся навыки применять опыт на практике, проектировать, демонстрировать свой опыт, моделировать, ставить цель, использовать интернет - ресурсы. Учащиеся в результате умеют создавать презентации, документы, схемы, таблицы. Применяют фото, текст, конструктор Презентации Microsoft Office PowerPoint, Документ Microsoft Office Word. Таким образом, реализуется метод поиска решения учебной задачи.
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.
Сочетание семи модулей Программы в учебном процессе приводит к качественному результату, поскольку обеспечивает отработку компетентностей учащихся. Учитель выступает в роли разработчика, создающего условия для взаимодействия учащихся. При соблюдении условий взаимодействия формируется современная личность, способная активизироваться в любой ситуации, быстро принять решение, найти ответ на вопрос, выстроить условия для реализации плана, практиковать полученные навыки на деле. Все это является достаточно важным в жизни каждого гражданина современного государства. Кем станет в будущем ребенок, зависит от нас; насколько качественно учитель будет исполнять свою роль, зависит от него самого. Обучая учеников, мы учимся обучаясь у нас, ученики получают необходимые навыки. Мы как неразрывная цепь дополняем друг друга. Но роль учителя является ключевой. Так как именно он рисует первый эскиз картины, а ученики раскрашивают ее особыми красками и придают ей эстетический вид.

Литература

1. Руководство для учителя. www.cpm.kz
2. Приемы педагогической техники. Пособие для учителей 3-е издание. Москва 2001 г.
3. Мотивация и личность. Абрахам Маслоу. Самоактуализированные Люди: Исследование психологического здоровья. Перевод А.М.Татлыбаевой.
4. Статья одаренный ребенок (http://www.7ya.ru/article/Odarennyj-rebenok/)
5. Оценивание успешных достижений учащихся. Методическое руководство. Бишкек 2012 г.
6. «Критическое мышление: отчёт об экспертном консенсусе в отношении образовательного оценивания и обучения» (Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction. Executive Summary) // Dr. Peter A. Facione (Dean of the College of Arts and Sciences, Santa Clara University), перевод Е. Н. Волкова
7. Халперн Д,. Психология критического мышления. — СПб., 2000.
8. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. — М.. 1909.
Категория: Педагогика | Добавил: OksanaO
Просмотров: 246 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 8:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru