Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физическая культура

Методические рекомендации по планированию и проведению уроков физической культуры в специальной меди
[ Скачать с сервера (40.9Kb) ] 2014-01-28, 7:17 AM
Пояснительная записка.
По результатам ежегодного врачебных обследований учащихся в зависимости от состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей в соответствии с Положением, утвержденным Министерством здравоохранения РК, распределяются на основную, подготовительную и специальную медицинские группы (СМГ) по физическому воспитанию. В СМГ определяются учащиеся, имеющих заболевания с отклонениями в состоянии здоровья временного или постоянного характера, не являющиеся препятствием для занятий в школе, но, вместе с тем, требующих ограничения физических нагрузок. Специальная группа назначается при заболевании с устойчивой стадией болезни. Она характеризуется отсутствием обострения и угрозы обострений под воздействием нагрузок, отсутствием признаков выраженной функциональной недостаточности больного организма или системы, сохранением лишь некоторых клинических признаков заболевания, хорошим общим самочувствием, отсутствием субъективных жалоб, благоприятной реакцией организма на физические нагрузки благодаря занятиям лечебной физкультурой.

Структура заболеваемостей, послуживших причиной ослабленности детей, по годам колеблется в довольно узких пределах.
Часто встречается заболевания сердечно – сосудистой системы – врожденные пороки сердца или приобретенные, ревматического происхождения. При сердечно – сосудистой патологии наблюдаются различные функциональные изменения во всем организме, поэтому реакция организма на все виды физических нагрузок ослаблена. Однако наиболее опасны упражнения, в которых участвует большая мышечная масса организма и выполняется работа большой мощности. В организме создается значительный кислородный запрос, и сердечно – сосудистая система обеспечивает значительное увеличение минутного объема циркулирующей крови. Примером могут быть быстрая ходьба, бег, ходьба на лыжах. При коротких силовых и скоростных упражнениях не создается особого кислородного запроса, и минутный объем крови не увеличивается значительно. Такие упражнения не вызывают особого напряжения сердца, но они повышают тонус сосудов и могут оказаться неблагоприятными при гипертонической болезни. Вместе с тем физические упражнения динамического, циклического характера, выполняемые с малой и умеренной интенсивностью оказывают благоприятное оздоровительное влияние на сердечно – сосудистую систему в целом. Кроме того, для детей, имеющих отклонения со стороны сердечно – сосудистой системы противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и настуживанием, с резким ускорением темпа, со статистическим напряжением, в случае сосудистых поражений противопоказаны положения вниз головой – стойки на голове, кувырки. Физические упражнения играют большую роль в оздоровлении болезненно измененной сердечно – сосудистой системы, восстановительные возможности которой чрезвычайно велики. Поэтому необходимо настойчиво использовать занятия физическими упражнениями, не допуская при этом перенапряжений. Признаками перенапряжения сердечно – сосудистой системы могут быть: ухудшение общего состояния, снижение работоспособности, повышение пульса, падение или повышение кровяного давления в покое, возникновение аритмии, неблагоприятная реакция на нагрузки во время занятий – субъективные жалобы, одышка, побледнение. В этих случаях необходимо прекратить занятия или снизить нагрузки и провести дополнительное врачебное обследовании. При сердечно – сосудистых заболеваниях необходимо учитывать отклонение в дыхательной системе. В болезненный процесс вовлекается малый круг кровообращения, сердца, поэтому часты проявления сердечно – сосудистой недостаточности, ограничивающие применение физических упражнений.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, являются: укрепление здоровья, улучшение физического развития и закаливания организма; расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение; освоение основных двигательных навыков и качеств; воспитание морально – волевых качеств и интереса к регулярным, самостоятельным занятиям физической культурой; разъяснение учащимся значение здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывание на воздухе прогулки, внеклассные занятия физической культурой. Учащиеся СМГ занимаются по особой программе. В ее основу положено содержание общей программы по физической культуре для учащихся с некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей состояния здоровья школьников. Из нее исключены средства физического воспитания, способные вызвать перенапряжение организма. В программе ограничены упражнения на скорость, силу, выносливость, а также упражнения в равновесии, висы и упоры, уменьшены дистанции в ходьбе и беге. Полностью исключаются лазание по канату, подтягивание и акробатические упражнения, нет упражнений связанных с задержкой дыхания. Большое место в программе отводится гимнастике, с ее помощью можно развивать такие физические качества как ловкость, координацию движений, совершенствовать основные двигательные навыки. В программный раздел по гимнастике включен специальный раздел упражнений на расслабление мышц, значительно расширен раздел дыхательных упражнений на формирование осанки.
Учебный материал ведется в той последовательности и в том объеме, который предусмотрен программой в том случае, если работа с учащимися начата с первого класса в течение ряда лет.
Одним из важных моментов в работе учителя со школьниками СМГ является планирование учебной работы. Занятия со школьниками условно делятся на 2 периода: подготовительный и основной.
Подготовительный период занимает всю первую четверть. Его задачи : постепенно подготовить сердечно сосудистую и дыхательную систему и весь организм школьника к выполнению физической нагрузки. В подготовительный период особое внимание уделяется обучению правильному сочетанию дыхания с движениями.
Основной период по длительности зависит от приспособляемости организма школьника к физической нагрузке. Его задачи: освоение основных двигательных умений и навыков программы по физической культуре для учащихся СМГ, повышение общей тренированности и функциональной способности организма к перенесению физической нагрузки в школе и дома.
Основными документами планирования в СМГ являются:
1. График распределения программного материала на учебный год.
2. Календарно – тематическое планирование.
3. План – конспект урока.
4. Журнал учета знаний.
Схема построения урока в принципе не отличается от обычного занятия физической культуры, однако имеет ряд особенностей. Продолжительность урока 30 -35 минут ;
2 раза в неделю. Длительность вводно – подготовительной части урока в 1 четверти до 20 минут, затем 10-15 минут. В основной части урока 18 -20 минут школьники овладевают основными двигательными навыками. Заключительная часть урока 5-10 минут включает упражнения на расслабление, медленную ходьбу, спокойные танцевальные шаги, дыхательные упражнения, подсчет пульса. Учитель определяет уровень физической подготовки учащегося при помощи тестов. Тесты проводятся в декабре и апреле, если группа первого года обучения, и в сентябре, декабре и апреле.
Тесты: сила кисти, прыжок в длину с места, броски набивного мяча (1 кг), из – за головы обеими руками из положения сидя ноги врозь.
Кроме того дополнительно рекомендуется применять:
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
- поднимание туловища в сед из исходного положения, лежа на спине руки вперед, спина прямая;
- броски и ловля мяча;
- прыжки через скакалку на двух ногах.
Полученные данные заносятся в журнал и в дневник самоконтроля, где обязательно регистрируются данные ЧСС.

Сетка часов для занятий с учащимися
с заболевание сердечно – сосудистой системы.

№ Разделы программы Количество часов в 1 четверти Количество
часов во 2
четверти Количество
часов в 3
четверти Количество часов в 4 четверти Общее количество часов за год
1 Теоретические сведения 2 2 2 2 8
2 Гимнастика 10 5 5 20
3 Подвижные и настольные игры 7 2 5 14
4 Легкая атлетика 6 6 12
5 Лыжная подготовка 8 8
6 Художественная гимнастика 3 3 6
Всего: 18 14 20 16 68


Распределение учебного материала на 1 четверть – 18 часов.

№ Темы урока. Номера урока, дата проведения.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
1 Теоретические сведения: «О значение систематических занятий физическими упражнениями». «Правила ведения дневника самоконтроля»
+
2 «Двигательный режим школьников», «Определение ЧСС и ЧД» +
3 Строевые и ритмические упражнения + + + + + + + + +
4 Ходьба на повышенной опоре и с препятствием. Высокий старт. + +
5 Ходьба в сочетании с бегом. Прыжки на препятствие + +
6 Прыжок в длину с места + +
7 Дыхательные упражнения. Метание малого мяча + + +
8 Упражнения на расслабление.
+ + + + + + + + +
10 Игры малой и средней интенсивности + + +
12 Шахматы на компьютере +
13 Шашки +
14 Тогыз – кумолак +
15 Игры и эстафеты +
16 Танцевальные упражнения + + +
Домашнее задание
1 Завести дневник самоконтроля
2 Выучить комплекс специальных упаржнений

Распределение учебного материала на 2 четверть – 14 часов.

№ Темы урока. Номера урока, дата проведения.

19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
1 Теоретические сведения: «Влияние занятий физическими упражнениями на телосложение» +
2 «Подсчет пульса» +
3 ОРУ на гимнастической скамейки + +
4 Упражнения на внимание + + +
5 Построения и перестроения + + +
6 Лазание по гимнастической стенке + +
7 Строевые и ритмические упражнения + +
8 Упражнения для формирования осанки с грузом на голове + +
9 Упражнения со скакалкой +
10 Дыхательные упражнения + + + +
11 Эстафеты с элементами равновесия +
12 Упражнение на укрепление мышц спины и живота + +
13 Подвижные игры на свежем воздухе + +
Домашнее задание
1 Выполнение специальных упражнений по диагнозу
2 Упражнения на выполнение правильной осанки

Распределение учебного материала на 3 четверть – 20 часов.

№ Темы урока. Номера урока, дата проведения.

33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
1 Теоретические сведения: «Профилактика простудных заболеваний при занятиях лыжной подготовки» +
2 «Виды лыжного спорта» +
3 Строевые приемы с лыжами, перенос лыж. Дыхательные упражнения для развития носового дыхания + +
4 Передвижение ступающим ходом +
5 Подъем ступающим шагом. Попеременный двухшажный ход + +
6 Переход с одного хода на другой + + +
7 Подъем лесенкой. Равномерное передвижение по пересеченной местности + + +
8 Игры на лыжах + + + + +
9 Игры малой и средней интенсивности + + +
10 Настольные игры + +
11 Лазанье и перелазанье +
12 Упражнения на равновесия, упражнения на малом бревне + +
13 Дыхательные упражнения + + + + + + + + + + + + + + +
14 Гимнастическая полоса препятствий +
Домашнее задание
1 Ежедневно, если позволяют погодные условия 30 минутное катание на лыжах

Распределение учебного материала на 4 четверть – 16 часов.

№ Темы урока. Номера урока, дата проведения.

53 54 55 56 57 58 59 50 61 62 63 64 65 66 67 68
1 Теоретические сведения: «Виды легкой атлетики» «Оздоровительное значение бега и ходьбы» +

2 «Гигиена выполнения домашних заданий по физической культуре» +
3 Метание в горизонтальную цель +
4 Полоса препятствия + +
5 Игры и эстафеты + +
6 Высокий старт + +
7 Бег с сочетание с ходьбой + +
8 Прыжок в длину с места + +
9 Метание малого мяча в вертикальную цель + +
10 Игры малой и средней интенсивности + +
11 Дыхательные упражнения + + + + + + + + + + +
12 Упражнения дыхательные и на расслабление + +
13 Определение уровня готовности + + +
Задание на лето +


Комплекс упражнений с заболеванием сердечно – сосудистой и дыхательной системы.

№ Упражнения Дозировка упражнения
1 И. п. – сидя, руки на коленях. Руки в стороны – вдох; нажимая ладонями на нижние ребра и наклониться вперед, - удлиненный выдох. 3-5 раз
2 И.п. – сидя, выпрямиться, приподнимая голову вдох; удлиненный выдох через рот с произнесением звука «ж –ж -ж» 3-5 раз
3 И.п. – сидя, согнутые в коленях ноги врозь. Руки в стороны – вдох; прижимать к левому боку согнутую в локтевом суставе левую руку, правую руку наложить на нижний край грудной клетки (ближе к левому боку), надавливая обеими руками; наклониться, выдыхая и откашливаясь, к левому бедру затем – к правому 2-4 раза в каждую сторону
4 И.п. – ос. Полное дыхание: при вдохе сначала выпячивается живот, затем поднимается и расширяется грудная клетка; при удлиненном выдохе сначала втягивается живот, затем опускается грудная клетка 3-5 раз
5 И.п. – руки за голову. Прогнуться вдох, опустить руки расслабиться (с полунаклоном) – удлиненный выдох 1-3 раза
6 И.п.- о.с. наклон вправо с подниманием левой руки вверх – вдох; выпрямляясь, надавить левой рукой на нижний край грудной клетки (слева - спереди)- удлиненный выдох. То же в другую сторону 3-5 раз
7 И.п. – о.с. руки в стороны – вдох; приседая на носках, наклонить туловище так, чтобы бедра сдавили грудную клетку (руки при этом можно положить на колени), и сделать удлиненный выдох 4-6 раз

Упражнения выполняются в удобном для каждого школьника темпе спокойного дыхания.

Дыхательные упражнения, рекомендуемые для включения в урок по физической культуре, в комплексы утренней гимнастики.

1. И.п. – лежа на спине рука лежит на груди, другая – на животе. Полное вдыхание и полное выдыхание воздуха.
2. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Приподнимание грудной клетки и ее выпячивание с опорой на согнутые в локтях руки.
3. И. п. – лежа на боку, руки вдоль туловища, поднимание прямой руки вверх к голове и медленное опускание на выдохе( попеременно выполняется на правом и левом боку).
4. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Притягивание согнутых в коленных суставах ног (по одной или вместе) к груди – выдох, выпрямление ног с опусканием вниз – вдох.
5. И.п. - лежа на спине, руки в стороны. Пол – оборота вправо и влево до касания рук и последующее возвращение в и.п. (при поворотах выдох).
6. И.п. – лежа на спине, обе руки на животе. Максимальное втягивание живота – выдох, выпячивание его – вдох.
7. И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Сделать, глубоки вдох, при этом руки заложить за голову, широко развести локти в стороны; при выдохе скрестить руки на груди, надавливая на нее до полного выдоха (выдох удлинен).
8. И.п. – сидя, ноги вместе. Поднимание рук вверх с постепенным углублением дыхания – вдох; опустить руки вниз, сложить их на груди, надавливая слегка на нее до полного выдоха.
9. И.п. – сидя на скамейке, руки положить за голову. Сделать поворот туловища вправо – вдох, возвратиться в и.п. – выдох. То же повторить в другую сторону.
10. И.п. – сидя на стуле или скамейке, руками опираться о скамейку. Согнуть ноги в коленных суставах и подтянуть их к груди, носки оттянуть назад, спина прямая – выдох; возвратиться в и.п. – вдох.

Средние данные пульса в минуту.

Возраст в годах
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Мальчики 85 82 80 76 74 72 73 72 72 70 68 62
Девочки 86 84 82 79 78 75 76 72 75 74 72 70
Категория: Физическая культура | Добавил: svetlana66
Просмотров: 600 | Загрузок: 73 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 3:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru