Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физическая культура

Самостоятельные занятия на уроках физкультуры.
2016-11-22, 9:00 AM
Самостоятельные занятия на уроках физкультуры.

Забота о здоровье детей – проблема, отнюдь не ведомственная, не медицинская. Государственная! И она должна быть социально подкреплена. За культ здоровья в страна надо бороться.
Что касается здоровья наших школьников, то на сегодняшний день оно находиться не но должном уровне. Физическая подготовленность у современных школьников на 25% ниже, чем у сверстников 1980 – 1990х годов. Около 50% мальчиков и 75% девочек не в состоянии выполнить нормы физической подготовленности.
Недостаточная двигательная активность школьников в повседневной жизни, уровень учебных нагрузок не соответствует функциональным возможностям организма ребенка в период его интенсивного роста и развития. Это не соответствие влечет за собой отклонения в состоянии здоровья, увеличения числа детей с нервно – психическими и соматическими заболеваниями.
Еще в древней Греции придавали большое значение двигательной активности детей. Древнегреческий мыслитель Платон писал о государственном обучении: «Первые 10 лет жизненного воспитания должны быть преимущественно физическими. Каждая школа должна иметь гимнастический зал и игровую площадку. Игры и занятия спортом смогут заполнить все расписание, с тем, что – бы за эти 10лет развить такое здоровье, которое сделает всю медицину ненужной.
Доказано, что универсальное средство борьбы с болезнями – физическая культура. Чтобы в полной мере овладеть навыками и умениями, определенными учебной программой, необходимо использовать все формы физического воспитания в школе, а также самостоятельные занятия физическими упражнениями дома с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности школьников, привитие стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Основные задачи .
1.Укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма, коррекция недостатков телосложения. повышение общей физической подготовленности.
2Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.
3.Воспитание самостоятельности, психических, морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.
Цель - достижение здоровья естественным путем с учетом интересов, желания учащихся, с помощью как традиционных, так и нетрадиционных средств и методов, используемых в соответствии с предлагаемой программой на уроках физической культуры и в самостоятельной работе школьника.
Важным средством физического воспитания учащихся являются самостоятельные занятия. Выполнения - их одна из форм работы школьников, характерной особенностью которой является отсутствия непосредственной помощи и руководства со стороны учителя. Поэтому прежде чем приступить к занятиям ученик должен научиться осуществлять самоконтроль над состоянием своего организма м строго соблюдать правила безопасности во время занятий. Главное назначение самостоятельных занятий – укрепление уровня физического развития и двигательной подготовленности, закрепление пройденного на уроках. Готовиться к уроку, значит регулярно делать утреннюю гимнастику, не забывать о физкультминутках и физкультпаузах во время умственной деятельности, каждый день отводить определенное время активному досугу, в том числе и выполнения заданий учителя физической культуры.
Самостоятельные занятия помогают учащимся овладеть программным материалом. На уроках, при большей наполняемостью классов, учителю порой трудно осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход.
Система занятий после школы открывает перед педагогом большие резервы для плодотворной работы в этом направлении, так как именно через них урок должен быть логично взаимосвязан со всеми остальными формами организационных и самостоятельных занятий детей физическими упражнениями в школе и дома. В этом есть комплексный подход, без реализации которого даже при образцовых уроках нельзя в полной мере решить многогранные задачи физического воспитания школьников.
Без помощи самостоятельных занятий не может быть решена проблема воспитания у школьников привычки систематически заниматься физическими упражнениями. Первый шаг на этом пути – интерес ребят.
Какие же задания рекомендуется выполнять учащимся?
Для учащихся 4-6, 7-8 классов в качестве заданий используют комплекс общеразвивающих и специальных упражнений для развития силы мышц ног, рук, живота, спины, развития гибкости, ловкости, выносливости, прыгучести.
При подборе средств для 9- 11 классов важно учесть изменения с возрастом уровня физической подготовленности ребят, причем не всегда в сторону улучшения, больше внимания уделять дифференцированному ( особенно по полу) и индивидуальному подходу.
Для девушек акцент следует делать на упражнениях, способствующих поддержанию правильной красивой осанки и стройности фигуры в целом – упражнения для мышц туловища, танцевальные движения.
Задания для юношей должны представлять собой комплекс упражнений для развития силы, выносливости. Скоростно - силовых качеств. А также подготовительные и подводящие упражнения с целью подготовки. Освоения какой-либо части учебной программы.
Бесспорно. Упражнения, предназначены для выполнения в домашних условиях, должны быть знакомы школьникам. Учащихся надо учить контролировать правильность выполнения заданий. От сложности заданий зависят сроки, на которые они рассчитаны. Так, упражнения, направленные на развития физических качеств, задаются для ежедневного повторения, а также на более длительное время, чем упражнения, призванные подготовить учащихся к освоению какого- либо двигательного действия или закрепить разученное на уроке.
Примером самостоятельных занятий может быть утренняя гигиеническая гимнастика. Этот вид гимнастики с оздоровительной направленностью. Самый массовый и доступный для лиц любого возраста и физического развития, которые можно выполнять под музыку как с предметом, так и без предмета.
Для ликвидации пробелов в физической подготовленности учащихся успешно используются карточки-задания, где упражнения знакомы ребятам и базируются на конкурентном материале тех или иных разделов учебной программы. Срок пользования карточкой-заданием – 2 – 3 недели. Затем они меняются и учащиеся переходят на новый более высокий уровень задания. Использование такой формы работы с учащимися по выполнению самостоятельных заданий позволяет изменить отношение самих учащихся как к предмету в целом, так и к вопросам личного физического самосовершенствования, поднять уровень их физической образованности.
Выбирая для самостоятельных занятий физкультурой те или иные упражнения, обычно ориентируются на простоту и доступность. Например, велосипед – отличное средство. Но не во всякое время года и не везде он может стать занятием на каждый день. И в этом отношении нет равных таким циклическим упражнениям, как бег, ходьба, ходьба по лестнице. Желательно еще, чтобы используемые упражнения были достаточно энергоемкими, вовлекающими в работу возможно большее количество мышц или хотя бы наиболее крупные из них ( ног, туловища). Только при этом условии они могут оказать действенный тренировочный эффект на сердечно – сосудистую и дыхательную систему. И еще один важный критерий выбора упражнений для занятий. Помимо чисто динамической, так сказать . нагрузки на мышцы, кости, связки, сердце, легкие, упражнения должны развивать координацию, приучить мышцы работать в «сотрудничестве». По всем трем упомянутым «критериям полезности» вращению гимнастического обруча можно дать высшую оценку – выполнение этого упражнения исключительно полезно и по-своему оригинально.
Во-первых, доступность – налицо; упражнение по силам всем практически здоровым людям.
Во-вторых, энергоемкость внушительная; при выполнении упражнений работают все мышцы – от шеи до пальцев ног. Это дает возможность использовать его для развития общей выносливости, на ровне с традиционными циклическими упражнениями. А для того, чтобы веселее было переносить нагрузки, можно вращать обруч под музыку – простейший вариант ритмической гимнастики. И наконец, координационная сложность. Правда, после ряда тренировок многие наверняка смогут вращать обруч на талии без видимых усилий, почти не напрягаясь. Однако упражнение эти содержат в себе немало «ступеней сложности» , достаточных для того, чтобы «двигательное внимание» не ослабело. Упражнение очень полезно тем, кто хочет обрести красивую осанку, исправить те или иные ее недостатки.
Для развития выносливости, координации движений, прыгучести, укрепления суставов, связок, ног, рук, а также для выполнения общеразвивающих упражнений с предметом можно использовать скакалку. По своей интенсивности прыжковые упражнения значительно превосходят медленный бег. Во время тренировки с частотой около 100 прыжков в минуту тратиться на каждый килограмм веса 0,237 ккал (для человек весом 70 кг расход в минуту свыше 16 ккал).
Выполнять упражнения лучше всего под музыку с частотой от 80 до 120 тактов в минуту и более. Дыхание должно быть ритмичным. Прыжки выполнять мягко, слегка сгибая ноги и приземляясь только на носки, несколько повернутые внутрь, чтобы нагрузка равномерно распределялась на все пальцы стопы.
Знаменитый боксер Мухаммед Али, популяризуя в свои лучшие годы упражнения со скакалкой, на показательных выступлениях в цирке провел с ней 15 3-минутных раундов ( с минутными перерывами), выполняя подскоки в бешенном темпе по 220 прыжков в минуту. Австралиец Том Морис проскакал вдоль восточного побережья своего континента 2000 км. Японец Кацуми Судзуки выполнил без остановки, ни разу не зацепив скакалку, 37 427 прыжков. Затратив на это 4 часа 23 минуты. 36-летний американец Боб Коммерз, весивший 130 кг и перенесший 2дка инфаркта, по совету врачей начал худеть с помощью скакалки. Теперь он весит 70 кг. В полюбившейся ему скакалке он установил своеобразный рекорд – прыгал со скакалкой 13 часов подряд.
Все эти примеры показывают волю. Упорства. Сильный характер, высокое искусство управления своими мышцами, достигнутое в процессе тренировки. В американских школах на скакалке прыгают почти на каждом уроке все ученики. Преподаватели считают это увлечение полезным. Скакалка развивает все группы мышц, тренирует работу сердца, дыхания, формирует фигуру, осанку. Считается что 10-минутная темповая работа со скакалкой по нагрузке равнозначна с непрерывной получасовой игрой в большой теннис.
В повседневной жизни для формирования и сохранения у детей хорошей осанки, легкости и плавности движений, выполнения различных бытовых, трудовых и спортивных действий наибольшая степень подвижности требуется в позвоночнике и тазобедренных суставах. Этому и способствует поднимания прямых ног из положения лежа на спине, руки вдоль туловища. Кроме того, данное упражнение укрепляет мышцы живота. Выполняется оно в медленном или среднем темпе.
Амплитуда движения ног от занятия к занятию надо увеличивать, чтобы в результате ребенок мог коснуться носками пола за головой. В одном занятии можно делать 3-5 серий по7-10 повторений в каждом. Оживляет упражнение с использованием ориентиров. Например поднять руку на определенную высоту и предложить ученику достать ее носками ног. Передвигая руку, можно управлять выполнением упражнения ( можно в качестве ориентира использовать натянутую резиновую ленту, разноцветные флажки и другие). Эти упражнения способствуют укреплению мышц брюшного пресса, помогают воспитанию красивой осанки, повышают уровень подготовленности девочек и девушек, а также укрепляют весь мышечный корсет брюшной полости и область малого таза. Учитель должен показать, как правильно их выполнять, рассказать о значении каждого упражнения, определить дозировку, осуществлять систематический контроль за их выполнением.
При составлении заданий по развитию силы у юношей в них включают упражнения для развития групп мышц (спины, рук, плечевого пояса, ног, брюшного пресса, шеи), то есть комплекс упражнений, который носит общеразвивающий характер. Этот период является как бы подготовительным для последующего более направленного развития силы основных мышечных групп.
Для занятий используются гантели различного веса, гири 10-16 кг, эспандеры и пр. Упражнения как правило, хорошо знакомы учащимся: ходьба и бег на месте, подскоки, приседания, поднимания на носки и так далее, но только с соответствующим отягощением в руках. Вес отягощения при выполнении упражнений, направлен на развития мышц ног, постепенно увеличиваются (от 20-30% от веса занимающегося вначале до 40-70% через 4-6 месяцев занятий)
Контроль за выполнением заданий проверяются в разных частях уроков( в зависимости от его задач и содержания), как правило, фронтальным методом на последнем уроке в каждой четверти. Учащиеся выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Одна шеренга выполняет, другая проверяет.
Выставление оценки учащимся является одним из основных компонентов успешной работы учителя, что позволяет добиться полного взаимопонимания и доверия между обеими сторонами (учитель – ученик).
Вполне естественно, что за работу каждый ученик мечтает получить соответствующее поощрение, которая бы полностью удовлетворяла его. Только так можно привить любовь к своему предмету и выработать привычку к выполнению самостоятельных (домашних ) заданий по физической культуре. Ребенок должен почувствовать что каждая полученная им отметка является для него желанной и заслуженной. Именно от того, на сколько насколько удовлетворен школьник на уроке оценкой своей деятельности учителем, в конечном счете, зависит желание ученика вновь посещать последующие уроки здоровья.
Категория: Физическая культура | Добавил: dorina1966
Просмотров: 18 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru