Коллаборативное обучение как образовательный подход к преподаванию и обучению. Коллаборативное обучение – образовательный подход к преподаванию и обучению, предполагающий совместную работу групп учителей или учащихся при решении проблемы, выполнение задания или создание продукта. В основе коллаборативного обучения лежит идея о том, что обучение – это социальная, по своему характеру, деятельность, в которой участники общаются друг с другом, и процесс обучения осуществляется посредством общения. Групповая работа – это сочетание слов до недавнего времени казалось чем-то сложным и не нужным. Сложным являлось то, что мы не имели навыков организации групповой работы, не нужным считали из-за постоянной нехватки времени урока и поэтому не считали нужным тратить и без того дорогое время на пересаживание, объединение учеников в группы. Мы не совсем четко представляли, зачем нужно работать в группах, как правильно организовать группы и что нам дает работа в группах? При использовании традиционной формы обучения, где просто передавались готовые знания, групповая работа не имела важного значения. Тогда как при новом подходе к обучению с использованием конструктивистской теории, групповая работа, это одна из основных и плодотворных форм работы. Коллаборативная среда дает много преимуществ. Во-первых, коллаборативная среда создает благоприятную атмосферу в классе. Это очень важный фактор, значительно влияющий на работу во время урока. Если, например, ученик знает или думает, что над его ответом или над его мнением могут посмеяться, он лучше просто посидит и помолчит. Или, наоборот, воображаемый лидер класса считает, что его ответ может снизить его популярность в качестве закоренелого неуспевающего, а может он побоится тех же самых ухмылок и насмешек. А если создать в этом классе коллаборативную среду, где ученики будут работать вместе, сообща, решать одну проблему, общаться, каждый будет высказывать свое мнение, спорить и все вместе будут стремиться прийти к одному результату, то и застенчивый ученик, и задира, и лидер и все остальные ученики будут считать себя единым целым, отстаивать мнение своей группы. В результате такой регулярной работы, все эти разные по эмоциональному, когнитивному и социальному состоянию ученики начнут активнее работать на уроке, научаться самостоятельно добывать знания, а, также, будут общаться, дружить, как во время урока, так и во внеурочное время. Очень важным моментом при создании коллаборативной среды является составление и согласование правил работы в группах, которым они должны следовать во время работы и о которых следует упоминать перед началом работы. Еще одним важным моментом является распределение учеников по группам, чтобы они не образовывали постоянные связи, а постоянно менялись и имели возможность поработать с каждым учеником класса. А с применением разнообразным приемов деления на группы, этот процесс будет проходить весело и безболезненно. К тому же, регулируя численность учеников в группе, можно, к примеру, ускорить процесс выполнения задания, организовав группы по два человека. А если задание объемное и творческое, требующее определенных знаний и умений, можно организовать группы из четырех-шести учеников, где каждый будет занят своим делом и сможет внести вклад в решение проблемы и достижение наилучшего результата. И в завершение хочется сказать, что, по моему мнению, коллаборативное обучение – это обучение, которое помогает развиваться, в результате совместной деятельности ученики работают сообща, обмениваются опытом, ищут наилучшие пути решения проблемы, опираются на уже имеющиеся знания и добывают новые, имеют возможность решать сложные задачи, которые они не могут решить по самостоятельно, развивают навыки и умения, и, в итоге, достигают высоких результатов.
|