Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физическая культура

Развитие познавательного интереса через повышение уровня мотивации у учащихся на уроках ФК
[ Скачать с сервера (1.10Mb) ] 2016-03-25, 3:31 PM
« Развитие познавательного интереса и познавательной активности на уроках ФК через повышение уровня мотивации учащихся» (1слайд)

“Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности”.
Я. А. Каменский
(2 слайд)

Актуализация проблемы:
Социально-личностная ориентация образования требует, чтобы человек включался в социальные процессы как развивающаяся, социально устойчивая и одновременно мобильная, свободная и в то же время ответственная творческая личность, способная к активной познавательной деятельности, стремящаяся к постоянному пополнению и обновлению полученных знаний. Уровень физической подготовленности учащихся не соответствует современным требованиям к развитию личности, к эффективной производственной деятельности и службе в армии. И, как следствие, у школьников наметилась тенденция снижения интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности, и в частности к уроку. Ученик не должен выступать в роли пассивного объекта деятельности педагога. Он должен учиться сам, а учитель должен осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Проблема повышения познавательного интереса и познавательной активности через повышение уровня мотивации для меня является актуальной.
Объект исследования: процесс формирования мотивационной сферы учащихся, как одного из способов развития познавательного интереса и познавательной активности (3 слайд)
Предмет исследования: Условия, средства, формы, методы, способы повышения уровня внутренней и внешней мотивации (3 слайд)
Гипотеза исследования: Если целенаправленно повышать уровень внутренней и внешней мотивации на уроках ФК, то это будет способствовать развитию познавательного интереса и познавательной активности учащихся.(4 слайд)
Цель исследования: выявить условия и способы повышения уровня мотивации учащихся на уроках ФК, как одного из способов развития познавательной активности и познавательного интереса (5 слайд)
Задачи исследования: (6 слайд)
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и определить понятийный аппарат исследования.
2. Обосновать совокупность способов, форм, методов, средств физического воспитания, способствующих формированию внешней и внутренней мотивации, познавательной активности и познавательного интереса учащихся.
3. Разработать методику формирования мотивационной сферы учащихся на уроках ФК.
4. Определить результативность разработанной методики формирования познавательной активности на основе анализа результатов констатирующего и формирующего этапов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, изучение и обобщение передового педагогического опыта, моделирование, педагогический эксперимент
Тезаурус
Познавательная активность
Ф.И. Харламов познавательную активность трактовал как «интенсивную аналитико-синтетическую мыслительную деятельность обучающегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний»
А.К.Маркова под проявлениями познавательной активности понимает «все виды активного отношения к учению как познанию: наличия смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов...» Признавая за учащимися активное начало в познавательном процессе, она утверждает, что на основе этого обучающийся формируется как субъект учебной деятельности.
Г.И.Щукина рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование обучающегося, которое выражает особое состояние обучающегося и его отношение к деятельности»
Основными структурными компонентами познавательной активности школьника в процессе занятий физической культурой на уроке (7 слайд) являются:
Критическое отношение к себе, самооценка, организованность, внимательность, эрудированность, любознательность, инициативность, эмоциональный интерес и творческое мышление)
Интерес к ФК - одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы.
Мотивационная сфера личности — это система мотивов личности. (8 слайд)
Мотив – (от лат. приводить в движение, толкать) — внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл. Мотивация обучения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл обучения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). (Зимняя И. А.). Мотивация деятельности учащихся, протекает через постановку каких либо задач на каждом уроке
Познавательный интерес (9 слайд) выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. Он представляет собой избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательный интерес – это интерес к глубокому, осмысленному познанию. Так как познавательный интерес многозначен, он может влиять на процесс освоения учебного материала различными своими сторонами: во-первых, выступать как внешний стимул процесса освоения, как средство активизации всего процесса, во-вторых - действовать как мотив познания, существенно влияя на освоение учебного материала, соприкасаясь и взаимодействуя с другими мотивами.
Противоречия:
1) Между потребностями и возможностями учащихся (Желание у ребенка есть, а уровень физической подготовленности не позволяет достичь результатов)
2) Между необходимостью активизировать познавательную деятельность и отсутствием мотивации
Пути повышения уровня мотивации (10 слайд)
Интерес к ФК можно повышать, воздействуя на формирование результативных мотивов и на мотивационную сферу в целом. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у школьника вдохновение успехом, желание продолжать занятие по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес.
Для достижения этой цели нужно:
1) Удовлетворение интереса (от самого процесса и условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами коллектива) Учащиеся, испытывающие состояние удовлетворенности на уроках будут работать не ради оценки, а ради своего физического совершенствования
2) Развитие у учащихся потребности в реализации поставленных целей и задач. (11 слайд)
3) Овладение полной информацией как при обучении движению, так и при его совершенствовании. Эта информация должна раскрывать значимость
того или иного упражнения.
4) Овладение приемами анализа и самоанализа выполненной работы. Это поможет утвердить в сознании учащихся связь между достигнутым результатом и своей активной деятельностью. Ученик должен научиться брать ответственность за результаты занятий на себя и объяснять свои неудачи не отсутствием у него определенных способностей, а недостаточностью собственных усилий. Нередко приходится слышать на уроке такую фразу « Я не могу так сделать» Поэтому своих учеников постоянно нацеливаю на то, что нет учеников неспособных, а есть трудолюбивые и ленивые. Стараюсь, чтобы учащиеся придерживались правила: «Я смогу все, что захочу!»
5) учет возможностей и подготовленности учащихся. Каждому должен быть определен индивидуальный доступный результат, достижение которого должно расцениваться учителем, товарищами по классу, как успех, как победа над собой.
6) Обеспечение рационального самоуправления и саморегулирования в процессе обучения. (12 слайд). Это означает, что учащегося необходимо вооружить приёмами самостоятельной работы, создав у него соответствующую мотивацию, сформировав умения организовать и контролировать собственную учебную деятельность
7) Формирование интереса к занятиям ФК должно основываться на передовых методах обучения, нестандартных формах проведения урока, способствующих эффективному проведению занятий при высоком уровне их организации, привлекательности и эмоциональности.
Древняя мудрость гласит: «Ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который нужно зажечь.» (13 слайд)
Категория: Физическая культура | Добавил: kin
Просмотров: 221 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru