Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Искусство

Совершенствование вокальной компетенции посредством активных методов обучения
2017-11-09, 6:17 PM
В педагогической литературе часто используются и уже устоялись термины «компетенция», «компетентность». Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования.
Современное образование ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей, на обучение применять знания и умения в профессиональной и повседневной жизни, адаптироваться к меняющимся условиям трудовой деятельности.
Сольное пение – один из самых массовых и доступных видов исполнительства, формирующий творческую деятельность самого субъекта образования; оно способствует более глубокому освоению музыкального материала, развитию музыкальности, музыкального мышления и памяти, наблюдательности, логики и интуиции, образного воображения, фантазии, чувства формы и стиля, а также помогает в самореализации.
Профессиональная компетентность учителя определяется, как владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
В педагогике, метод обучения определяют как способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленный на реализацию целей обучения, или. как систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения.
В педагогике музыкального образования метод обучения понимается в широком смысле, как совокупность педагогических способов, направленных на решение задач и освоение содержания музыкального образования. В узком смысле метод рассматривается как определённые средства, приёмы, предназначенные для приобретения музыкальных знаний, умений и навыков, развития памяти, мышления, воображения, а также для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, художественного вкуса, интереса к искусству и потребностей общения с ним.
Методы активного обучения - совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
В целом, выделяют следующие отличительные особенности активного обучения:
-принудительная активизация мышления, когда учащийся вынужден быть активным независимо от его желания;
-достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
-самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Основная цель работы по совершенствованию вокальной компетенции реализуется выявлением комплекса методов, активизирующих процесс усвоения вокальных навыков, а также в развитии вокально-технических навыков с учетом возрастных и личностных качеств учащихся.
Рассмотрим методы и приемы развития вокальной компетентности в таблице 1.
Таблица 1 -Развитие вокальной компетентности

Учебное содержание вокально-хоровой компетентности Методы Приемы
Умение кантиленно петь, точно интонируя мелодию.
Умение протяжно исполнять гласные, четко произносить согласные.
Умение соблюдать правила певческой установки.
Умение владеть певческим дыханием. Умение голосом выразить чувства. Убеждение,
упражнение,
наблюдение,
сравнение,
сопоставление,
показ,
повторение,
исполнение. Ситуация успеха,
инсценирование,
произнесение шепотом,
акцентирование,
акапелла,
рука-нотный стан,
голосообразующие движения,
игровые ситуации,
звуковая лесенка.

Существует также особая группа методов, определяемых спецификой музыкального искусства:
-метод наблюдения за музыкой;
-метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать;
-метод импровизации;
-метод сопереживания;
-метод музыкального обобщения, забегания вперёд и возвращения к пройденному;
-метод размышления о музыке.
Исходя из специфики предмета, все применяемые общепедагогические методы приобретают на занятиях музыки несколько другую форму. Например, самый распространённый словесный метод применяется в качестве образно-психологического настроя на духовное единение подростка с музыкальным искусством. Наглядный метод преломляется в наглядно-слуховой, наглядно-выразительный и т.д. Весь спектр методов и приёмов объединили в 4 блока :

Использование активных методов обучения при совершенствовании вокальной компетенции позволяет создать условия максимально соответствующие природе восприятия. Учащиеся становятся активными исследователями, мыслителями, критиками, учатся работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы.
Безусловно, современный педагогический процесс включает использование как новой учебной литературы, интегрирующей учебную информацию и дидактические инновации, так и новых информационных технологий для организации систем компьютерной поддержки инновационной педагогической деятельности. Результат такого сочетания – качественно новая педагогическая деятельность, в которой реализуется схема:

& + ? + ¾

Во время проведения занятий по вокалу использованы активные методы обучения.
Индивидуальный урок вокала включал следующие виды работы:
-проверка выполнения самостоятельной работы;
-короткая беседа по вопросам теории и методики пения;
-выполнение комплекса вокально-технических упражнений для развития видов дыхания, вокально-технических приемов (штро-бас, выдох, «плач», выдох на «плаче», придыхание и др.) (подбор упражнений аргументировано варьируется в зависимости от цели урока и степени подготовленности учащегося);
-формирование и совершенствование навыков атаки звука, кантиленного звуковедения, жесткого звуковедения, подвижности голоса, артикуляции и дикции и т.д.;
- пение вокализа (на гласную или с названием нот), являющегося промежуточным, подводящим этапом урока между вокально-техническим упражнением и художественным произведением;
- освоение произведений, рекомендуемых программой;
- задание для самостоятельной работы.
Постоянное внимание уделяется развитию вокального слуха:
1) взаимодействие слуховых, мыслительных, зрительных, тактильных и вибрационных анализаторов;
2) развитие звуковысотного, динамического, тембрового и ритмичного музыкального слуха;
3) комплекс мышечно-вибрационных ощущений;
4) развитие активного вокального слуха (способность сознательно оценивать, контролировать и управлять качеством звучания голоса).
Для совершенствования вокального мастерства необходимо развитие вокально - технических навыков.
Программа обучения включает в себя совершенствование механизмов звукообразования .

Роль дыхания в пении, в звукообразовании, в формировании певческого голоса, в художественной отделке музыкального произведения очень велика. Из всех компонентов звукообразования дыхание в большей степени поддается нашему контролю, и мы, пользуясь им ежедневно и ежесекундно, со дня нашего рождения, не только ясно ощущаем его, но и различаем несколько его типов:
-ключичное, когда в акте дыхания участвуют плечи;
-грудное- производимое при помощи мускулов верхней части грудной клетки;
-нижнереберное, когда расширяются нижние ребра;
-диафрагматическое, или брюшное, когда в процессе дыхания грудная
клетка расширяется в сторону брюшных органов.
Методика пения говорит, что пользование ключичным дыханием не допустимо; в настоящее время не рекомендуется и грудное дыхание (бывшее в старой итальянской школе основой пения). Когда Ж.-Л. Дюфе изобрел прием прикрытия верхних нот, певцы перешли на более глубокое дыхание. Главное для певца не сила дыхания, не количество воздуха, которое забирают его легкие, а то, как удерживается и расходуется это дыхание, как регулируется вдох во время пения, то есть, как координируется его работа с другими компонентами голосового аппарата.
Техника дыхания развивается и усиливается очень постепенно. Важнейший элемент правильного дыхания – это расходование дыхания при пении. Нужно следить, чтобы дыхания хватило на всю музыкальную фразу. Причинами того, что дыхание не хватает, обычно является или потеря высокой позиции, или плохая дикция, или перебор и запертость дыхания и неумение его распределить.
Наилучшим типом дыхания считается нижнереберное диафрагматическое. Брать дыхание надо легко, быстро, бесшумно, одновременно через нос и рот, чтобы автоматически произошло то движение мягкого нёба и гортани, которое необходимо для высокой позиции пения.
Дыхание может быть более легким и более глубоким, активным или пассивным, но любое дыхание должно быть эластичным. В пении существуют мягкая, твердая и придыхательная атака. Атака есть результат работы дыхания и гортани. Делать атаку мягко и жестко должен уметь каждый вокалист Когда заканчивается первая фаза дыхания – вдох, наступает мгновенная задержка – кратковременный покой, в течении которого соответствующие мышцы успевают настроится на выдох. Выдох производится медленно, плавно, при помощи эластично сокращающихся мышц брюшного пресса. Овладение этим постепенным плавным вдохом – одним из трудных моментов в развитии техники пения – необходимо для выработки эластичной упругости всех мышц, принимающих участие в процессе дыхания. Выдыхать следует легко без толчков, говоря образно, не широкой, и собранной струей.
Выдох регулируется диафрагмой и мышцами брюшного пресса, а не противоестественными нажимами на гортань или резким падением ребер – в процессе пения они должны сохранять вдыхательное положение. Это мышечное напряжение, удерживающее грудную клетку в расширенном состоянии, создает в ощущении певца впечатление опоры для воздушной струи.
На занятиях используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
С первых же занятий учащийся должен усвоить роль, которую играют в пении певческие резонаторы. Значение их заключается в том, что они усиливают те или иные обертоны, сопровождающие основное звучание голоса, и тем самым способствуют выявлению тембра. От величины и формы резонаторов зависит выделение тех или иных обертонов. Ясно поэтому, какое значение в пении имеет свободное владение полостью рта, которое в процессе артикуляции гласных и согласных находится в непрерывном видоизменении. Роль резонаторов проявляется главным образом при вокализации гласных, когда язык, губы, зубы (артикуляционный аппарат) находятся в устойчивом взаимном соотношении.
При пении функционируют одновременно все резонаторы, однако при исполнении низких звуков голосового регистра доминирует грудной резонатор, а при исполнении высоких звуков – верхние резонаторы.
Для «сглаживания» резонаторов в своей практике использовали методику распевания В.В. Емельянова .
Хорошее пение зависит от хорошего организованного мышления. Это и есть внутренний вокальный слух, вокальное представление. При пении рот надо раскрывать естественно, не забывая о том, чтобы звук не «протискивался», тем более, что полость рта является одним из резонаторов. Губы также участвуют в звукообразовании и не должны быть пассивными: их форма и положение отражается на положение гортани. Для более активной работы артикуляционного аппарата на занятиях с учащимися применяли артикуляционную гимнастику .
Развитие диапазона для всех голосов – очень важный этап в обучении. Бывают счастливые случаи, когда природа сама создала такой голосовой аппарат, который позволяет голосу без высокого напряжения идти вверх. Для тех детей, которые не обладают такой природой, имеется целый ряд вокальных упражнений, которые так же использовали в своей практике. Это вокально-хоровые упражнения Е.Альбовой и Н.Шереметьевой .
Так же, был разработан комплекс упражнений, по системе профессора О.Н. Благовидной . Здесь учтены все вокально-технические приемы и на каждый из приемов подобран свой комплекс развивающих упражнений.
Чтобы сформировать звук, необходимы: правильная высокая позиция звука, хорошо опёртого на дыхание, и свободное голосоведение без форсировки. При этих условиях можно научиться владеть филировкой на всём диапазоне, и тогда она становится одним из самых красивых нюансов в вокальном искусстве. Этот нюанс дает гибкость голосу и очень облегчает звуковедение.
Развитие кантилены требует хорошего дыхания, высоко позиционного и полетного звука, четкой, хорошей дикции. Всех этих компонентов педагог должен добиваться от ученика, с самого начала ставя перед ним сложную задачу развития кантилены. Значение согласных звуков для выразительности пения и для кантилены огромно. Станиславский сравнивал гласные звуки с водами рек, а согласные - с берегами. Когда кантиленное пение с хорошей дикцией войдет в привычку, можно переходить к сложным вокальным произведениям с высокими верхними звуками. При пении на высокой тесситуре сохранить четкость дикции не просто. Но владея технически подготовленным, гибким артикуляционным аппаратом, учащийся справится с этой трудной задачей.
Правильная «постановка голоса» предполагает такую координацию всех элементов певческого аппарата, при которой мускульная энергия расходуется наиболее экономно и с наибольшим эффектом.
В целом, пение – это сложный психофизический процесс, и чтобы владеть голосом, нужно достигнуть правильной координированной деятельности всех частей голосового аппарата.
Категория: Искусство | Добавил: ГалинаПрямосудова
Просмотров: 14 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-11-18, 2:56 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [183]
Педагогика [311]
Математика [825]
Физика [264]
История [362]
Классному руководителю [540]
Русский язык и литература [724]
Физическая культура [224]
Английский язык [433]
Искусство [196]
Родительский совет [19]
Биология [337]
Информатика [382]
Начальная школа [1959]
Мой Казахстан [250]
Технология [139]
Самопознание [182]
Технология труда [61]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [168]
Дошколенок [512]
География [138]
Школьная библиотека [54]
Казахский язык и литература [589]
Химия [41]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru