Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Английский язык

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2015-10-08, 10:04 AM
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
А.В.Бейникова, преподаватель английского языка, первая категория
В наше время информационно-коммуникационные технологии заняли активное положение в образовательном процессе. По сути информационными технологиями обучения называют технологии, предполагающие использование специальных технических информационных средств и программ(компьютеры, аудио и видеоаппаратура, включая сенсорные экраны, портативные и распечатывающие устройства, мультимедиа ). Под коммуникационными технологиями обучения понимают технологии, обеспечивающие связь посредством интернет-пространств, теле и видеоконференций, форумов, электронной почты, ICQ, Skypeи другое.
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения.
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).
В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.
Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.
Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей.
Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.
Средства ИКТ также можно классифицировать:

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:
• Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
• Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
• Индивидуализация работы самого учителя;
• Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
• Усиление мотивации к обучению;
• Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
• Обеспечение гибкости процесса обучения.
Негативные последствия воздействия средств ИКТ:
• Негативное влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого
• Недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и студентов, студентов между собой - и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”
• В целом орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением
• Срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.
Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современно этапе - это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать:
• доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;
• интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;
• предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;
• оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.
Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:
• предоставление учебников и другого печатного материала;
• пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
• дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;
• видеопленки;
• трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям;
• кабельное телевидение;
• голосовая почта;
• двусторонние видеотелеконференции;
• односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;
• электронные (компьютерные) образовательные ресурсы.
Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. В процессе самообучения студент может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, видеопленками, электронными учебниками и CD-ROM- учебниками и справочниками. К тому же студент должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.
Мультимедия технологии - с одной стороны тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и, с другой стороны, лежит в основе функционирования средств ИКТ, существенно влияющих на эффективность образовательного процесса.
Мультимедиа - это:
• информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
• компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
• компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов:
• системы обработки статической графической информации;
• системы создания анимированной графики;
• системы записи и редактирования звука;
• системы видеомонтажа;
• системы интеграции текстовой и аудиовизуальной информации в единый проект.
Вся информация, предоставленная выше дает обзорное ознакомление с ИКТ и средствами ИКТ. Являясь преподавателем английского языка, применение ИКТ на уроках очень актуально. На протяжении 2014-2015 учебного года я работаю над реализацией индивидуальной методической темы: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка». Данная проблема для меня новая, работа по этой теме началась с октября 2014г. Проведен анализ положительных и отрицательных сторон проблемы, определены затруднения, выявлены противоречия по данной теме.
В условиях информационного взрыва заметно меняется парадигма образования, студент- предметно – информационная среда – преподаватель, где педагог становится вспомогательным, направляющим звеном, поэтому нам приходится осваивать новые современные технологии, и естественно внедрять их в учебный процесс.
На уроках английского языка с помощью применения ИКТ можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, совершенствовать умения письменной речи; пополнять словарный запас учащихся; формировать навыки говорения, восприятия устной речи; формировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Повышает познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. ИКТ хороши на любом этапе урока.
Основная цель изучения иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции, Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию.

Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи и т.д.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

- электронную почту;
- телеконференции;
- видеоконференции;
- возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички;
- доступ к информационным ресурсам:
- справочные каталоги;
- поисковые системы;
- разговор в сети.
Достичь коммуникативной направленности при обучении иностранным языкам с помощью компьютера можно в режиме текстового редактора. Word - одна из самых совершенных программ в классе текстовых процессоров, который предусматривает выполнение сотен операций. С его помощью можно легко совершать коммуникативно важные действия над текстом. Текстовый процессор может использоваться как инструмент для создания тренировочных упражнений, как инструмент для стимулирования деятельности учащихся по созданию текстов на изучаемом языке.

Примеры заданий:
-напечатайте текст, внесите в него изменения;
- сократите текст, оставив в нём самую важную информацию;
- найдите, выделите в тексте ответы на следующие вопросы;
- поделите текст на смысловые части;
- восстановите правильный порядок следования предложений;
- в тексте нет знаков препинания, заглавных букв, пробелов между словами. Восстановите его;
-найдите и выделите пассивные конструкции (жирным шрифтом, курсивом);
Также учащиеся создают коммуникативно важные тексты: поздравительные открытки, анкеты, биографии, рефераты, проекты.
Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком.
Очень распространено применение мультимедия – это использование презентаций (выполненых в Power point или готовых из сети интернет), видеоматериалов, аудиоматериалов, интернет форумов, так же существуют готовые ЦОРы.
Из опыта работы с информационно-коммуникативными технологиями я могу сказать, что они несомненно способствуют повышению мотивации к изучению английского языка и формированию индивидуальных, творческих, познавательных способностей. Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.

Список использованной литературы
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2000.
2. Веб-ресурсы:
3. Яковлев А.И.: Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ... [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://cor.edu.27.ru/
4. Электронные технологии в системе образования... [Электронный ресурс]. – Режим доступа.
http://som.fio.ru/getblob.asp?id= 10007856# Тос26155139
5. Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе ...[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://portal.krsnet.ru/razdels/uchitelia/rmo/metod/ang/itdokald.htm
6. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов... [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://school-collection.edu.ru
Категория: Английский язык | Добавил: kittensiz
Просмотров: 784 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 9:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru