Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физическая культура

Доклад на тему "Техническая и тактическая подготовка игре в волейбол учащихся старшего звена&qu
[ Скачать с сервера (21.8 Kb) ] 2012-10-09, 9:00 AM
План:
1. Техническая подготовка учащихся.
2. Передвижения: шагом, бегом, приставными шагами, скачком, прыжками, падениями.
3. Передачи: двумя сверху в опоре; двумя сверху после передвижения; двумя сверху назад (за голову).
4. Прием: двумя снизу на месте; двумя снизу с выпадом; двумя снизу после перемещения.
5. Прием передачи: мячей летящих с медленной скоростью; двумя сверху вперед после передвижения.
6. Нападающие удары.
7. Подачи: нижняя прямая; верхняя прямая без вращения.
8. Тактическая подготовка.

Техническая подготовка учащихся.
Техническая подготовка – это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность игровых действий волейболистов. Совершенное овладение техникой игры – одна из центральных задач обучения школьников. Первое условие успешного обучения – развитие специальных физических качеств. Непосредственное же овладение техникой зависти от умелого использования подводящих упражнений. Они делают сложную технику доступной для начинающих, не искажая при этом её сущности. На последующих этапах обучения подводящие упражнения используются для исправления ошибок, а также совершенствования отдельных частей технических приемов.
В целом процесс обучения технике строится в такой последовательности:
1. Развитие специальных физических качеств, а также органов и систем организма учащихся, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого технического приема (общеразвивающие и подготовительные упражнения).
2. Овладение отдельными частями, составляющими технический прием (подводящие упражнения). Например, в атакующем ударе это разбег в 2-3 шага и вертикальный взлет при отталкивании двумя ногами, замах и ударное движение по мячу в оптимальной точке прыжка.
3. Соединение частей в единый целостный акт технического приема (упражнения по технике). Например, атакующий удар в полной координации по мячу в держателе; атакующий удар по мячу, подброшенному учителем.
4. Овладение способами реализации технического приема (упражнения по технике и тактике).
5. Умение целесообразно применять технические приемы и их способы в игре с учетом конкретной игровой обстановки.

В процессе совершенствования техники необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и избегать шаблона при подборе упражнений.

Обучение передвижениям.
Передвижения включают ходьбу, бег, бег с приставными шагами в стороны, спиной вперед, остановки в шаге, двойном шаге, скачке. Некоторые передвижения органически входят в технические приемы: разбег и прыжок в атакующем ударе и блокировании, падения при приеме мяча и т.д.
Общеразвивающие упражнения. Основу средств этого раздела составляют обычный бег и подвижные игры. Вначале упражнения должны способствовать усвоению техники бегового шага. С этой целью используют: бег по прямой, бег с высоким подниманием бедер: семенящий бег, бег с прыжками с ноги на ногу, бег спиной вперед.
При выполнении упражнений следует обращать внимание на то, чтобы руки были согнуты в локтях и активно содействовали передвижению, на полное выпрямление ног при отталкивании. Подвижные игры: «День и Ночь», «Вызов», «Вызов номером», «Попробуй унеси».
Подготовительные упражнения. По своему воздействию подготовительные упражнения подразделяются на упражнения, способствующие развитию быстроты двигательной реакции в сочетании с развитием наблюдательности и быстроты ответных действий и упражнения, способствующие развитию скорости передвижения.
Примерные упражнения.
1. бег на короткие отрезки из различных исходных положений: сидя лицом и спиной к линии старта, лежа на груди и спине, стойки на лопатках. Началом движения служит зрительный сигнал учителя: бросок мяча, движение руки в сторону, вверх и т.д. Эти же упражнения могут выполняться в шеренгах с интервалом в 1 м. Вариантом упражнений может служить бег в обратном направлении после сигнала на остановку.
2. бег в максимальном темпе на отрезки 10-20 м, бег «елочкой», «челночный бег». Все упражнения выполняются на скорость.
3. бег с изменением скорости в ответ на зрительные и слуховые сигналы. Например, медленный бег: по сигналу – ускорение, мяч брошен вверх – медленный бег, мяч пойман – остановка, удар мячом в пол – ускорение.
4. Бег с изменением направления в ответ на зрительные и слуховые сигналы. Например, бег в среднем темпе: резкий сигнал – бег в обратном направлении, двойной сигнал – бег по направлению движения, хлопок в ладони – бег влево и т.д.
5. Бег в сочетании с выполнением других действий (упражнений) в ответ на обусловленные сигналы. Например, занимающиеся произвольно располагаются на площадке: протяжный сигнал – медленный бег в произвольном направлении, резкий сигнал – сесть на пол, двойной сигнал – быстро встать и выпрыгнуть вверх. Упражнения видоизменяются и повторяются несколько раз.
6. Соревнование в беге на короткие отрезки. Эстафеты. В эстафеты может включаться бег с изменением направления движения, способа и скорости, а также других действий.

Подводящие упражнения.
Упражнения данного раздела предшествуют обучению учащихся основам техники передвижений приставными шагами, остановок шагом, двойным шагом, скачком. Сочетание развития качеств быстроты с выполнением упражнений, близких по своей структуре к передвижению волейболистов в игре, в значительной мере улучшает условия формирования специальных двигательных навыков.
Упражнения по технике.
Выполнение соревновательных упражнений предшествует изучение стойки волейболиста. Может возникнуть сомнение: какая связь упражнений, направленных на развитие быстроты передвижения, с техникой их выполнения? Самая непосредственная. Одно дело – своевременно «выйти» к летящему мячу и другое – сделать то же в стойке волейболиста, т.е. в таком исходном положении, которое обеспечивает успешное выполнение последующих действий. Вот почему выполнение типичных передвижений волейболиста в стойке и будет способствовать развитию качеств в сочетании с совершенствованием техники передвижений.
Следует отметить эффективность различных передвижений в сочетании с переносом, бросками и ловлей набивных мячей. Эти упражнения, наряду с развитием скорости передвижения, способствуют развитию и других специальных качеств, что в значительной мере облегчает усвоение заданий с волейбольным мячом.
Важным средством в освоении передвижений являются подвижные игры. Наряду с комплексным воздействием на развитие необходимых качеств они способствуют значительному повышению интереса занимающихся, что на первых этапах овладения волейболом играет решающую роль.
Наиболее эффективными, применительно к данному разделу, являются такие игры, как «Салки», «Невод», «день и ночь», «Подвижная цель», «Охотники и утки», «Эстафета футболистов».

Обучение передачам мяча.
Широкое внедрение в практику волейбола приема мяча снизу способствовало тому, что передача сверху мячей, летящих с большой скоростью, в настоящее время фактически не применятся. В этой связи и техника передачи мяча сверху перетерпела некоторые изменения, основным их которых является повышение места соприкосновения рук с мячом - вверху над лицом. Это обеспечивает более высокую точность и стабильность передач мяча. Этим изменениям и обусловлена методика выполнения специальных упражнений.
Общеразвивающие упражнения.
1. Сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх.
2. Сжимание теннисного (резинового) мяча.
3. Стоя у стены одновременное и попеременное отталкивание ладонями и пальцами рук.
4. В упоре лежа сгибание и выпрямление рук.
5. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте.
6. В парах сгибание и выпрямление рук с сопротивлением партнера.
7. Передвижение на руках, ноги удерживает партнер за голеностопные суставы.
8. Ведение баскетбольного мяча, броски баскетбольного (футбольного) мяча в стену двумя руками от груди, попеременно левой, правой.
9. Упор лежа. Одновременное отталкивание руками и ногами вверх. То же, но с хлопком в ладони.
По мере развития силы рук упражнения 4,5,7 выполняются в упоре лежа на пальцах.
10. Броски набивного мяча из различных исходных положений: от груди, из-за головы, снизу-сбоку, за голову.
11. Броски набивного мяча в зонах 6-3-4(2) с последующей сменой мест против часовой стрелки.

Подводящие упражнения.
1. Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после передвижения. Упражнения начинается с основной стойки. Внимание акцентируется на следующих основных моментах техники: мяч приближается – выпрямиться и поднять руки вверх; погасить скорость полета мяча – незначительно согнуть руки в локтях и ноги в коленях; передать мяч – потянуться вперед-вверх, выпрямляя ноги и руки; принять исходное положение.
2. Обучение расположению кистей и пальцев рук на мяче. Мяч на полу. Кисти рук располагаются таким образом, чтобы большие пальцы были направлены друг к другу, указательные – под углом друг к другу, а все остальные обхватывают мяч сбоку-снизу. Мяч поднимается с пола в исходное положение над лицом. Упражнение повторяется 3-4 раза.
3. Передачи мяча вперед-вверх, подвешенного на шнуре. Внимание уделяется согласованию движений ног, туловища и рук.
4. Передачи мяча вперед-вверх после собственного набрасывания. Партнер ловит мяч вверху над лицом и после подброса над собой на расстояние 1 м выполняет передачу. В этом упражнении важно добиваться плавности движений рук до полного их выпрямления.
5. То же, но мяч набрасывает партнер. Вначале броски выполняются точно по определенной траектории, затем траектория и направление незначительно изменяются. Данное упражнение имеет решающее значение в усвоении техники передачи. Поэтому необходимо добиться правильного соблюдения ее основных моментов: своевременного передвижения к мячу с касанием его вверху над лицом; синхронного и плавного выпрямления ног, туловища, рук.
6. Передача мяча в стену. Использование этого весьма эффективного упражнения возможно только в том случае, если учащиеся усвоили в целом технику передачи. Это объясняется значительным усложнением условной передачи – сокращением пространственно-временных параметров полета мяча. Поначалу не следует использовать мишени на стене. Стремление к точности на данном этапе отрицательно скажется на технике передачи. Если учащемуся не удается серийное выполнение передач, необходимо упростить условия – выполнять передачи после бросков и отскока мяча от стены. Расстояние до стены 2 м, высота передач 2,5-3 м. К передачам мяча в стену следует периодически возвращаться как к эффективному средству совершенствования техники и меткости передач.

Упражнения по технике.
При выполнении соревновательных упражнений необходимо строго придерживаться принципа последовательности от простого к сложному: на месте, после передвижения, в структуре игровых взаимодействий, в игре.
1. В парах. Передачи между партнерами на расстояние 3 м по средней траектории. Основные требования по технике выполнения остаются те же, что и в подводящем упражнении 5.
2. Передачи над собой – передачи партнеру. Высота передач над собой 1-1,5 м.
3. Передачи через сетку. Расстояние между партнерами 2-3 м.
4. Передачи с изменениями расстояния, траектории и направления.
5. Передачи между встречными колоннами. Расстояние между направляющими в колоннах 2-3 м. После передачи учащийся становится в конец своей колонны.
6. То же, но после передачи учащийся переходит во встречную колонну.
7. «Точно водящему». Учащиеся стоят по кругу, в середине которого 1-3 водящих. Перемещаясь приставными шагами, необходимо остановить и точно передать мяч водящему.
8. Передачи в сочетании с умением вести наблюдение: передача над собой в движении, ориентируясь по линиям площадки; передача партнеру, меняющему место расположения; передача в ответ на действия партнера; на присед – передача над собой; на движение правой руки в сторону – передача вправо; поднимание руки вверх – передача по высокой траектории и т.д.
9. Передачи назад за голову. Учащиеся располагаются в тройках на одной линии на расстоянии 2-3 м. Крайний передает мяч среднему, который в свою очередь передает его за голову, после чего поворачивается лицом для получения мяча и снова передает его крайнему за голову. По сигналу учителя средние меняются.
10. Передачи назад за голову в парах. После передачи над собой на высоту 1-1,5 м учащийся поворачивается на 180 и выполняет передачу стоя спиной к партнеру.
11. «Мяч в воздухе». Учащиеся в двух колоннах по 4-5 человек располагается по обе стороны сетки на расстоянии 2 м. Передача выполняется через сетку стоящему впереди колонны. Побеждает команда, допустившая меньше падений мяча.
12. Передачи с использованием переносных колец.
13. Передачи в прыжке. Расстояние между учащимися 3 м. То же, но через сетку.
14. Передачи в тройках. Учащиеся располагаются по направлению передач в игре: 6-3-4. То же, но в колоннах по 3-4 человека. Вначале, после выполнения передач, учащиеся переходят в конец своих колонн, а затем в противоположную. То же, но учащийся зоны 3 располагается боком к игроку зоны 6.
15. Передача в колоннах через сетку. По мере усвоения упражнения передачи через сетку можно выполнять в прыжке.
16. Соревнование в передачах. Две команды учащихся располагаются по зонам площадок, как при игре в волейбол. Мяч вводится в игру передачей игрока зоны 6 одной из команд и разыгрывается на три касания. Команда, выигравшая право на подачу, меняется зонами площадки. Хороший эффект данное упражнение оказывает при наличии нескольких уменьшенных площадок с составом команд 44. Близкие к сетке мячи можно передавать через сетку в прыжке или отбивать кулаком.

Обучение приему мяча.
Общеразвивающие упражнения.
1. В исходном положении руки вперед, движения прямыми руками в горизонтальном и вертикальном направлении.
2. В парах. Поднимание прямых рук вперед-вверх, в стороны-вверх с сопротивлением партнера.
3. С резиновым амортизатором. Стоя на амортизаторе, захватить кистями его концы. Поднимание прямых рук в стороны-вверх, вперед-вверх.

Подготовительные упражнения.
1. Броски набивного мяча двумя руками снизу вперед-вверх, стоя на месте и в выпаде вперед. То же, но сбоку вперед-вверх, в выпаде вперед-в стороны. Руки прямые. Следить согласованным движением ног, туловища и рук.
2. То же, но после передвижения шагом, бегом; после остановок двойным шагом, скачком. При большом количестве учащихся броски набивного мяча следует выполнять шеренгами в стену.

Подводящие упражнения.

1. Обучение положению кистей и предплечий рук. Принятие исходного положения для приема мяча на зрительные сигналы учителя.
2. Имитация приема мяча стоя на месте; с выпадом вперед и в стороны; после передвижения шагом, бегом; остановок шагом, скачком.
3. То же, но в ответ на обусловленные сигналы. Во всех упражнениях главное внимание обращается на движения прямыми руками и их согласование с движением ног и туловища.
4. Прием подвесного мяча. Мяч подвешивается на уровне пояса. Вначале прием выполняется стоя на месте, затем с выпадом и после передвижения изученными способами.
5. Прием мяча, наброшенного партнером. Вначале принимающий находится в исходном положении для приема снизу, затем в основной стойке волейболиста. Мяч принимается на уровне пояса. Правильным будет отскок мяча под прямым углом при незначительных вращениях.
6. То же, но с изменением направления, с «недобросом» мяча принимающему. Основное внимание обращается на своевременное передвижение к мячу и отбивание его прямыми руками. То же, но через сетку с расстояния 3 м.
7. Серийные приемы мяча над собой после собственного набрасывания. Руки, расположенные параллельно полу, выполняют пружинящие движения вверх синхронно работе ног. Высота отбивания мяча 1-2 м.
8. Приемы мяча в стену. Данное упражнение наиболее эффективно, однако его можно использовать лишь после того, как учащиеся усвоят в целом основы техники приема.
9. Прием мяча от нижней прямой подачи с ускоренного к сетке расстояния в зонах передней и задней линии площадки.

Упражнения по технике.
Основу упражнений этого раздела составляет прием мяча от подачи и атакующих ударов. На первом же этапе к этому будут полезными следующие упражнения:
1. В парах. Прием мяча после передач партнера стоя на месте и после передвижений в разных направлениях.
2. Чередование передач и приема мяча в зависимости от траектории его полета. С этой целью партнер меняет траекторию.
3. Обоюдный прием мяча через сетку на различном расстоянии, с разной траекторией.
4. Прием мяча над собой и за голову после быстрых передвижений. Партнеры стоят в затылок друг к другу. У стоящего сзади мяч. Задний передачей сверху направляет мяч вперед-вверх. Второй, увидев мяч, быстро передвигается вперед и принимает его над собой или за голову. После трех-четырех повторений партнеры меняются ролями.
5. Прием мяча, отскочившего от сетки. Вначале мяч игрок принимает от нижней части сетки, стоя боком у сетки, затем от средней и верхней. То же, но после передвижения к ней.
6. В тройках. Учащиеся располагаются в зонах 6-3-4. Игрок зоны 4 направляет мяч передачей в зону 6, откуда следует прием мяча в зону 3. Игрок зоны 3 передачей адресует мяч в зону 4 или 2. После четырех-пяти повторений игроки меняются местами.
7-8. То же, что в упражнениях 15 и 16 из раздела «Обучение передачам», с той лишь разницей, что в зону 3 мяч направляется приемом снизу.
9. Прием нижней прямой подачи в разных зонах.
10. То же, но от верхних подач на силу и без вращения.
При переходе к обучению приему подач следует учитывать, что навык приема подачи формируется гораздо успешнее, если вначале применять нижнюю прямую подачу. Во-первых, траектория и скорость полета мяча создают благоприятные условия для приема мяча. Во-вторых, учащиеся уже на первых занятиях прочно овладевают навыками нижней подачи и делают при этом мало ошибок. В-третьих, нижней подачей мяч можно послать достаточно точно, что в упражнениях по приему подачи имеет особое значение.

Обучение подачам мяча.
Учитывая, что структура обучения всем способам подач в принципе одинакова, имеет значение последовательность их изучения: снизу прямая, сверху прямая с вращением и без вращения, подача в прыжке.
То факт, что эффективность подач во многом обуславливается вариативностью способов их выполнения командой, убеждает в полезности обучения разным подачам, наиболее отвечающим интересам и способностям учащихся.
Общеразвивающие упражнения.
1. Попеременное пружинистое отведение прямых рук назад из исходного положения – одна рука вверху.
2. Большие круги вперед-назад. То же, но в лицевой плоскости. То же, но в исходном положении наклона вперед «Мельница».
3. С резиновым амортизатором. Амортизатор перекинуть через нижнюю рейку гимнастической лестницы и, захватив прямой рукой, повернуться к ней спиной. Поднимание прямой руки вперд-вверх. То же, но из-за головы.
4. Подвижная игра «Перестрелка». Команды по 6-10 человек располагаются на площадке. У каждой команды по одному-два баскетбольных или футбольных мяча. Задача? Используя любой способ броска мяча, перебросить его через сетку команде соперника. Побеждает команда, на площадке которой не будет ни одного мяча.

Подготовительные упражнения.
1. Броски набивного мяча весом 1 кг одной рукой снизу, сверху боком вперед-вверх боком вперед-вверх. Внимание акцентируется на движения прямой рукой. Очень важно при этом выполнять броски с ограниченной амплитудой движений руки: не поднимать ее выше уровня плеч после броска снизу и не опускать ниже уровня плеч броска сверху.
2. То же, но толчки набивного мяча из исходного положения для того или иного способа подачи, толчки выполняются одной рукой без предварительного замаха.
3. Броски набивного мяча через сетку на точность. Учитель определяет способ броска и зоны площадки. То же, но определяется техника броска: с ограниченной амплитудой замаха или без замаха.

Подводящие упражнения.
1. Имитация подачи мяча. Внимание акцентируется на согласование движений туловища и рук.
2. Обучение подбрасыванию мяча. Следует помнить, что высота подбрасывания мяча обуславливается уровнем развития скоростно-силовых возможностей учащихся. Высокое подбрасывание отрицательно влияет на точность подачи и достижение точного удара в среднюю часть мяча, что в свою очередь отрицательно влияет на полет мяча без вращения.
3. Удар по мячу, установленному в держателе или подвешенному. Внимание акцентируется на движение прямой рукой. Удар наносится основанием ладони.
4. Подача в стену на расстояние 6-7 м.
5. Подачи на партнера, располагающегося на расстоянии 8-9 м.
6. Подачи через сетку с укороченного расстояния. Партнер принимает мяч снизу двумя руками над собой.

Упражнение по технике.
1. Подачи из-за лицевой линии. На этом этапе обучения необходимо следить за тем, чтобы подача через сетку не вызывала чрезмерных усилий, искажающих структуру техники.
2. Подачи с изменением направления полета мяча: в правую и левую части площадки.
3. Подачи с изменением траектории полета мяча.
4. Подачи с изменением расстояния полета мяча: укороченные – в зоны площади атаки и удлиненные - в зоны площади защиты.
5. Подачи на точность по зонам площадки. Зоны следует очертить мелом. Нужно помнить, что точность подачи во многом обусловлена направлением замаха бьющей по мячу руки: при подаче снизу – строго назад, при подаче сверху – локоть ближе к направлению полета мяча, при подаче сверху – над головой.
6. Соревнование на большее число подач в пределы площадки. То же, но на точность.
7. Подача на силу. На этом занимающиеся должны хорошо усвоить технику подач. Сила удара – оптимальная, но исключающая грубые погрешности в технике. Подача в прыжке.
8. Соревнование на большее число подач на силу, в прыжке.
9. Подачи после выполнения подготовительных упражнений. В этом упражнении очень важно разделить учащихся на 2 группы с тем, чтобы исключить простои в очереди. Одна группа выполняет подачи. Через 10 мин учащиеся меняются местами.
10. Подачи после выполнения других приемов игры: передач, блокирования, атакующих ударов, прима в падении. Методика та же.
11. Соревнование на точность выполнения серии игровых приемов.
12. Соревнование на эффективность подач и приема подач. Эффективность подач и приема определяется по очковой системе: мяч принят к сетке – одно очко подающему и два принимающему, не принят в площадь атаки – два очка подающему и одно очко принимающему, ошибка при подаче или приеме – ноль очков. После того как стоящий на приеме примет подачи своей подгруппы, он становится подающим. Итоги подводятся после того, как каждый занимающийся побывает в роли принимающего.
13. То же, но после выполнения серии других приемов игры. Например, перед подачей учащийся выполняет три прыжка с имитацией блока.
14. Подготовительные игры 33 и с использованием подач, приема подач, передач и отбивания мяча через сетку. Площадка делится на 2-3 части вертикальными линиями. Счет ведется как при игре в волейбол.

Тактическая подготовка.
Тактическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов в сложной игровой обстановке с помощью тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации деятельности волейболистов в игре для достижения успеха.
Можно выделить ряд факторов, предопределяющих успешность тактических действий волейболиста в игре. Во-первых, высокий уровень развития специальных качеств – быстроты сложных реакций, быстроты ответных действий, ориентировки, сообразительности и т.п. Во-вторых, высокая степень надежности технических приемов в сложных игровых условиях. В-третьих, единство первых двух факторов, выражающееся в высоком уровне овладения навыками индивидуальных и коллективных тактических действий в нападении и защите. Тактическую подготовку нельзя сводить к обучению волейболистов тактическим действиям. Основу успешных действий волейболистов в игре составляют специальные качества и умение гибко использовать технические приемы. Собственно же тактические действия служат своеобразной формой организации действий волейболистов индивидуально, в группах и команде в условиях единоборства с соперником, позволяющие наиболее полно реализовать качества, умения и навыки, приобретенные в процессе учебно-тренировочных занятий.
Первый этап тактической подготовки направлен на развитие у занимающихся определенных физических и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешных тактических действий. Эффективными средствами здесь являются различные упражнения, подвижные игры и эстафеты, которые требуют проявления быстроты реакции и ориентировки, быстроты ответных действий, сообразительности, переключения с одних действий на другие и т.д. Благоприятные возможности для развития этих ценных качеств имеются в детском возрасте.
Второй этап представляет собой формирование тактических умений в процессе обучения учащихся техническим приемам. Обучение следует построить так, чтобы в игре проявилось единство техники и тактики. Достигается это двумя путями. Во-первых, по мере овладения тем или иным техническим приемом его «соединяют» с качествами, обуславливающими успех тактических действий. Например, учащиеся, выполняя передачу, следят за действиями партнера: в зависимости от характера обусловленных сигналов надо выполнить передачу по низкой, средней или высокой траектории. Во-вторых, на этапе изучения приема в сложных условиях применяют такую систему упражнений, которая способствует формированию тактических умений, например подачи на точность в правую, левую половины площадки, дальнюю, ближнюю половину, отдельные зоны, между зонами, к лицевой линии, чередованию способов подач. На этой основе легко усваиваются индивидуальные тактические действия при подаче: подача на игрока, слабо владеющего приемом, на игрока, вступившего в игру при замене, связующего, выходящего к сетке с задней линии и т.д.
Третий этап тактической подготовки – изучение собственно тактических действий: индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите. На первый план здесь выступают упражнения по тактике, игровые упражнения и двусторонняя игра.
Большое внимание должно быть уделено воспитанию умения быстро переключаться от выполнения одного действия к другому.
Двустороннюю игру вводят постепенно, ей предшествуют подготовительные к волейболу игры, подвижные игры, эстафеты.
Таким образом, формирование тактических умений начинается еще с подготовительных и подводящих упражнений, продолжается в упражнениях по технике, достигая наивысшего выражения в упражнениях по тактике, в учебных, контрольных играх и соревнованиях.
Обучение нападающим ударам.
В разных источниках методической литературы нет различий в толковании названий атакующий или нападающий удар. Между тем это не одно и то же. К нападающим относятся все действия, связанные с перебиванием мяча на сторону соперника. К атакующим - действия, осуществляемые только выше верхнего края сетки. Отсюда, например, подача мяча является одновременно и средством нападения, но она не может быть средством атаки. Эта малосущественная на первый взгляд разница важно тем, что необходимо с первых шагов обучения волейболу формировать у занимающихся осмысленность каждого действия. В частности, любое завершающее действие должно носить заряд угрозы, т.е. нападения. Что же касается действий, выполняемых над сеткой, то они должны быть остроугрожающими, что предъявляет повышенные требования к физической и психологической мобилизации усилий занимающихся.
В методике обучения способам атакующих ударов нет особых различий, изучаются они в такой последовательности: прямой атакующий удар по ходу разбега, с переводом, боковой.
Выполнение прямого атакующего удара предъявляет высокие требования к специальной физической подготовке учащихся и особенно к уровню развития их координационных способностей. В этой связи обучение строится по двум основным направлениям: развитие скоростно-силовых качеств и координационных способностей.
Непосредственное разучивание техники атакующего удара осуществляется расчлененным методом и начинается с заключительного движения – замаха и удара по мячу в опорном положении и прыжка вверх толчком двумя ногами с места и разбега. Затем условия выполнения удара постепенно усложняются: в безопорном положении с места и после передвижения в один, два или три шага, с различных по высоте и расстоянию передач, при сопротивлении блокирующих.
Общеразвивающие упражнения.
Выполнение атакующих ударов требует атлетической подготовки, хорошего развития силы, скоростных качеств, ловкости, гибкости. Эту задачу во многом решают в процессе уроков физической культуры. В спортивной секции общеразвивающие упражнения дают в большом объеме и с большой нагрузкой.
Основная направленность в этой категории упражнений: укрепление опорно-двигательного аппарата, прежде всего голеностопных, плечевых, коленных суставов, кистей рук, развитие силы рук, ног, туловища, скорости сокращения мышц, развитие гибкости.
Общеразвивающие упражнения выполняются без предметов, с набивными мячами, резиновыми амортизаторами, на гимнастической стенке, снарядах массового типа и др.

Подготовительные упражнения.
Подготовка учащихся к овладению атакующим ударом предполагает решение двух задач: во-первых, укрепление опорно-двигательного аппарата и развитие динамической силы рук и ног, во-вторых, воспитание координационной структуры движений в безопорном положении с учетом реакции на движущийся объект. На этом этапе определяется индивидуальный способ отталкивания. При выполнении прыжковых упражнений следует акцентировать внимание учащихся на слитный переход от разбега к прыжку толчком двумя ногами.
1. Доставание подвешенных предметов одной рукой в прыжке толчком двумя ногами с разбега в один-два шага.
2. Прыжки через гимнастическую скамейку змейкой. Обращается внимание на активное движение руками назад-вперед-вверх.
3. Серийные выпрыгивания на прыжковую тумбу. Высота тумбы 40-50 см.
4. Упражнения для развития прыгучести: выпрыгивание вверх из приседа, серийные прыжки в длину толчком двумя ногами с места, выпрыгивание вверх с отягощениями, приседания со штангой.
5. Доставание подвешенных предметов одной рукой в прыжке с тумбы высотой 40-50 см.
6. Броски набивного мяча двумя руками из-за головы в прыжке с места сетки и через сетку.
7. Броски теннисных мячей в цель на полу в прыжке после разбега вне сетки и через сетку.

Подводящие упражнения.
1. Имитация прямого атакующего удара в прыжке толчком двумя ногами с места и с разбега в 1,2,3 шага. То же, но у сетки на различном удалении от неё.
2. Удары по мячу на резиновых амортизаторах в положении стоя на площадке, в прыжке с места и после разбега в 1-2 шага.
3. Многократные удары по мячу стоя у стены. Учащиеся располагаются в 4-5 м от стены. Набросив мяч над собой, выполняют удар кистью прямой рукой в пол на расстоянии 1-1,5 м от стены.
4. Удары в прыжке с места по мячу, наброшенному партнером. Партнер с мячом располагается сбоку от атакующего и набрасывает мяч на высоту 2 м. то же, но после разбега в 1-2 шага. Основное внимание обращается на удар прямой рукой. Мяч должен находиться несколько впереди атакующего.
5. Атакующие удары через сетку по мячу, наброшенному партнером. Атакующий удар выполняется в прыжке с места. По мере усвоения упражнения условия усложняются и приближаются к игровым: с разбега, высота подбрасывания 3-4 м.
6. Удары через сетку с собственного набрасывания мяча. Это упражнение является своеобразным критерием усвоения подводящих средств. Учащиеся располагаются в 2-2,5 м от сетки. Непосредственно перед разбегом в один шаг мяч двумя руками набрасывается вперед-вверх над сеткой на высоту 2-2,5 м. Учитывая, что правильное выполнение этого упражнения требует большой мобилизации усилий и определенной подготовленности, его использование требует повышенного внимания учителя.
Физическая подготовка.
Цель и задачи: укрепить здоровье; увеличить объем двигательных навыков; развить основные двигательные качества;
Категория: Физическая культура | Добавил: Valu
Просмотров: 3002 | Загрузок: 195 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-17, 4:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru